Проект Развитие графомоторных навыков средствами изобразительного искусства
Оценка 4.6

Проект Развитие графомоторных навыков средствами изобразительного искусства

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
дефектология
Детсад—8 кл
14.05.2021
Проект Развитие графомоторных навыков средствами изобразительного искусства
Проект Развитие графомоторных навыков средствами изобразительного искусства
Проект Развитие графомоторных навыков средствами декоративного рисовани.doc

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение  

Новосибирской области Новосибирского района      -      

   Верх-Тулинская средняя общеобразовательная школа №14

 

 

 

 

Проект

Для участия в IV региональном конкурсе «Через прошлое к будущему»

 

Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОНР средствами декоративно – прикладного и изобразительного искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

 

Учебное заведение

Муниципальное        бюджетное       образовательное учреждение         -          Верх-Тулинская        средняя общеобразовательная школа №14

Название проекта

«Развитие графомоторных навыков средствами декоративно- прикладного творчества и изобразительного искусства»

Новизна проекта

Использование элементов декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства в решении задач по развитию речевых и неречевых процессов в коррекционно-развивающей работе с детьми

Цель

организация системной работы  по развитию графомоторных  навыков у детей с речевыми нарушениями на занятиях ДТО «Умелые ручки».

Задачи:

-        выявление групп детей с речевыми нарушениями и организация дополнительных занятий с ними;

-        формирование и развитие пространственно – временных представлений,  мелкой моторики, сукцессивных способностей, лексико-грамматической языковой базы и связной речи;

-        знакомство и приобщение к русской традиционной культуре;

-        развитие личностных качеств и навыков саморегуляции.

Руководитель:

Сизова  Наталия Владимировна - учитель ИЗО и

логопед

Разработчики:

Сизова Наталия Владимировна - учитель ИЗО и

логопед

Результаты

1.     Успешное овладение навыками письма детьми с речевыми нарушениями.

2.     Развитие речевых и неречевых процессов у детей с речевыми нарушениями.

3.     Изучение и приобщение к традициям своего народа.

4.     Формирование      позитивной      «Я-концепция».

 

 

 

 

 

Актуальность

         Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Исследования показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, Bак как обе графические деятельности имеют много общего.

Только письмо в большей степени, чем рисование требует ограничения движения руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.

При рисовании же дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача - использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов.

 

Цели, задачи, педагогическая целесообразность.

Целью  проекта является организация системы работы  по развитию графомоторных  навыков у детей с речевыми нарушениями на занятиях ДТО «Умелые ручки».

Педагогическую целесообразность данного проекта мы видим в том, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе и содействует развитию речевых и неречевых процессов. В осуществлении коррекционно-развивающей работы с детьми, с использованием элементов декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.

Основные задачи нашего проекта:

-        выявление групп детей с речевыми нарушениями и организация дополнительных занятий с ними;

-        формирование и развитие пространственно – временных представлений,  мелкой моторики, сукцессивных способностей, лексико-грамматической языковой базы и связной речи;

-        знакомство и приобщение к русской традиционной культуре;

-        развитие личностных качеств и навыков саморегуляции.

Реализация проекта.

В нашей школе создаются условия для коррекционной работы с младшими школьниками с общим недоразвитием речи. Такие дети вместе со своими родителями посещают занятия логопеда. Помимо традиционных форм логопедических занятий, дети с ОНР посещают занятия ДТО «Умелые ручки», где они занимаются различными видами изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование.

На занятиях кружка дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине. Новым является освоение движений, быстро изменяющих направления на противоположное. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель – восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм.

Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти пуки, управляющих действиями карандашом и кистью.

Особенность рисования заключается и в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формируются не сразу, а постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию, в котором овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных  изобразительных задач (детям предлагается риAовать и закрашивать любимые игрушки, овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить).

Одним из эффективных средств развития графических навыков является  декоративное рисование. Технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.

Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.

Декоративное рисование можно использовать и при решении воспитательных и образовательных задач.

Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного народного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлениями о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Работы народных мастеров детям более понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна.

