Проект "Лингвоком словесного мусора"
Оценка 4.7

Проект "Лингвоком словесного мусора"

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
русский язык
11 кл +1
31.01.2020
Проект "Лингвоком словесного мусора"
Мы задумались, как очистить речь своих учеников от словесного мусора: слов не соответствующих литературным орфоэпическим нормам русского языка. В результате появился проект "Лингвоком словесного мусора" с увлекательными мероприятиями: литературно-лингвистической викториной, квест-игрой, часом вежливости и подвижными играми. Описание проекта в прикрепленном файле.
проект лингвоком Кузнецова Н.В..doc

Кузнецова Нина Викторовна, учитель русского языка и литературы БОУ «Нагорно- Ивановская СОШ» Тарского муниципального района, Омской области

Спорыш Иола Рудольфовна,библиотекарь МБУК « Нагорно- Ивановская сельская библиотека»

 

 

 

 

 

http://tse1.mm.bing.net/th?&id=OIP.Mb75264552ecc893bebf6e2a73100e1c0o0&w=279&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0Проект «Лингвоком словесного мусора»

Идея проекта: на протяжении действия проекта, используя разные формы библиотечных мероприятий, посвящённых культуре речи, дети учатся говорить правильно, избавляясь от употребления в речи слов, не соответствующих литературным орфоэпическим нормам русского языка, периодически формируя бумажный ком – лингвоком словесного мусора. Ком состоит из основы – смятой бумаги в форме шара и бумажных лент разного цвета. На лентах дети пишут слова-мусор, от которых им самим или кому-либо с их помощью удалось очистить свою речь. Ленты закрепляют на основе. В последний день действия проекта 6 июня, в День русского языка лингвоком словесного мусора юные лингвисты выбросят в урну, таким образом, участники проекта символически продемонстрируют факт изъятия из своего словарного запаса некоторых слов, запечатлённых на лентах лингвокома.

Пояснительная справка: слово «лингвоком» - неологизм, придуманный в рамках данного проекта (от лат. lingua — язык). Линггвоком словесного мусора – информационный бумажный шар, ком, содержащий печатный перечень слов, не отвечающих литературным орфоэпическим нормам русского языка, от которых удалось очистить свою речь участникам проекта.

Цель проекта: формирование интереса детей к родному языку, русской речи, литературному чтению.

Задачи проекта:

Провести ряд мероприятий, направленных на повышение интереса к языкознанию, расширяющих кругозор и общую культуру.

Участники проекта: дети младших и средних классов

Сроки реализации проекта: в течение первого полугодия 2018 года

Социальные партнёры: библиотека

Ожидаемый результат:реализация проекта создаст условия для развития интереса к русскому языку, литературе, позволит повысить общий уровень культуры участников проекта.

 

 

 

План мероприятий

Название мероприятий

Исполнители

Сроки реализации

 

 

 

 

1.

Литературно-лингвистическая викторина «Язык мой – друг мой»

Библиотека, школа

январь

2.

Интернет экскурсия «Познающим мир»

Библиотека, школа

февраль

3.

Час вежливости «Этическая грамматика»

Библиотека, школа

март

4.

Квест-игра «Созвездия слов»

Библиотека, школа

апрель

5.

Подвижные игры «Слово-не воробей»

Библиотека, школа

май

6.

День русского языка «Звёздный час с Буквоежкой»

Библиотека, школа, клуб

июнь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мероприятия в рамках проекта «Лингвоком словесного мусора»

Понимайте значение слов, и мир

будет избавлен от множества ошибок

(Готлиб Лейбниц)

Цели, задачи: познакомить детей с тайнами, красотой, силой и мудростью слова; обогатить словарный запас; пробудить активный интерес к родному языку, стремление к новым открытиям в мире родной речи; заинтересовать творчеством великих русских художников; привлечь к чтению тематической литературы.

Целевая аудитория: дети младшего и среднего школьного возраста.

Мероприятие 1:

Конкурс «Что такое хорошо и что такое правильно»

Оборудование: книжная выставка «Таинственность родного языка», раздел «Русский язык» книжной выставки «Парад школьных наук», школьная доска, иллюстрация картины Васильева Ф.А. «Перед дождём», дарц, мячи, столовые принадлежности, два огурца.

Ход мероприятия:

Ведущий: У каждого слова, как и у людей, своя особенная судьба, своя история. Наш язык полон неразгаданных тайн. Приоткрыть завесу тайн вечно зелёного древа жизни Языка мы предлагаем вам вместе с нами.

