Урок русского языка 7 класс "Текст как произведение речи"
Оценка 4.8

Урок русского языка 7 класс "Текст как произведение речи"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл +1
25.10.2020
Урок русского языка 7 класс "Текст как произведение речи"
Цели урока: 1. Обучающая: обобщить и систематизировать знания о тексте как о произведении речи; формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике; 2. .Развивающая: развивать критическое мышление, творческие и логические способности учащихся через составление структурно – логических схем (кластеров), через написание синквейнов; развивать умения полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике и при составлении текстов; 3. Воспитательная: воспитывать наблюдательность, толерантность, любовь к природе, уважительное отношение к русскому языку. Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый. Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, тестирование, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями. Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке. 1.Умение осуществлять информационный поиск (работа с лингвистическими словарями). 2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры ( кластера). 3. Умение строить аргументированный ответ на вопрос. 5. Умение работать в паре. 6. Умение выполнять индивидуально практические задания . 7.Умение строить обобщение и вывод по уроку. 8. Умение анализировать и оценивать собственную работу. Оборудование: карточки, схемы (кластеры), лингвистические словари. Структура урока: I. Организация начала урока. II. Актуализация знаний и целеполагание: - Эвристическая беседа - Работа с толковым словарём - Словарная работа - Морфемный анализ слов III. Стадия осмысления -Игра «Данет-ка» -Составление кластера «Признаки текста» - Обобщение знаний о тексте (самостоятельно) IV. Динамическая пауза V. Закрепление.Практическая работа - Работа с учебником - Анализ текста VI. Рефлексия -Синквейн VII. Домашнее задание VIII. Итог урока Цели урока: 1. Обучающая: обобщить и систематизировать знания о тексте как о произведении речи; формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике; 2. .Развивающая: развивать критическое мышление, творческие и логические способности учащихся через составление структурно – логических схем (кластеров), через написание синквейнов; развивать умения полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике и при составлении текстов; 3. Воспитательная: воспитывать наблюдательность, толерантность, любовь к природе, уважительное отношение к русскому языку. Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый. Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, тестирование, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями. Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке. 1.Умение осуществлять информационный поиск (работа с лингвистическими словарями). 2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры ( кластера). 3. Умение строить аргументированный ответ на вопрос. 5. Умение работать в паре. 6. Умение выполнять индивидуально практические задания . 7.Умение строить обобщение и вывод по уроку. 8. Умение анализировать и оценивать собственную работу. Оборудование: карточки, схемы (кластеры), лингвистические словари. Структура урока: I. Организация начала урока. II. Актуализация знаний и целеполагание: - Эвристическая беседа - Работа с толковым словарём - Словарная работа - Морфемный анализ слов III. Стадия осмысления -Игра «Данет-ка» -Составление кластера «Признаки текста» - Обобщение знаний о тексте (самостоятельно) IV. Динамическая пауза V. Закрепление.Практическая работа - Работа с учебником - Анализ текста VI. Рефлексия -Синквейн VII. Домашнее задание VIII. Итог урока
конспект урока.doc

 

МБОУ РОГОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

 

Конспект урока

русского языка в 7 классе

по теме:

«Текст как произведение речи»

 

 

book20.gif

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛА:

учитель русского языка и

литературы

Роговской ООШ                                                                                                                                                   Жадовец Н.В.

                            2020 год

 

Тема урока:                       Текст как произведение речи.

Цели урока:

1.     Обучающая: обобщить и систематизировать знания  о тексте как о произведении речи; формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике;

2.     .Развивающая: развивать  критическое мышление, творческие и логические способности учащихся через составление структурно – логических схем (кластеров), через написание синквейнов; развивать умения полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике и при составлении текстов;

3.     Воспитательная: воспитывать наблюдательность, толерантность, любовь  к природе, уважительное отношение к русскому языку.

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, тестирование, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.

Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.

1.Умение осуществлять информационный поиск (работа с лингвистическими словарями).

2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры ( кластера). 

3. Умение строить аргументированный ответ на вопрос.

5. Умение работать в паре.

6. Умение выполнять индивидуально практические задания .

7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.

8. Умение анализировать и оценивать собственную работу.

 

Оборудование: карточки, схемы (кластеры), лингвистические словари.

Структура урока:

I.                        Организация начала урока.

II.                        Актуализация знаний и целеполагание:

-         Эвристическая беседа

-         Работа с толковым словарём

-         Словарная работа

-         Морфемный анализ слов

III.                        Стадия осмысления

         -Игра «Данет-ка»

         -Составление кластера «Признаки текста»

        - Обобщение знаний о тексте (самостоятельно)

IV.                        Динамическая пауза

V.                        Закрепление.Практическая работа

       - Работа с учебником

      - Анализ текста

VI.                        Рефлексия

       -Синквейн

VII.                        Домашнее задание

VIII.                        Итог урока

 

 

 

Ход урока:

I.                        Организация начала урока. Психологический настрой.

 

- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа

II.Актуализация знаний и целеполагание:

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Мастера слова создают удивительно яркие

изобразительно-выразительные средства языка,

постоянно пополняя его сокровищницу,

откуда любой человек пригоршнями

 может брать несметные драгоценности.

Г.Я. Солганик

1. Эвристическая беседа (актуализация внимания, постановка цели урока)

Ребята! Сейчас я прочитаю вам слова известного лингвиста Г.Я. Солганика, а вас попрошу внимательно отнестись к каждому слову этого высказывания, ведь именно их мы возьмем эпиграфом к сегодняшнему уроку .

В: Как вы понимаете сочетание «мастера слова»? Подберите синонимы.

В:Что такое «изобразительно-выразительные средства языка»?

