МАОУ «Лицей гуманитарных наук»
Проект
поисково-творческий
«Пасха на Руси»
Авторы проекта:
Учитель технологии Риминюк Н.А
Педагог дополнительного образования
Абрамова Т.А.
Саратов
Риминюк Надежда Аркадьевна
Абрамова Татьяна Алексеевна
«Пасха на Руси»
Русская народная культура, 1-7 класс
Проект включает в себя темы предмета Русская народная культура, изучающие русские народные праздники "Пасха", "Вербное воскресенье", "Красная горка", "Троица".
Что такое культура?
Когда бывают праздники?
Зачем хранить традиции?
Есть ли у праздников правила?
Почему праздник называют «Красная горка»?
Как вы понимаете? "Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность "
Когда празднуют Пасху?
Как встречают «Вербное воскресенье»?
Описание проекта |
Название проекта |
Пасха на Руси |
Краткое содержание проекта |
Проект включает в себя темы предмета Русская народная культура, изучающие русские народные праздники "Пасха", "Вербное воскресенье", "Красная горка", "Троица". «Пасха в Англии» |
Предмет |
Русская народная культура |
Классы |
с 1 по 7 класс |
Приблизительная продолжительность проекта. |
Учебный год, с 01. 09.2009г. по 21. 05. 2010г. |
Основания проекта |
Целевые образовательные стандарты |
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. 2. Изучение истории, культуры, России. 3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения |
После завершения проекта учащиеся смогут: |
Вопросы, направляющие процесс обучения (См Ресурсы > ВНП для дополнительной информации.) |
Основополагающий вопрос |
Что такое русская культура? |
Проблемные вопросы |
Какие бывают весенние праздники? |
Учебные вопросы |
Что такое «народный календаръ»? |
План оценивания |
График оценивания |
|
Описание методов оценивания |
В ходе обсуждения при демонстрации вводной презентации
учитель актуализирует субъектный опыт учащихся по теме, что позволяет
определить уровень знаний, ошибки в суждениях. Данная презентация направлена
на формирующее оценивание в рамках проекта |
Сведения о проекте |
Необходимые начальные знания, умения, навыки |
Обучающиеся должны уметь: |
Учебные мероприятия |
1 занятие. Вводная презентация. Знакомство с проектом.
Распределение по группам. 4 урок. «Что такое Русская православная церковь» Беседа - диалог «Звени, звени, златая Русь!» Познавательная программа Мастер – класс «Пасхальные крашенки» Ярмарка «Пасхальные колокольчики». Заключительное мероприятие. Итоги проекта. «Волшебные дни
Радуницы» |
Материалы для дифференцированного обучения |
Ученик с проблемами усвоения учебного материала
(Проблемный ученик) |
Для более слабых учащихся будут проводиться дополнительные консультации, помощь педагога, воспитателя. |
Ученик, для которого язык преподавания не родной |
Проблемы не существует. |
Одаренный ученик |
Более сильные ученики могут выступать руководителями групп для проведения исследований. |
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта |
Технологии - цифровые устройства: (Отметьте флажками необходимые элементы) |
Программное обеспечение: (Отметьте флажками необходимые элементы) |
Печатные материалы |
Словари, справочные руководства |
Дополнительные ресурсы |
|
Интернет-ресурсы |
http://www.calend.ru/ Какие бывают праздники http://oliav.boom.ru/prazdniki/kracnagorka.html Праздник «Красная горка» http://newwoman.ru/ematvieienko_005.html «Пасха в Англии» http://newwoman.ru/ematvieienko_005.html «Вербное воскресенье» http://www.bujan.ru/molva/yazichestvo05.html Русский праздник Радуница http://www.pravmir.ru/article_1017.html Пасхальные игры
|
Другие ресурсы |
Пригласить администрацию гимназии –интерната, воспитателей, родителей, педагогов, обучающихся начальной школы для проведения мероприятий. |
Вводная презентация
Актуальность проекта
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплине. Поэтому в проекте рассматриваются различные виды традиционной народной культуры: фольклор, танцы, русские сказки, игры., что позволяет возродить старинные обычаи в русских народных праздниках. Развивать интерес к истокам культуры русского народа. Сохранять традиции народа, старинные массовые игры, на примере которых можно показать, как положительно может такая игра влиять на физическое, умственное развитие ребенка, на эмоциональную разгрузку напряженности взрослого. Познание русских старинных игр, где нет места агрессии.