Первое мероприятие из цикла «Растревожьте в слове скрипку», посвящённых русскому языку, – конкурс «Что такое хорошо и что такое правильно». (Ведущий предлагает поделиться конкурсантам на две команды и придумать название командам.В составе жюри – учитель русского языка, лит-ры и зав. клубом, биб-рь).

1 конкурс «Дарц»:

Поле дарца разграничено на 20 сегментов. Каждому сегменту соответствует подготовленное заранее слово. Игроки команд по очереди кидают дротики в мишень. Ведущий называет верный и неверный варианты слова, соответствующего сегменту, в который игрок попал дротиком. Конкурсант должен правильно произнести заданное слово и в этом случае он зарабатывает балл, количество которого соответствуюет номеру сегмента, в противном случае – баллы отнимаются в том же количестве. Если конкурсанты в ходе игры дротиком попадают в один и тот же сегмент – выбирают ближайший ещё не задействованный сегмент.

Перечень слов для 1 конкурса:

  1. Ассиметри*я (* - ударение)
  2. Балова*ть
  3. Блоки*ровать
  4. Догово*р
  5. Досу*г
  6. Жалюзи*
  7. Звони*т
  8. Католо*г
  9. Кварта*л
  10. Коклю*ш
  11. Краси*вее
  12. Инжене*ры
  13. Сле*сари
  14. Директора*
  15. Профессора*
  16. Бро*ня на билеты
  17. Заку*порить
  18. Ка*мбала
  19. Сли*вовый
  20. То*рты

2 конкурс «Похвали моё платье»

Ведущий по очереди бросает мяч игрокам команд. Поймав мяч, конкурсант, не повторяя эпитетов, должен похвалить платье одной из участниц конкурса. Выигрывает команда, которая последней назвала эпитет. (Например, платье восхитительное, великолепное, модное, красивое, элегантное, чудесное и т.д.)

3 конкурс «Розетка»

Ведущий предлагает каждому конкурсанту придумать предложение со словом «розетка».

Игроки чаще всего придумывают предложения со словом «розетка» - в значении «электрическое устройство». Ведущий приводит примеры других смысловых значений этого слова:

Розеткой именуют собранное в пышный кружок, пучок украшения из ленты, тесьмы и шнура. Такими «розочками» часто убирают вечерние и свадебные платья, детские наряды.

Розеткой принято называть орденский бант.

В розетку кладут варенье, мёд, сахар.

Розетку надевают на свечу, чтобы воск или стеарин не капали на подсвечник

Розеткой называют абажур электрической лампы в виде волнистого раструба

Некоторые растения розеткой располагают листья.

Розетка – так архитекторы и ювелиры именуют украшение круглой формы в виде расходящихся из центра листьев, цветочных лепестков.

4 конкурс «За стеклом»

Конкурсантам предлагается описать пейзаж, который виден из окна библиотеки.

5 конкурс «Составь слово»

На доске – два ребуса. Команды за ½ минуты дети должны составить как можно больше слов.

1)

 

Забимаорь

ЯК

сорн и

а

2)

 

с п ж

е

ЮР и

тук

6 конкурс «Живопись»

(Вниманию игроков представлена иллюстрация картины Васильева Ф.А. «Перед дождём»).

Ведущий: Перед вами иллюстрация картины «Перед дождём» талантливого русского художника Фёдора Александровича Васильева. Илья Репин называл его «Моцартом русской живописи». Всё Васильеву легко давалось. Никогда не учился музыке, а сядет за фортепьяно – и пожалуйста, читает с листа ноты или по слуху подбирает сложную мелодию. Увидел, как играют в городки, и через полчаса стал завзятым игроком. Погнали мимо него коней, он бросился следом, ладонью коснулся крупа – и уже верхом. Казалось, он и работал так же: захотел – написал. Но за видимой лёгкостью стоит неприметный другим упорный, постоянный труд. Прожил Васильев совсем мало – 23 года, но успел оставить после себя яркий след в искусстве.

Детям предлагается сочинить небольшой рассказ по сюжету картины.

7 конкурс «Кулинарный»

Дети должны выбрать одно словосочетание из двух предложенных - «нарезать огурец» или «порезать огурец». Если команда выбирает первое словосочетание, то получает в качестве приза аккуратно, кружочками нарезанный огурец. Игроки, выбравшие фразу «порезать огурец», будут угощаться хаотично, неравными долями здесь же порезанным овощем.

Жюри подводит итоги.

 

 

 

 

 

 

 

Турнир эрудитов «Юные лингвисты»

 

Мероприятие 2

Оборудование: книжная выставка «Таинственность родного языка», раздел «Русский язык» книжной выставки «Парад школьных наук», иллюстрация картины Шишкина И.И. «Рожь», 2 экз. книг Т. Белозёрова «Подснежники», набор карточек синего и красного цвета.

