Урок обучения грамоте "Согласные буквы и звуки К к"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытый урок обучения грамоте на тему _Согласные звуки [к], [к], буквы К, к.doc

 

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

по обучению грамоте.

 

ФИО                      Иванова Ирина Николаевна

Место работы       МКОУ начальная школа-детский сад № 12

Должность            учитель

Предмет                начальные классы

Класс                     1

Тема урока            Согласные звуки  [к ],  [к, ], буквы К, к.

Базовый учебник   Азбука, 1 класс, автор: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, издательство Москва «Просвещение», 2023 г.

Дата проведения  17 октября 2024 года

Цель урока:

создать условия для ознакомления учащимися с согласными звуками  [к ],  [к, ], буквами К, к, развитие речи.

 Задачи:

- обучающие

Формировать представления о букве «К» как значке для обозначения звуков  [к ],  [к, ].

-развивающие

совершенствовать действия моделирования;

учить планировать;

учить оценивать другие работы и свою работу;

 формировать умения наблюдать.

-воспитательные

воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества;

учить слушать друг друга в парной и коллективной работе.

- планируемые результаты

учащиеся знают особенности артикуляции звуков [к ],  [к, ];

владеют навыками слогового чтения с буквой  К;

читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания;

осуществляют наблюдения над словами синонимами.

-личностные результаты:

проявляют положительное отношение и интерес к природе.

УУД    Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя

            Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти      информацию необходимую для решения учебной задачи;

                             логические – характеризуют согласные звуки [к ],  [к, ].

            Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, удерживают логику повествования.

 Тип урока   изучение и формирование новых знаний.

 Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

 Необходимое техническое оборудование мультимедийная система.

Структура и ход урока

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Название используемых технологий

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1.

Организационный момент

 

ИКТ

 

Слайд №1

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Вы проверьте-ка ребятки.

Всё ли на столе в порядке.

Буквы будем изучать,

Слоги и слова читать.

 Буквы нужно точно знать,

Чтобы правильно читать.

 Приветствуют учителя и гостей.

Проверяют готовность к уроку.

 

 

1

2.

Актуализация опорных знаний

 

 

 

Слайд №2

Учитель:

Тучка с солнышком опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдется,

Сразу радуга смеется.

 

- На какие 2 группы можно разделить все звуки?

Ученики:

- Все звуки можно разделить на гласные и согласные

- Назовите буквы обозначающие гласные, согласные звуки.

- Расскажите всё, что вы знаете о букве Н.

- Расскажите всё, что вы знаете о букве С.

 

 

 

 

 

 

а, о, у, ы, и

н, с

Буква «эн» имеет два согласных звука [ н]- твёрдый и  [ н,]- мягкий, звонкий.

Буква «эс» имеет два согласных звука [ с]- твёрдый и  [ с,]- мягкий, глухой.

 

 

 

 

4

3.

 

Постановка учебной задачи.

ИКТ

Слайды №4-7

Игровая технология

 

 

 

 

 

Л-о технология

Слайд №8

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой буквой.

-Как квакают лягушки?

-Как кукует кукушка?

- Как кричит петушок?

- Как мы зовем кошку?

- Кто мне скажет, с какими звуками сегодня будем знакомиться?

 

Сформулируйте тему и цели урока.

 

 

Ква-ква

Ку-ку

Ку-ка-ре-ку

Кис-кис

[к ],  [к, ]

 

Звуки [к ],  [к, ].  Дать им характеристику. Познакомиться с новой буквой. Читать слоги и слова с этой буквой

 

 

 

 

 

 

5

5.

Открытие нового знания

игровая технология

 

 

слайд №10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадайте загадку:

Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк -
Это ярко-красный ...

Выложите схему этого слова у себя на парте.

- Какой первый звук в слове? Давайте вместе произнесём звук [к], какой он гласный или согласный?

Почему он согласный?

 

 

Какой звук вы слышите в начале слова? Давайте вместе произнесём звук [к, ], какой он согласный или гласный?

-Теперь, нам нужно проверить звуки

[к ],  [к, ] звонкие или глухие? Как это сделать?

Значит звуки [к ],  [к, ] какие?

 

 

мак

 

слияние.jpgсогласный тв.jpg

[к]

Согласный, твердый

Когда произносим звук [к], он не поётся и во рту встречает преграду.

маки

 

, ]

Согласный, мягкий.

