Проект "Народные сказки, как средство знакомства детей с бытом и культурой русского народа"

Проект "Народные сказки, как средство знакомства детей с бытом и культурой русского народа"

docx
14.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Проект Народные сказки, как средство знакомства детей с бытом и культурой русского народа..docx

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 95»

 

 

 

Утверждаю Директор Л.А.Гундерчук


 

 

 

 

ПРОЕКТ

 

«Народные сказки, как средства знакомства детей с бытом и культурой русского народа»

 

 

(общешкольный проект воспитателей на 2019-2020 учебный год)

 

 

 

 

 

 

Начало сентябрь 2019 Окончен декабрь2020

 

Г.Н.Новгород


Краткая аннотация проекта.

 

Школа-интернат после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа-интернат для него стала вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Цель работы с детьми с интеллектуальными нарушениями– их социальная адаптация, трудолюбие, старание, аккуратность, а также создание жизненной перспективы и, то есть дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды.

Все эти качества можно отследить через сказки. Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания обучающихся школы-интерната. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно - нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно     -                  нравственное    развитие       детей      заключается    в    том,    что    в               процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств       и     социальных         эмоций  и               осуществляется    последовательный      переход  от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Чтобы у наших обучающихся были развиты положительные качества личности(добро, любовь, уважение, взаимовыручка, трудолюбие, творчество, и т.д.) мы выбрали сказки. По доминирующей деятельности тип данного проекта - исследовательский.

ü  Проверяя тестами воспитанников 2-5 кл. 6-8 кл.- личностные качества (наблюдение, микроисследования) сделаны выводы :

тестирование прошли обучающиеся проекты (12-15 .09 2019 ),низкие показатели самостоятельности и активности, становления как субъекта деятельности, максимальная реализация его творческого потенциала ради содействия всестороннему и гармоничному личностному развитию, формированию психических процессов.

То есть возникает проблема:

для того, чтобы воспитанник с интеллектуальными нарушениями успешно получал знания, развитие личностных качеств , необходимо помочь ему в развитии психических процессов которые базируется на особенностях теоретического мышления, памяти, процессах восприятиях, внимания, способности к саморегуляции, развития творчества, осознании своего личного отношения к миру, вот

для того, чтобы все эти качества развивать и выбран данный проект.


Актуальность.

Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение художественной литературы. Как научить детей думать, рассуждать. Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма и отдаст предпочтение книге. Только тогда, когда он будет жить вместе с героями, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты. А воспитание детей потребность в чтении, любовь к чтению начинается со сказки.

Сказка это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих отношении, чувств и взаимоотношении. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Актуальность программы обусловлена тем, что её содержание формирует социальную компетентность, способствует воспитанию любви к родному краю, трудолюбия, уважения к человеку, ответственности за всё живое на земле.

Общешкольный воспитательский проект ««Народные сказки, , как средства знакомства детей с бытом и культурой русского народа»

объединен ряд общепринятых направлений внеурочной деятельности в одно целое, а именно:

·          Общекультурное направление -

прикладное творчество с эколого- биологической деятельностью. В ней представлены такие виды декоративно – прикладного творчества, как вышивание по картону (изонить), изделия из соленого теста и природного материала (рогоз, береста), изготовление народной куклы, примитивной мягкой игрушки, картин из шерсти, создание персонажей славянской мифологии, рисование, лепка и т.д. Проект  призван формировать профессиональные навыки обучающихся,  учит быть бережливыми, готовит к уверенному вступлению в жизнь с современной экономикой. Самостоятельно выполняя различные поделки из использованных уже вещей, ненужных украшений, давая, таким образом, вещам «вторую» жизнь, ребята решают некоторые материальные проблемы при приобретении подарков. Через творчество дети преодолевают свои проблемы, реализуют свой жизненный опыт, утверждают позитивное в своей жизни, учатся сами создавать прекрасные и полезные вещи, поэтому сам процесс создания игрушек и поделок в любой технике исполнения не менее важен для ребенка, чем результат его работы.

·          Духовно-нравственное

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается  его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно - нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно - поучительного в чисто развлекательное. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает


реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.


 

 

Цель проекта:


«Детское сердце чутко к призыву и творить красоту... Важно только, чтобы за призывами следовал труд».

Б.Н. Сухомлинский


-   Создать условия для духовно- нравственного развития обучающихся.

-   Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

-    Обеспечить социальную адаптацию воспитанников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).

-   Организовывать в группе совместную творческую деятельность.

 

Задачи проекта:

-   Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание

-   непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость) и правил доброй совестливой жизни.

-    Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи обучающихся, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

-     Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

-      Воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.

-   Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.

Предполагаемый результат:

-   Позитивное отношение воспитанников к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

-    Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.

-   Деятельное отношение к труду.

-   Ответственное отношение за свои дела и поступки.

Все это через исследование нравственного смысла сказок.

 

Пути реализации проекта:

1.          Оформление и пополнение группового книжного уголка сказками разных жанров. Ежедневное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций художников к сказкам (русских народных, разных народов, сказкотерапия, коррекционные сказки).

