Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28»
Артемовский городской округ
ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПРОЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
«Чудо – огород на окошке растет»
Проект подготовили:
Ратченко Е.Н. – воспитатель, первая квалификационная категория
Соломатова Н.В.- воспитатель, первая квалификационная категория
2023 г.
Пояснительная записка
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Огород на окне».
Тип проекта
Познавательно-исследовательский
Участники проекта
Дети средней группы, воспитатели группы, родители
Продолжительность проекта: среднесрочный Срок реализации проекта: февраль, март.
Проблема
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, откуда берутся овощи и как за ними ухаживать.
Актуальность проекта
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Цель проекта
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитания у детей любви к природе, создания в группе огорода на подоконнике.
Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки.
Задачи
Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;
Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах: строение, польза, уход за ними.
Вызвать интерес детей к наблюдению за ростом растений (горох, горький перец, огурец, помидор, лук, салат, петрушка) , и подвести детей к выводу что для роста растений необходимы: вода, свет, тепло.
Обогащать и расширять словарный запас детей за счёт загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.
Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
Воспитывать трудолюбие, бережное и заботливое отношение к растениям.
Воспитывать любознательность и наблюдательность.
Этапы проекта
I этап- Подготовительный
II этап- Основной
III этап - Заключительный
Ожидаемый результат
v Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
v У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
v Дети опытным путем получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, поливают.
v С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
v Дети получат практический опыт создания дневника наблюдений за растениями на подоконнике.
v С помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике, дети получат представление об этапах роста растений и получении конечного результата.
v Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы реализации проекта
I этап
Подготовительный
определение темы;
выявить цели и определить задачи;
подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, подбор атрибутов для игр, семена для посадки, контейнеры, земля);
беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»;
подготовка семян;
Изготовление табличек - указателей с названиями растений;
Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закрепления знаний о растениях (овощах);
Консультация «Огород на подоконнике: «Как выращивать зелень и овощи зимой», «Лук от семи недуг».
II этап
Основной
рассматривание и сравнение семян (помидор, огурец, перец горький, горох, петрушка, салат, лук);
посадка: лук (коллективно), салат, петрушка, перец горький, помидор, горох, огурец – индивидуально;
Опытно-экспериментальная деятельность: «Проращивание семян гороха и огурца», «Зачем нужна земля?», «Как вода дает жизнь растениям»
подготовка почвы;
установка на светлое место;
полив, рыхление;
установка дежурства по уходу;
наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
ведение дневника наблюдения;
отражение результата в художественно - творческой деятельности (Рисование «Лук в воде», «Овощи»;
Лепка «Горох»; Аппликация обрывная «Помидоры»;
чтение сказок «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
«Колосок», «Спор овощей», «Сказочное путешествие овощей»;
отгадывание загадок про овощи;
игры: Д/и «Что сначала, а что потом?», Д/и «Собери из частей целое», Д/и «Чудесный мешочек», лото «Овощи и фрукты», кубики в картинках «Овощи и фрукты» , Хороводная игра «Огородная хороводная», Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин», Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол»
Д/И «Найди по описанию», Д/И «Четвертый лишний», Инсценировка сказки» «Репка»;
Пальчиковые игры «Репка», «Капуста», У Лариски две редиски», «Корзинка с овощами», «В нашем огороде», «Чищу овощи для щей».
Работа с родителями
1. Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
2.Привлечение родителей к приобретению семян овощных растений, грунта и инвентаря.
3. Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закрепления знаний о растениях (овощах).
4. Памятка для родителей «Лук от семи недуг»; «В саду или в огороде».
III этап
Заключительный
Ø Сбор урожая - «Витаминный салат»;
Ø Оформление выставок с рисунками детей;
Ø Беседа с детьми о достигнутых результатах;
Ø Дети подготовили доклад о своем выращенном растении;
Ø Оформление фотовыставки «Мой чудо-огород»
Ø Презентация проекта «Чудо - огород на окошке растет».
Ожидаемые результаты.
1.Дети
научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания,
будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и
разнообразие посевного материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игры
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать, не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.
Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей.
Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки. Консультация «О луке – детям»
Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.
Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.
Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.
Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку.
Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.
Цель: воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сказки
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Загадки
Неказиста,
шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчатая, вкусна!"
Картошка
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Лук
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ...
Свекла
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
Репка
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
Редиска
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
Помидоры
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
Огурцы
Что за травку мы сорвали
У себя на грядке.
Зелена, сочна, кудрява,
Пряна, ароматна?
Петрушка
Нежные
листочки,
Растут в моём садочке,
Их пойду сейчас сорву,
Витамины наберу!
Салат
В огороде перед нами
Куст усыпан колпачками,
Каждый пламя прячет,
А кто съест — заплачет.
Перец горький
В длинном домике зеленом
Много кругленьких ребят,
Меж собой они знакомы
И все рядышком сидят.
Горох
Говорят, я без застёжек,
На мне множество одёжек,
Сняли первую одёжку –
И заплакали немножко,
Оголили все бока –
Потекла из глаз река.
Лук
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Пальчиковые игры
Репка
Тянут,
тянут бабка с дедкой
(разгибают большие пальцы)
Из земли большую репку.
(разгибают указательные)
К ним пришла тут внучка,
(разгибают средние)
Подбежала Жучка,
(разгибают безымянные)
Кошка тоже потянула.
