Фамилия, имя автора: Иванова Валерия Витальевна
Образовательное учреждение: Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Класс: 5 «А», отделение слабослышащих детей
Фамилия, имя, отчество руководителя-консультанта: Моисеева Раиса Ивановна – учитель начальных классов, педагог-психолог
E-mail: rimoiseeva@list.ru
+7-909-548-68-96
Тема проекта: «Голубь – птица нашего края»
Номинация – социальные проблемы
Актуальность.
(Слайд №3) Интересно, откуда пришло выражение «Голубь мира»? Что оно означает? Голуби мало чем отличаются от других птиц, так почему именно голубей называют птицами мира? Я попытаюсь найти ответ на этот вопрос, для этого надо изучить необходимую литературу, интернет-источники.
Каждый день, в любое время года, люди подкармливают голубей, которые встречаются на улицах городов и деревень в разных странах мира. Удивительные эти птицы – голуби. Актуальный вопрос, почему люди говорят: «Голубь – птица мира!». Данное изречение знает каждый школьник. Но почему так эту птицу называют, знает далеко не всякий. Это доказано анкетированием, организованном на базе школы-интерната с обучающимися младшего школьного возраста. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо самостоятельно выяснить, почему голубей считают птицами мира?
(Слайд №4) А для этого важно составить план исследования.
Во-первых, выдвинули гипотезу – если познакомиться с подробностями голубиной жизни в литературе, Интернет-источниках, то можно ответить на поставленный вопрос.
Во-вторых, поставили цель – расширить и обогатить свои знания о голубях.
В-третьих, наметили задачи:
a) изучить научную и художественную литературу;
b) провести анкетирование одноклассников;
c) организовать наблюдение за птицами;
d) выполнить фотосьёмку голубей, подобрать фотографии;
e) познакомиться с жизнью голубей, их особенностями через Интернет-сайты;
f) выяснить, как появилось выражение: «Голубь – птица мира!»;
g) установить, интересные факты;
h) сделать анализ, выводы;
i) составить презентацию, поделиться опытом с общественностью.
В-четвёртых – определили объект исследования – голуби, обитающие на улицах города Томска.
Предмет исследования – условия обитания голубиной жизни.
Методы исследования:
a) анкетирование одноклассников;
b) сбор информации о голубях через литературу, Интернет-сайты;
c) наблюдение, анализ, выводы;
d) подбор фотографий с изображением голубей;
e) практическая деятельность – составление презентации;
f) отчётное выступление, представление результатов творческой работы перед одноклассниками и ребятами начальных классов в рамках декады естествознания, защита творческой работы перед школьным сообществом в актовом зале образовательной организации.
Содержание.
(Слайд
№5) На
улицах города Томска каждый день видим голубей, они имеют
красивый внешний вид. Эта птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими
ногами, цепкими пальцами на них. Ещё у этой птицы красивые, длинные и острые
крылья. Птица наших городов ты всегда тянулась к людям,
Где не может быть врагов, где тебя всегда мы любим (В. Зотов).
Вначале исследования темы, одноклассники согласились пройти анкетирование. Анкета: «Кто такие голуби?»
П/№ |
Содержание вопроса |
Да |
Нет |
1. |
Знаете ли Вы, почему голубя называют символом мира? |
|
|
2. |
Знаете ли Вы, когда на земле появились голуби? |
|
|
3. |
Знаете ли Вы, чем питаются маленькие птенчики? |
|
|
4. |
Знаете ли Вы, чем питаются взрослые птицы? |
|
|
5. |
Знаете ли Вы о скульптурной композиции «Голубь» в городе Томске? |
|
|
6. |
Знаете ли Вы, как помогали голуби русским солдатам во время Великой Отечественной войны? |
|
|
Результаты анкетирования.
По результатам анкетирования у обучающихся начальных классов выявлены слабые представления о голубиной жизни. Только на 4-ый вопрос анкеты, все опрашиваемые – 100% ответили «Да». На остальные вопросы они затруднились ответить, поэтому данная исследовательская тема является актуальной, изучение которой пополнит знания, расширит кругозор в процессе передачи личного опыта.