2.        Рисование иллюстраций к сказкам детьми. Лепка героев и сюжетов сказок. Аппликации, ручной труд из природного и бросового материалов, конструирование из бумаги по мотивам сказок. Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.

3.           Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок. Инсценировки сказок, игры - драматизации.

4.        Привлечение родителей к работе над проектом.

5.   Выбор одной сказки для защиты (разбор ее, театрализация, выполнение сказочной экспозиции)

6.        Организация мини – музея «Сказки моего детства»

6. Защита проекта.

Надпись: По доминирующей деятельности тип данного проекта - исследовательский


Тип проекта по форме

Групповой

Тип проекта

Поисково- исследовательский

Тип проекта по временным рамкам

долгосрочный

Тип проекта по направлениям

Общекультурный , духовно-нравственный,

социальный

 

 

Этапы работы над проектом:

 

Подготовительный этап.

Определение темы проекта.

Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы

«Чему нас учат сказки?» через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.

Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Изучение опыта работы педагогов по данной теме. Обработка информационного материала.

Подготовка и пополнение предметно-развивающей среды.

 

Основной этап.

Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.

Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей. Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», создание мини музея

«Сказки моего детства». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Семейное чтение как средство духовно - нравственного становления личности ребёнка»

При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.

По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическую помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

 

Заключительный этап.

Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Дети, их родители активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям продукт собственной деятельности.


Ресурсное обеспечение проекта. Кадровый потенциал:

-   педагоги,

-   родители,

-   дети,

-   инструктор по физическому воспитанию,

-   музыкальный руководитель.

-   школьный библиотекарь,

-районная библиотека

 

Методическое:

-   теоретическая и методическая литература,

-   периодическая печать,

-   материалы по передовому педагогическому опыту.

 

Информационное обслуживание проекта:

-   интернет - сайты (сайт МКОУ, странички воспитателей в социальной сети)

-   выпуск фотоотчетов.

 

Ожидаемый результат:

-   Усвоение воспитанника добродетели, направленность и открытость его к добру.

-    Позитивное отношение обучающегося к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

-   Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

-    Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

-    Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

-   Деятельное отношение к труду.

-   Ответственность за свои дела и поступки.

 

Целевая аудитория:

Руководитель проекта

 

Участники-воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники - обучающиеся

Обучающиеся 2б,3б,4б,5б,5в,6б,6в,7а,7б,8аб9аб 10-11


Тематический план общешкольного проекта

месяц

мероприятия

сентябрь

Проведение диагностики (личностные качества воспитанников)

 

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

 

Распределение обязанностей между участниками проекта. Выбор

сказки для исследования.

октябрь

Составление группового проекта.(по схеме)

 

Беседа по плану проекта

 

Составление мониторинга по проекту.

Ноябрь, декабрь

Начало работы над сказкой (исследование)

 

Защита проекта

 

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов работы над проектом В процессе мониторинга исследуется уровень качества усвоения детьми поставленных задач путем наблюдений за воспитанником в процессе театрализованной деятельности, слушании сказок, изобразительной деятельности, умение понять смысл сказки.

 Периодичность мониторинга – начало и окончание проекта. Это обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса. Содержание мониторинга по проектной деятельности тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.

Критерии оценки уровня развития детей.

1.   Заинтересованно слушает сказку, высказывает своё отношение к героям сказки.

2.   Активно пользуется средствами выразительности и образности речи, употребляет пословицы, присказки.

3.   Умеет разыгрывать сценки по знакомым сказкам, с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.

4.   Умеет определять жанровые особенности сказки, узнаёт знакомые сказки по прочитанному отрывку, иллюстрациям разных художников.

5.   Знает художников - иллюстраторов (1-2) и узнаёт их иллюстрации .

6.Умеет отобразить на бумаге, в лепке и других изобразительных средствах героя сказки, или воображаемого героя;

Примерная диагностическая карта. Воспитатель                                                                 Дата проведения диагностики                                  Ф.И. ребёнка…………….Вопросы…………….

Оценка уровня развития:

1 балл - большинство компонентов не достаточно развиты; 2 балла - отдельные компоненты не развиты;

3 балла - соответствует возрасту; 4 балла - высокий

По результатам мониторинга, который был проведён, в начале и в конце проектной

деятельности, а в конце видно, что дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям, познакомились с новыми сказками. Повысился интерес к художественной литературе. Дети стали бережно и с любовью относиться к книгам.


Список использованных источников.

1.       Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001.

– 144с.

2.       Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011. – 528 с.

3.       Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.

4.       Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.

5.       Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28

6.       Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.

7.       Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.


                    Надпись: Приложение № 1

 

Неделя воспитательского мастерства

по школе-интернату № 95 2019-2020 учебный год

 

Проект

«Народные сказки, , как средства знакомства детей с бытом и культурой русского народа»

21.11-29.11 2019

 

Тема проекта:

«Народные сказки как средство знакомства детей с бытом и культурой русского народа»

 

Цель : формирование социокультурных, бытовых, семейных традиций , отраженных в народных сказках , через изучение фольклора нижегородской области.