(разгибают мизинцы)
Берут репку.
Хоть держалась крепко —
Вытянута репка!
(поднимают руки вместе)
Капуста
Мы
капусту рубим-рубим,
(движение прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим
(поочередное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капустку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)
Попробовали… Пересолили…
У Лариски две редиски
(по
очереди разгибать пальчики)
У Лариски — две редиски,
У Алешки — две картошки,
А у Вовки — две морковки,
А у Петьки — две редьки.
Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
(«шагают» пальчиками по столу.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
(удары по столу кулачками и ладонями)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(стучат ребром ладони по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(стучат ребром ладони по столу)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох.
Корзинка с овощами
У
девочки Ариночки
Овощи в корзиночке.
Сложить ладони «корзиночкой»
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец.
Сгибать пальчики, начиная с большого
Вот Арина — молодец.
Показать большой палец
В нашем огороде
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
(загибаем пальцы, начиная с большого)
Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
Овощи
Раз – капуста, два – горошек
Три – редис такой хороший
А четыре – репка
Желтый мячик крепкий
Пять – пузатый кабачок
Все зажали в кулачок.
(На каждое название овоща загибают по одному пальцу начиная с большого)
Сказочное путешествие овощей
Жили - были огурец, помидор и морковь. Однажды помидор говорит: «Мне дедушка рассказывал, что где – то далеко, за морями, океанами живут существа, похожие на нас». «Ой, как интересно!» - воскликнула морковь. «А давайте отправимся в путешествие, заодно с ними и познакомимся», - предложил огурец. Так они начали собираться в долгий путь. Прошло два дня, друзья сколотили лодку, надули матрас, натянули парус и отправились в путь.
Плывут они день, другой, вдруг пошел сильный дождь, подул ветер, начался шторм. От ветра порвало парус, лодку чуть не опрокинуло. Когда море успокоилось, оглянулись они, а вокруг кроме воды ничего нет. Испугались огурец, помидор и морковка стали кричать, махать руками. Вдруг из воды показалась чья – то мордочка. Это дельфин Стёпа проплыл мимо и услышал крики. Друзья наперебой стали рассказывать, что поплыли искать похожих на себя существ. А Стёпа им отвечает: «Да, я знаю, здесь недалеко на острове живут такие же, как и вы. Я вас провожу!».
Прыгнули огурец, помидор и морковка на спину дельфина, и поплыли на остров. Быстро домчал их Стёпа до песчаного берега. Вышли они на берег, а морковка, как закричит: «Смотрите, смотрите – какой оранжевый помидор и желтый огурец!» Засмеялся дельфин: «Да это же апельсин и банан. Пойдемте, я вас с ними познакомлю!» Так и подружились огурец, морковка, помидор, банан и апельсин! Стали они ездить друг к другу в гости, да и про Стёпу не забывают!
Сказка «Пых»
Жили-были дедушка, бабушка да внучка Алёнка. И был у них
огород. Росли в огороде капуста, свеколка, морковка и репка жёлтенькая. Захотелось
однажды дедусе репки покушать. Вышел он в огород. Идёт-идёт, а в огороде жарко
да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.
Прошёл дед грядку с капустой, прошёл грядку со свеколкой, прошёл грядку с
морковкой… А вот и репка растёт.
Только наклонился, чтоб репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, дедка? Не за репкой ли пришёл?
Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежит мимо свеколки… Аж пятки сверкают. Еле-еле до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.
— Ну что, дед, принёс репку?
— Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, что я еле ноги унёс!
— Да полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу…
И пошла бабка в огород, а в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.
Шла-шла бабка мимо грядки с капустой, мимо грядки со свеколкой, мимо грядки с морковкой.
Идёт бабка, торопится…
А вот и репка. Нагнулась бабка, чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на неё кто-то:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, бабка? Не по репку ли пришла?
Испугалась бабка да бежать.
Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свеколки, бежала мимо капусты. Еле-еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжело дышит, отдышаться не может.
— Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой, и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!
Поглядела на деду с бабкой внучка Алёнка, пожалела их и говорит:
— Я принесу репку!
Пошла Алёнка в огород. А в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.
Шла-шла и пришла к тому месту, где репка росла.
И только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Алёнка ли это? Не по репку ли пришла?
Засмеялась тут Алёнка и как крикнет звонким голоском:
— Так! Это я, Алёнка! Бабке с дедкой за репкой пришла.
А на грядке кто-то снова как запыхтит:
Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Нагнулась Алёнка над грядкой, чтоб разглядеть, кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий клубочек, глазками-бусинками поблёскивает и пыхтит:
— Пшш-ппы-ы-хх!
Засмеялась девочка:
— Ах ты, ёжик, ёжик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?
А ёжик вытянул кверху острую мордочку и опять:
— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!
Потянула Алёнушка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку. Да такую большую, круглую да жёлтенькую. Сладкую-пресладкую. Взяла Алёнка репку, ёжика в передничек положила — и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свеколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают:
— А где же репка?
— А вот вам и репка!
Обрадовались тут дедка с бабкой:
— Ну и внучка у нас! Ну и Алёнушка! Молодец девочка! А как же зверь этот — Пых страшный? Не испугалась ли ты его?
Раскрыла тут Алёнка передничек:
— А вот вам и Пых!
Засмеялись старички:
— Ну и молодец Алёнка! Ну и смелая девчонка!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.