Проект "Мой карманный разговорник"
Выполнила: Кортикова Галина Федоровна,
учитель иностранных языков, МОУ «СОШ № 36»
г. Магнитогорск
Введение.
При посещении немецкоговорящих стран, таких, как Германия, Швейцария, Австрия и другие, любому человеку необходимо знание немецкого языка. Поскольку этот язык является международным: зная немецкий, можно узнать ответ на любой вопрос в любой европейской стране. Но сегодня не каждый человек может похвастаться не только хорошим, а хотя бы базовым уровнем иностранного языка. При любых знаниях (даже при их отсутствии) в чужой стране огромную помощь в общении может оказать карманный разговорник.
Изучать немецкий язык мы начали со 2 класса. Но, конечно, наш багаж знаний к настоящему времени еще недостаточно полон. И вот потому перед нами встал вопрос, как же быть, как упростить поиск информации на уроке немецкого языка в 5-6х классах? Задав этот вопрос учителю немецкого языка, мы выяснили, что большую помощь здесь могут оказать карманные словари - разговорники. Просмотрев огромное количество разговорников, наша группа пришла к выводу, что все они рассчитаны на взрослого человека. Выход остался только один – создать собственный детский карманный разговорник, который поможет не только нам, но и всем моим друзьям в общении на уроках немецкого языка. Этим и определяется его практическая значимость. Создание детского карманного разговорника и стало целью нашего исследования.
Актуальность: актуальность исследования определяется очевидной значимостью словарей-разговорников, как источников ценной информации при организации эффективного общения.
Предмет исследования: словарь-разговорник.
Гипотеза: карманный разговорник поможет на уроке иностранного языка при организации эффективного общения.
Задачи:
1.Выявить значимость изучения немецкого языка в школах;
2.Определить важность использования карманного разговорника школьниками;
3.Изучить разновидности и принципы создания карманного разговорника;
4.Создать карманный разговорник для изучающих немецкого язык в школе.
Методическая основа проекта.
Для достижения целей, поставленных в исследовании, использовались методы дескриптивного (типологическое описание словарей-разговорников) и структурного (разбор структуры словарей-разговорников) анализа.
I. Теоретическая часть
1.1. Немецкий вокруг нас каждый день.
Начав изучать немецкий язык, мы время от времени стали замечать, что немецкий язык преследует нас повсюду. Мы периодически сталкиваемся с немецкими словами и фразами в своей обычной жизни.
Немецкие слова и выражения доносятся с наших телеэкранов. Немецкий есть в каждом нашем доме. Как легко выучить название новых стран если заглянуть на этикетку одежды, на которой также написано из какого материала сделана вещь и как ее надо стирать Необходимо знать английский язык для того, чтобы понимать, что обозначают часто встречающиеся надписи на немецком языке в общественных.
абзац |
нем. Absatz — красная строка[1] |
Отступ вправо в начале первой строки какой-л. текста |
|
аблаут |
нем. Ablaut — чередование |
В лингвистике, чередования гласных в составе одной морфемы |
|
айнтопф |
нем. Eintopf дословно «всё в одном горшке» |
Блюдо немецкой кухни, представляющее собой густой суп с мясом, копчёностями, сосисками или другими мясными продуктами, который заменяет собой обед из двух блюд. |
|
аксельбант |
нем. Achselband плечо ,Band -лента [2] |
Наплечный шнур из золотых и серебряных нитей с металлическими наконечниками |
|
аншлаг |
нем. Anschlag — объявление, афиша |
|
|
валторна |
нем. Waldhorn букв. лесной рог |
Медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра |
|
вальдшнеп |
нем. Waldschnepfe, диал. Waldschneppe |
Лесная птица отряда куликов с рыжевато-бурым оперением и длинным клювом. |
|
ванна |
нем. Wanne |
Резервуар для купания или принятия медицинских процедур. |
|
вафля |
нем. Waffel или нж.-нем. Wafel [5]; |
Тонкое сухое печенье с клетчатым оттиском на поверхности |
|
вахта |
нем. Wache — караул, стража |
Состав смены, несущей дежурство |
|
верстак |
нем. Hobelbank (от Werkstatt — место работы) |
Стол для обработки вручную изделий из металла, дерева и других материалов |
|
верфь |
нем. Werft |
Место постройки и ремонта судов |
|
вундеркинд |
нем. Wunderkind - чудесное дитя |
Дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста |
|
вагон |
нем. Ein Eisenbahnwagen, auch als Waggon oder Wagon |
||
маршрут |
нем. Мarschroute |
Путь — обычный или заранее намеченный — с указанием основных пунктов следования. |
|
масштаб |
нем. Maßstab — измерительный жезл |
Отношение размеров на чертеже, карте и т. п. к действительным размерам на местности, предмете. |
|
матовый |
нем. Matt — тусклый |
Неяркий, тусклый |
|
миттельшпиль |
нем. Mittelspiel — середина игры |
Середина шашечной или шахматной партии, начинающаяся вслед за дебютом, когда основные силы обеих сторон вошли в бой. |
|
мундштук |
нем. Mundstück — буквально "деталь для рта» |
Узкая полая часть табачной трубки, которую берут в рот при курении. |
|
мюсли |
нем. Müsli |
Пищевой полуфабрикат для приготовления завтраков. |
|
Таким образом, немецкий язык не заканчивается окончанием урока в школе, он окружает нас всегда и повсюду! Зная немецкий язык, человек не пропадет ни в одной точке земного шара.