Схема реализации проекта
Цель:
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
2. Изучение истории, культуры, России.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Задачи:
1. Создать условия для приобщения к ценностям православия участников образовательного процесса.
2. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников. 3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.
Вид деятельности: Познавательно-художественно-творческий.
Форма внеклассной работы: ярмарка «Пасхальные колокольчики», ролевая игра «Волшебные дни Радуницы». Презентация проекта в Интернете.
Тип проекта: долгосрочный, общешкольный.
Участники проекта: учащиеся 1-7 классов, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования, учителя.
Подведение итогов: ярмарка декоративно-прикладного творчества на тему «Пасхальные колокольчики», поисковая деятельность в форме ролевой игры на тему: «Волшебные дни Радуницы».
Срок проведения: с 01. 09.2020г. по 21. 05. 2021
Основные направления:
1. История.
Поисковая работа по весенним русским праздникам: «Пасха», «Вербное воскресенье», «Красная горка», «Троица», поиск русских народных песен и танцев, знакомство с русскими народными играми. Изучение русского и английского пасхального фольклора, пословиц, поговорок, загадок и русских сказок.
2. Классные часы на темы: «Поговорим о христианской культуре»,
«Христианские этические нормы», «Что такое Русская православная церковь », «Как вести себя в православном храме » памятка для подростков.
«О православных праздниках и постах» краткий словарь христианских терминов. Беседа-диалог. «Из истории российских колоколов», «Звени, звени, златая Русь! », «Образ русской женщины», «Пасха – светлое Христово Воскресение».
3. Хореография. Разучивание русских народных танцев: «Русская кадриль», «Хоровод».
4. Музыка. Прослушивание музыкальных произведений на тему «Пасха», изучение песни «Во поле береза стояла».
5. Народные игры. Знакомство с играми наших бабушек.
6. Декоративно – прикладное искусство. Знакомство с видами декоративно – прикладного искусства: лепка скульптуры малых форм, роспись миниатюр на Пасхальные темы в разных художественных стилях. Изготовление пасхальных подарков из различных материалов.
7 Класс
Тема: «Современные подходы образования и воспитания учащихся, на основе освоения традиционной народной культуры»
Задачи:
- Активное изучение и творческое освоение традиций своего края, использование более широких возможностей в приобщении школьников к отечественной народной культуре.
- Расширение кругозора и воспитание духовно – нравственных качеств личности, любви к Родине и историческому прошлому России.
- Знакомство со спецификой самобытного художественного языка, символическим значением изобразительных элементов.
Дата |
Содержание работы |
Творческая деятельность |
Сентябрь
|
Рассказать о возникновении христианства, кто был её основателем. Что такое Библия? |
Тема: «Поговорим о христианской культуре» Беседа – диалог. 1ч. |
Сентябрь
|
Шефская работа с начальными классами. |
Тема «Библейские чтения» Глава 1-2 1ч.
|
Сентябрь |
Подготовка к выставке, посвященной юбилею школы. Знакомство с росписью Северной Двины.
|
Тема: «С любовью к России» Панно «Волшебные птицы Севера» 2ч.
|
Октябрь |
Поговорить об основах христианской этики: подвести детей к понятию добра и зла, размышлению к таким предметам морали, как совесть любовь, терпимость, умеренность, скромность, почтение к родителям |
Тема: «Христианские этические нормы» Беседа – размышление 1ч. |
Октябрь |
Шефская работа с начальными классами |
Тема: «Библейские чтения» Глава 3-4 1ч. |
Октябрь |
Подготовка к выставке, посвященной юбилею школы. Дальнейшее изучение Хохломской росписи. Художественная роспись.
|
Тема: «Яркие узоры Хохломы» Панно. 2ч. Тема: «Русские традиции». Разделочные доски. 2ч.
|
Октябрь |
Знакомство и разучивание русских народных игр.