(Слайд №6) Голубь – древний спутник человека. В легендах и преданиях часто упоминаются голуби с чертами миротворцев, сохраняющие верность в любви и дружбе. Голуби издавна сопровождают жизнь человека на самых разных территориях проживания. Ещё в древности птица была приручена, поэтому кочевала вместе с переселенцами по всему миру. Его нежное воркование, мелодичные звуки успокаивают. Голубь умеет посвистывать, гудеть, гневно шипеть и даже кричать.
(Слайд №7) Какой корм предпочитают голуби? Голуби любят: хлебные крошки, пшено, семя тыквы, подсолнечника, крупу, зерно, ягоды. В еде птицы вовсе неприхотливы, они клюют любые зерновые культуры, которые отыскивают на улицах нашего города. Из всех кормов, предложенных голубям, мы отметили, что больше всего предпочитают семя подсолнечника, потому что его склёвывают в первую очередь.
(Слайд №8) Голубь – птица стайная, то есть всегда держится группами. Я люблю кормить голубей. Сердце замирает, когда голуби клюют семечки с ладони. Протянула я ладошку, на ладони хлеба крошки. Прилетели голубки, смело брали хлеб с руки (М. Пиудунен).
(Слайд №9) Примечательная особенность. При подъёме и посадке голубь громко хлопает крыльями и перебирает ногами. Своеобразен полёт «бабочкой», при котором голубь как бы парит на месте, широко распуская хвост, чтобы затормозить движение вперёд. Живёт голубь под крышами домов, на чердаках.
Удивительные факты о голубях. Основная часть.
(Слайд №10) 1-ый интересный факт! Голубям несколько тысяч лет! Первое документальное упоминание о голубях появилось более 5000 лет назад в Месопотамии на глиняных табличках. В Египте были найдены останки голубей в древних захоронениях людей. Голубь известен со времён появления историй о всемирном потопе. Именно голубку выпустил Ной из ковчега после потопа, для того, чтобы она нашла землю. И голубка справилась, она вернулась на ковчег с оливковой веточкой в клюве, а это означало – Бог простил людей.
(Слайд №11) 2-ой интересный факт! В 1949 году на Всемирном конгрессе мира, проходившем в Париже и в Праге, за символ мира взяли именно эту птицу с картины испанского художника Пабло Пикассо, несущую в клюве оливковую ветвь.
В Китае голубь – символ долголетия, верности, порядка, почтения к старшим. В Древней Греции и Риме голубь символизирует любовь и обновление жизни. У евреев голубь – символ чистоты. Японская культура отвела голубю высокую миссию, связанную с завершением всех войн. В индуизме голуби выступают в роли посланников у бога мёртвых.
(Слайд №12) 3-ий интересный факт! Голуби хорошие родители, по очереди высиживают яйца. Из маленьких белых яичек через две-три недели появляются птенцы. Они совсем слепые, голенькие, с маленьким пушком.
(Слайд №13) 4-ый интересный факт! Голуби – хорошие родители. Выкармливают птенцов голубиным молочком, которое выделяется стенками зоба. Зоб – это небольшой мешочек в шее у птиц. А когда птенцы подрастают – они кушают вместе с родителями «взрослую» пищу. Особо стоит сказать о голубином зрении. Когда птенцы прозревают, ни солнце, ни «молнии» электросварочных аппаратов не могут ослепить птиц, потому что сетчатка глаза голубей не пропускает лучи. Летая высоко в небе, голуби могут увидеть даже маленькое зёрнышко на земле.
(Слайд №14) 5-ый интересный факт! Птицы мира развивают скорость до 60-70 км в час. В военные годы люди использовали голубей как летающих почтальонов. Помимо срочных донесений героические птахи осуществляли боевые вылеты, доставляя в тыл врага зажигательные снаряды.
(Слайд №15) 6-ой интересный факт! В Томске, по проспекту Фрунзе, сквер «Любви и согласия» украшен скульптурной композицией «Голубь», где была свалка мусора до двух метров. Голубь плавно приземлился, отряхнул все пёрышки, и на месте закружился – собирая, зёрнышки (Т. Второва).
(Слайд №16) 7-ой интересный факт» Памятник голубю установлен не только в нашем городе, но и во многих городах России. К примеру, в Москве, по улице Пушечной, д. 9, во дворе Центрального дома работников искусств воздвигнут памятник голубиной паре. На нарочито бесформенном камне «присели» эти две милые птички, застыли, внимательно следя за прохожими, притягивая взоры проходящих мимо людей. Памятники голубю-птице мира установлены в 33 странах мира. Это знак благодарности птицам за помощь человеку.