1.2. Виды разговорников.
Некоторые типы словарей в свою очередь включают ряд разновидностей. Так, среди учебных словарей выделяются пособия с преобладающей функцией обучения – разговоры, разговорники для школьников и т.д., и пособия с преобладающей воспитательной функцией – беседы, разговоры для детей. Военные словари включают в себя общие военные разговорники, охватывающие все стороны жизни воина во время военного похода, и специальные военные разговорники или вопросники, предназначенные для опроса военнопленного и местных жителей. Среди специализированных разговорников выделяются две основные группы: специализированные разговорники, предназначенные для специалистов с определенной филологической подготовкой – врачей, физиков, математиков и т.д., и специализированные разговорники, рассчитанные на специалистов без филологической подготовки – кассиров, продавцов, поездных работников и других работников сферы обслуживания.
II. Исследование.
2.1. С какой целью используют карманные разговорники? Могут ли они помочь при общении с иностранцем?
Конечно же, словарь не может сделать общение с иностранцем таким же, как на родном языке, но есть и преимущества именно такого подхода.
Практика использования различных типов приложений – помощников для общения показала, что наиболее эффективным всё ещё остаётся простой разговорник с достаточным количеством озвученных слов и выражений. Всевозможные карманные «переводчики», с использованием технологий машинного перевода текстов, к примеру Google Translae, делают слишком большое количество ошибок в разговорной лексике. Это часто приводит к неправильному понимаю самых элементарных выражений.
Ну а различные способы применения технологий распознавания голоса всё ещё остаются забавными игрушками, практически не применимыми для общения в быту, в первую очередь из-за несовершенства алгоритма. К тому же, для использования этих технологий необходимо интернет-подключение, что делает в большинстве случаев их использование за рубежом технически невозможным или очень дорогим.
Карманный словарь станет нашим надежным спутником на уроках немецкого языка. Мы разработали его по часто встречающиеся темам: знакомство, путешествие, школа, животные, у врача и т.д. В нем вы найдете все самые необходимые фразы для наиболее часто встречающихся ситуаций: он поможет в гостинице, магазине, ресторане, при поездках в общественном транспорте, при осмотре достопримечательностей, при обращении к врачу, в полицию и т.п.
2.2. Карманный словарь
Этапы работы:
1. Проанализировать принцип создания карманных словарей и разговорников.
2. Провести опрос среди членов нашей группы и определить наиболее актуальные темы карманного разговорника.
3. Создать карманный разговорник.
Мы проанализировали и выяснили, что в словарях - разговорниках можно выделить структуру и определенные правила. Разговорники составлены таким образом, чтобы максимально облегчить поиск и восприятие материала. Разговорник поделен на разделы, главы и подглавы. Весь материал представляет собой типичные фразы и приводится в 2-3х колонках.
Для того чтобы понять, какие темы наиболее актуальны при общении с иностранцами мы решили провести опрос, в котором ребятам необходимо было ответить на ряд вопросов (приложение № 1). Подведя итоги данного опроса, мы пришли к выводу, что очень часто при встрече обсуждаются следующие темы:
· знакомство
· угощение
· магазин
· спорт
· помощь
· хобби и увлечения
· информация о городе.
III. Заключение.
В результате проведенного нами исследования был создан «Мой карманный разговорник» (приложение 2) и его мы планируем заняться в следующем учебном году на уроках немецкого языка. В этом разговорнике мы записали выражения, которые необходимо знать нам и нашим одноклассникам, которые понадобятся на уроках немецкого языка. Открыв созданный нами разговорник, можно легко вспомнить как выразить слова приветствия в разных ситуациях, представиться самому, спросить, как зовут собеседника, рассказать о себе, пожелать хорошего дня и удачи. В разговорнике выражения разделены по темам, что делает его более удобным в использовании.
Мы с большим удовольствием поделимся написанным нами разговорником с нашими одноклассниками и надеемся, что наша разработка поможет всем, кто обучается немецкому языку!
Мы
надеемся, что созданный нами разговорник, поможет нам и нашим одноклассникам
при отдыхе заграницей, а также окажется полезным и в случае, если человек
потерялся и нуждаться в помощи.
Список литературы:
1. Левченко Г.А. Типология словарей-разговорников в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 2. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. №4.
3. Свободная энциклопедия: www.wikipedia.org
4. Толковая библиотека: http://www.lopbible.narod.ru
5. Русско-немецкий словарь, немецко-русский словарь под редакцией О.С. Ахмановой, Москва «Русский Язык», 2001 года.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.