МКОУ-Верх-Алеусская СОШ имени Героя Советского Союза Н.В. Некрасова
Карманова Татьяна Александровна, учитель.
Проект по дисциплине «Управление воспитательным процессом»
Проект №3. Планирование воспитательной деятельности образовательной организации.
Перспективный план воспитательной работы образовательного учреждения
В современных экономических условиях развития образования программа воспитательной работы с обучающимися – это программа формирования личности выпускника, который проходит путь самопознания, самоопределения и самореализации.
Система воспитательной работы – это комплексная система организации различных видов педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе, направленная на приобретение обучающимися и преподавателями в ходе личностно-ориентированного взаимодействия опытов и способов гражданского поведения.
Общая воспитательная проблема – асоциальное поведение подростков, размытость нравственных ориентиров, их правовая безграмотность, отсутствие гражданской позиции, низкий уровень социального интеллекта, профессионального самосознания, коммуникативных навыков.
Стратегическая воспитательная задача – формирование личностных и профессиональных компетенций конкурентоспособного выпускника, ориентированного на здоровый образ жизни, саморазвитие и профессиональную самореализацию.
Концепция воспитательной работы заключается в том, чтобы создать условия в образовательном учреждении для полноценного развития личности подростка, его социального интеллекта, познавательной сферы, коммуникативных навыков, способствующих профессиональному развитию и адаптации на рынке труда.
Система воспитания содержит целевой, содержательный, деятельностный и аналитико-результативный компоненты, охватывающие ряд основных направлений воспитательной работы:
1. Учебно-познавательная деятельность.
2. Научно-методическая деятельность.
3. Социально-психолого-педагогическая.
4. Общественно-патриотическая деятельность.
5. Физкультурно-оздоровительная деятельность.
6. Нравственно-правовая деятельность.
7. Нравственно-эстетическая деятельность.
8. Трудовая деятельность.
9. Взаимодействие с семьей, работа с родителями.
Работа педагогического коллектива в данном направлении предполагает создание единого информационного пространства, дальнейшее развитие студенческого самоуправления, активное взаимодействие со всеми субъектами профилактики, привлечение к проблеме воспитания социальных партнеров.
Организация воспитательной работы представлена на рисунке 1.
Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих воспитательных задач:
1. Создание условий мотивации подростков к познавательной деятельности, получению образования и специальности.
2. Расширение научно-методического обеспечения воспитательной работы, разработка модели личности выпускника.
3. Создание условий для творческой и профессиональной самореализации личности подростков.
4. Совершенствование работы студенческого самоуправления, содействие проявлению социальной смелости, активности и самостоятельности подростков.
5. Усиление роли семьи в воспитании личности, привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса.
6. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
7. Формирование правового сознания подростков, нравственной и правовой культуры.
8. Повышение эффективности работы по воспитанию гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных идеалов.
9. Своевременное информирование подростков по всем социальным вопросам.
10. Совершенствование работы с трудными подростками, организация продуктивного психолого-педагогического сопровождения.
11. Дальнейшее развитие программы социальной поддержки обучающихся.
12. Разработка и внедрение профилактических программ, социальных проектов.
13. Организация активного взаимодействия со всеми субъектами профилактики асоциального поведения подростков.
14. Привлечение социальных партнеров к решению воспитательных задач социальной адаптации подростков.
Смыслом педагогической деятельности в данном направлении является организация совместного поиска социальных целей воспитательного процесса в образовательном учреждении, в основе которого – ценности гражданского общества и специфика современного профессионального образования. С этой целью необходимо адекватно осмысленным ценностям организовать образовательное пространство учреждения, овладеть различными технологиями воспитательной работы, которые будут способствовать формированию у подростков умений анализировать социальную действительность, делать обоснованный выбор, нести ответственность за собственные решения, социально адаптироваться к современной жизни.
Стратегия развития воспитательной работы определяет модель личности выпускника, обладающей набором жизненно-значимых и профессиональных качеств – компетенций. Проблема отбора ключевых компетенций является одной из важнейших для модернизации содержания профессионального образования.
