Актуальность:
в 2020 году наша страна отмечала 75-летие победы в Великой Отечественной Войне. Этот подвиг наших родных и близких, соотечественников. Каждый год мы вспоминаем их с гордостью и уважением. Но в годы войны был не только военный подвиг. На фронт ушли отцы и деды, старшие братья, выпускники школ. Они ушли защищать свою Родину, своих родных. В тылу остались те, кто сделал такой же вклад в победу – своими трудовыми достижениями, это старики и дети, женщины и подростки. В нашей стране есть города-герои и боевой славы, это звание получили 45 городов нашей страны в 2006 году. Каждый год мы чествуем их 9 мая. Это было не очень справедливо по отношению к тем городам, где ковалась победа.
И только в 2020 году на законодательном уровне было принято решение о награждении званием «Город трудовой доблести» 20 городов нашей страны. Саратов – один из них.
Цель:
доказать, что Саратов достоин носить звание
«Город трудовой доблести».
Задачи:
Найти, проанализировать и систематизировать информацию о вкладе саратовцев в дело Великой Победы.
Изучить историю саратовских и эвакуированных предприятий в город, действовавших в годы Великой Отечественной войны.
Обобщение и систематизация полученной информации.
Объект исследования: история Саратова в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: основания, которые влияют на присвоение городу звания «Город трудовой доблести».
Методы исследования: изучение литературы, изучение информации представленной на интернет-сайтах, сбор и анализ информации, синхронизация событий, анкетирование, обобщение и систематизация.
Великая Отечественная война стала одним из центральных исторических событий страны, а для Саратова - особой страницей, которая изменила многие планы и жизненный уклад города.
Более 680 тысяч жителей Саратова и области защищали нашу Родину в боях. Более 300 из них удостоены звания героя Советского Союза (из них 24 уроженца Саратова).
С начала войны Саратов находился в тылу, а во второй год войны стал прифронтовым городом, обеспечивая победу страны в Сталинградской битве.
Саратовская промышленность внесла большой вклад в достижение победы в Великой Отечественной войне.
Более 100 предприятий было эвакуировано в наш город в годы Великой Отечественной войны. Большинство из них после вернулись на прежние места, но часть осталась в нашем регионе.
Производственное объединение "Корпус"
было эвакуировано из г. Москвы. С 1 января 1942 г. завод приступил к выпуску и поставке продукции для фронта: корпусов бронебойных снарядов, ударных механизмов взрывателей мин, корпусов фугасных снарядов для "Катюши", приборов управления артиллерийским и зенитным огнём, приборов маскировки войск и др.
Саратовский завод приборных устройств
был эвакуирован в 1941 году из Ленинграда и размещен на площадях конфетной фабрики и по ул. Чернышевского. В последующие 60 лет предприятие не поменяло своего профиля и в настоящее время является одним из предприятий боеприпасной подотрасли военно-промышленного комплекса Российской Федерации.
Саратовский электроприборостроительный завод им. Серго Орджоникидзе
был переведен в 1941 году из Москвы в Энгельс, где, его буквально «спрятали» в корпусах Энгельсского Мясокомбината. Благодаря этой нехитрой идее (скрыть от глаз врага стратегически важный объект) авиация СССР всегда была оснащена всеми необходимыми приборами и находилась во всеоружии. Завод буквально, с "колес" начал производство гироскопов, автопилотов, тахометров, манометров и других авиационных приборов для истребительной, бомбардировочной, штурмовой, транспортной и санитарной авиации.
Всего за период 1941-1945гг. было выпущено свыше 2 млн. высокоточных и надежных приборов для серийных самолетов типа МиГ, Як, Ла, Ил, Пе, Ту и танков Т-34, Т-44, "Иосиф Сталин", "Клим Ворошилов". В декабре 1945 года часть предприятия была перебазирована на промышленную площадку в г. Саратов, где и находится в настоящее время. В Энгельсе производство также сохранилось ныне это ООО "Энгельсское приборостроительное объединение "Сигнал".
Ряд предприятий, работающих на территории Саратовской области, были переориентированы на нужды фронта.
Саратовский агрегатный завод выпускал ранее запасные части к тракторам, во время войны переквалифицировался в производство противотанкового ружья системы ПТР-С, корпуса для мини снарядов. С 1942 года завод дополнительно приступил к выпуску узлов для пушки Д-25 и пушки 21-К2М.
Саратовский авиационный завод
С 1931 до 1937 года существовал как Саратовский завод комбайнов и производил зерноуборочные комбайны собственной марки «СЗК». В годы Великой Отечественной Войны выпускал самолёты-истребители ЯК -1, ЯК-3, автоматы ППШ, корпуса гранат Ф1 ("лимонка"), корпуса мин "М-62", зенитные установки. В ночь с 23 на 24 июня 1943 года завод подвергся налёту немецкой авиации, но уже через 80 суток был восстановлен и реконструирован.
Саратовское электроагрегатное объединение (СЭПО)
до Великой Отечественной Войны выпускало автотракторное оборудование, занималось разработкой и производством авиационных двигателей. В начале войны в распоряжение завода передавались эвакуированные заводы из Москвы, Ленинграда, Полтавы и Ржева. Коллективу нового предприятия предстояло освоить серийный выпуск первого отечественного авиационного магнето и других изделий и узлов оборонного назначения, наладить специфическое производство деталей из твердой резины, обладающей самыми высокими свойствами по электропрочности и искростойкости, а также внедрить процесс изготовления малогабаритных высоковольтных трансформаторов, способных надежно работать на большой высоте. Детали изготовлялись по второму классу точности. Ровно через 30 дней с момента прибытия последних эшелонов на предприятии начался выпуск требуемой продукции, которую фронт бесперебойно получал на протяжении всех лет войны.
