ПРОЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
«Образы русской народной и духовной музыки»
6 класс
ЛИТОВЧЕНКО Т. П. МКОУ «ИКОВСКАЯ СОШ»,КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Цель урока: выявление связей профессионального и народного творчества, осмысление богатства музыки как духовного наследия.
Задачи образовательная: дать учащимся знания о русской духовной музыке, познакомить с творчеством композитора В. Гаврилина («Перезвоны»), дать представление о связи музыки, литературы, ИЗО, истории;
развивающая: способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся в процессе музыкального восприятия, развивать и совершенствовать вокально-хоровые навыки;
воспитательная: воспитывать художественный вкус посредством приобщения к музыкальной классике, обогащать духовный мир учащихся.
Формирование универсальных учебных действий
личностные: у учащихся будет сформирована мотивация к занятиям музыкой;
учащиеся получат возможность усвоения морально-нравственных норм поведения;
предметные: учащиеся научатся осознанно воспринимать и исполнять музыкальное произведение, разбираться в музыкальных жанрах, определять их на слух, усвоят специфические особенности музыки как искусства;
учащиеся получат возможность научиться устанавливать связи между произведениями различных жанров и видов искусства;
метапредметные
личностные: ученик научится формировать свое отношение к музыке, проявлять эмоциональную отзывчивость;
ученик получит возможность научиться анализировать и объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;
познавательные: ученик научится анализировать, сравнивать, находить общее и различное в музыкальных произведениях;
ученик получит возможность свободно оперировать музыкальными терминами и понятиями в пределах учебного курса;
регулятивные: ученик научится исполнять музыку, передавать художественный смысл произведения;
ученик получит возможность определять и формулировать тему, проблему урока;
коммуникативные: ученик научится творчески общаться в процессе исполнения музыкального произведения;
ученик получит возможность творчески сотрудничать, организовывать работу в группе.
Оборудование:
компьютер
мультимедийный проектор
экран
фортепиано
тексты песенного репертуара
учебник Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Музыка 6 класс
Музыкальный материал
В Гаврилин «Перезвоны» «Молитва», песня на слова А. Шульгиной «Мама»
Б. Окуджава «Молитва»
Иеромонах Роман «В минуту скорбную сию…»
Виды деятельности на уроке
хоровое и сольное пение, слушание и анализ музыкальных произведений, рассуждения и размышления о музыке, беседа
Формы деятельности
фронтальная, групповая, индивидуальная
Тип урока
урок расширения и углубления знаний
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Создать условия для появления внутренней потребности у учеников включиться в урок |
Настрой на урок |
Проверка усвоения пройденного материала |
Вспомнить и назвать имена русских композиторов, в творчестве которых воплотились духовные православные традиции.
Объяснить понятие «духовная музыка».
Что представляет из себя духовная музыка?
Объяснить, что значит «знаменный распев»?
Особенности исполнения?
Партесное пение?
|
Ответы на вопросы. Д. Бортнянский, М. Березовский , П. Чайковский, А. Гречанинов, П. Чесноков.
Музыка религиозного характера, исполняемая во время богослужений. Православная музыка, соответствующая византийскому обряду в православной церкви, знаменный распев. «Знамя» - от «знаки», т.е. крюки в древнерусской безлинейной нотации. Без сопровождения, мужской хор.
18 век, многоголосие |
Основной этап урока. Новый материал |
Рассказ о композиторе Гаврилине. Детские годы, впечатления. Любовь к русскому народу, его культуре, творчеству. Народно-песенные интонации. Сочинения Гаврилина. |
Слушание, запоминание, осмысление. |
Основной этап урока. Создание проблемно-поисковой ситуации |
Хоровая симфония-действо «Перезвоны» - написана для солистов, хора, гобоя, ударных и чтеца. Имеет подзаголовок «По прочтении Шукшина»
Образы дороги, пути, реки жизни, смены поколений.
От языческих игрищ – к христианскому покаянию. Д. Лихачов об обычае «вызванивать грех». |
Связь творчества Гаврилина и Шукшина.
Духовный рост народа через судьбу конкретного человека.
Современность музыки Гаврилина. |
Основной этап урока Слушание музыки |
Гаврилин «Перезвоны» «Молитва» |
Восприятие музыки в процессе ее слушанияв |
Основной этап урока. Направление к достижении. Намеченной цели |
Беседа-анализ прослушанного музыкального произведения Образ? Молитва? Средства музыкальной выразительности в создании образа? Характер музыки? |
Рассуждения, размышления, высказывание своих наблюдений над музыкой, попытки обобщений и выводов. |
Продолжение достижения цели урока |
Песня «Мама». Вокально-хоровая работа |
Исполнение песенного репертуара, совершенствование вокально-хоровых навыков, различные варианты исполнения (с солистами, по группам) |
Кульминация урока |
Слушание Б. Окуджава «Молитва», иеромонах Роман «В минуту скорби…» Демонстрация слайдов, информация об исполнителях Анализ прослушанной музыки. Какую из молитв можно назвать «просительная», а какую – «покаянная»? |
Восприятие музыки в процессе ее слушания. Анализ музыкальных произведений. Работа в группах. Из предложенных литературных примеров выбрать наиболее созвучные трем номерам «Перезвонов»: В. Шукшин «Два письма» С. Есенин «Тальянка» В. Кюхельбекер «Усталость» |
Итог урока. Рефлексия |
Вопросы группам. Истоки творчества Гаврилина? Влияние личных впечатлений на творчество? Любимый жанр композитора? Согласны ли с тем, что Гаврилина называют «русским Шубертом»? Современен ли Гаврилин? Выбрать созвучную музыкальным примерам репродукцию. |
Ответы на вопросы. Выводы: сочинения, написанные в жанре молитвы, помогают человеку быть духовно наполненным, нравственно устойчивым, задуматься о смысле жизни, о душе, грехе и раскаянии. |
Самоконтроль |
В чем испытывали затруднения? |
Оглашение ответов, работавших в группах, оценивание своего личного участия в процессе урока. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.