В: Приведите примеры изобразительно-выразительных средств из этого эпиграфа

В: Что по вашему, означает слово пригоршнями? Знаете ли вы, что оно имеет двоякое ударение.

Мы перечислили с вами изобразительно- выразительные средства, подобрали синонимы, скажите чему присущи все вышеназванные признаки.

Тема урока

Язык- важнейшее средство общения людей. Общаясь, мы пользуемся одновременно всеми языковыми средствами: звуками, морфемами, словами, словосочетаниями, предложениями. Средства языка не существуют сами по себе, они реализуются только в речи, в речевом общении. Поэтому текст- это произведение речи.

В: Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока?

(учащиеся выдвигают свои версии, учитель обобщает и сообщает цели урока)

- Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».

Давайте определим по  этимологическому словарю первоначальное значение этого слова.

В: Итак, каково же  первоначальное значение слова «текст»? ( «ткань, сплетение»)

-Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

В: Как вы думаете, что общего между этими предметами?

- Ребята, ведь не случайно  и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.

- Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл. 

- Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

2. Работа с толковым словарём:

( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

ТЕКСТ - всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвестиповторить в том же виде.

ТЕКСТ - тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

ТЕКСТ - отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п

- Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью

3. Словарная работа:

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

-морфемный анализ однокоренных слов.

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая  законы построения и функционирования текстов.

В:Можно ли считать предложение текстом?

В:Чем отличается предложение от текста?

В:Любая ли группа предложений будет текстом?

III.  Стадия осмысления:

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

1. Игра «Данет-ка»

2.Составление кластера «Признаки текста»

Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки (работа в парах)

Выноска-облако: Единство темы

                            

 

 

 

Выноска-облако:                          Относительная законченность

,Выноска-облако: Смысловая и грамматичес-кая связь предложений 

 

 

 

 

 

 

 


                  

 

Выноска-облако: Цепная (последовательная
Параллельная связь
 


Скругленный прямоугольник: ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

                                     

Выноска-облако: Изобразительно- выразительные средства,Выноска-облако: Заглавие,Выноска-облако: Зачин,
главная часть, концовка
Выноска-облако: Повествование
Описание
Рассуждение
 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.Вывод.Обобщение учащимися сведений о тексте.

IV. Динамическая пауза  (

 Вверх рука и вниз  рука

 Потянули их слегка.

 Быстро поменяли руки!

 Нам сегодня не до скуки.

 Текст сегодня  изучали

 

И немного мы устали.

 Встанем, ручки разведём,

 Ножкой тоже потрясём.

 Корпус дружно повернём,

 Сядем  и писать  начнём!

 

V. Закрепление: Практическая работа.

1.  Работа с учебником, упр.366

Удивительной зоркостью отличался и известный писатель Н. Сладков, текст которого нам сегодня предстоит проанализировать. Интересно то, что уже со 2 класса начал вести дневники, куда записывал свои впечатления и наблюдения.

Чтение текста упражнения 366.

В: Каким же человеком предстает перед нами автор статьи? (Наблюдательным, любящим природу)

-Выпишем ключевые слова и обозначим известные орфограммы.- Опираясь на ключевые слова, определим тему текста.

 - Назовем идею. К чему призывает текст?

 - Как озаглавим текст? Помните, что заглавие – своеобразное ключевое слово, только более ёмкое.

   - Определим стиль текста. Назовем тип речи

В :Из каких частей состоит  текст- рассуждение? - Найдем в тексте лексические повторы:

  - Какую роль играют в тексте лексические повторы?

 - Найдем антонимы, выпишем их в тетрадь

- Отметим предложения, в которых использованы дефис и тире. Объясним сходство и различие в употреблении данных знаков.

         - Зачитаем предложения, в которых содержится вывод. А теперь запишем не эмоциональный вывод, а научный.

_2. Работа с текстом. Орфографический и синтаксический анализ текста.

- последовательная запись предложений для оформления текста;

-объяснение орфограмм и пунктограмм;

-из предложения 3  выпишите слова с неизменяемой приставкой;

-дайте характеристику 2 предложения;

- выполните синтаксический разбор 3 предложения.

Молодцы, ребята вы хорошо справились с работой.      

-Ребята, если мы посмотрим на  тёмную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани.. Он красив и навевает  хорошее настроение.

     -   Почему?

     -  Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов.

 Когда мы в тексте используем разные средства    связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Я желаю вам использовать в своей речи красивые выражения, говорить ясно, точно, понятно, чаще заглядывать в сокровищницу нашего языка. 

VI. Рефлексия.

-Чем запомнился урок?

- Что из намеченного тобой в начале урока исполнилось?

  1. Синквейн (текст)

VII.Домашнее задание:

1. П.9.прочесть  теоретический материал методом ИНСЕРТ (заполнить таблицу).

2. Выполнить упражнения:

“3” - упр. 359; “4” - упр. 360; “5” - упр. 362.

3.Написать сочинение- миниатюру «Однажды тёплым осенним днём…»

VIII.Итоги урока.

Выставление оценок.

Друзья, вы потрудились наславу, но помните,что при составлении текста, высказывания надо бережно относится к словам, не разбрасываться ими попусту, помнить о величии нашего языка.

 

Послушайте отрывок из песни о русском языке.

(звучит отрывок песни о русском языке Г.Гладкова)


Скачано с www.znanio.ru

МБОУ РОГОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

МБОУ РОГОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Тема урока:

Тема урока:

Ход урока : I. Организация начала урока

Ход урока : I. Организация начала урока

Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью 3

Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью 3

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука

Что из намеченного тобой в начале урока исполнилось?

Что из намеченного тобой в начале урока исполнилось?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2020