Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 им В. С. Завойко»
Петропавловск-Камчатского городского округа
г. Петропавловск-Камчатский ул. Петра Ильичева д. 80 т/факс: 210-370
Учебно-исследовательская работа
Тема: Развитие физических качеств в образовательных учреждениях «Спортивная переменка»
Выполнила:
Муйтуева Олеся,
учащаяся 10-А класса МБОУ «Средняя школа № 17 им. В.С. Завойко»
Руководитель: Гергель Татьяна Григорьевна учитель физической культуры, МБОУ «Средняя школа
№ 17 им. В.С. Завойко»
г. Петропавловск-Камчатский
2019
Содержание
Введение …………………………………………………………………….4
1. Постановка проблемы. Цели и задачи. Методы исследования………………………………………………………………5 - 7
2. Значение перемены в режиме дня школьника …………...................8-10
3. Особенности поведения учащихся на школьной перемене…………11
4. Условия для организации и проведения подвижных игр на перемене
5. Спортивно-оздоровительный проект «Спортивная переменка»……13
6. Вывод
Список литературы ………………………………………………………15
Приложения:
Приложение 1. Анкеты для учителей и учащихся
Приложение 2. Примерный объем двигательной активности учащихся
Приложение 3. Фото
1. Введение
«Общая длительность перемен за четыре года обучения равняется примерно 39 100 минутам. С этими минутами шутить нельзя, так как, если сложить их вместе, они составят около 160 обычных школьных дней».
Шалва Александрович Амонашвили (педагог и психолог)
1.1. Постановка проблемы
Как известно, в школе после каждого урока наступает перемена.
Перемена — это лучшее время в каждом учебном дне, отличный способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение, скажут многие школьники.
Обеспокоенные родители твердят о том, что школьные перемены – самое опасное время для ребенка. Дети предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время
Школа – место не для игр. Удивительно, но даже сегодня найдется немалое число учителей, которые желают, чтобы школьные перемены были спокойными и тихими.
Физиологи отмечают парадоксальную ситуацию: для успешного усвоения учебной программы ребёнку нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическом положении, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ее снижению.
Так существуют ли в школах проблемы перемен между уроками?
Кто должен заботиться об организации этого времени между уроками.
Что поможет школьнику более грамотно расходовать свою физическую энергию и удовлетворить познавательный интерес?
В нашей работе мы решили исследовать проблемы организации двигательной деятельности учащихся на школьной перемене.
Цели и задачи.
Цель работы:
Создать благоприятные условия для двигательной активности учащихся на школьной перемене.
Задачи:
1. Узнать о значении перемены в режиме дня школьника.
2. Исследовать особенности поведения учащихся на школьной перемене.
3. Изучить условия для организации и проведения подвижных игр на перемене.
4. Составить план по повышению двигательной активности учащихся на школьной перемене.
Объект исследования: учащиеся начальной школы 3 «А», 3 «Б», 3«В» классы.
Методы исследования.
Для работы над темой мы выбрали следующие методы:
1. Анкетирование.
2. Наблюдение.
3. Опрос.
4. Сбор и обработка информации
5. Вывод
2. Значение перемены в режиме дня школьника
Работая с источниками информации, мы узнали что, школьная перемена – это короткий, обычно десятиминутный перерыв между уроками. Большая перемена ( двадцатиминутный перерыв между уроками в середине учебного дня).
В нашей школе количество перемен для младших классов в день составляет 60 минут, в год - 12 960мин или 216 часов в год (36 учебных недель), за курс начальной школы – 51 840мин или 864 часа.
Так почему же это время настолько важно для школьника?
Ответ на этот вопрос мы нашли в письме Министерства Образования Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. N 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся образовательных учреждений».
Руководитель Департамента общего образования, член коллегии А.В.Баранников отметил, что согласно заключению специалистов объем физкультурно-оздоровительной двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений должен составлять не менее 6 часов в неделю. При таком объеме двигательной активности у обучающихся наблюдаются наиболее высокие показатели умственной работоспособности, более высокая ее устойчивость в течение дня, повышение успеваемости и адаптации к физическим нагрузкам, сопротивляемости простудным заболеваниям.
С началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается примерно в два раза, большую часть дневного времени учащиеся находятся в статическом положении. Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток движений учащегося.
Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах проводятся в качестве активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности. Этот вид активного отдыха проводится на большой перемене.
Также на сайте Всемирной организации здравоохранения, мы узнали о международном исследовании, которое было посвящено вопросу влияния привычной активности человека на его здоровье. Оно доказало, что именно физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, чрезвычайно важным не только её конечными полезными результатами (как и результатами любого другого труда), но совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья.
Изучив источники информации, мы сделали выводы:
1.Двигательная деятельность человека - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека.
2.Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определённом уровне двигательной активности.
3. Большую роль по профилактике гиподинамии учащихся играют школьные перемены.
3. Особенности поведения учащихся на школьной перемене.
.
Установив значение двигательной активности для учащихся, мы стали исследовать особенности поведения ребят на школьной перемене.
Чтобы узнать, как ребята отдыхают на перемене, мы провели анкетирование. Всего – 70 респондентов:
· бегаем и играем – 34 ученика,
· сидим, разговариваем в классе – 16,
· повторяем домашнее задание – 10,
· дежурим – 4,
· читаем, настольные игры – 6.
Проанализировав ответы, мы отметили:
· большинство ребят, используют время для пассивного отдыха в классе, что отрицательно сказывается на их умственной и физической работоспособности, так как именно эти ребята ответили, что устают уже после второго и третьего уроков;
· при опросе учащиеся, в основном понимают значение перемены для их здоровья и указывают на то, что хотели бы поучаствовать в подвижных играх, но места в коридоре очень мало, а нас много. Все толкаются, дерутся, кричат.
Изучив журнал школьного дежурства, мы установили, что в основном замечания на перемене получают ученики младших классов.
· Младшие школьники кричат, бегают, виснут друг на друге.
· Учащиеся начальных классов никого не видят и не слышат.
· Учащиеся начальных классов бегают по столовой.
· Ученики младших классов прыгают по ступенькам, сталкивая друг друга.
Чтобы в школе был порядок, организаторы дежурства, раскинув руки, ловят малышей, делают им замечания, но ребята не в силах сдерживать свою энергию, продолжают играть, нарушая правила, создавая травмоопасные ситуации.
После сбора информации на данном этапе работы мы оформили стенд «Классный уголок» со следующими рубриками:
· Наши наблюдения
· Репортаж со школьной перемены (фото)
· Инструкция по технике безопасности
· Пожелания и предложения
4. Условия для организации и проведения подвижных игр на перемене.
Далее в своей работе мы преступили к изучению условий организации и проведения активного отдыха учащихся на школьной перемене и выяснили:
1. Отдых школьников во время перемен между уроками организуют в основном в рекреационных помещениях школы. Рекреации коридорного и зального типа должны иметь хорошую вентиляцию, сквозное проветривание, естественное и искусственное освещение.
Гигиеническая норма площади рекреационных помещений –до 0,6 м.кв. на одного ученика. При одностороннем расположении кабинетов ширина рекреационного коридора должна составлять – 2,8м [1].
Место для проведения активного отдыха на перемене в нашей школе – это:
· узкие коридоры, где двери кабинетов открываются наружу, создавая благоприятные условия для получения травм;
· место около лестничной площадки, где ученики не отказывают себе в удовольствии прокатиться по периллам и попрыгать по ступенькам;
· фойе школы, где организованно двустороннее движение учителей и учеников, спешащих в столовую и обратно;
· спортивный зал, единственная площадка, где можно с пользой провести время для здоровья.
2. Министерство образования и науки России в приказе № 69 четко указывает на тот факт, что ответственность за безопасность школьников во время обучения и в коротких перерывах (школьных переменах) несет учитель или другой педагогический работник. То есть, пока ученик находится в пределах учебного заведения, он имеет право на защиту своей жизни и здоровья и школа должна ему обеспечить такие условия.
Изучив этот документ, мы отметили все сложность ответственности возложенной на учителя. Ведь в это же время, т.е. на перемене педагог должен:
· приготовить к следующему уроку (наглядность, дидактический материал, презентацию):
· проверить исправность мультимидийного или технического оборудования;
· проветрить учебный кабинет и выполнить уборку с дежурными класса;
· проследить за сохранностью школьного оборудования и вещей учащихся;
· провести динамические игры;
· отдохнуть.
