КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА "СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Склонения.docx

 

 

 

 

Конспект урока по теме:

 

«Три склонения имён существительных. Алгоритм определения склонения»

 

 

 

 

Подготовила:

учитель начальных классов 1-ой квалификационной категории
Сергеева Ольга Николаевна


 

Ульяновск, 2025 г.

 

 

Технологическая карта оформления конспекта урока.

 

1)      ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ об УРОКЕ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

4

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

1

Тема урока

Три склонения имён существительных. Алгоритм определения склонения

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый уровень

Тип урока (укажите тип урока):

Урок освоения новых знаний и умений

 

2)      Логико-математический анализ изучаемых понятий ( место изучения понятия, какими понятиями ученик овладевает до его изучения, какие понятия рассматриваются  после изучаемого понятия,  каковы характеристические признаки понятия, какими предметными действиями должен овладеть ученик  по результатам изучения понятия в границах урока / фрагмента урока)

 

Место изучения понятия: Изучение склонений проводится после освоения понятий «род имени существительного», «число», «падежные вопросы», «основа и окончание слова».

Какими понятиями ученик овладел до изучения склонений:
 • имя существительное как часть речи;
 • род имён существительных (м.р., ж.р., ср.р.);
 • общее представление об изменяемости существительных;
 • падежные вопросы;
 • роль окончания в изменении формы слова;
 • понятия «основа» и «окончание»;
 • единственное/множественное число.

Какие понятия рассматриваются после изучаемого:
 • падежи имени существительного;
 • склонение существительных по падежам;
 • правописание падежных окончаний;
 • орфограммы в окончаниях существительных разных склонений.

Характеристические признаки понятия «склонение имени существительного»:
 • группа существительных, объединённых по роду и типу окончания в форме именительного падежа единственного числа;
 • 1 склонение — ж.р. на -а, -я; м.р. на -а, -я;
 • 2 склонение — м.р. без окончания (нулевое окончание) и ср.р. на -о, -е;
 • 3 склонение — ж.р. с мягким знаком (ь) на конце;
 • склонение определяют по И.п. ед.ч.;
 • алгоритмичность действия: определить род → посмотреть окончание → выбрать склонение.

Какими предметными действиями должен овладеть ученик:
 • определять род имени существительного;
 • находить окончание в форме И.п. ед.ч.;
 • применять алгоритм определения склонения;
 • классифицировать существительные по склонениям;
 • делать выводы на основе морфологических признаков;
 • прогнозировать (предвосхищать) падежные окончания по склонению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)      Цели урока. Образовательные результаты урока

Цели урока

Образовательные результаты урока

Образовательные

 • изучить три склонения имён существительных;
 • сформировать алгоритм определения склонения;
 • научить применять алгоритм на практике

Предметные

 • узнать признаки трёх склонений имён существительных;
 • уметь различать существительные по склонениям;
 • применять алгоритм определения склонения;
 • использовать знания о склонении для выбора правильных окончаний

Развивающие

 • способствовать развитию логического мышления, умения классифицировать;
 • развивать умение работать по алгоритму и составлять его;
 • развивать орфографическую зоркость

Метапредметные (УУД: познавательные,

регулятивные, коммуникативные, личностные)

Познавательные:
 • уметь сравнивать, анализировать, классифицировать языковые явления;
 • устанавливать причинно-следственные связи («окончание — склонение»);
 • применять алгоритмическое действие

Регулятивные:
 • уметь ставить учебную цель урока;
 • планировать выполнение задания;
 • контролировать и оценивать свою работу

Коммуникативные:
 • умение работать в паре и группе;
 • формулировать выводы и объяснять свой выбор;
 • задавать вопросы и аргументировать мнение

Воспитательные

 • воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении языкового анализа;
 • формировать уважение к родному языку, интерес к языковым наблюдениям;
 • развивать умение работать в коллективе и слушать товарищей

Личностные

 • формирование познавательного интереса;
 • развитие навыков самооценки;
 • осознание важности грамотной письменной речи

4)      Логическая конструкция урока:

№ п/п

Основные этапы урока

Время, отводимое на этап урока

Оборудование этапов урока

1

Организационные этап

2-3 мин

Презентация (слайд с темой)

2

Актуализация знаний

5-6 мин

Карточки, задания на доске

3

Постановка темы и цели

2-3 мин

Презентация

4

Открытие нового знания

10-12 мин

Презентация, таблица «Три склонения», примеры

5

Формирование алгоритма

5 мин

Доска, карточки для классификации

6

Первичное закрепления

7-8 мин

Тетради, карточки с заданиями

7

Проверочная мини-работа

3-5 мин

Листы с 5-6 словами

8

Рефлексия, подведение итогов

2-3 мин

Устная обратная связь

9

Домашнее задание

1 мин

Учебник/рабочая тетрадь

 

