«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца»
К.Паустовский
Воспитатель:
Чухланцева Елена Викторовна
Проект по теме:
«Наши папы — защитники Отечества»
для детей младшего дошкольного возраста
(от 3 до 4 лет)
Паспорт проекта
1. Тема проекта: «Наши папы — защитники Отечества»
2. Тип проекта: познавательно – игровой.
3. Участники проекта: дети первой младшей группы от 3 до 4лет,
родители, воспитатели.
4. Срок проекта: краткосрочный (5 дней).
Актуальность проекта.
Тема «Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии.
Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли границы Родины. Много славных воинов, прославивших Россию с древних времён до нашего времени. Знакомя детей с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви к ним.
Цель проекта:
Воспитывать у детей доброжелательное отношение к своему папе, вызвать
чувство гордости и радости за родного человека, помочь отцам понять свою роль в развитии личности ребенка, поднять авторитет отца в глазах детей.
Задачи:
формировать правильное представление детей о составе семьи, роли отца в семье;
- актуализировать образ отца как защитника семьи и Отечества;
- способствовать активному общению пап детей второй младшей группы
-развивать образное мышление, воображение, память.
Ожидаемый результат:
-Заинтересованность отцов в необходимости взаимодействия со своими детьми и активного участия в жизни группы.
-Понимание родителями специфики роли отца в формировании личности мальчиков и девочек.
-Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи, в частности к папе.
-Умение играть в сюжетно-ролевые игры на основе имеющих знаний.
Обобщение проектной деятельности: Утренник в детском саду
Этапы проекта.
Подготовительный этап.
Цель: Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «Наши папы — защитники семьи и Отечества». Создание условий.
Основной этап.
Цель: Создание условий для формирования у детей познавательного интереса к папе как защитнику своей семьи. Создание гармоничных отношений между детьми.
Заключительный этап
Цель: обобщение знаний детей о празднике пап.
Создание условий для реализации проекта.
Подготовка консультаций для родителей: «Роль отца в воспитании ребенка», «Дети нуждаются в правилах», «Отец и сын: совместные игры и увлечения».
План мероприятий.
Утренняя гимнастика – разминка «Мы солдаты».
Цель:
Пробуждение детского организма. Обучение детей повторять движения за педагогом. Развитие ловкости у детей.
Беседа с рассматриванием иллюстраций военных, военной техники.
Цель: Расширить представления детей об, обязанностях мужчин.
Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.
Познакомить с видами российских войск и военной техники.
Организация сюжетно-ролевых игр на тему «Семья», «Шоферы»
Цель: Уточнить представления детей о составе семьи и роли отца в ней,
продолжать учить детей играть вместе, брать роль на себя. Обучение детей подбирать необходимые атрибуты для игры. Развитие связной речи.
Занятия по художественно - эстетическому развитию коллективная аппликация
«Стенгазета поздравление для папы».
«Подарок для папы своими руками»
Цель: Формировать у детей представление о 23 февраля, как о празднике, когда поздравляют наших защитников- пап.
Развитие речи, обогащение активного словаря ребенка прилагательными -красный, синий, желтый, зеленый, разноцветный, яркий, сверкающий, красивый.
Развитие мелкой моторики. Вызвать у детей радость от
выполненной работы. Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека.
Чтение детям художественной литературы, прослушивание песен и стихов о папе.
Цель: Познакомить детей с художественными произведениями, в которых раскрывается роль отца, как защитника, друга, помощника и авторитета.
Поздравление пап и вручение подарков изготовленных детьми.
Подведены итоги по реализации проекта.
Очень активно включились в проект все воспитанники группы. Дети с удовольствием выполняли задания предложенные воспитателем. Родители задавали много вопросов по реализации проекта. Таким образом, задачи исследования решены, были сделаны выводы, ожидаемые результаты выполнены, процесс познания углублен и расширен.
Именно такой путь познания наиболее естествен для детей раннего возраста. Использование проектной деятельности по познавательной деятельности дошкольников – новый подход к образовательному процессу, основанный с учетом личностных интересов.
Приложение №8
«Загадывание
загадок»:
Ребята, отгадайте загадки о военной технике:
Тучек нет на горизонте, но
раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут,
Опустился… (парашют)
• Снова в
бой машина мчится, режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом управляется …. (танкистом)
• Моряком ты можешь стать, чтоб границу охранять
И служить не на земле, а на военном…… (корабле)
• Кто там вырулил на взлет?
Реактивный…. (самолёт)
Физическая
минутка:
Руки в стороны – в полет,
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Приложение №1
Консультация для родителей
Отец и сын: совместные игры и увлечения
Сначала это различные пальчиковые игры
— «Сорока-белобока», «Ладушки»; игры с погремушками и т.д.
В
таких играх обычно отец участия
не принимает, оставляя эти забавы и развлечения маме.
Но
такая позиция абсолютно неверна.
В
этих немудреных, но крайне необходимых для развития ребенка играх идет сложная
работа по установлению контактов между ребенком и окружающим миром.
Мы пока не говорим о сыне или дочери, потому что в первые месяцы жизни ребенка игры и общение с ним нет необходимости дифференцировать по полу. Даже игрушки, покупаемые родителями для ребенка первого года жизни, не имеют какого-либо жесткого разделения по полу — они универсальны: погремушки, мячики, мягкие игрушки и др. в равной степени используются в играх как мальчиками, так и девочками.
А вот на втором году жизни ребенка ситуация резко меняется. Выбор игрушек уже четко определяется полом ребенка. И хотя определенный универсализм игрушек еще присутствует — мягкие игрушки, пирамидки, кубики по-прежнему приобретаются как для мальчиков, так и для девочек, но в остальном игрушки, покупаемые сыну или дочери, начинают все в большей и большей степени различаться. Для мальчика таким рубежным приобретением является чаще всего игрушечный автомобиль, а для девочки — кукла. Вот так примерно с годовалого возраста появляются уже отдельные игры для девочек и мальчиков.
Совместные игры отца и сына
имеют ряд довольно четко выявляемых особенностей.