|
Тема: «Горелки» «Жмурки» «Золотые ворот» 1-2 классы 2ч. |
Ноябрь |
Рассказать детям о Русской православной церкви, её истории колоколах, куполах, как о неотъемлемой частичке русской культуры. |
Тема: «Что такое Русская православная церковь » Беседа – диалог 1ч. |
Ноябрь |
- Подготовка к выставке «С любовью к России» Совершенствование кистевой Городецкой росписи. - Выставка, посвященная юбилею школы.. |
Тема : Панно «Городецкие цветы». (Разделочные доски, роспись) 2ч. Выставка детского творчества Тема: «С любовью к России» Юбилей школы. 1ч. |
Ноябрь |
Шефская работа с начальными классами |
Тема: «Библейские чтения» Глава 5-6 1ч. |
Декабрь |
Познакомить учащихся с правилами поведения в храме. Расширять кругозор детей, приобщать к культуре своего Отечества. |
Тема: «Как вести себя в православном храме » Памятка для подростков. Классный час. 1ч. |
Декабрь |
Экскурсия в храмы. |
Тема: «Храмы Саратова» 1ч. |
Декабрь |
Подготовка к творческому проекту «Пасха на Руси» Изготовление атрибутов к празднику. |
Тема: «Писанки». Роспись по дереву. 2ч. |
Декабрь |
Шефская работа с начальными классами. |
Тема: «Библейские чтения» Глава 7-8 1ч. |
Январь |
Продолжить изучать народно-религиозный календарь примет и традиций, связанный с природой и временами года. |
Тема: «О православных праздниках и постах». Краткий словарь христианских терминов Беседа-диалог. 1ч. |
Январь |
Подготовка к ярмарке. Изготовление поделок из различных материалов.. |
Тема: «Пасхальные колокольчики» . 3ч. |
|
Январь |
Шефская работа с начальными классами. Литературные чтения. |
Тема: «Рождественские сказки бабушки Агафьи» 1ч. |
|
Февраль |
Дать детям познавательный материал о том, что церковный звон является «визитной карточкой Руси» |
Тема: «Из истории российских колоколов» «Звени, звени, златая Русь! » Познавательная программа 1ч. |
|
Февраль |
Изучение народного пасхального фольклора. Мотивация школьников к изучению фольклора своей страны. |
Тема: «Путешествие по страницам русского фольклора» Конкурсно-игровая программа. 1ч. |
|
Февраль |
Русская изба. Изготовление декораций к творческому проекту: «Пасха на Руси» |
Тема: «Путешествие в историю русского быта» 2ч. |
|
Март |
Создать у учащихся яркий образ русской женщины, отраженный в литературе, музыке, изобразительном искусстве, а также роль костюма в облике человека. |
Тема: «Образ русской женщины». Классный час – урок. 1ч. |
|
Март |
Расширить знания детей о праздновании Пасхи во всем мире. Как праздновать Пасху, обычаи и службы. Как украсить дом, символика пасхального стола, обрядовая выпечка. |
Тема: «Пасха – светлое Христово Воскресение». Беседа-диалог 1ч. |
|
Март |
Продолжение изучения пасхального фольклора. Постановка сказки. |
Тема: «Пасхальный колобок» 1ч. |
|
Март |
Подготовка и изготовление атрибутов, Костюмов, масок, к сказке. |
Тема: «Пасхальный колобок»2ч. |
|
Апрель |
Экскурсия в этнографический музей на праздник «Пасхи» |
Тема: «Светлое Христово Воскресенье». Пасхальные народные игры.2ч. |
|
Апрель |
Продолжение изучения русского танца.
|
Тема: «Хороводная» 3ч. |
|
Апрель |
Творческий проект. |
Тема: «Пасха на Руси». 2ч. |
|
Апрель |
Ярмарка поделок |
Тема: «Пасхальные колокольчики». 2ч. |
|
Май |
Литературные чтения.. Шефская работа в начальных классах. |
Тема: «Весенние сказки бабушки Агафьи» «Никитин день», «Коль глаза не закрывать» «Радуница- день поминовения предков». 2ч. |
|
Май |
Весенние русские народные игры.
|
Тема: «Игры наших бабушек».2ч. |
|
Результат:
· Создание сайта и веб–квеста «Волшебные дни Радуницы».
· Презентация проекта «Пасха на Руси» в форме ролевой игры.
· Результат дает возможность:
· - развития духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
· - создания благоприятных условий для саморазвития ребенка;
· - развития словотворчества детей.
Вывод: таким образом, проведение данного мероприятия послужило целенаправленному просвещению детей в русской христианской культуре, способствовало расширению представлений детей о русских народных традициях, обрядах, развитию художественно - творческих способностей, воспитанию нравственных качеств личности. Праздник был построен на основе театрализованных, концертных, фольклорных программ. Мероприятие прошло в школьном саду с оформлением в народно-фольклорном стиле, с установкой профессионального звуко-технического оборудования, с профессиональным театрализованным ведением обрядовых, традиционных игр, концертных программ, включающих в себя демонстрацию старинных (или стилизованных) русских костюмов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.