Конспект урока русского языка в 10 классе
Тема: «Морфология как раздел лингвистики. Повторение и обобщение».
Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний.
Форма урока: Урок-исследование с элементами практикума и игровыми технологиями.
Цель: Систематизировать и углубить знания о морфологии как разделе науки о языке, совершенствовать умения опознавать и анализировать языковые единицы на морфологическом уровне.
Задачи:
· Образовательные:
Повторить ключевые понятия морфологии: части речи, грамматические категории, морфологические признаки.
Обобщить сведения о принципах классификации частей речи в русском языке.
Закрепить навыки морфологического разбора.
Выявить взаимосвязь морфологии с другими разделами языкознания.
· Развивающие:
Развивать логическое и аналитическое мышление через сравнение, классификацию, обобщение.
Развивать навыки работы в группе, умение аргументировать свою точку зрения.
Развивать речевую культуру.
· Воспитательные:
Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.
Формировать внимательное и вдумчивое отношение к слову.
Планируемые результаты:
· Личностные: Осознание эстетической ценности языка, повышение мотивации к его изучению.
· Метапредметные: Формирование умения ставить цели, планировать деятельность, работать с информацией, сотрудничать.
· Предметные: Умение свободно оперировать морфологическими понятиями, проводить морфологический анализ, применять знания на практике.
Оборудование: Учебник, раздаточный материал (таблицы, карточки с заданиями), компьютер, проектор, презентация, доска.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие. Создание рабочей атмосферы. Оглашение темы и целей урока.
II. Актуализация знаний. Мотивация.
· Вступительное слово учителя:
«Представьте, что перед вами огромный конструктор. Детали разной формы и назначения: одни служат основой, другие для соединения, третьи для украшения. Так и в языке. Слова — это «детали», из которых строится наша речь. А раздел науки, который изучает эти «детали», их виды, свойства и правила «сборки» — это морфология. Сегодня мы посмотрим на морфологию как на целостную систему».
· Проблемный вопрос (выводится на экран/доску): «Почему, зная все слова, но не зная правил морфологии, нельзя правильно построить высказывание на русском языке?»
III. Повторение и обобщение теоретических понятий.
Работа в группах. Класс делится на 3 группы. Каждая получает задание-«исследование».
·
Группа 1: «Что изучает морфология?»
Задача: Составить кластер (схему) с ключевым понятием «Морфология». Включить:
грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория (род,
число, падеж, время, лицо и т.д.), части речи.
Выступление представителя группы. Запись основных тезисов на доске.
·
Группа 2: «Система частей речи в русском языке »
Задача: Используя раздаточный материал (или учебник), восстановить
классификацию частей речи (самостоятельные, служебные, междометия) и написать
их на листах, подготовив краткую презентацию по критериям выделения (общее
значение, морфологические признаки, синтаксическая роль).
Выступление представителя. Заполнение обобщающей таблицы на доске.
·
Группа 3: «Морфология и её «соседи»
Задача: Привести конкретные примеры взаимосвязи морфологии с другими разделами.
С орфографией: правописание падежных окончаний, -ться/-тся в глаголах.
С синтаксисом: роль части речи в предложении (подлежащее – сущ. или местоим., сказуемое – глагол и т.д.).
С лексикологией: многозначность слова и его
грамматические свойства.
Выступление представителя с примерами.
Итог
этапа: Совместная формулировка определения.
Морфология — это раздел языкознания, изучающий слова как части
речи, их грамматические значения, категории и формы.
IV. Практикум. Применение знаний.
Индивидуальная и парная работа.
Задание
1. «Найди лишнее и докажи» (на слайде/карточке).
Определите, по какому морфологическому признаку одно слово
лишнее:
1. Солнце, окно, метро, яблоко. (Лишнее «метро» – несклоняемое сущ., ср.р.)
2. Бежал, думал, писал, говорил. (Лишнее «говорил» – глагол 2 спряжения, остальные – 1 спр.)
3. Два, оба, двое, второй. (Лишнее «второй» – порядковое числительное, остальные – количественные.)
Задание 2. «Трансформатор».
Вариант 1 (Более простой и наглядный)
Задание: Образуйте от данного слова как можно больше однокоренных слов, принадлежащих к разным частям речи. Выделите морфемы, с помощью которых это сделано. Проанализируйте, как меняется общее и грамматическое значение.
· Исходное слово: ОХОТА (существительное).