Прежде
всего, в них обязательно присутствует активная двигательная
составляющая. Совместные игры отца и сына — это чаще всего шумная возня и
беготня. Прятки, жмурки, догонялки — вот типичные образцы таких игр. В них
стимулируется физическое развитие, необходимое в становлении мужчины.
Часто
в таких играх есть элементы силового противоборства: различные виды
борьбы, отработка приемов физического воздействия и противодействия и т. д. Так
в игре отец дает сыну уроки психологической и физической подготовки к
возможным вариантам выяснения отношений, с которыми мальчик может столкнуться в
будущем.
Нужно сказать, что популярность таких игр постепенно возрастает, начиная примерно с 4 — 5-летнего возраста, и достигает апогея к 7 — 8 годам. Это не случайно — именно на этот возрастной промежуток приходится процесс половой самоидентификации мальчика, активного самоутверждения в качестве представителя мужской половины человечества. Этим и объясняется потребность в силовых противоборствах с отцом, которые вносят существенный вклад в такое самоутверждение. Умения и навыки, приобретенные в играх с отцом, в дальнейшем переносятся в новое окружение, и процесс самоутверждения начинается заново в среде сверстников.
Еще одним признаком мужских игр является их четко выраженная соревновательная направленность. Уже с первых лет жизни мальчика в его играх с отцом присутствует элемент сравнения: кто сильнее, быстрее, точнее и т. д. Именно поэтому практически в любой игре есть определенные признаки, по которым определяется победа.
Соревновательность игр отца и
сына имеет немалое психологическое значение.
Во-первых,
ее можно расценить как неосознанное желание сына проверить себя, свои качества
в ситуации соперничества с другим представителем мужского пола, в качестве
которого выступает отец.
Во-вторых,
это стремление ощутить себя победителем, человеком, способным на значительные
усилия для достижения цели.
В-третьих,
это опять же стимулирование физического и психического развития мальчика,
катализатором которого как раз и служит соревнование, сравнение себя с другими.
Все это вместе позволяет мальчику подготовиться к самостоятельной жизни внутри
мужской субкультуры, ведь соперничество является одной из главных характеристик
мужского общения.
Естественно, в соперничестве
с отцом мальчик имеет довольно призрачные шансы на победу. Однако в
игре отец должен помнить, что чувство победы необходимо для его сына. Это ни в
коей мере не означает, что отец должен постоянно поддаваться сыну, наоборот,
легкая победа, а уж тем более раскрытие явной уступки со стороны отца могут
привести к разочарованию и обиде. И чем старше сын, тем более обидными будут
для него эти поддавки. Но в то же время иногда отцу стоит уступить сыну. Это не
должна быть явная, наигранная уступка — для полного ощущения победы уступка
должна происходить после упорной борьбы. И сколь радостным будет для сына
сознание того, что он смог одержать победу над сильным и ловким соперником!
С психологической точки зрения
это чувство победы является очень важным для становления мужчины, формирования
его самооценки.
Взрослые игры.
В общении отца и сына все большее место занимают спортивные
(футбол, волейбол) и интеллектуально-логические (карточные игры, домино и т.д.)
игры. Эти принятые в мужской среде игры замещают те, в которые играли отец и
его маленький сын. Борьба (вернее, именно силовое противоборство с отцом), игры
в машинки и солдатики утрачивают свою привлекательность для взрослеющего сына,
становятся для него символами детства, неприемлемыми для уже «взрослого»
мальчика, каким он себя считает. Однако желание играть не исчезает. И те
задачи, которые решались в детских играх, на следующем возрастном этапе,
начиная с 9- 10 лет, реализуются уже при помощи других игр, традиционно
принятых в мужском сообществе.
В
этих играх присутствует еще один важный элемент — они служат инструментом
введения мальчика в мир мужских отношений, в мир мужской субкультуры.
В предподростковом и
подростковом возрасте игры отца и сына будут иметь уже четко ориентированную
социальную направленность, приобщая мальчика к мужским видам развлечений. И
вероятно, начало и середина подросткового возраста, т. е. 10- 12 лет, будут
являться последним возрастным периодом, когда в общении отца и сына еще
присутствуют совместные игры.
После
этого и сами игры постепенно становятся нечастым видом времяпровождения (за
исключением, быть может, компьютерных игр), и в качестве партнеров для игр
выбираются преимущественно сверстники. Можно сказать, что к этому возрасту
совместные игры отца и сына выполнили свою задачу. Мальчик уже имеет опыт
соперничества и взаимодействия в игре, он знает правила поведения в таких
«мужских» играх и т. д.
Поэтому
«мавр сделал свое дело, мавр может уйти» — в подростковом возрасте игры отца и
сына действительно утрачивают свой смысл и значение в качестве подготовки к
самостоятельной жизни мальчика, потому что эта самостоятельная жизнь и общение
в мужской среде уже начались.
Мужские увлечения.
Игры отца и сына в подростковом возрасте исчезают, однако это не
значит, что совместное времяпровождение и развлечения отца и сына на этом
прекращаются.
Остается
еще обширная сфера общения отца и сына, связанная с общими делами и
увлечениями. Развитие этой сферы идет параллельно с развитием совместных игр.
Их задачи полностью совпадают — это подготовка к самостоятельной жизни и
приобщение к мужской субкультуре.
Вряд
ли отец будет учить своего сына вышиванию или станет инициатором совместного
похода по магазинам одежды — эти варианты развлечений не относятся к
традиционной сфере мужских интересов. А вот обучение ремонту техники, вождению
авто- и мототранспорта или, например, посещение футбольного соревнования — эти
увлечения считаются мужскими.
Мир мужских увлечений и развлечений весьма разнообразен, даже
простое их перечисление занимает достаточно много места — это и ремонт и
конструирование каких-либо технических устройств, и активные занятия спортом, и
мужские хобби: охота, рыбалка, «боление» за спортивные команды, различные виды
моделирования и т. д. Вводя сына в мир этих увлечений, отец тем самым
способствует его самоопределению в качестве мужчины, определяет формирование
его кругозора по мужскому типу.
Так
решается задача адаптации сына к мужской среде.
Ведь
именно эти увлечения, скорее всего, станут предметом обсуждения среди
сверстников-мальчишек.
