ГБОУ «Турунтаевская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат»
Краткосрочный, нравственно-патриотический
проект на тему:
« Хлеб – всему голова!»
Проектная деятельность
Учителя начальных классов: В.Н. Ушаковой
Воспитателя:
И.Н.Нетёсовой
Турунтаево 2019
Нравственно-патриотический
проект «Хлеб - всему голова!»
Не напрасно народ с давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет самой первой святыней.
Золотые слова забывать мы не вправе:
Хлеб - всему голова в поле, в доме, в державе!
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Сроки реализации: IV четверть
Продолжительность проекта:краткосрочный.
Участники проекта: дети, классный руководитель, воспитатель, родители.
Цель: Сформировать знания детей о хлебе, о профессии людей выращивающих хлеб.
Задачи:
• познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
• расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
• воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых.
Актуальность:В начальных классах у детей с УО формируется потребность в активном познании окружающего мира. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования патриотических чувств.
В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в эти годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие.
Все хорошее начинается с родного дома, с матери. Если прививать любовь к родному краю с раннего детства, то со временем он научится гордиться им и его благосостоянием, а хлеб - это символ благополучия, достатка.
Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас всю жизнь. Ценность хлеба измерить ничем нельзя.
Проблема:
К сожалению, многие дети, обучающиеся в коррекционной школе, мало знают о труде людей, выращивающих хлеб.бывает, что относятся к хлебу неуважительно (бросают, играют, крошат, и т.п.).
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• эксперименты;
• анализ.
План по реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
• Определение темы проекта.
• Формулировка цели и задач.
• Составление плана основного этапа проекта.
• Подбор иллюстраций, создание презентаций по проекту «Хлеб всему голова»
2. Основной этап:
Проведение совместной деятельности педагога с детьми:
Сюжетно-ролевая игра:
• «Семья»;
• «Магазин»;
• «Булочная»;
Дидактические игры:
• «Назови профессию»;
• «Что где растет»;
• «Что сначала, что потом»;
• «А какой он, хлеб»;
• «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
Беседы:
• «Как хлеб на стол пришел»;
• «Какой бывает хлеб»;
• «Берегите хлеб».
Наблюдения и рассматривание альбомов:
• подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
• репродукций картин русских художников на заданную тему;
Просмотр презентации :
• «От зернышка до хлеба».
Экскурсия:
• Пекарня ИП "Фирсов" в с.Иркилик
Знакомство с профессиями:
• Комбайнёр;
• Пекарь.
Исследовательская деятельность:
• Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Опытно – экспериментальная деятельность:
• Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
• Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
• Замешивание теста и выпечка хлеба (при помощи родителей).
Чтение художественной литературы о хлебе.
• Сказки: «Колобок», «Колосок».
• Стихи: Я. Аким «Пшеница», Я. Дягутите «Руки человека»,Испекла Танюшка вкусные ватрушки
• И. Токмакова «Что такое хлеб».
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе.
Приметы о хлебе
Изобразительная деятельность:
• рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.
• Составление узоров и рисунков из круп.
• рисование на тему "Как к нам на стол приходит хлеб"
Взаимодействие с родителями
• Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
• Чаепитие с приготовлением бутербродов из разного вида хлеба, а также с хлебобулочными изделиями, испеченными совместно с родителями “Хлеб - всему голова”
3.Заключительный этап:
Составление презентации проекта «Хлеб всему голова»
Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».
Совместная выставка рисунков детей с родителями «Хлеб-всему голова!»
Ожидаемый результат:
Отдавая предпочтение проектному методу обучения, мы постараемся создать условия для самореализации детей.
Дети приобретут умения и навыки исследовательской деятельности: проводить опыты, систематизировать и делать выводы.