3. Физические нагрузки во время перемен должны быть на уровне малой и средней интенсивности, не вызывать значительной утомляемости детей. Игры повышенной интенсивности, приносят в класс остаточные явления: возбужденность, несобранность, а значит, снижают работоспособность ученика на уроке.
Нежелательным вариантом проведения перемен является любой вид умственной деятельности: подготовка к следующему уроку, чтение художественной литературы, игры, требующие умственного напряжения (шашки, шахматы, электронные игры.
Наблюдая за учащимися начальных классов, мы отметили некоторую закономерность:
· после первого урока школьники посещают столовую, а оставшееся время они используют по своему усмотрению;
· после второго урока дети устают и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально “зарядиться”.
5. Спортивно-оздоровительный проект «Спортивная переменка».
Познакомившись со всеми аспектами, мы создали проект «Спортивная переменка».
Цель проекта: научить учащихся грамотно использовать физические упражнения для укрепления и сохранения своего здоровья на школьной перемене.
В программу проекта включили подвижные игры, конкурсы, состязания, соревнования, танцевальные упражнения, в которых могли бы принять участие и сильные и слабые, и мальчики и девочки, и команда и один участник.
Мы определили правила поведения учащихся во время перемены, составили расписание, ознакомили учащихся с правилами техники безопасности.
В начале проекта, чтобы привлечь учащихся мы применяли соревновательный метод. Ежедневно подводили итоги заданий, определяли самых лучших и самых активных игроков. Затем, научили ребят, самостоятельно оценивать свои успехи, сравнивать их с результатами других участников и подводить итоги.
В результате мы отметили что, в конце проекта ребятам было важна не победа, а участие, хорошее настроение и право самостоятельно выбирать, где и с кем ему участвовать.
Ребята научились взаимодействовать в сборной команде, руководить, болеть друг за друга, помогать друг другу.
За время проекта не было ни одной травмы, а самые активные нарушители дисциплины научились проводить время без драк, угроз и оскорблений.
Переменка для здоровья, привлекла не только малышей, но учащихся с 5 по 11 класс. Ребята старших классов стали активными организаторами, помощниками и участниками в проведении подвижных игр и соревнований.
6. Выводы.
Подводя итоги работы над организацией двигательной активности учащихся на школьной перемене, мы отметили, что смогли привлечь к решению этого вопроса более 100 человек, двигательная активность учащихся увеличилась на 30 минут. По итогам анкетирования учащиеся и учителя оценили проект на отлично и хотели бы, чтобы подвижные переменки продолжались ежедневно, так как они помогают им отдохнуть, снять напряжение и лучше работать на уроке.
В ходе работы мы сделали вывод, что активный отдых на школьной перемене можно грамотно организовать и в условиях школы, где нет реакционных помещений для отдыха.
Оказать помощь в организации перемены могут дежурные, совет старшеклассников и просто желающие поделиться своими умениями.
Для проведения подвижных перемен мы создали копилку игр с правилами и заданиями, музыкальным сопровождением для танцевальных упражнений.
Ребята очень активно пополняют копилку новыми подвижными играми, которые придумали сами.
7. Литература.
1. Толковый словарь русского языка. Д. В. Дмитриев.; Просвещение, Москва,2003.
2. Учебное пособие. Коротков И.М. Подвижные игры детей. М.: ФиС, 2008.
3. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет Автор: Бойко Е.А. Издательство: Рипол Классик, 2008.
4. Подвижные игры для школьников, Л.П.Фатеева.; М.:Академия развития,2007.
5. 300 подвижных игр для младших школьников, Л.П.Фатеева.;М.:Академия развития,2006.
6. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы, Н. И. Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
7. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1983.
7.1.Интернет ресурсы.:
1. Толковый словарь Ушакова.: slovarik-ushakov.info›
2. Статья: Физическая активность для школьника.,Сергей Поляков, заведующий отделом ЛФК Научного центра здоровья детей РАМН.,http://www.takzdorovo.ru/deti/podrostki/fizicheskaya-aktivnost-dlya-shkolnika/
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений",
rg.ru›2006/08/12/pedagogi-rejim-dok.html
4. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно - эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02. ,base.garant.ru›Постановление
5. https://nsportal.ru/pershina-irina
6. https://studfiles.net/kgpu/
7. https://nsportal.ru/svetlana-19
8. https://znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.