Обладание знаниями и навыками в традиционно мужских сферах деятельности в значительной степени повышает авторитет мальчика, его социальный статус в среде сверстников. Вот так, через приобщение сына к ценностям мужской субкультуры, отец влияет на его восприятие сверстниками и взрослыми мужчинами.
Отношение мальчика к мужским увлечениям для его окружения играет
роль индикатора «свой/чужой». Если мальчик увлекается мужскими видами деятельности
и преуспел в этом, то, с точки зрения мужского сообщества, он вполне может быть
признан «своим»; если же его интересы и увлечения отличаются от традиционно
принятых в мужской среде, то представители мужского сообщества отнесутся к нему
с подозрением.
Отцу
же обществом вменяется в обязанность познакомить сына с миром мужских увлечений
для облегчения его последующей адаптации в мужском сообществе.
Однако есть и еще одна, может быть, не столь заметная, но от этого не менее важная функция совместных увлечений отца и сына. В совместных увлечениях укрепляются межличностные связи между сыном и отцом. Известно, что общая деятельность сближает. Тем самым совместные увлечения укрепляют доверие и взаимопонимание между отцом и сыном и создают у них чувство общности и сопричастности к успехам друг друга.
Авторы: С.Г. Достовалов
и Л.В. Мальцева
Печатается
в сокращении.
Приложение №2
Консультация для родителей
«Дети нуждаются в правилах»
Подготовлена
педагогом - психологом
Кисловой Еленой Евгеньевной
Начну с одного «секрета», который некоторым родителям может показаться неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Вам, должно быть, знакомо, как нервничает и выбивается из ритма грудной ребенок, увезенный из дома на несколько часов в «гости», и как он успокаивается, попав, домой, в привычную обстановку.
Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые.
Вот один пример. Мама с полуторагодовалым малышом вышла гулять. Открыв дверь подъезда, она так и оставила ее нараспашку. Сделав несколько шагов, малыш беспокойно оглянулся, вынул свою ручонку из руки мамы, нетвердыми шагами пошел к двери и, приложив некоторые усилия, закрыл ее. Порядок был восстановлен.
Все, конечно, сталкивались с другим примером хорошего «консерватизма» детей, их стремлением повторять привычное: вы читаете дошкольнику книжку или рассказываете сказку. И попробуйте что-нибудь изменить в тексте – сразу же последует протест: «Нет, ты здесь пропустил», «нет, он сказал не так, а вот так…»
Приведу один случай из личного опыта, который показывает, как нарушение порядка может совершенно расстроить и даже напугать ребенка.
Однажды меня попросили посидеть с девочкой трех лет. Ее родители, мои друзья, решились впервые за последние три года выбраться в театр. До этого я редко видела девочку, но знала, что она была довольно тревожной. Однако родители рассчитывали на мою «психологическую квалификацию», да и я тоже. «Давай поиграем во что-нибудь интересное, - предложила я, - например, в домик!». Воспоминания собственного детства и наблюдения за другими детьми позволяли надеяться, что девочке игра понравится. «А как это?» - робко спросила девочка. И тогда я с энтузиазмом приступила к показу «как надо». Перевернула несколько стульев, сдвинула их вместе и накрыла сверху одеялом. Попыталась еще поставить внутрь «домика» настольную лампу… И тут услышала резкий плачь девочки: «Сейчас же поставь все на место!» - кричала она, напуганная до полусмерти. Уже потом я узнала, что ее родители никогда не допускали в доме подобных беспорядков.
Дети интуитивно чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрывается забота о них. Один подросток с горечью признался, что родители его совсем не любят, так как позволяют ему слишком многое, включая и то, что запрещается другими ребятами. «Им, по-моему, просто нет до меня дела», - печально заключил мальчик.
Возникает вопрос: если дети чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушать? Почему на это постоянно жалуются родители, воспитатели, учителя?
Можно назвать много причин, их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. О них мы поговорим позже. Сейчас скажу только, что на самом деле дети восстают не против правил, а против способов их «внедрения» (согласитесь, само это привычное для слуха слово уже указывает на силовые методы).
Поэтому давайте сформулируем вопрос иначе: как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?
О такой дисциплине мечтает каждый родитель. Это, безусловно, самая трудная и тонкая задача воспитания. Ведь от способа ее решения зависит, вырастет ребенок внутренне собранным и ответственным человеком или нет.
·
Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Получается что-то вроде списка правил о правилах.
Правила (ограничения, требования, запреты)
обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся, как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
Правил (ограничений, требований, запретов)
Не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Как вы понимаете, это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля.
Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о «можно», «следует», «нельзя».
Найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями нам помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной (идея зон принадлежит одному американскому психологу, мы ее видоизменяем и дополняем по-своему).
В зеленую зону поместим все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить…
Ища примеры, я, признаться, натолкнулась на трудность: не так много оказалось действий по собственному выбору ребенка, на которые согласились бы все родители. Например, некоторые взрослые считают, что нужно контролировать время приготовления уроков, следить за тем, с кем их сын отправился гулять и т. п. С одной стороны их беспокойство справедливо, с другой, они и сами были бы рады снять с себя груз лишних забот.
Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в желтой зоне. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 часам вечера. Можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить.
Эта зона очень важна, так как именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по механизму извне - внутрь. Родитель на первых порах помогает ребенку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным и учиться контролировать себя как раз с помощью норм и правил, которые установлены в семье. Постепенно, привыкая к этим правилам, ребенок следует им без особого напряжения. Однако это происходит, только если вокруг правил не было постоянных конфликтов.
Поэтому бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особенной вашей заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку для его собственного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.
Приведу пример удачного разговора мамы с пятилетним Петей.
Петя хватает печенье.
ММАМА: Сейчас не время для печенья, оно перебьет тебе аппетит. (Ограничение с коротким объяснением.)
ПЕТЯ: А я хочу!
МАМА: Ты обязательно его съешь, но только в конце ужина. (Разрешение с условием)
ПЕТЯ: Я не хочу ужинать!