Задачи :

1. Расширить представление детей о народной сказке- древнейшим жанре устного народного творчества, как источник информации о жизни русского народа.

2. Способствовать восстановлению духовных связей между поколениями. 3.Развивать познавательный интерес к изучению истории , традиций и литературы родного края.

4. Использовать доступную возрасту игровую деятельность(разные виды театральной деятельности) и ознакомлении с фольклорным материалом.

 

Вид проекта – познавательно-творческий.

 

Рекомендации :

1.   Использовать « Легенды, предания и сказки города Нижнего Новгорода и Нижегородского края»,

2.   Иллюстрирование сказки.

3.   Знакомство с русским бытом : заполнение фаулов –кармашков папки по темам : печь, красный угол, бабий круг и т.д.

4.   Дидактические игры (русская изба, быт русского народа и т.д.)

5.   Презентации : «Бабушка пряла , а я вяжу», «Пчеловодство», «Откуда пришли валенки» и т.д.

6.   Пантомимы .(крестьянский труд, покажи пословицу и т.д.)

7.   Театральная деятельность.


8.  Дыхательные, глазные, речевые упражнения.

 

.

 

 

 

РАБОТА над проектом

 

Цель проекта (расширенная):

-   Создать условия для духовно- нравственного развития обучающихся.

-   Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

-    Обеспечить социальную адаптацию воспитанников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).

-   Организовывать в группе совместную творческую деятельность.

 

Задачи проекта:

-   Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание

-   непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость) и правил доброй совестливой жизни .

-    Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи обучающихся, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

-     Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

-      Воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.

-   Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.

Предполагаемый результат:

-   Позитивное отношение воспитанников к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

-    Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.

-   Деятельное отношение к труду.

-   Ответственное отношение за свои дела и поступки.

Все это через исследование нравственного смысла сказок.

 

 1.Изучить общешкольный проект.

 2.РАБОТА:

·         Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки?» через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.

Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Изучение опыта работы педагогов по данной теме. Обработка информационного материала.


Подготовка и пополнение предметно-развивающей среды.

·         Оформление и пополнение группового книжного уголка сказками разных жанров. Ежедневное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций художников к сказкам (русских народных, разных народов, сказкотерапия, коррекционные сказки).

·         Рисование иллюстраций к сказкам детьми. Лепка героев и сюжетов сказок. Аппликации, ручной труд из природного и бросового материалов, конструирование из бумаги по мотивам сказок. Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.

·         Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок. Инсценировки сказок, игры - драматизации.

4.   Привлечение родителей к работе над проектом.

5.Выбор одной сказки для защиты (разбор ее, театрализация, выпонение сказочной экспозиции)

6.   Организация мини – музея «Сказки моего детства»

План изучения сказки.

1. цель :

2.   задачи :

Обучающие, развивающие, воспитательные

3.   оборудование

4. предварительная работа ( мероприятия по изучению сказки) 5.содержание деятельности (конспект защиты

 

 

·        Провести диагностику по личностным качествам

Примерная диагностическая карта. Воспитатель                                                                 Дата проведения диагностики                                  Ф.И. ребёнка…………….Вопросы…………….

Оценка уровня развития:

1 балл - большинство компонентов не достаточно развиты; 2 балла - отдельные компоненты не развиты;

3 балла - соответствует возрасту; 4 балла - высокий

По результатам мониторинга, который был проведён, в начале и в конце проектной

деятельности, а в конце видно, что дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям, познакомились с новыми сказками. Повысился интерес к художественной литературе. Дети стали бережно и с любовью относиться к книгам.

·         Распределение между участниками проекта:

группа

обязанности

нагрузка

«Связные»

Договариваются о встречах, о посещении

других групп и т.д.

Ф. имя воспитанников

«Инфо»

Поиск информации в

интернете

Ф. имя воспитанников

«Спорим, обсуждаем,

советуем»

Организуют круглые

столы и т.д

Ф. имя воспитанников

«Оформители»

 

 

«Организаторы»

 

 

«Художники»

 

 

И Т.д.

 

 

3. Выбор сказки для исследования.


4. План реализации проекта.

Мероприятия по проектной

деятельности

Дата , сроки

ответственные

выполнение

Анкетирование (вводная

диагностика по теме)

12-15 .09 2019

 

 

Выбор темы и ее конкретизация,

подбор литературы

сентябрь

 

 

Беседа «Сказка , которая учит»

октябрь

 

 

Распределение участников проектов

на тематические подгруппы

 

 

 

5.   Весь материал по проекту оформляется в папку , где находится материал . фотоотчеты: посещение библиотек, исследование , творчество по сказке, выводы.

 

 

6.   Защита проекта.

По доминирующей деятельности тип данного проекта - исследовательский

Тип проекта по форме

Групповой

Тип проекта

Поисково- исследовательский

Тип проекта по временным рамкам

долгосрочный

Тип проекта по направлениям

Общекультурный , духовно-нравственный,

социальный

 

В сказке всегда должно быть Решение проблемных ситуаций:

«Не суди    да не судим    будешь», «Добро побеждает зло», «Не рой яму другому», использовать пословицы и поговорки



 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)