У детей сформируются представления о ценности хлеба;
Дети получат знания о том, как выращивают хлеб, что хлеб – это итог большой работы многих людей; познакомятся с сельскохозяйственной техникой (машина, комбайн)
Будут созданы условия для привлечения интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; дети узнают о разнообразии кулинарных, хлебобулочных изделиях.
Разучат совместно с родителями и педагогами стихи и поговорки о хлебе.
Не малое место в проекте займет игровая деятельность.
Список используемой литературы:
• Емельянова Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет
• Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.
• Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
• Т.А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.
Интернет ресурсы:
• http://www.youtube.com/watch?v=BUh0q8z5Pbs
• http://www.youtube.com/watch?v=oeWNlZRSgNM
пословицы и поговорки о хлебе:
• Будет хлеб, будет и обед
• Пот на спине, так и хлеб на столе
• Без соли невкусно, а без хлеба несытно
• Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
• Без хлеба всё приестся
• Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
• Без хлеба и мёдом сыт не будешь
• Без хлеба и у воды жить худо
• Хлеб — всему голова.
• Хлеб бросать — труд не уважать.
• Без хлеба нет обеда.
• Из одной муки хлеба не испечешь.
• Хлеб – источник жизни.
• Хлеб да вода — здоровая еда.
• Хочешь есть калачи - не лежи на печи!
• Будет хлеб - будет и песня
Приметы о хлебе:
• Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
• Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
• Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
• Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
• Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
• Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Загадки о хлебе:
- Он не мяч и не клубок,
Он – румяный…(Колобок)
- Лежит Емеля на печи,
Жует Емеля…(Калачи)
- В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья! (Зерно)
- Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем.
Разделю ребяткам всем (Бублик)
Защита проекта "Как к нам на стол приходит хлеб"
1.
В классе приготовлены (накрыты) столы с хлебобулчными изделиями, приготовленными руками родителей.
Дети и гости сидят на стульях.в класс заходит девочка в русском народном костюме под песню "Хлеб всему голова", читает стихотворение про хлеб.
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила
В нем чудесное тепло.
Столько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем - Земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем,
Уплетай за обе щеки
Вырастай богатырем!
_- Ребята Света сейчас будет угощать всех караваем, давайте вспомним, как правильно на Руси угощаются караваем хлеба. (отщипывают кусочек, целуют, макают в соль и кушают). Света угощает всех караваем хлеба
2.
- Ребята, вам понравился хлебушек? Посмотрите, к нам пришли сегодня гости послушать, что вы узнали про то, как хлебушек попадает к нам на стол.давайте поздороваемся с гостями так, как было принято в старые времена на Руси. (дети кланяются в пояс гостям).
Чтобы наш язычок хорошо работал и помогал нам сегодня, давайте проговорим чистоговорки.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
Молодцы! Теперь мы готовы работать. Сегодня мы с вами расскажем гостям про все, что мы узнали и где побывали. Итак, начнем!
Для начала давайте вспомним пословицы о хлебе.
Хлеб - всему ....(дети) голова.
Без хлеба - нет (дети) обеда.
Хочешь есть калачи - (дети) не сиди на печи!
Будет хлеб - и будет (дети) песня.
Как вы понимаете значение этих пословиц?
3.
Игра с мячом:
- Назови хлеб ласково. (хлебушек)
- Опилки от дерева - деревянные, а крошки от хлеба? (хлебные)
- Как называется посуда, в которую кладут хлеб при подаче на стол? (хлебница)
- Кто выпекает хлеб? (пекарь)
- Кто управляет комбайном? (комбайнер)
- Кто управляет трактором? (тракторист)
- Из чего делают муку для хлеба? (из зерна)
Физминутка:
Посадили зёрнышко (присели)
Потянулось оно к солнышку (потянулись)
С ветерком оно играет (движения кистями рук)
Ветерок его качает (покачиваем руками)
Молодцы! Садитесь. Ребята, а вы помните презентацию, которую я вам показывала про то, как к нам приходит хлеб? И, конечно, помните, сколько труда нужно, чтобы мы могли покушать вкусный хлеб.