МАМА: То есть ты пока не голоден. (Активное слушание.) Хорошо, у нас есть время подождать папу. Он придет, и мы будем, есть все вместе. Но если ты проголодаешься, я могу покормить тебя и раньше. (Показ возможного выбора.) Ты будешь, есть на ужин кашу или жареную картошку? (Возможность выбора.)
ПЕТЯ: Конечно, жареную картошку, и вместе с папой!
Но бывают обстоятельства, когда нам приходится нарушать установленные правила. Такие случаи попадают в следующую, оранжевую, зону.
В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые, в общем, нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, после долгого отсутствия папа приезжает в 10 часов вечера, и ребенку разрешают не ложиться спать до его появления и даже завтра не пойти в сад. Или: малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится.
Мы знаем, что исключения только подтверждают правила; не стоит бояться подобных исключений, если они, действительно, редки и оправданы. Зато дети бывают очень благодарны родителям за готовность пойти навстречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.
Наконец, в последней, фиолетовой, зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений.
Нельзя бить, щипать или кусать маму, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких… Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.
Итак, все зоны. Вместе взятые, говорят нам, что правило правилу рознь, и что вполне можно найти «золотую середину» между готовностью понимать – и быть твердым, между гибкостью – и непреклонностью в процессе воспитания дисциплины.
Консультация подготовлена по материалам профессора Московского Государственного Университета, известного ученого, педагога Юлии Борисовны Гиппенрейтер
Приложение №3
Консультация для родителей
"Стать отцом совсем легко. Быть
отцом, напротив, трудно". В. Буш
Отец и мать, папа и мама - два самых родных и самых важных человека в
жизни каждого ребенка. И если роль мамы всем понятна, то роль папы часто
неосознаваема, непонятна и, к огромному сожалению, часто сводится лишь к
наказаниям в жизни маленького человечка. А тем временем наши дети так сильно
нуждаются в участии отца в их жизни, в его дружбе, заботе и защите. Мы
предлагаем вашему вниманию серию статей под названием "Папа- это вам не
мама!", в которых постараемся раскрыть роль отца в воспитании ребенка,
общение отца с младенцем, взаимоотношения мужчины с дочерью, сыном.
Существует устоявшийся стереотип, что для развития малыша наиболее важной
является связь матери и ребенка. Но, оказывается, общение ребенка с папой не
менее важно для полноценного формирования личности. Так почему же роль отца
обычно считается второстепенной? Социологи провели любопытные исследования.
Семь человек из десяти считают, что мать и отец несут равную ответственность за
воспитание ребенка. Но на деле отцы проводят вместе со своими детьми в среднем
менее одного месяца в год. А ведь давно известно, что дети, растущие без отца,
гораздо хуже учатся. Более того, такие дети намного чаще совершают
правонарушения. Ведь каждый малыш нуждается в гармоничном развитии, которое
можно получить лишь при наличии обоих родителей. Мама даёт своему чаду нежность
и ласку, отец - защиту и уверенность.
Наверное, большинство из вас согласится с тем, что отец – это не вторая
мать, не замена матери, а именно отец, нечто отдельное. Так что же специфично в
его роли?
Ответим, приведя такой простой пример. Представьте, что вы делали какое-то
важное для себя дело и у вас что-то не получилось, как хотелось бы. И кто-то из
близких говорит вам примерно так: «Да ерунда, ты все равно самый лучший, ну
его, это дело, вообще, да и они там просто все ничего не понимают». И
представьте другой вариант реакции, что-то вроде: «Ну что ты сразу руки
опускаешь, расстраиваешься и в угол забиваешься? Думай, что исправить, и делай
еще попытку, все получится!» Какая реакция вам нужнее? Так сразу и не скажешь…
Наверное, в разные моменты времени нужны обе.
Примерно так можно описать специфику роли отца и матери для ребенка. Мать –
это прежде всего тот человек, который примет любой вариант, пожалеет, успокоит.
Отец – тот, кто вдохновит попробовать еще и еще, вселит веру в себя, не даст
себя бесконечно жалеть, плюс еще поможет разобраться с причинами неудач. Что
тут важнее? Ребенку крайне важно то и другое.
Однако, чаще всего, картина воспитания имеет банальный сценарий: отец,
уставший после рабочего дня, приходит вечером домой и, поужинав, занимает место
на диване. Может быть, он и спросит у малыша о его делах, но при этом, не
выслушав рассказ до конца, громко захрапит. Такая роль отца в семейном
воспитании сведена к нулю. Безусловно, положительная тенденция последних лет
связана с тем, что отцы вообще начали активно включаться в процесс воспитания
детей, причем уже в первые месяцы жизни. Душераздирающее зрелище – мама, пытающая
одновременно успокоить кричащего ребенка, приготовить борщ и вымыть квартиру, и
папа, лежащий на диване и заслоняющийся от этого кошмара газетой, – можно
наблюдать все реже и реже. Связано это, по-видимому, с изменением мотивации к
родительству как к таковому.
О роли отца в воспитании ребенка сегодня говорят много. Специалисты
отмечают, что довольно сложно вырастить полноценную личность, будь – то мальчик
или девочка, без мужского влияния. Никто не отрицает возможность добиться
успеха в области воспитания без отца, но как показывает жизнь, это большая
редкость. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастит их чадо. Важно, то,
что дают ему родители, в частности отец может дать то, что ни кто в мире больше
дать ему не сможет. Специалисты рекомендуют не забывать об этом, особенно если
дело заходит о разводе. При любых обстоятельствах, мужчина должен оставаться
папой.
Итак, как
современный папа может (и должен) участвовать в воспитании ребенка?
Давайте посмотрим, в каких аспектах развития и воспитания ребенка участие папы
будет наиболее полезно:
1. В первый год жизни очень значима роль отца в физическом развитии ребенка и формировании основных двигательных навыков. Как правило, игры пап с детьми отличаются от того, как развлекают малышей мамы: отцы более склонны к активным физическим забавам, они не боятся подбрасывать детей, вертеть их, учат их кувыркаться, катают на плечах и т.д. Это стимулирует физическую активность малышей.