Конкурсанты делятся на две команды

Тур 1 «Самое длинное слово»

Ведущий: В книге рекордов Гиннеса (2003) как самое длинное слово было указано превысокомногорассмотрительствующий (35 букв). Но сейчас можно найти и более длинные слова.

Самые длинные слова русского языка: Химическое соединение метилпропенилендигидроксициннаменилакриловая (44 буквы) - кислота.

Прилагательное с дефисом сельскохозяйственно-машиностроительный (38 знаков).

В литературе наполеононенавистничества (25 букв).

Задание 1:

придумать существительные в порядке поочерёдного увеличения количества букв на один знак.

Стартовое слово – «дом» (далее следует слово из 4 букв, затем из пяти и т.д.)

Тур 2 «Самое длинное предложение»

Одно из самых длинных предложений у Марселя Пруста, состоящее из 847 слов.

Задание 2:

Придумать предложение, включающее как можно больше слов.

 

 

 

Тур 3 «Скоро чтение»

Задание 3:

Одновременно два соперника начинают читать одинаковые тексты (у нас был Т. Белозёров «Подснежники»). Через определённые интервалы времени по знаку ведущего тексты поочерёдно передаются следующим чтецам противоборствующих команд. Каждый член команды начинает читать с того места, на котором закончил предыдущий чтец. Выигрывает команда, которая показала лучший результат техники чтения. Учитывается и качество чтения.

Тур 4 «Красный, синий»

Задание 4:

Всем участникам игры раздаются по две карточки: одна - синего цвета, другая – красного. Ведущий называет слова. Если, по мнению игрока, слово произнесено правильно, то он поднимает синюю карточку, если – неверно – красную. Бал за конкурс будет равен общему количеству правильных ответов всех членов команды.

Перечень слов:

  1. Баловни*к
  2. Вероиспове*дание
  3. Исче*рпать
  4. Киломе*тр
  5. Импортный шампунь
  6. Вкусный кофе
  7. Красивый тюль
  8. Хода*тайствовать
  9. Ге*незис
  10. Опто*вая
  11. Обеспе*чение
  12. Аэропоро*рты
  13. Вы пра*вы
  14. Духовни*к
  15. Экспе*рт
  16. Языкова*я политика
  17. Ша*рфы, ба*нты
  18. Свё*кла
  19. Реве*нь
  20. Реме*нь
  21. Зави*дно
  22. Цепо*чка
  23. Коры*сть
  24. О*трочество
  25. Нефтепрово*д
  26. Предложи*ть, предло

Тур 5 «Живопись»

Ведущий: Перед вами картина великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Репина «Рожь». Пейзажная живопись Шишкина шла по пути разнообразных творческих поисков. На холстах Шишкина глухо шумят темные боры, шелестит резной листвой прозрачный дубняк, тонко звенят осинки. И. Крамской писал о Шишкине: «Шишкин верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», называл его лучшим знатоком и рисовальщиком дерева.

Предлагаю командам рассказать о том, какие эмоции, чувства вы испытываете, глядя на картину, нравится или нет вам картина художника и почему.

Жюри подводит итоги.

 

 

 

 

 

 

Мероприятие 3

Флэш моб «Говори правильно!»

Цели и задачи акции: через ролевые игры стимулировать интерес детей к изучению русского языка, создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений, привлечь внимание окружающих к данной теме, заинтересовать тематической литературой.

Ход мероприятия:

С кричалками группа детей должна передвигаться от одного магазина к другому.

Кричалки:

Не свекла, а свёкла,

Не Фекла, а Фёкла.

Не ремень, а ремень,

Не щавель, а щавель.

 

Торты нам принёс Вадим,

Торты дружно мы едим!

 

На лугу щавель растёт

Сварит суп друзьям Федот.

 

- Мой дед столяр! –

Гордо сказал Макар.

 

Душица, ромашка – целебные травы!

Вы, конечно же, правы!

 

Вопросы для продавцов продуктовых магазинов:

1. Скажите, пожалуйста, есть у вас товары по оптовым ценам?

2. Скажите, пожалуйста, бывают у вас в продаже торты «Наполеон»?

3. Скажите, пожалуйста, какой кофе в магазине у вас самый вкусный?

4. Скажите, пожалуйста, есть у вас в продаже камбала?

5. Скажите, пожалуйста, бывают у вас в продаже кедровые орехи?

6. Скажите, пожалуйста, есть у вас свёкла в продаже?

7. Скажите, пожалуйста, может хлеб заплесневеть, если его держать в холодильнике?