Завершение.
(Слайд №17-18) «Люблю птиц». Автор: Георгий Ладонщиков. Видеоматериал.
(Слайд №19) На основе исследования были сделаны выводы:
a) голуби принадлежат к древнейшим домашним животным;
b) в основном, птицы предпочитают селиться рядом с жилищем человека, так им проще найти себе пропитание;
c) голубь – птица выносливая и очень сильная, за эти качества её ценили во времена голубиной почты, в период военных действий;
d) у многих народов эта птица – олицетворение хороших новостей, символ мира, верности, любви, счастья, благополучия;
e) испанский художник Пабло Пикассо нарисовал на чёрном фоне прекрасную белую голубку. И назвал он свою картину «Голубь мира»;
f)
голубь мира – выражение,
получившее популярность после окончания Второй мировой войны, в связи с деятельностью
I Всемирного конгресса сторонников мира в 1949 году,
который проходил одновременно в Париже и в Праге;
g) наблюдение за голубями поднимает настроение, знания о голубиной жизни помогают в учёбе;
h) общение с птицей мира успокаивает, придаёт жизненные силы.
Заключение.
Подводя итог, можно сказать, голубь – это вполне миролюбивая птица. Намеченная цель достигнута, выявлены интересные факты о голубиной жизни, а главное получен ответ на актуальный вопрос, почему люди говорят: «Голубь – птица мира!». Голубь мира – выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны, в связи с деятельностью I Всемирного конгресса сторонников мира в 1949 году, который проходил одновременно в Париже и в Праге. Испанский художник Пабло Пикассо нарисовал на чёрном фоне прекрасную белую голубку. И назвал он свою картину «Голубь мира». С тех пор голубь получил звание «Птица мира».
В рамках декады естествознания, одноклассникам, школьному сообществу была представлена презентация: «Голубь – птица мира!». Данная исследовательская работа может быть использована на уроках окружающего мира при изучении тем: «Птицы нашего края», «Птицы Томска и Томской области», во внеклассной деятельности.
Таким образом, на поставленные вопросы были найдены ответы. Но появились другие вопросы, на которые необходимо искать ответы. Кто ищет, тот всегда найдёт! Исследование по данной теме продолжается.
Библиография
1. Большая детская энциклопедия, М., Изд-во «Детская литература», 2003г.
2. Видеофильм «Проект «Гражданин»: ступени социальной зрелости молодёжи» – Самара, 2002.
3. Мультимедиа-пособие: Портфолио социального проекта (Проект «Гражданин») — Самара, 2009.
4. Мультимедиа-пособие: Проект «Гражданин» — Самара, 2004.
5. Письмо Минобразования РФ от 15 января 2003 г. N 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ».
6. Плешаков Андрей Анатольевич, Гара Наталья Николаевна, Назарова Зоя Дмитриевна. Издательство: Просвещение, 2016 г. Серия: Школа России (ФГОС).
7. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС 4 рец. Просвещение: Школа России (ФГОС).
8. Энциклопедический словарь юного натуралиста, М., «Пед-ка-Пресс», 1998.
9. Энциклопедия «Я познаю мир», Москва, «Издательство АСТ», 2001г.
Интернет-источники:
1. http://www.agitclub.ru/museum/agitart/peacesign/peacedove1.htm
2. http://www.zooprice.ru/bird/pigeon/pochtovye-golubi-nemnogo-istorii.html
3. http://vmirechudes.com/golubi-geroi-pervoj-i-vtoroj-mirovoj-vojny/
4. http://uzbekpigeons.ucoz.ru/publ/interesnye_isorii_pro_golubej/pamjatniki_posvjashhennye_golubjam
5. http://www.zoopicture.ru/dickin-medal
6. http://www.podelkidetkam.ru/legkoe-origami-iz-bumagi
7. http://sob.ru/sreda/golubi-v-gorode-borba-za-mesto-pod-solntsem
8. https://www.labirint.ru/books/380898/
Наградные
документы
Наградные документы
Благодарность родителям
Творческая деятельность
Защита творческой работы перед школьным сообществом
Взаимодействие с волонтёрами центра «Содружество» по передержке бездомных животных
Фотоматериалы из личного архива
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.