Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Формирование умения у учащихся писать мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
Иконка файла материала русский.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА

 

ПРЕДМЕТ

 

Русский язык

 

 

 

КЛАСС, ВИД

 

3 «А», общеобразовательный

ДАТА

 

 

ТЕМА УРОКА

 

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

РЕСУРСЫ

 

УМК «Школа России» авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 часть, стр.31-36; рабочая тетрадь в широкую линейку технические средства: компьютер, проектор. Интерактивная доска, презентация PowerPoint по теме урока

ТИП УРОКА

 

открытия нового знания

ЦЕЛЬ УРОКА

 

Формирование умения у учащихся писать мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

ЗАДАЧИ УРОКА

Дидактические

1.       Актуализировать знания об имени существительном посредством выполнения задания на платформе WordWall;

2.       Познакомиться с правилом написания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих;

3.       Научиться писать мягкий знак на конце имен существительных после шипящих согласно правилу.

Развивающие

1.       Развивать аккуратность при написании текста в тетрадь;

2.       Развивать грамотную и связную речь, орфографическую зоркость;

3.       Обогащать словарный запас.

Воспитательные

1.       Создавать условия для развития коммуникативности при обсуждении вопросов;

2.       Воспитать культуру общения со сверстниками;

3.       Воспитывать любовь к родному языку.

 

 

 

 

 

№ п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Форма организации учебной деятельности

Деятельность учителя

(содержание учебного материала, методы и приемы работы)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Личностные

1.       

Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Время: 2 минуты

 

 

 

 

 

Ф

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на уроке.

-Давайте сядем правильно, спины выпрямим, посмотрим, чтобы на столе не было ничего лишнего и приступи к уроку.

- Русский язык очень богатый, в нем очень много интересных слов. Давайте поиграем. Вам надо угадать что обозначает это слово обозначает. грипсы, феррул

- Изучая русский язык, можно много всего интересного узнать. Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.

Готовятся к уроку,

 

-

К - выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде

 

проявление доброжелательности

2.       

Актуализация опорных знаний. Пробное действие.

Цель: повторение ранее изученного материала (уточнить в соответствии с темой). Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения.

Время:5 минут

 

- Какими частями речи являются слова, которые мы с вами угадывали?

- Что вы помните про имя существительное?

- Давайте выполним задание на доске. Нужно будет определять род у имен существительных и соотносить их в и окошки. Перед началом повторим правила работы с доской.

- Молодцы, вы выполнили все верно! Как вы определяли род имен существительных?

(https://wordwall.net/resource/16048103/род-существительных )

Существительное

1. Не трогать сырыми руками;

2. Работать стилусом;

3. Работать на расстоянии вытянутой руки

 

По вопросам

Понимание роли языка как основного средства общения;

П - определять существенный признак для классификации;

К – признавать возможность существования разных точек зрения;

Р - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

познавательные интересы, активность.

3.       

Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места затруднения, создание проблемной ситуации Фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Время:7 минут

 

- Посмотрим на слайд. Прочитайте слова. Семья, печенье, вьюга

- Что объединяет эти слова? Там есть мягкий знак.

- Какую функцию он выполняет? Смягчает рядом стоящие согласные

- Найдите в этом предложении имя существительное летом ночь короткая.

- Какую функцию выполняет здесь мягкий знак? Если мы его закроем, и прочитаем слово, что-то измениться? Кто даст характеристику звуку [ч’]

-Найдите существительное в этом предложении Товарищ в беде не бросит.

- Как вы думаете, почему в слове ночь мы будем писать мягки знак, а в слове товарищ нет?

- Давайте определим тему урока

- Составим план урока для достижения нашего урока

1. Повторить…

2. Узнать…

3. Научиться…

Написание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

 

Узнать, когда пишется мягкий знак у имен существительных

овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка.

П –выявлять недостаток информации для решения учебной задачи на основе предложенного алгоритма;

К –строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Р - планировать действия по решению учебной задачи

познавательные интересы, самостоятельность в познании.

4.       

Открытие нового знания.

Цель:  реализация выбранного плана по разрешению затруднения (построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Время: 20 минут

 

- Перейдем к первому пункту плана. Определим род у слова ночь и товарищ ж.р., м.р.

- Зная род имени существительных, как вы думаете, когда же пишется мягки знак после шипящих у имени существительного? Попробуем составить правило.

- Откроем учебник на странице 31 и прочитаем правило.

- Выполним устно упражнение 52. Почему в некоторых словах есть мягкий знак, а в некоторых нет?

- Откроем страницу 32 и прочитаем еще одно правило

- Выполним упражнение 53 письменно. Над тем словом, в которое нужно вставить или нет мягки знак, будем писать род, которым является имя существительное.

 

сформированность первоначальных научных представлений о системе русского языка: об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

П –анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

Р - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

К - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

познавательные интересы, инициативность, любознательность.

5.       

Закрепление и систематизация знаний и способов действий.

Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач. обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных УУД

Время: 10 минут

 

- Выполним номер 54. Будем сразу записывать слово в готовом виде.

- Молодцы, вы справились.

- Сейчас выполним задания на карточках. Вам нужно вставить мягкий там, где нужно. Потом сдадите мне. Не забудьте подписать их.

 

 

 

овладение основными видами речевой деятельности на основе

первоначальных представлений о нормах современного русского литературного

языка.

П –формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного сравнения

Р – выстраивать последовательность выбранных действий;

К - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

познавательные интересы, активность.

6.       

Рефлексия деятельности.

Цель: оценивание обучающимися  учебной деятельности, самоанализ и рефлексия чувств и эмоций.

Время: 1 минута

 

 

 

Ф

- Наш урок подходит к концу. Что вы нового узнали?

- Когда же пишется мягкий знак в именах существительных?

- Что вам больше понравилось? Были ли трудности?

Отвечают на вопросы

-

Р –устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

К - выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде

проявление сопереживания, доброжелательности;

 


 

Скачано с www.znanio.ru