8. Скажите, пожалуйста, бывает у вас в продаже щавель?

9. Скажите, пожалуйста, сколько апельсинов и мандаринов я могу купить на 100 рублей?

10. Скажите, пожалуйста, сколько стоит сливовый сок?

11. Скажите, пожалуйста, какие фрукты у вас слаще – яблоки или бананы?

12. Скажите, пожалуйста, сколько яблок можно купить на 100 рублей?

13. Скажите, пожалуйста, сколько щавеля можно купить на 100 рублей?

 

Вопросы для продавца хозяйственно-промышленного магазина:

 

1. Скажите, пожалуйста, есть у вас в продаже пуловер 42 размера?

2. Скажите, пожалуйста, есть в магазине каталог товаров?

3. Скажите, пожалуйста, есть у вас в продаже цепочки?

4. Скажите, пожалуйста, есть у вас в ассортименте банты и шарфы цвета пурпур?

5. Скажите, пожалуйста, есть у вас кухонные ножи в продаже?

6. Скажите, пожалуйста, могу я у вас приобрести кожаный ремень?

7. Скажите, пожалуйста, есть у вас импортный шампунь?

8. Скажите, пожалуйста, есть у вас в продаже жалюзи?

9. Скажите, пожалуйста, есть у вас куртка красивее, чем у Саши, но не втридорога?

10. Скажите, пожалуйста, есть у вас в продаже голубой тюль?

11. Скажите, пожалуйста, есть у вас в продаже вантузы?

12. Скажите, пожалуйста, сколько носков я могу купить на 100 рублей?

13. Покажите мне, пожалуйста, несколько пар чулок и сапог моего размера.

14. Покажите мне, пожалуйста, несколько блюдец разного цвета.

15. Скажите, пожалуйста, есть у вас в продаже современные розетки? (не резетки)

Список литературы:

  1. Вартаньян, Э.А. Путешествие в слово [Текст] / Э.А. Вартаньян. – Москва: Просвещение, 1987. – 207 с.
  2. О культуре речи [Редакц. ст.] // Детская энциклопедия. – 2014. - № 8. – С. 1-56.: ил.ь
  3. Дружинина, М.В. Моя главная книга по русскому языку [Текст] / М.В. Дружинина. – Москва: «Планета детства», 2010. – 127 с.: ил.
  4. Андреев, В.Ф. Золотая книга этикета [Текст] / В.Ф. Андреев. – Москва: «Вече», 2008. – 383 с.
  5. Липатов, А.Т. За гранью слова – даль [Текст] / А.Т. Липатов. – Йошкар-Ола: Марийское кн. изд., 1979. – 205 с.
  6. Порудоминский, В.И. Первая Третьяковка [Текст] / В.И. Порудоминский. – Москва: «Детская литература», 1979. – 127 с.: ил.

Скачано с www.znanio.ru

Кузнецова Нина Викторовна, учитель русского языка и литературы

Кузнецова Нина Викторовна, учитель русского языка и литературы

Цель проекта: формирование интереса детей к родному языку, русской речи, литературному чтению

Цель проекта: формирование интереса детей к родному языку, русской речи, литературному чтению

Мероприятия в рамках проекта «Лингвоком словесного мусора»

Мероприятия в рамках проекта «Лингвоком словесного мусора»

Ведущий: У каждого слова, как и у людей, своя особенная судьба, своя история

Ведущий: У каждого слова, как и у людей, своя особенная судьба, своя история

Профессора* Бро*ня на билеты

Профессора* Бро*ня на билеты

Составь слово» На доске – два ребуса

Составь слово» На доске – два ребуса

Кулинарный» Дети должны выбрать одно словосочетание из двух предложенных - «нарезать огурец» или «порезать огурец»

Кулинарный» Дети должны выбрать одно словосочетание из двух предложенных - «нарезать огурец» или «порезать огурец»

В литературе наполеононенавистничества (25 букв)

В литературе наполеононенавистничества (25 букв)

Баловни*к Вероиспове*дание

Баловни*к Вероиспове*дание

Ведущий: Перед вами картина великого русского пейзажиста

Ведущий: Перед вами картина великого русского пейзажиста

Т о рты нам принёс Вадим, Т о рты дружно мы едим!

Т о рты нам принёс Вадим, Т о рты дружно мы едим!

Скажите, пожалуйста, какие фрукты у вас сла щ е – яблоки или бананы? 12

Скажите, пожалуйста, какие фрукты у вас сла щ е – яблоки или бананы? 12

Вартаньян, Э.А. Путешествие в слово [Текст] /

Вартаньян, Э.А. Путешествие в слово [Текст] /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020