Урок русского языка в 10 классе по теме "Морфология как раздел лингвистики (повторение, обощение)"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал может быть использован учителями-филологами, студентами филологических факультетов при подготовка к урокам.
Иконка файла материала Документ Microsoft Word.docx

                        Конспект урока русского языка в 10 классе

Тема: «Морфология как раздел лингвистики. Повторение и обобщение».

Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Форма урока: Урок-исследование с элементами практикума и игровыми технологиями.

Цель: Систематизировать и углубить знания о морфологии как разделе науки о языке, совершенствовать умения опознавать и анализировать языковые единицы на морфологическом уровне.

Задачи:

·         Образовательные:

Повторить ключевые понятия морфологии: части речи, грамматические категории, морфологические признаки.

Обобщить сведения о принципах классификации частей речи в русском языке.

Закрепить навыки морфологического разбора.

Выявить взаимосвязь морфологии с другими разделами языкознания.

·         Развивающие:

Развивать логическое и аналитическое мышление через сравнение, классификацию, обобщение.

Развивать навыки работы в группе, умение аргументировать свою точку зрения.

Развивать речевую культуру.

·         Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.

Формировать внимательное и вдумчивое отношение к слову.

Планируемые результаты:

·         Личностные: Осознание эстетической ценности языка, повышение мотивации к его изучению.

·         Метапредметные: Формирование умения ставить цели, планировать деятельность, работать с информацией, сотрудничать.

·         Предметные: Умение свободно оперировать морфологическими понятиями, проводить морфологический анализ, применять знания на практике.

Оборудование: Учебник, раздаточный материал (таблицы, карточки с заданиями), компьютер, проектор, презентация, доска.

                                            Ход урока:

I.                  Организационный момент. Приветствие.  Создание рабочей атмосферы. Оглашение темы и целей урока.

II. Актуализация знаний. Мотивация.

·         Вступительное слово учителя:

«Представьте, что перед вами огромный конструктор. Детали разной формы и назначения: одни служат основой, другие для соединения, третьи для украшения. Так и в языке. Слова — это «детали», из которых строится наша речь. А раздел науки, который изучает эти «детали», их виды, свойства и правила «сборки» — это морфология. Сегодня мы посмотрим на морфологию как на целостную систему».

·         Проблемный вопрос (выводится на экран/доску): «Почему, зная все слова, но не зная правил морфологии, нельзя правильно построить высказывание на русском языке?»

III. Повторение и обобщение теоретических понятий.

Работа в группах. Класс делится на 3 группы. Каждая получает задание-«исследование».

·         Группа 1: «Что изучает морфология?»
Задача: Составить кластер (схему) с ключевым понятием «Морфология». Включить: грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория (род, число, падеж, время, лицо и т.д.), части речи.
Выступление представителя группы. Запись основных тезисов на доске.

·         Группа 2: «Система частей речи в русском языке »
Задача: Используя раздаточный материал (или учебник), восстановить классификацию частей речи (самостоятельные, служебные, междометия) и написать их на листах, подготовив краткую презентацию по критериям выделения (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль).
Выступление представителя. Заполнение обобщающей таблицы на доске.

·         Группа 3: «Морфология и её «соседи»
Задача: Привести конкретные примеры взаимосвязи морфологии с другими разделами.

С орфографией: правописание падежных окончаний, -ться/-тся в глаголах.

С синтаксисом: роль части речи в предложении (подлежащее – сущ. или местоим., сказуемое – глагол и т.д.).

С лексикологией: многозначность слова и его грамматические свойства.
Выступление представителя с примерами.

Итог этапа: Совместная формулировка определения.
Морфология — это раздел языкознания, изучающий слова как части речи, их грамматические значения, категории и формы.

IV. Практикум. Применение знаний.

Индивидуальная и парная работа.

Задание 1. «Найди лишнее и докажи» (на слайде/карточке).
Определите, по какому морфологическому признаку одно слово лишнее:

1.     Солнце, окно, метро, яблоко. (Лишнее «метро» – несклоняемое сущ., ср.р.)

2.     Бежал, думал, писал, говорил. (Лишнее «говорил» – глагол 2 спряжения, остальные – 1 спр.)

3.     Два, оба, двое, второй. (Лишнее «второй» – порядковое числительное, остальные – количественные.)

Задание 2. «Трансформатор».
Вариант 1 (Более простой и наглядный)

Задание: Образуйте от данного слова как можно больше однокоренных слов, принадлежащих к разным частям речи. Выделите морфемы, с помощью которых это сделано. Проанализируйте, как меняется общее и грамматическое значение.

·         Исходное слово: ОХОТА (существительное).