Мировой образовательной практикой обозначен набор ключевых компетенций:
· компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, в том числе вне образовательного учреждения;
· компетенции в сфере общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, члена социальной группы, коллектива);
· компетенции в сфере трудовой деятельности (навыки организации учебного труда, этика трудовых взаимоотношений в коллективе, анализ ситуации на рынке труда, умение нести ответственность, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации);
· компетенции в сфере бытовой деятельности (аспекты семейной жизни, укрепление собственного здоровья);
· компетенции в сфере культурной деятельности (набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Модель личности выпускника образовательного учреждения, включает в себя 5 основных компетенций:
1. Профессиональные компетенции – способность эффективно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности.
2. Компетенция осознанного выбора – готовность делать осознанный и ответственный выбор, выявлять проблему на основе анализа ситуации и принимать решения.
3. Коммуникативная компетенция – умение работать в команде, влиять на принятие совместных решений на основе толерантности.
4. Социальная компетенция – социальная адаптация, готовность к самообразованию, саморазвитию и самореализации.
5. Информационная компетенция – способность выбирать необходимую информацию на основе критического анализа.
Модель личности выпускника образовательного учреждения в период реорганизации представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Модель личности выпускника
Программа развития воспитательной деятельности
№ п/п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственный |
|
1 |
Учебно-познавательная деятельность |
|||
1.1 |
Развитие познавательной сферы, мотивации к учебному труду через проведение учебных занятий, производственного обучения. |
В течение учебного года |
Педагогический коллектив |
|
1.2 |
Организация досуга через проведение кружков в образовательном учреждении и по месту жительства. |
Системати-чески |
Кл. руководители, руководители кружков |
|
1.3 |
Проведение тематических классных часов. |
2 раза в месяц ежегодно |
Кл. руководители |
|
1.4 |
Организация и проведение Урока знаний 1 сентября. |
1 сентября ежегодно |
Кл. руководители |
|
1.5 |
Организация предметных недель и олимпиад. |
1 раз в год |
Преподаватели-предметники |
|
1.6 |
Подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства. |
1 раз в год |
Зам. УПР |
|
1.7 |
Организация продуктивной работы библиотеки (выставки литературы; викторины; конкурсы эрудитов; библиотечный час; работа с фондом) |
В течение учебного года |
Заведующая библиотекой |
|
1.8 |
Проведение воспитательных, этических и правовых бесед. |
2 раза в месяц ежегодно
|
Зам. директора по УВР, кл. руководители, сотрудники ОДН, КДНиЗП |
|
1.9 |
Взаимопосещение открытых мероприятий. |
В течение учебного года |
Зам. директора по УВР |
|
1.10 |
Введение факультативного курса «Как стать успешным». |
1 раз в месяц |
Рук. волонтерской организации «Молодая гвардия» |
|
1.11 |
Организация систематической лекционной работы по пропаганде здорового образа жизни. |
1 раз в месяц ежегодно |
Зам. директора по УВР, кл. руководители, представители организаций |
|
1.12 |
Проведение круглого стола по глобальным проблемам современности |
1 раз в год |
Зам. директора по УВР, социальный педагог. |
|
1.13 |
Создание единого информационного пространства. |
Системати-чески |
Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог. |
|
2 |
Научно-методическая деятельность |
|||
2.1 |
Создание банка данных методического обеспечения и нормативно-правовой базы воспитательной работы. |
Сентябрь –декабрь
|
Зам. директора по УВР. |
|
2.2 |
Систематизация сборников сценариев внеклассных мероприятий |
Октябрь
|
Методист. |
|
2.3 |
Доработка Положений по деятельности Совета профилактики, Совета студенческого самоуправления, Совета общежития. |