Положим руку на горлышко и произнесём звук, если моторчик заводится – звонкий, если нет – глухой.

Глухие

 

 

 

 

 

7

6.

Дидактическая игра

Игровая технология

Поиграем, поймай звук. Я буду называть слова, если вы услышите звуки [к ]- хлопаете в ладоши,  [к, ] закрываете ушки:

 капля, булка, кенгуру, ветка, кит, клетка, киска, цыплята, кино, сорока, рука, киви, хлеб, кресло

 

 

Дети хлопают в ладоши

 

 

2

7.

Физкультминутка

З-с технология

Шли по крыше три кота

Три кота Василия

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее

Сели киски на карниз

Посмотрели вверх вниз

И сказали три кота

Красота! Красота!

 

 Ходьба

 

Руки вверх

 

Присели

 

Хлопки в ладоши

 

 

 

 

1

8.

Первичное закрепление

ИКТ

Слайд №12-13

 

 

 

 

 

Слайд №14

 

 

 

 

 

 

 

Звуки [к ],  [к, ] на письме записываются буквой «Ка».

На прямую палочку       

Справа села галочка          

Там поныне и сидит

Буквой  Ка на нас глядит

Прочитаем слоги: ка  ко   ку   ки

                                ак  ок  ук  ик

-Посмотрите на текст, какие знаки препинания вы видите?

-Как нужно читать текст с этими знаками препинания?

-Причитайте выразительно текст, соблюдая необходимую интонацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают хором слоги

 

Вопросительный знак, точка, восклицательный знак

С вопросительной интонацией, точка – понижаем голос, восклицательный знак – радостно.

 

 

 

 

 

 

 

 

6

9.

 

 

Работа с рабочими листами

 

 

10.

Физкультминутка

З-с технология

Вы узнали? Кот в сапожках

Лихо мчится по дорожкам.

На плечо кладём мешок –

Отправляется в лесок.

Там он ловит куропаток

И приносит их в подарок

Этот кот не пропадёт –

Выход он всегда найдет.

Ходьба

Кладут мешок

Хлопают в ладоши

Руки вперёд

Руки вверх через стороны вниз

 

 

1

11.

Работа над развитием речи

Развивающая технология

 

Слайд №16

С. 48

-Из какой книги прибыл наш гость – кот в сапогах?

- Что вы видите на заднем плане картинки?

- Что едет от замка?

Сколько лошадей везёт карету?

Обратите внимание на дорогу.  Что вы видите?

Это брусчатка. Дорога выложена из специально отесанных камней, которые добывают в каменоломнях. Такие дороги очень прочные. Красная площадь в Москве тоже выложена брусчаткой.

- Кто изображён в правой части иллюстрации?

Почему вы решили, что это косари?

-Кто изображён в центре иллюстрации?

-Кого Кот в сапогах встречает с почтением?

-С какой просьбой он обращается к косарям?

-Какой рассказ у нас получился?

-Назовите  слова, которые могут иметь несколько значений.

 

 

-Как вы понимаете смысл пословицы «Корень учения горек, а плод сладок»

 

 

 

Из сказки «Кот в сапогах» Шарля Перро

Замок

Карета

Две лошади

Она неровная, петляет, выложена булыжниками

 

 

 

 

Косари

 

В руках косы, которыми косят траву.

Кот в сапогах

Косарей

Чтобы они сказали королю, что это поля Маркиза Карабаса

Составляют рассказ

Коса – сельскохозяйственный инструмент и коса прическа у девочки.

Замок – дом где живет король и замок, которым запирают дверь.

 

 

 

 

 

 

 

 

6

12.

Включение  нового знания в систему знаний.

 

-Найдите в пословицах букву «к».

-Найдем букву «к» на ленте букв, почему её место именно здесь?

Подчеркивают букву

На нижней строчке, т.к. она глухая

1

13.

Рефлексия деятельности

 

-Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

-Что нового вы узнали?

-Чему научились?

 

 

У каждого из вас на парте лежит буква «Ка». Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового. Цель, которую мы ставили перед собой, достигнута – поднимите букву красного цвета, если не получилось – синего.

- Давайте посмотрим что получилось. Мне сегодня было очень приятно работать, все вы очень старались.

 

Познакомились с новой буквой «Ка»

Узнали, что буква «Ка» обозначает звуки [к ],  [к, ]

Научились читать слоги и слова с новой буквой

Дети поднимают буквы.

 

 

2