· Возможные трансформации:
o Охотник (сущ.) – суффикс -ник.
o Охотничий (прил.) – суффикс -ич- + окончание -ий.
o Охотиться (глаг.) – суффикс -и- + постфикс -ться.
o По-охотничьи (нареч.) – приставочно-суффиксальный способ (по-...-и).
Анализ: Ученики видят, как от одной лексемы образуются слова с разным грамматическим значением и, как следствие, с разной ролью в предложении.
Вариант 2 (Работа с предложением, но с акцентом на форму слова)
Задание: В предложении замените выделенное слово его грамматической формой или однокоренным словом другой части речи так, чтобы изменилась синтаксическая конструкция, но основной смысл сохранился. Объясните изменения.
· Исходное: Охотничья собака внимательно шла по лесу.
· Примеры трансформаций:
1. Собака охотника внимательно шла по лесу. (притяжательное прилагательное -> существительное в Р.п.).
2. Собака, принадлежащая охотнику, внимательно шла по лесу. (прилагательное -> причастие, простая конструкция заменяется причастным оборотом).
3. Собака шла по лесу с внимательностью охотника. (качественное наречие «внимательно» -> отвлеченное существительное с предлогом).
Анализ: Этот вариант сложнее и комплекснее, он показывает взаимосвязь морфологии и синтаксиса.
Задание
3. Экспресс-разбор.
Выполните устный морфологический разбор 2-3 слов из предложения: «Сквозь редкие облака
пробивались первые лучи весеннего солнца».
(Акцент на трудных случаях: порядковое числительное «первые», относительное
прилагательное «весеннего»).
V. Контроль и коррекция знаний.
·
Интерактивный тест (5 вопросов, можно с
помощью планшетов или на листочках).
Примеры вопросов:
Вопрос 1: Что является основным объектом изучения морфологии?
А) Звуки речи
Б) Слово как часть речи
В) Словосочетания и предложения
Г) Лексическое значение слова
Вопрос 2: Какая пара слов иллюстрирует различие грамматического значения?
А) Стол – стул (разное лексическое значение)
Б ) Стол – столы (разное число)
В) Синий – голубой (разные оттенки)
Г) Бежать – мчаться (разная стилистика)
Вопрос 3: Какая грамматическая категория является общей для имени существительного, прилагательного, причастия и некоторых местоимений?
А) Время
Б) Наклонение
В) Род
Г) Вид
Вопрос 4: Укажите ряд, где все слова являются служебными частями речи.
А) Вдоль, ибо, едва
Б) Из-за, чтобы, только (предлог, союз, частица)
В) Ура, увы, здравствуйте
Г) Где, нибудь, кое-как
Вопрос 5: Выберите утверждение, которое является неверным.
А) Наречие — неизменяемая часть речи.
Б) Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
В) Глагол изменяется по родам. (Неверно. Глагол в прошедшем времени изменяется по родам, но это не его постоянный или всеобъемлющий признак. Более точно сказать, что род — не основная категория глагола, в отличие от времени или наклонения. Это хороший вопрос на внимательность).
Г) Причастие обладает признаками и глагола, и прилагательного.
· Методический комментарий:
· Вопрос 3 проверяет понимание грамматических категорий.
· Вопрос 4 закрепляет классификацию частей речи.
· Вопрос 5 — самый сложный, требует глубокого и точного знания материала. Он провоцирует обсуждение: «А как же тогда "он сделал", "она сделала"? Разве это не род?» Это позволит учителю уточнить, что род у глагола — это категория, проявляющаяся только в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения, а не универсальный признак, как у существительных.
VI. Рефлексия. Итоги урока.
· Возвращение к проблемному вопросу начала урока.
· Приём «Незаконченное предложение»:
o «Сегодня я повторил(а), что...»
o «Самым полезным для меня было...»
o «Я убедился(ась), что морфология важна, потому что...»
· Вывод: Морфология – фундаментальный раздел, обеспечивающий грамотность и точность речи. Без нее невозможно овладение синтаксисом и речевой культурой в целом.
VII. Домашнее задание (дифференцированное).
На выбор:
1. Базовое: Составить обобщающую таблицу «Части речи в современном русском языке» с примерами.
2. Практическое: Написать мини-эссе (100-120 слов) на тему «Слово как строительный материал речи», используя не менее 5 терминов из темы «Морфология».
3. Творческое/исследовательское: Подготовить презентацию-шпаргалку на тему «Как отличить омонимичные части речи?» (например, «что» – союз или местоимение? «-то, -либо, -нибудь» – частицы или постфиксы?).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.