Сентябрь |
Зам. директора по УВР, методист. |
|
2.4. |
Доработка Положения о стипендиальном фонде. |
Сентябрь |
Зам. директора по УВР, зам. директора по УПР |
|
2.5. |
Разработка порядка реализации долгосрочной профилактической программы «ЗОЖ – это наш выбор». |
Январь
|
Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог. |
|
2.6 |
Разработка долгосрочной профилактической программы патриотического воспитания молодежи «Служу Отечеству». |
Сентябрь |
Преподаватель – организатор ОБЖ. |
|
2.7 |
Разработка долгосрочной профилактической программы по духовно-нравственному воспитанию. |
Октябрь |
Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, методист. |
|
2.8 |
Разработка социального проекта по социальной адаптации студентов-сирот. |
Июль |
Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог. |
|
2.9 |
Разработка социального проекта по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни. |
Октябрь
|
Зам. директора по УВР, рук. физвоспитания, преподаватель – организатор ОБЖ. |
|
2.10 |
Разработка социального проекта по правовому воспитанию подростков. |
Июнь |
Зам. директора по УВР, социальный педагог, методист. |
|
3 |
Социально-психолого-педагогическая деятельность |
|||
3.1 |
Организация продуктивного психолого-педагогического сопровождения учащихся (диагностика, анкетирование, тестирование, тренинги, индивидуально-коррекционная работа, составление психолого-педагогических характеристик и рекомендаций). |
Системати-чески |
Зам. директора по УВР, педагог-психолог, кл. руководители. |
|
3.2 |
Внедрение и совершенствование программы социального сопровождения обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (защита личных и имущественных прав, правовые беседы, обучающие семинары, круглые столы). |
Системати-чески |
Зам. директора по УВР, социальный педагог, патронатные воспитатели, кл. руководители. |
|
3.3 |
Взаимодействие с субъектами профилактики – КДНиЗП, ОДН, отдел опеки и попечительства (совместная работа с студентами «группы риска», студентами-сиротами). |
Системати-чески |
Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, кл. руководители. |
|
3.4 |
Развитие постинтернатного патроната детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
Системати-чески. |
Зам. директора по УВР, социальный педагог. |
|
3.5 |
Трудоустройство и оздоровительный отдых в летний период детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
Июль-август
|
Зам. директора по УВР, социальный педагог. |
|
3.6 |
Составление социальных карт и социальных паспортов учебных групп. |
Сентябрь
|
Кл. руководители. |
|
3.7 |
Организация внеклассных мероприятий, привлечение к ним трудных подростков. |
В течение учебного года |
Зам директора по УВР, педагог-организатор. |
|
3.8 |
Проведение политчасов в учебных группах. |
1 раз в месяц
|
Кл. руководители |
|
3.9 |
Организация встречи выпускных групп с работодателями. |
Апрель, май
|
Администрация. |
|
4 |
Общественно-патриотическая деятельность |
|||
4.1 |
Организация работы Совета профилактики, Совета студенческого самоуправления, 7 |
Сентябрь-июнь
|
Администрация, |
|
4.2 |
Организация и проведение Дня открытых дверей. |
Апрель
|
Администрация. |
|
4.3 |
Участие в региональных ярмарках вакансий учебных мест, ярмарках труда. |
По графику проведения ярмарок
|
Администрация. |
|
4.4 |
Расширение экспозиции Уголка боевой славы. |
Май |
Преподаватель истории. |
|
4.5 |
Создание экспозиции историко-краеведческого музея «Истоки», паспортизация музея. |
Системати-чески |
Зам. директора по УВР, Зав. читальным залом. |
|
4.6 |
Организация продуктивной музейной работы (подготовка экскурсоводов, участие в областном конкурсе музеев, проведение на базе музея лекций, экскурсий, бесед, круглых столов). |
Системати-чески |
Зав. читальным залом. |
|
4.7 |
Проведение Уроков Памяти, посвященных событиям ВОВ. |
Май
|
Классные руководители. |
|
4.8 |
Участие в митингах и молодежной патриотической Акции «Свеча Памяти», посвященных Дню Победы. |