Посмотрите на доску. (на доске картинки с этапами приготовления хлеба).
- Что здесь нарисовано? (ответы детей) Здесь нарисовано как хлеб приходит к нам на стол.
- Ребята, я сегодня так торопилась, когда готовила наш класс, что кажется перепутала в каком порядке должны быть расположены картинки. Поможете мне правильно распределить что и за чем идет?
(учащиеся расставляют картинки в правильном порядке)
4.
А сейчас я приглашаю вас всех к доске со своими стихотворениями и рисунками. (учащиеся (Света Д., Аюр Ю., Тимур С.) рассказывают стихи про профессии, связанные с приготовлением хлеба).
1. Воспитатель: - С чего начинается хлеб? С поля!
Что такое поле? Для коней раздолье!
Пашни голоса, метёлочки овса,
В поле колосится спелая пшеница,
И шумит там рожь, колючая, как ёж.
В поле ветер свищет, мышка зёрна ищет,
Ящерка снует, солнышко встает.
Знает только птица, где его граница,
Ну, а ты пойдешь - края не найдешь!
2. Учитель: - Затем на поле приезжает? (дети - трактор)
Трактор делать всё умеет:
Трактор пашет, трактор сеет.
Очень любит он трудиться,
А лениться - не годится!
Едут с самого утра на работу трактора!
3. Поел вспахали, посеяли зерно. Оно поспело, затем на поле приезжает? (дети - комбайн)
Дед мой комбайнером был.
Труд тяжелый свой любил.
И говорил: Не жить нам на Земле
Без хлеба на столе!
4. Хорошо, ребята! Зерно собрали и повезли куда? ( на мельницу)
Дуйте, дуйте ветры в поле, чтобы мельницы мололи!
Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки!
Ребята, а вы на мельнице когда-нибудь были? Нет? Ну, ладно еще побываете. На мельницу мы пока не поедем, но можем попробовать смолоть немного муки сами! Хотите? (Учитель достает ручную кофемолку(мельницу) и дети все пробуют молоть зерно.
5. Хорошо! Муку смололи, а дальше? Кто повезет муку и куда?
На поле приезжает? (грузовик). Я приглашаю к доске Мишу А., Настю С., Гену Б.
Хоть и собрано зерно, да не хлеб еще оно!
Станут зёрнышки мукою, не дадут и ей покою,
На большой хлебозавод грузовик муку везет!
6. Да, ребята, муку везет грузовик, а куда? ( в пекарню), где работает кто? (пекарь)
Встанем мы, когда вы спите и муку просеем в сите,
До красна истопим печь.чтоб к утру вам хлеб испечь!
7. Молодцы! Вот как много труда нужно, чтобы мы поели вкусный хлеб! Значит, как нужно относиться к хлебушку? (ответы детей) Вспомните, как старики относятся к хлебу, я вам рассказывала, если вдруг хлебушек упал на пол, то что делали? (дети - хлеб поднимали, просили прощения и целовали)
Хлеб, ребята, берегите! Никогда им не сорите!
Много рук его растили, сбирали, молотили!
Отдыха порой не знали, долго у печи стояли,
Чтоб для нас испечь полезный, хлеб душистый и чудесный!
Вот так малый колосок на стол хлебом прийти смог!
Какие вы все молодцы! Теперь, я надеюсь, вы будете беречь хлебушек, зная, сколько рук его растило. А сейчас я предлагаю вам вместе с родителями и гостями посмотреть небольшую презентацию о нашем проекте.
После просмотра презентации учитель приглашает всех за стол на чаепитие.
Предварительная работа.
Рисунки на тему: «Откуда к нам приходит хлебушек?»
Рассматривали колоски и пытались прорастить зерно.
Побывали на экскурсии в пекарне. И увидели там много интересного!
Пригласили родителей и защитили проект! Мы – молодцы!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.