Во-вторых, возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет детям удовольствие.

В-третьих, очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Детский рисунок также может послужить психологическим тестом, который отражает многие черты характера ребенка.

При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваивается многогранность традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению.

Изучая народно-прикладное творчество, дети узнают об орнаменте. (Орнамент, согласно словарю С.И. Ожегова, - это узор, состоящий преимущественно из геометрических, растительных элементов, чередующихся в определенной последовательности, он также может включать в себя изображения животных). Чаще всего встречается орнамент из геометрических фигур в виде овала, круга, ромба, квадрата и растительный орнамент, состоящий из многообразия растительных форм с включением изображения животных и птиц. Знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств ознакомления с окружающей природой. Природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей. Из нее взяты образы, узоры, сюжеты, краски.

Дети учатся находить в природе детали своего узора, бережно относиться к ней.

Во время ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас детей. Дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка, дымковская игрушка и т.д.); материал, из которого они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутон, завитки, кудрины, гирлянды).

При рассмотрении узора хорошо проходит обучение по методу образного сравнения: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на мрамор, дымковская игрушка - на сказку. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают о цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.

Еще одно преимущество декоративного рисования заключается в том, что многие его элементы рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Так, рисование жостовского, городецкого узора, гжели требует, чтобы дети из основных цветов получали различные оттенки и другие цвета. Если педагог не дает готовых рецептов, то дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые цвета.

Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет правильная посадка, положение рук на столе, ног под столом. Акцентирование внимания детей на правильной посадке позволяет развивать у них регулятивные и рефлексивные навыки.    

Прослушивание литературных отрывков и проговаривание содержания своей творческой работы на занятиях ДТО  (словесного портрета, описания пейзажа и пр.)   способствуют наращиванию словарного запаса, особенно когда дети создают изображение без привлечения наглядных средств. Также эффективно словесное  рисование и создание иллюстраций по знакомым сказкам и рассказам. При этом каждый ребенок  имеет возможность выбрать один из эпизодов, предложенных педагогом, и изобразить его на отдельном листе. Важным для развития социальных навыков и ассертивности является обобщение индивидуальных рисунков  в единую книгу, «прочитать»  которую предоставляется возможность каждому.   Такие занятия способствуют развитию речи, умению грамматически правильно строить предложение.  Такие занятия   интересны ребенку и желанны для него.

Занятия с использованием элементов декоративно-прикладного творчества способствуют снятию психоэмоциональной напряженности и тревожности  детей. В такой обстановке у детей более эффективно происходит восприятие  ценностей заложенных в культуре и творчестве народа.

Данный  опыт, трансформировался в организацию занятий семейным творчеством. Особое внимание уделяется семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие занятия помогают социализироваться не только детям, но и их родителям.  

В процессе работы мы пришли к выводу, что занятия творчеством для таких ребят просто необходимы, они дают великолепные результаты. Ведь продукт творчества является способом общения для детей с ОВЗ, дает им возможность связи с окружающим миром.

 

 

 

Выводы по результатам проекта

В результате реализации проекта мы помогаем детям с  речевыми нарушениями успешно овладевать письмом, развиваем их психическую и физическую сферы. В результате систематических занятий у них улучшились моторика,  сенсорная и познавательная функции. Все это в процессе социализации ребенка помогает ему успешно осваивать различные виды деятельности, главным образом, письменную и устную речь.

 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Паспорт проекта Учебное заведение

Паспорт проекта Учебное заведение

Актуальность Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки

Актуальность Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки

Реализация проекта. В нашей школе создаются условия для коррекционной работы с младшими школьниками с общим недоразвитием речи

Реализация проекта. В нашей школе создаются условия для коррекционной работы с младшими школьниками с общим недоразвитием речи

Одним из эффективных средств развития графических навыков является декоративное рисование

Одним из эффективных средств развития графических навыков является декоративное рисование

Во время ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас детей

Во время ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас детей

Выводы по результатам проекта

Выводы по результатам проекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2021