2. Отец может стать неоценимым помощником в развитии мышления ребенка. Отмечено, что отцы могут научить ребенка говорить быстрее и правильнее, чем мамы и бабушки: связано это с тем, что папы, в отличие от мам, не коверкают слова и не «сюсюкают», стараясь «подстроиться» под карапуза. Как правило, мужчины лучше обучают детей манипуляциям с предметами (особенно с конструкторами, головоломками); взаимодействие с отцом расширяет кругозор малышей, способствует формированию у них более широкого поля интересов.
3. Фигура отца важна для выстраивания конструктивных отношений в паре «мать-ребенок». В семье с гармоничными взаимоотношениями на определенном этапе развития ребенка (обычно после года) отец помогает ему максимально безболезненно «отделиться» от матери и выработать им оптимальную дистанцию. Некоторые психологи даже рекомендуют именно отцам брать на себя инициативу в таких значимых с точки зрения взросления малыша и социализации мероприятиях, как «переселение» ребенка в свою кроватку, «знакомство» с садиком и т.д. Именно отец является своеобразным «проводником» ребенка во внешний мир, благодаря которому ребенок чувствует себя безопасно.
4. Отец приучает ребенка адекватно воспринимать социальную иерархичность (подчиненность и подотчетность). Он дает ему понять, что значит авторитет, знакомит с такими социальными инструментами, как одобрение и порицание (или наказание). Связано это с тем, что, в отличие от матери, которая любит ребенка просто за то, что он «есть», отец обычно предъявляет к ребенку определенные требования, которым тот должен соответствовать. Нужно отметить, что в России немало семей, где в воспитании ребенка эту роль отца примеряет на себя мать – она лишает малыша «безусловной» любви и начинает предъявлять к нему определенные требования. В этом случае в семье обязательно должен быть кто-то, кто берет на себя традиционную материнскую роль. Ребенок обязательно должен чувствовать, что он ценен сам по себе, безотносительно к своим достижениям, иначе это чревато серьезными психологическими расстройствами.
5. Важна роль отца в таком аспекте воспитания ребенка, как его половая самоидентификация. Мальчики, глядя на отца, формируют определенную поведенческую модель, которой впоследствии (в идеале) будут придерживаться. Девочкам общение с папой помогает идентифицировать себя в качестве женщин. Причем соответствие реальных качеств отца бытующим в социуме представлениям о мужественности не является важным: намного более значима близость отца с детьми.
Какова роль отца в семье? Неужели только
добывать средства для безбедного существования? Конечно, нет! Постепенно
общество пришло к следующему выводу: «в вопросах воспитания детей папа может
дать то, чего не может мама, – у родителей разные, дополняющие друг друга
функции». И лишь тандем мамы и папы дает возможность для становления
гармоничной личности ребенка.
Маму ребенок ощущает частью себя, а папа – это вестник мира. Так
ощущает малыш в самом начале жизни, так будет и в дальнейшем – мама дает
любовь, а папа открывает дорогу в мир. Именно папа поощряет активность детей в
освоении мира, формировании и достижении целей. Но папа не только проводник, но
и контролер. Любовь матери – безусловная и бесконечная, отцовская любовь
требовательна, она возникает, условно выражаясь, как награда за социальную
адаптацию и успехи ребенка.
Папа – это воплощение дисциплины, требований, норм. Такой баланс
принятия (мама) и отдачи (папа) необходим для развития личности.
Именно папа отвечает за принятие ребенком своего пола и усвоение
соответствующей модели поведения. Одна из распространенных ошибок – воспитание
малыша как бесполого существа. Задача папы – подчеркивать и
культивировать мужское или женское в сыне или дочери.
Для того чтобы быть отцом, мало быть добытчиком и далекой карающей инстанцией. Хотите иметь влияние на ребенка, привить ему свои ценности – наладьте с ним настоящий контакт с самого рождения и продолжайте поддерживать его всю жизнь. Как говорил один хороший папа: «Хочешь быть близким – первые пару лет придется попотеть, а отдачи сначала не будет».
Отец – это гид ребенка по миру. Если он
не отмахивается от заданных вопросов, создает богатую окружающую среду,
поддерживает ребенка в его начинаниях и показывает, как надо и не надо, – папа
выполняет свою миссию.
Папа – большой ребенок, и это – его уникальная особенность. Именно папа
использует весь окружающий мир как большое игровое развивающее поле, папа учит
ребенка причинно-следственному принципу, папа умеет использовать обычные вещи
необычным способом и таким образом расширять границы сознания ребенка, папа не
боится умеренных стрессов, так как знает, что они закаляют. И отцам ни в коем
случае нельзя «забивать» эти свои черты, а, наоборот, нужно всячески их
оберегать и культивировать, они – один из самых ценных подарков вашим детям.
Науке давно известно (и нужно принять этот факт), что личный пример играет второстепенную роль: мужественность сына не зависит от мужественности отца, главное – истинная теплота и близость.
Папы всегда стараются вырастить из
сыновей настоящих мужчин, но порой это благое намерение выливается в излишнюю
строгость и отстраненность – чтобы не вырос «мямлей», да и «не пристало
настоящим мужикам нежничать». Меж тем, излишняя строгость развивает в малыше
страхи. При наличии душевной близости между отцом и сыном детишки вырастают
более спокойными и благополучными, даже если с мамой такой близости не
наблюдается. Если отношения с папой теплые, если с сыном общаются на равных, он
с большей вероятностью усвоит родительские ценности как свои. Самый простой
рецепт наладить эту близость – расслабиться, перестать быть только папой и
начать получать от общения с малышом искреннее удовольствие и радость.
Но не забывайте соотносить уровень своих требований и возрастные возможности
ребенка: невозможность исполнить завышенные требования приводит к потере веры в
себя.
И, конечно, папа – это пример, с него мальчик «рисует» будущего себя: мужчину, мужа и отца. Не важно, что вы говорите ребенку, важно, как вы себя ведете, – подражать малыш будет только вашему поведению.
Именно отец определяет
женскую судьбу своей дочери. Ее успех в личной жизни, выбор партнеров и
отношения с ними – это зона отцовской ответственности.