Май
|
Зам. директора по УВР. |
|
4.9 |
Проведение военно-патриотического праздника «Служу Отечеству». |
Февраль
|
Рук. физвоспитания, преподаватель -организатор ОБЖ. |
|
4.10 |
Проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта. |
1 раз в год |
Преподаватель -организатор ОБЖ. |
|
4.11 |
Участие в районном мероприятии «День призывника», военно-полевых сборах. |
1 раз в год |
Преподаватель -организатор ОБЖ. |
|
4.12 |
Участие в мероприятиях, посвященных праздникам «День народного единства», «День России», «День Конституции», «День студента», «День Защитника Отечества». |
В соответствии с календарем памятных дат. |
Зам. директора по УВР, педагог-организатор. |
|
4.13 |
Приобщение студентов к волонтерскому общественному движению «Молодая гвардия» партии Единая Россия. |
Системати-чески |
Зам. директора по УВР, педагог-организатор. |
|
5 |
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
|||
5.1 |
Проведение Единых Дней здоровья |
Сентябрь
|
Рук. физвоспитания. |
|
5.2 |
Участие в областной Спартакиаде по 10-ти видам спорта. |
Системати-чески |
Рук. физвоспитания. |
|
5.3 |
Проведение спортивных соревнований, легкоатлетических кроссов, лыжных гонок. |
По плану спортивных соревнований
|
Рук. физвоспитания, преподаватели физической культуры. |
|
5.3 |
Проведение олимпийского урока. |
1 раз в год
|
Преподаватели физической культуры. |
|
5.4 |
Организация продуктивного проведения Дней профилактики (выступления агитбригады, демонстрация видеороликов, просветительские беседы). |
Октябрь, январь, апрель
|
Зам. директора по УВР, инспектор ОДН, представители ФСКН. |
|
5.5 |
Участие во Всероссийской Акции «Здоровье –твое богатство». |
3 раза в год
|
Зам. директора по УВР, рук. физвоспитания. |
|
5.6 |
Внедрение профилактической программы «Твое здоровье» через предмет ОБЖ, классные часы. |
Системати-чески |
Преподаватель-организатор ОБЖ, кл. руководители. |
|
5.7 |
Организация профилактического осмотра специалистами ЦРБ. |
1 раз в год
|
Мед.работник. |
|
5.8 |
Организация полноценного горячего питания. |
ежедневно |
Зав. столовой. |
|
5.9 |
Конкурс плакатов «Мы выбираем жизнь». |
1 раз в год
|
Зам. директора по УВР. |
|
5.10 |
Участие в районном профилактическом лектории |
1 раз в год
|
Зам. директора по УВР. |
|
5.11 |
Взаимодействие с медико-просветительским Центром «Жизнь» и медико-реабилитационным Центром «Ариадна». |
2 раза в год
|
Зам. директора по УВР. |
|
6 |
Нравственно-правовая деятельность |
|||
6.1 |
Деятельность по выявлению трудных подростков, диагностика эмоционально-волевой сферы. |
Сентябрь-октябрь
|
Зам. директора по УВР, педагог-психолог. |
|
6.2 |
Организация систематической индивидуальной работы с трудными подростками (профилактические беседы с администрацией, взаимодействие с семьей, беседы на уровне учебной группы, работа с инспектором ОДН, вызов на Совет профилактики, диагностирование педагога-психолога и др.) |
Систематически в течение года
|
Администрация, педагог-психолог, классные руководители, инспектор ОДН, социальный педагог. |
|
6.3 |
Лекторий, викторины по безопасному движению на дорогах. |
4 раза в год
|
Зам. директора по безопасности, инспектор ПДД. |
|
6.4 |
Правовые беседы с подростками, беседы по профилактике правонарушений, соблюдению единых требований для обучающихся. |
1 раз в месяц 2013-2017 гг. |
Кл. руководители, зам. директора по УВР. |
|
6.5 |
Проведение круглого стола «Подросток и закон» |
1 раз в год
|
Зам. директора по УВР, инспектор ОДН. |
|
6.6 |
Проведение рейдов совместно с инспектором ОДН в места массового отдыха молодежи. |
2 раза в год
|
Зам. директора по УВР, Зам. директора по безопасности, инспектор ОДН. |
|
6.6 |
Проведение тематических классных часов по проблемам толерантности, взаимодействия, коммуникабельности. |
1 раз в месяц
|
Кл. руководители. |
|
6.7 |
Организация продуктивного информирования подростков о деятельности службы доверия. |
Постоянно. |
Зам. директора по УВР. |
|
7 |
Нравственно-эстетическая деятельность |