·         Возможные трансформации:

o    Охотник (сущ.) – суффикс -ник.

o    Охотничий (прил.) – суффикс -ич- + окончание -ий.

o    Охотиться (глаг.) – суффикс -и- + постфикс -ться.

o    По-охотничьи (нареч.) – приставочно-суффиксальный способ (по-...-и).

Анализ: Ученики видят, как от одной лексемы образуются слова с разным грамматическим значением и, как следствие, с разной ролью в предложении.


Вариант 2 (Работа с предложением, но с акцентом на форму слова)

Задание: В предложении замените выделенное слово его грамматической формой или однокоренным словом другой части речи так, чтобы изменилась синтаксическая конструкция, но основной смысл сохранился. Объясните изменения.

·         Исходное: Охотничья собака внимательно шла по лесу.

·         Примеры трансформаций:

1.     Собака охотника внимательно шла по лесу. (притяжательное прилагательное -> существительное в Р.п.).

2.     Собака, принадлежащая охотнику, внимательно шла по лесу. (прилагательное -> причастие, простая конструкция заменяется причастным оборотом).

3.     Собака шла по лесу с внимательностью охотника. (качественное наречие «внимательно» -> отвлеченное существительное с предлогом).

Анализ: Этот вариант сложнее и комплекснее, он показывает взаимосвязь морфологии и синтаксиса.

 

Задание 3. Экспресс-разбор.
Выполните устный морфологический разбор 2-3 слов из предложения: «Сквозь редкие облака пробивались первые лучи весеннего солнца».
(Акцент на трудных случаях: порядковое числительное «первые», относительное прилагательное «весеннего»).

V. Контроль и коррекция знаний.

·         Интерактивный тест (5 вопросов, можно с помощью планшетов или на листочках).
Примеры вопросов:

Вопрос 1: Что является основным объектом изучения морфологии?

А) Звуки речи

Б) Слово как часть речи

В) Словосочетания и предложения

Г) Лексическое значение слова

Вопрос 2: Какая пара слов иллюстрирует различие грамматического значения?

А) Стол – стул (разное лексическое значение)

Б ) Стол – столы (разное число)

В) Синий – голубой (разные оттенки)

Г) Бежать – мчаться (разная стилистика)

Вопрос 3: Какая грамматическая категория является общей для имени существительного, прилагательного, причастия и некоторых местоимений?

А) Время

Б) Наклонение

В) Род

Г) Вид

Вопрос 4: Укажите ряд, где все слова являются служебными частями речи.

А) Вдоль, ибо, едва

Б) Из-за, чтобы, только (предлог, союз, частица)

В) Ура, увы, здравствуйте

Г) Где, нибудь, кое-как

Вопрос 5: Выберите утверждение, которое является неверным.

А) Наречие — неизменяемая часть речи.

Б) Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.

В) Глагол изменяется по родам. (Неверно. Глагол в прошедшем времени изменяется по родам, но это не его постоянный или всеобъемлющий признак. Более точно сказать, что род — не основная категория глагола, в отличие от времени или наклонения. Это хороший вопрос на внимательность).

Г) Причастие обладает признаками и глагола, и прилагательного.

·         Методический комментарий:

·         Вопрос 3 проверяет понимание грамматических категорий.

·         Вопрос 4 закрепляет классификацию частей речи.

·         Вопрос 5 — самый сложный, требует глубокого и точного знания материала. Он провоцирует обсуждение: «А как же тогда "он сделал", "она сделала"? Разве это не род?» Это позволит учителю уточнить, что род у глагола — это категория, проявляющаяся только в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения, а не универсальный признак, как у существительных.

VI. Рефлексия. Итоги урока.

·         Возвращение к проблемному вопросу начала урока.

·         Приём «Незаконченное предложение»:

o    «Сегодня я повторил(а), что...»

o    «Самым полезным для меня было...»

o    «Я убедился(ась), что морфология важна, потому что...»

·         Вывод: Морфология – фундаментальный раздел, обеспечивающий грамотность и точность речи. Без нее невозможно овладение синтаксисом и речевой культурой в целом.

VII. Домашнее задание (дифференцированное).

На выбор:

1.     Базовое: Составить обобщающую таблицу «Части речи в современном русском языке» с примерами.

2.     Практическое: Написать мини-эссе (100-120 слов) на тему «Слово как строительный материал речи», используя не менее 5 терминов из темы «Морфология».

3.     Творческое/исследовательское: Подготовить презентацию-шпаргалку на тему «Как отличить омонимичные части речи?» (например, «что» – союз или местоимение? «-то, -либо, -нибудь» – частицы или постфиксы?).