Для девочек невероятно важен физический контакт с отцом – поцелуи, объятия
растят и подпитывают ее чувство собственного достоинства, поэтому основная
задача многих пап для начала – преодолеть барьер частого физического контакта и
научиться быть нежными. Психологи и мудрецы утверждают – настоящую женщину
может воспитать только отец. Заботясь о нем в быту, получая его ласку и
признание, ощущая его защиту, воспринимая его советы, девочка становится
настоящей женщиной.
В то же время нельзя ограничиваться развитием в дочке только женских черт.
Во-первых, «маленькие королевны», часто весьма избалованные и даже эгоистичные
особы, трудно приспособляются к реалиям жизни. Воспитание женщины – это не
только ухаживание и потакание капризам, но и взращивание лучшего, что есть в
женщине, – терпения, гибкости, мудрости. Во-вторых, как правило, успешные в
профессии и социуме женщины – это те, в интеллектуальное развитие которых отцы
вкладывали столько же, сколько обычно вкладывают в сыновей. Для дочки, чтобы
она выросла самостоятельной, также важна совместная деятельность с папой, его
рассказы и советы.
Как и для мальчика, для девочки отец – тоже образец, только
представителя противоположного пола. От того, как папа ведет себя с ней и
мамой, зависит сценарий будущей жизни дочери – от матери это зависит в
минимальной степени. Основная потребность дочери – ласка и доброта по отношению
к ней. Поведение отца дочь усваивает как образец мужского отношения к женщинам,
его образ становится ее романтическим идеалом, и в будущем девочка неосознанно
ищет подобного отношения к ней.
Если папа вечно занят.
Папа очень много работает? Это вовсе не говорит о том, что малыш обязательно будет обделен отцовским вниманием. Ведь важно не количество, а качество общения ребенка и отца. Даже самый занятой папа сможет поцеловать малыша на ночь, поиграть с ним. Дефицит живого общения можно компенсировать во время отпуска и в выходные. Такое общение может быть даже продуктивнее каждодневного. Ведь ребенок и отец успели соскучиться друг по другу: у них накапливается много новостей, возникает желание общаться, делиться впечатлениями.
Было бы желание…
Воспользуйтесь тем, что все мужчины любят играть: игры с папой – это море эмоций! Самое важное в общении папы и ребенка – это само желание общаться. Тогда даже расстояние и отсутствие времени не помеха. Главное, чтобы малыш знал: отец его любит, ему интересны все события в жизни ребенка. И самое главное, что папа всегда поможет и советом и делом.
Приложение №4
Творческая работа «Подарок на 23 февраля» (вторая младшая группа)
Цели: 1.
Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, остроту зрения.
2. Развивать творческие способности детей,
воображение, интерес к технике «объемная аппликация»;
3. Воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Ход занятия:
23 февраля великий праздник "День защитника Отечества"Думая над подарком,чтобы такое сделать. Ребята еще небольшие,а праздник грандиозный. Праздник всех мужчин. Так как ребята любят заниматься аппликацией,то я и решила ее делать с детьми. Мы выбрали аппликацию Самолётики. Подготовив соответствующие детали:2 детали самолётика с крыльями,подкрылки,звездочки и винт,ребята приступили к работе. Ребята молодцы подошли к делу с большой ответственностью. С начало мы наклеили звездочки на крылья,потом склеили 2 детали самолётика. Следующую деталь подкрылки наклеивали в хвост самолёта и завершающей работой был винт. С большим интузиазмом ребята подошли к выполнению аппликации. Сколько было радости у ребят осознавая,что подарок для их пап. Чтобы подарок был более весомым мы распечатали еще и открытку с поздравительными стихами. Когда ребята дарили подарок папам,столько радости было в глазах пап за своих сыночков и доченек
Корабль с парусами…
Когда у папы выходной,
Корабль строим с парусами,
Плывем на нем за чудесами,
Я - капитан, а он - герой.
Он за меня готов сразиться
С драконом огненным, большим,
И если надо будет биться
С морским чудовищем самим.
Я так ценю его заботу
Я с папой будто в ярком сне,
Жаль, в понедельник на работу
Пора ему, и в садик - мне.
Физическая
минутка:
Руки в стороны – в полет,
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Приложение №5
Коллективная аппликация
Стенгазета поздравление для пап
Цель: создание поздравительного
плаката в технике «мозаика».
Задачи:
1. Аккуратно вырезать, собирать и наклеивать в
заданном месте на лист бумаги различные детали;
2. Развивать мелкую моторику рук, зрительное
восприятие, остроту зрения.
3. Развивать творческие способности детей,
воображение, интерес к технике «объемная аппликация»;
4. Воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Предварительная работа: Беседы,
чтение художественной литературы, рассматривание открыток, иллюстраций.
Материал: лист бумаги формата А1, цветная
бумага, ножницы, клей ПВА, кисточки.
Ход:
Воспитатель читает
стихотворение:
Самуил Маршак
ФЕВРАЛЬ
Дуют
ветры в феврале,
Воют в трубах звонко,
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье!
Скоро праздник - 23 февраля. Давайте праздничным
плакатом поздравим наших мужчин – пап, дедушек, братьев, мальчиков. Вы уже
знаете, где они служили. Ваши папы были десантниками, танкистами, служили в
железнодорожных и строительных войсках, противовоздушной обороны, на флоте.
Этапы работы:
1. Воспитатель распечатывает фон стенгазеты и
дополнительные детали к ней, которые будем наклеивать
2. Приклеиваем стих поздравление для пап
3. Отдельно склеиваем объемные макеты вертолета, ракеты, корабля
4. При помощи клея крепим их на газету
5 .Крепим георгиевскую ленту, цветы и объемную звезду
Наша работа готова!
Стихи Натальи Ивановой «Военные профессии»
ЛЁТЧИК
Он
металлическую птицу
Поднимет в облака.
Теперь воздушная граница
Надёжна и крепка!
МОРЯК
На
мачте наш трёхцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днём, и ночью быть должны
Под бдительной охраной!
ТАНКИСТ
Везде,
как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдёт
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищён бронёй
И сможет встретить бой!