5)      Оформление доски, подготовка оборудования на начало урока:

 

1. Верхняя строка (тема уже открыта)
По центру, крупно:
Тема: Три склонения имён существительных
(эта запись появляется в момент «Постановки цели» — значит к началу объяснения она уже есть)

2. Блок слева — напоминание о существительном
(кратко, чтобы дети вспомнили необходимые признаки)
Имя существительное:
— отвечает на вопросы кто? что?
— имеет род
— изменяется по падежам

3. Блок справа — слова для анализа (из актуализации)
Уже записаны слова:
мама — ж.р.
окно — ср.р.
тетрадь — ж.р.
(Эти подписи дети сделали вместе с учителем)

6)    Ход урока

№ п/п

Название этапа урока. Задачи этапа урока Методы взаимодействия с учащимися

Форма проведения урока в границах этапа

Содержание этапов урока

Речь учителя (система взаимосвязанных вопросов; задания; пояснения)

Оформление доски, записей в тетрадях учащихся

Предполагаемая речь учащихся (формулировки ответов)

Образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные)

1.

Название этапа урока:

Организация начала урока

 

Задачи этапа урока

Создать рабочий настрой, включить детей в учебную деятельность

 

Методы взаимодействия с учащимися

Фронтальная беседа

 

Форма проведения урока в границах этапа:

Устная работа

— «Здравствуйте! Проверим готовность к уроку: учебники, тетради, ручки на партах.»


— «Сегодня мы продолжим знакомство с частями речи. Посмотрите на слайд — тема нашего урока»


— «Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?»

На доске (слайд):

«Три склонения имён существительных».

Тетради:

запись не требуется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— «О склонении имён существительных»


— «О том, как определить склонение».

Предметные: настрой на восприятие темы.


Метапредметные: регулятивные УУД — организация рабочего места.


Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

2.

Название этапа урока:

Актуализация знаний

 

Задачи этапа урока

Вспомнить сведения о существительном, его роде, числе, падеже.

 

Методы взаимодействия с учащимися

Фронтальная работа + индивидуальные карточки

 

 

Форма проведения урока в границах этапа:

Беседа, мини-упражнения

— «Вспомним, что мы знаем об имени существительном. На какие вопросы отвечает?»


— «Как определить род существительного?»


— «Перед вами на доске слова: мама, окно, тетрадь. Определите род и число этих слов».

 


— «Как узнать падеж существительного? Вспомните алгоритм.»

Карточки: определить род и падеж слов: поле, земля, карандаш.

Слова: мама, окно, тетрадь


Под ними — место для ответа детей (род, число).

 

— «Существительное отвечает на вопросы кто? что?»

 

 

 

 


— «Род: мама — женский, окно — средний, тетрадь — женский».

 


— «Чтобы определить падеж, нужно подобрать вопрос».

Предметные: повторяют знания о существительном.


Метапредметные: логические УУД — анализ, классификация.


Личностные: интерес к изучению языка.

3

Название этапа урока:

Постановка темы и цели урока

 

Задачи этапа урока

Осознать учащимися необходимость нового знания

 

Методы взаимодействия с учащимися

Проблемный вопрос

 

Форма проведения урока в границах этапа:

Фронтальная работа

— «Мы определяем род, число, падеж существительных. А что ещё нужно знать о существительном?»


— «Существительные изменяются по падежам. Как вы думаете, одинаково ли они изменяются?»


— «Сегодня мы узнаем, что существительные делятся на группы — склонения, и научимся определять склонение по алгоритму».

Запись: Тема: «Три склонения имён существительных»

— «Нужно узнать, какие есть склонения».

 

 

 

— «Наверное, существительные изменяются по-разному».



Предметные: формирование мотивации к изучению склонений.


Метапредметные: умение формулировать цель урока.


Личностные: развитие учебной инициативы.

4

Название этапа:

Открытие нового знания

 

Задачи этапа:

Выявить признаки каждого склонения, познакомить с теоретическим материалом

 

Метод взаимодействия: Частично-поисковый

 

Форма взаимодействия:

Поисковая беседа, работа со слайдами, обсуждение, запись в тетрадях

 

— «Посмотрите на таблицу. Существительные делятся на 3 склонения.»


— «Прочитаем признаки 1-го склонения: существительные женского и мужского рода с окончанием -а, -я.»