Завод Сарэнергомаш
Саратовский паровозоремонтный завод основан в 1871 году.
В сентябре 1941 на его территории размещена часть эвакуированного из Подольска завода № 180. К январю 1942 года завод закончил подготовку к производству башен и корпусов танков Т-50, однако получил задание на выпуск бронекорпуса танков T-60. Кроме того, предприятие занималось восстановлением повреждённых в боях танков и самоходок, а также изготовлением корпусов снарядов сухопутной артиллерии, авиабомб и мин.
Саратовский подшипниковый завод
Основные потребители продукции: Сталинградский тракторный завод, Саратовский и Ростовский комбайновые заводы. В самом начале войны после эвакуации Московского подшипникового завода в Саратов, СПЗ стал единственным в СССР заводом, выпускающим подшипники для военной техники. Завод срочно освоил и стал выпускать роликовый подшипник "2318" для танков. В результате бомбардировок 26 июня 1942 г. заводу был нанесен значительный материальный ущерб - разрушена большая часть основного производства, выведено из строя оборудование. Но к началу 1943 года стабильная работа предприятия возобновлена.
Саратовский завод "Серп и молот"
перед началом войны занимался выпуском котельного, вальцерезного оборудования, освоил выпуск изделий для комбинатов черной металлургии, начато строительство механосборочного и сталелитейного цехов. В 1941 году был объединен с частью коллективов Саратовского завода «Трактородеталь», а также на заводе были размещены мощности эвакуированного Харьковского завода "СЕРП и МОЛОТ" с конвейерным литейным производством, специализированным на литье и обработке осколочно-фугасных снарядов для пушек и гильз для гаубиц. Произошла переориентация производства на выпуск артиллерийских снарядов и тракторных запасных частей.
АО «Швейная фабрика №5» старейшее предприятие легкой промышленности, свое начало берет от швейной мастерской, существовавшей в г. Саратове с 1922 года. Швейная фабрика №5 в военный 1942 год перешла на пошив парашютов, куполов, утеплителей к самолетам, военных гимнастерок, перчаток и пилоток.
Швейная фабрика №2 была эвакуирована из Витебска. Главным видом деятельности предприятия был выпуск солдатских и матросских шинелей, а также пальто для офицеров.
Предприятия топливно-энергетического комплекса
К моменту начала Великой Отечественной войны саратовская энергетика обладала немалым для того времени потенциалом – 100 МВт генерирующих мощностей на Саратовской ГРЭС и ТЭЦ-1 и 9 подстанций 35 кВ, а также 184 км линий электропередач.
С 1942 года Саратовская область стала прифронтовым районом. На территории Саратовской ГРЭС располагались замаскированные зенитные орудия и пулеметы. Воздушная тревога объявлялась около 23-х часов. Фашисты продолжали налеты до 2-3 часов утра.
Рабочие и специалисты электростанций, свободные от вахты, во время налетов в обязательном порядке дежурили в восстановительных бригадах и наблюдательных пунктах. После бессонной тревожной ночи они снова выходили утром на работу.
Практическая часть
Мной был проведен опрос «Саратов – город трудовой доблести».
В опросе приняли участие 20 человек.
Респондентам были заданы вопросы:
1. Что ассоциируется у вас с городом трудовой доблести?
2. За что Саратову было присвоено звание «Город трудовой доблести»?
3. Что вы знаете о вкладе саратовцев в Великую победу?
4. Какие достопримечательности и места вы бы хотели посетить в городе трудовой доблести?
По результатам проведенного опроса, можно сделать следующие выводы:
85% опрошенных знают, что является основанием для присвоения городу звания «Город трудовой доблести»: награждение предприятий и работников государственными наградами, документально подтвержденные факты трудового героизма жителей города в годы Великой Отечественной войны;
за что город Саратов удостоен звания «Город трудовой доблести: за трудовую доблесть простых людей, самоотверженный труд в годы Вов;
о вкладе саратовцев в Великую победу над фашистской Германией: свыше 300 тысяч саратовцев отдали свои жизни, защищая Родину, Саратовское Поволжье внесло весомый вклад в обеспечение фронта и тыла промышленной продукцией.
назвали достопримечательности, которые хотели бы посетить в городе трудовой доблести: Мемориальный комплекс Журавли, Саратовский областной музей краеведения, Саратовский государственный музей боевой славы.
15 % респондентов затруднялись ответить на вопросы анкетирования.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного проекта, можно сделать следующие выводы: все дальше и дальше во времени подвиг наших отцов и дедов, завоевавших Великую Победу. Но память об их подвиге жива и будет передаваться из поколения в поколение. Враг не дошел до Саратова. Но в дни битвы на Волге саратовская земля стала оперативным тылом фронтов, сражавшихся под Сталинградом.
Саратовцы внесли героический вклад в Победу в Великой Отечественной войне, самоотверженно участвовали в сражениях и трудились в тылу. Жители Саратова круглосуточно работали на заводах, создавая военную технику, на фабриках шили обмундирование, в госпиталях лечили раненых. Саратовские воины-автомобилисты проложили "дорогу жизни" к сражающемуся Сталинграду. Речники защищали Волгу. Здесь тыл был фронтом.
Я считаю, что поставленная цель была достигнута: город Саратов достоин звания «Город трудовой доблести».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.