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Приложение №6
Конспект НОД в младшей группе «Наша армия родная» |
|
Задачи:
1.)Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Формировать представление детей о празднике - «День защитников Отечества», начальные представления о Российской армии, родах войск и некоторых их представителях: танкист, лётчик, моряк;
-Учить собирать самолёт, используя действия моделирующего характера, соединять готовые детали из картона прищепками;
- Воспитывать гордость за свою страну, её армию, уважение к профессии - «военный»;
2.)Образовательная область «Речевое развитие»:
- При формировании грамматического строя речи продолжать обучать употреблять существительные в речи в сочетании с предлогами; учить детей преобразовывать имена существительные единственного числа в форму множественного числа в родительном падеже.
3.)Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Развивать игровую двигательную активность;
4.)Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Развивать мелкую моторику мышц рук;
Материал к занятию:
- нарисованные изображения - аэродром, море, танковый полигон;
- кукла-военный;
- военная техника: танк, самолёт, корабль;
-изображения военных на подставке: моряк, лётчик, танкист;
- образец самолета.
Раздаточный материал: на каждого ребенка детали самолета из картона, три прищепки.
Ход НОД.
1.Организационный момент.
Дети играют в группе, воспитатель незаметно подсаживается к группе детей и начинает непринуждённую беседу:
- Беседа о празднике «День защитников Отечества».
Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года? (Зима.) - Какой сейчас месяц? (февраль)
Правильно. В последнем зимнем месяце феврале мы отмечаем замечательный праздник - «День защитников Отечества». А кто это - защитники Отечества (Родины)? (Солдаты, военные...)
-Где служат солдаты? (В армии.)- Кого еще мы поздравляем в этот день? (Папу, дедушку, всех мальчиков...) Правильно. В трудную минуту все мужчины встанут на защиту Родины.
Воспитатель: Наша страна - очень большая и красивая, в ней много полей, лесов, рек, озер, гор, маленьких и больших сел и городов. Ее защищает сильная армия.
- Посмотрите ребята, кто пришел к нам в гости? (Солдат.)
- Ребята, посмотрите, а ведь военный пришёл к нам не с пустыми руками, он что-то принёс нам в коробке, давайте посмотрим - что там. ( заглядываем в коробку)
- посмотрите, здесь бумажные солдатики, они все перепутались и наш гость просит , чтобы вы ему помогли расставить всё на свои места. (Воспитатель демонстрирует детям солдатиков, дети называют представителя рода войск)
Воспитатель: военный не случайно пришёл к нам в гости, опросит, чтобы вы ему сослужили службу – он приглашает вас расставить бумажных солдатиков к боевым машинам. Давайте туда отправимся на самолёте.
Подвижная игра «Самолёт».
2.Грамматическая работа.
(дети расставляют бумажных солдатиков к боевым машинам) – диалог детей и воспитателя:
Дидактическая игра: «Кто на чём служит»
Воспитатель: где стоит лётчик?--------(лётчик стоит около самолёта)
Где стоит танкист?-----(танкист стоит впереди танка)
Где стоит моряк?---------(моряк стоит за кораблём)
Воспитатель: на чём служит танкист -------танкист служит на танке;
На чём плавают моряки -------------------------- моряк плавает на корабле;
На чём летают военные лётчики -------------- на самолётах.
Дидактическая игра: «Один – много»
Солдат один, а если их будет много, тот мы скажем – (много солдат)
Лётчик один--------------------------------------------------------(много лётчиков)
Моряк один--------------------------------------------------------(много моряков)
Танкист один-------------------------------------------------------(много танкистов)
3.Практическая часть. (создание проблемной ситуации)
Воспитатель: вы ребята молодцы, вы помогли солдату навестить порядок в войсках, а теперь нужно помочь отправить всех военных на военные учения;
Но, посмотрите – танкисты отправятся на танке;
А моряки - моряки на корабле;
а лётчики – как смогут отправиться они, - ведь самолет только один – а лётчиков много, давайте для лётчиков соберём самолёты и поможем отправить их к месту военных учений.
(дети отправляются к столам с заготовками с самолётами – показ, объяснение и выполнение работы)
Дети отправляют самолёты на аэродром.
(художественное слово – физкультминутка)
Дуют ветры в феврале, - Покачивают руками над головой.
Воют в трубах громко, - Руки вверх, развернуть ладони друг к другу
Змейка мчится по земле лёгкая позёмка - Волновые движения руками перед собой.
Поднимаясь, мчатся вдаль - Руки вверх, затем - вперед
Самолетов звенья. - Руки в стороны.
Нынче празднует Страна армии рожденья! - Хлопают в ладоши.
(Солдат благодарит детей за хорошую службу и награждает медалями.) Воспитатель: вы – молодцы, что отправили солдат на военные учения, а теперь нам пора возвращаться в группу.
4.Рефлексия. Самоанализ.
Воспитатель: я думаю, что ваши папы могут вами гордиться, вы сегодня сделали такое хорошее дело: кто был сегодня у нас в гостях, как мы смогли ему помочь: (помогли военному расставить солдат по родам войск, собирали самолёты для лётчиков.) А глядя на ваши самолёты – меня охватывает чувство гордости за вас и за будущее нашей Родины, потому, что это вы – будущее России.
Приложение №7
Цели: расширять знания детей о Российской Армии; уточнить представления детей о родах войск; развивать навыки контекстной речи; учить детей навыкам словообразования; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук; воспитывать уважение к людям военных специальностей.
Содержание организованной деятельности детей
1. Введение игрового момента.
- Ребята, отгадайте загадку:
Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный,
Был солдатик. (оловянный).
- У нас в гостях оловянный солдатик. Он хочет найти себе друзей среди других солдатиков. Давайте ему поможем.
2. Ознакомление с военными профессиями.
- Ребята, приближается праздник «День защитников Отечества». Кто знает, кто такие защитники Отечества? Кого поздравляют в этот день? (Ответы детей.)
Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль самолётов звенья —
Это празднует февраль армии рожденье.
С. Маршак
- В этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда-то служил или сейчас служит, будет служить. Придёт время, вы вырастете и тоже встанете в ряды защитников нашей Родины. Но нам можно не дожидаться этого времени, давайте сегодня с вами представим, что мы стали солдатами. Хотите стать военными?
- Что нужно знать и уметь, чтобы стать военным? (Ответы детей) Прежде всего, любой солдат должен много знать о военных войсках и военной технике.