— «Примеры: мама, земля, дядя».


— «2-е склонение — существительные мужского рода без окончания: дом, лес, и среднего рода на -о, -е: окно, море


— «3-е склонение — существительные женского рода с мягким знаком: тетрадь, ночь, дочь


— «Запишем схему в тетради».

На слайде:

 

Тетради: краткая таблица

 

 

 

 

 

— «1-е склонение — слова на -а, -я».

 

 



 

 

 


— «Дом — 2-е склонение».

 

 

 

 

 

— «3-е склонение — ж.р. на мягкий знак».

Предметные: освоение трёх склонений.


Метапредметные: умение работать с таблицей, выделять главное.


Личностные: развитие познавательной активности.

5

Название этапа: Формирование алгоритма

 

Задачи этапа:

Сформировать чёткий алгоритм определения склонения

 

Метод взаимодействия: Совместное составление алгоритма, практическая работа

 

Форма взаимодействия: Фронтальная работа, работа с карточками

 

— «Как определить склонение слова? Выделим шаги».


— «1. Поставить имя существительное в начальную форму».


— «2. Определить род, выделить окончание».


— «3. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение».


— «Попробуем применить алгоритм к словам на карточках: рыба, конь, плечо».

Записан алгоритм в 3 шага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— «Рыба — ж.р., окончание -а → 1-е склонение».


— «Конь — м.р., без окончания → 2-е склонение».


— «Плечо — ср.р., на -о → 2-е склонение».

Предметные: умение применять алгоритм.


Метапредметные: регулятивные — алгоритмизация.


Личностные: развитие самостоятельности.

6

Название этапа: Первичное закрепление

 

Задачи этапа:

 Закрепить умение определять склонение слов

 

Метод взаимодействия: Индивидуальная и парная работа

 

Форма взаимодействия: Выполнение упражнений в тетради

— «Выполним упражнение: определите склонение слов вишня, стол, лень, песня, море».


— «Проверьте себя по алгоритму».


— «Обсудите ответы с соседом по парте».

Слова для проверки: вишня, стол, лень, песня, море.

— «Вишня — 1-е»,


— «Стол — 2-е»,


— «Лень — 3-е»,


— «Песня — 1-е»,


— «Море — 2-е».

Предметные: закрепление навыка определения склонений.


Метапредметные: коммуникативные — работа в парах.


Личностные: развитие ответственности.

7.

Название этапа: Проверочная мини-работа

 

Задачи этапа:

Проверить первичное понимание нового материала

 

Метод взаимодействия: Индивидуальная работа

 

Форма взаимодействия: Мини-тест

— «У вас на столах листочки. Определите склонение каждого слова: площадь, яблоко, герой, тетрадь, берёза, луч».


— «Напишите только номер склонения».

Не требуется

— «Площадь — 3-е»


— «Яблоко — 2-е» и т.д.

Предметные: проверка уровня усвоения.


Метапредметные: умение выполнять задание в ограниченное время.


Личностные: формирование самоконтроля.

8

Название этапа: Рефлексия, подведение итогов урока

 

Задачи этапа:

Оценить результаты урока, осознать полученные знания

 

Метод взаимодействия:

Рефлексивная беседа

 

Форма взаимодействия:

Фронтальная беседа;

— «Что нового узнали сегодня?»


— «Какие склонения существуют?»


— «Удалось ли вам определить склонение по алгоритму?»


— «Что было самым лёгким? Что вызвало трудности?»

Не требуется

— «Мы узнали признаки трёх склонений».

 

— «Существуют 1-е, 2-е и 3-е склонения»

 

— «Да, удалось»


— «Мне было легко определять склонение по таблице. Сложно было помнить признаки 3-го склонения»

Предметные: закрепление теории.


Метапредметные: умение оценивать результат.


Личностные: развитие самооценки.

9

Название этапа: Определение домашнего задания

 

Задачи этапа:

Рекомендации к выполнению  домашнего задания. Мотивация выполнения домашнего задания

 

Метод взаимодействия:

Объяснительно-иллюстративный

 

Форма взаимодействия:

Фронтальная беседа

 

— «Домашнее задание: учебник, упражнение №183.

 

В рабочей тетради — выполнить упражнение №133».

На слайде: «Д/з: учебник, упражнение №183;

рабочая тетрадь №133

»

— «Записали».

Предметные: закрепление навыков.


Метапредметные: планирование собственной работы.


Личностные: ответственность за выполнение задания.

 

 

Используемая литература:

1)      Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. - Канакина В.П., Горецкий В.Г.

2)      Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2 частях - Канакина В.П.