|||
7.1 |
Организация цикла этических бесед «Вежливость открывает все двери», «Разговор о правде и лжи», «Что значит быть взрослым?», «Главные ценности жизни», «Все мы разные» и др. |
1 раз в месяц . |
Кл. руководители, социальный педагог, педагог-психолог. |
|
7.2 |
Проведение цикла классных часов в рамках профилактической программы «Твой выбор» о ценности жизни, умении сделать правильный выбор. |
1 раз в месяц
|
Кл. руководители. |
|
7.3 |
Организация экскурсий к памятникам христианской культуры. |
1 раз в 3 месяца
|
Социальный педагог. |
|
7.4 |
Проведение конкурсов плакатов, рисунков, стенгазет к памятным датам и праздникам. |
В течение года
|
Зам. директора по УВР. |
|
7.5 |
Проведение фотоконкурса по нравственно-эстетической тематике: «Все прелести погоды», «Зодчество Подмосковья», «Мои друзья», Портрет ветерана», «Человек труда» и др. |
1 раз в год
|
Зам. директора по УВР. |
|
7.6 |
Проведение конкурсов творческих работ (сочинения, эссе, рефераты, доклады, презентации и др.) |
1 раз в год
|
Зам. директора по УВР. |
|
7.7 |
Организация конкурсов чтецов «Осенний перезвон», вокальной песни «Мелодия весны». |
1 раз в год
|
Зам. директора по УВР. |
|
7.8 |
Организация круглого стола для выпускников «Спасибо, вам – учителя» |
1 раз в год. |
Зам. директора по УВР. |
|
7.9 |
Организация часов общения на базе библиотеки «Мир наших увлечений». |
1 раз в месяц
|
Зав. библиотекой. |
|
7.10 |
Организация лектория в рамках Всемирного Дня борьбы со СПИДом. |
1 раз в год
|
Зам. директора по УВР, специалисты ЦРБ. |
|
7.11 |
Организация и проведение внеклассных мероприятий, посвященных Дню Учителя, Дню студента, Дню матери, а также «Посвящение в студенты», «Осенний бал», «Новогоднее представление», «Мисс очарование», «Татьянин день», «День Святого Валентина». |
По графику внеклассных мероприятий
|
Зам. директора по УВР. |
|
7.12 |
Участие в областных конкурсах «Студенческая весна», «Зажги свою звезду», «Юные таланты Московии». |
По графику областных мероприятий
|
Зам. директора по УВР. |
|
8 |
Трудовая деятельность |
|||
8.1 |
Организация систематической и продуктивной работы на территории учебного хозяйства. |
Весна, осень
|
Зам. директора по УПР. |
|
8.2 |
Организация и проведение областной экологической Акции «Студенческий лес». |
Весна, осень
|
Зам. директора по УВР. организатор ОБЖ. |
|
8.3 |
Организация трудовых субботников по уборке территории, кабинетов, лабораторий, субботников на мемориале. |
В течение года
|
Зам. директора по УПР. |
|
8.4 |
Организация трудовых десантов «Сделаем вместе». |
2 раза в год
|
Зам. директора по УВР, организатор ОБЖ. |
|
8.5 |
Организация и проведение Акции «Милосердие». |
В течение года
|
кл. руководители |
|
8.6 |
Проведение педагогического всеобуча «Качество знаний» |
1 раз в год
|
Зам. директора по УПР. |
|
8.7 |
Организация помощи библиотеке по ремонту книг и учебников. |
1 раз в год
|
Зав. библиотекой. |
|
9 |
Взаимодействие с семьей, работа с родителями |
|||
9.1 |
Организация и проведение родительских собраний образовательного учреждения. |
Сентябрь, январь
|
Зам. директора по УВР, Кл. руководители. |
|
9.2 |
Организация и проведение родительских собраний в учебных группах. |
1 раз в полугодие
|
Кл. руководители. |
|
9.3 |
Работа с родителями по профессиональной ориентации абитуриентов. |
В течение года
|
Администрация, Кл. руководители. |
|
9.4 |
Проведение родительских дней. |
2 раза в месяц |
Администрация, Кл. руководители. |
|
9.5 |
Проведение диагностики особенностей учащихся, составление рекомендаций и Памяток для родителей. |
Первое полугодие
|
Педагог-психолог. Зам. директора по УВР. |
|
9.6 |
Организация работы с родителями неуспевающих и нарушителями единых требований для обучающихся. |
В течение года
|
Администрация. |
|
9.10 |
Организация продуктивной работы по взаимодействию с семьями «группы риска». |
В течение года
|
Зам. директора по УВР, социальный педагог. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.