- Мы с вами живем в стране, которая называется Россией. Россия - наше Отечество. На Земле много разных стран. Не все страны живут дружно. Иногда бывают войны. Поэтому у каждой страны есть армия, то есть вооруженные силы. В армии служат солдаты и матросы, офицеры, генералы и адмиралы. Все они - защитники Отечества! В мирное время они учатся. Проводят учебные сражения в морях и лесах, в степях и горах. Изучают военную технику. В армии есть корабли и самолеты, танки и вездеходы. Есть у военных разное оружие. Пистолеты, пушки, минометы, ракетные установки. Вся военная техника должна быть в полном порядке. Есть в армии и такая современная техника, как компьютеры. Еще защитники Отечества изучают военную историю.
Вооруженные силы можно разделить на три главные группы: это сухопутные, или наземные, войска, которые действуют на суше; военно-воздушные силы - они защищают Родину в воздухе; военно-морские - несущие вахту в морях и океанах. (Показывает иллюстрации.)
- Поговорим о сухопутных войсках. К ним относятся мотострелковые войска, вооруженные автоматами, пулеметами и гранатометами. Они передвигается на боевых машинах. (Показывает иллюстрации.)
- Танковые войска воюют на танках, защищенных толстой броней. Это самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности, пo оврагам и бездорожью. Танки вооружены пушками и пулеметами. Внутри танка находятся люди - экипаж. (Показывает иллюстрации.)
- К сухопутным войскам относятся артиллерия и ракетные войска. Артиллерийские установки стреляют из пушек снарядами, а ракетные - ракетами. В артиллерии служат артиллеристы.
Мотострелки, артиллеристы и ракетчики служат в сухопутных войсках. К военнослужащим сухопутных войск относятся также связисты и саперы, которые могут разминировать минные поля, дороги и мосты. (Показывает иллюстрации.)
- В каждом государстве есть и пограничные войска. Они стоят на страже границ Родины. Военнослужащие пограничных войск проходят службу на пограничных заставах. Их главная задача - не пропускать через границу шпионов, террористов, вооруженные вражеские группировки, людей, перевозящих наркотики. Нести нелегкую службу пограничникам помогают специально обученные собаки. (Показывает иллюстрации.)
- В особую группу выделены Воздушно-десантные войска (сокращенно их называют ВДВ). Военные, служащие в этих войсках, физически сильные, спортивные. Они проходят специальные многодневные тренировки, осваивая правила ближнего боя, знают боевые приемы, изучают разные виды противоборств. (Показывает иллюстрации.)
- Десантников обычно доставляют на самолетах и вертолетах к местам боевых действий. Они спускаются на землю с помощью парашютов. Кроме смелости и отваги «голубым беретам» - так называют десантников (ведь они носят голубые береты как часть формы) - необходимы выносливость, абсолютное здоровье, ловкость и сила.
В нашей армии есть и авиация - боевые самолеты и вертолеты. Они готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Самолет управляется экипажем летчиков - это первый и второй пилоты, штурман, который прокладывает курс самолета в небе, радист, держащий связь с аэродромом, механик, отвечающий за исправность самолета. Летчики носят красивую голубую форму под цвет неба. Кроме того, в полете они имеют специальные высотные шлемы. Эти военнослужащие должны обладать великолепным здоровьем, самообладанием, умением мгновенно оценить обстановку и принять решение, смелостью и решимостью. (Показывает иллюстрации.)
3. Динамическая пауза.
- Видели ли вы когда-нибудь военный парад? Давайте примем участие в военном параде.
Мы играем,
Мы играем,
Мы - пехота,
Моряки.
Мы ракеты запускаем,
Любим звонкие клинки.
Мы мечтаем.
Мы мечтаем,
Что, когда мы подрастём,
Пехотинцами мы станем
И во флот служить пойдём.
На границу и сапёры,
В лётчики,
В подводный флот.
Подрастём мы
Очень скоро,
А пока игра идёт.
- Юноша, мечтающий о профессии летчика, проходит медицинскую комиссию, затем учится в летном училище, окончив которое может продолжить обучение в военной академии. Ведь летчику нужно очень много знать и уметь!
Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот. Большие надводные корабли - линкоры - вооружены орудиями, пулеметами, крылатыми ракетами. Крейсер - это корабль поменьше, а миноносец - корабль сторожевой. Военных, которые служат во флоте, называют моряками. (Показывает иллюстрации.)
- На корабле всегда есть капитан. Он в ответе за весь корабль. Ему помогают помощник капитана и штурман, прокладывающий в море курс. Боцман следит за порядком на корабле. Радист поддерживает связь с землей и другими судами. Корабельного повара называют коком. У каждого моряка в команде свои обязанности.
Есть у России и подводный флот - атомные подводные лодки. Они поражают суда противника особыми большими снарядами - торпедами. Подводные лодки передвигаются под водой, они уходят в открытое море на много месяцев.
Многие подводные лодки помогают пограничникам, если граница с другими странами проходит по морю. (Показывает иллюстрации.)
- Военнослужащие всех родов войск носят военную форму. (Показывает иллюстрации.)
- У некоторых военных профессий есть свои отдельные праздники в другие месяцы года. В мае — у пограничников. В июле - у военных моряков. В августе - у летчиков. В сентябре — у танкистов. В ноябре - у артиллеристов, ракетчиков и морской пехоты. Вот как много профессий в армии!
Каждая из военных профессий почетная и важная. Пограничники охраняют границы нашей Родины на суше, военные моряки охраняют морские границы. Танкисты, артиллеристы, ракетчики - все военные готовы в любой момент защищать мирное население, то есть нас с вами. Военный - профессия героическая, уважаемая и очень нужная!
4. Беседа по вопросам.
- Что такое армия?
- Какие роды войск существуют в армии?
- Чем отличаются друг от друга войска?
- Почему каждой стране необходима армия?
- Какая военная техника нужна в армии?
5. Музыкальные игры. «Обезвредь мину» (муз. Т. Ломовой).
6. Рефлексия.
- Среди набора солдатиков выберите друзей оловянному солдатику.
Дети продолжают игры с солдатиками самостоятельно.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.