Проект урока музыки " Образы русской и духовной музыки "
Оценка 4.8

Проект урока музыки " Образы русской и духовной музыки "

Оценка 4.8
docx
08.06.2020
Проект урока музыки  " Образы русской и духовной музыки "
Проект урокаЛитовченко .docx

 

 

 

 

ПРОЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

«Образы русской народной и духовной музыки»

6 класс

 

 ЛИТОВЧЕНКО Т. П. МКОУ «ИКОВСКАЯ СОШ»,КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

 

Цель урока: выявление связей профессионального и народного творчества, осмысление богатства музыки как духовного наследия.

Задачи                                                                                                                                                          образовательная: дать учащимся знания о русской духовной музыке, познакомить с творчеством композитора В. Гаврилина («Перезвоны»), дать представление о связи музыки, литературы, ИЗО, истории;

развивающая: способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся                        в процессе музыкального восприятия, развивать и совершенствовать вокально-хоровые навыки;

воспитательная: воспитывать художественный вкус посредством приобщения к музыкальной классике, обогащать духовный мир учащихся.

Формирование универсальных учебных действий

личностные: у учащихся будет сформирована мотивация к занятиям музыкой;

учащиеся получат возможность усвоения морально-нравственных норм поведения;

предметные: учащиеся научатся осознанно воспринимать и исполнять музыкальное произведение, разбираться в музыкальных жанрах, определять их на слух, усвоят специфические особенности музыки как искусства;

учащиеся получат возможность научиться устанавливать связи между произведениями различных жанров и видов искусства;

метапредметные

личностные: ученик научится формировать свое отношение к музыке, проявлять эмоциональную отзывчивость;

ученик получит возможность научиться анализировать и объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;

познавательные: ученик научится анализировать, сравнивать, находить общее и различное в музыкальных произведениях;

ученик получит возможность свободно оперировать музыкальными терминами и понятиями в пределах учебного курса;

регулятивные: ученик научится исполнять музыку, передавать художественный смысл произведения;

ученик получит возможность определять и формулировать тему, проблему урока;

коммуникативные: ученик научится творчески общаться в процессе исполнения музыкального произведения;

ученик получит возможность творчески сотрудничать, организовывать работу в группе.

Оборудование:

компьютер

мультимедийный проектор

экран

фортепиано

тексты песенного репертуара

учебник Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская  Музыка 6 класс

Музыкальный материал

В Гаврилин «Перезвоны» «Молитва», песня на слова А. Шульгиной «Мама»

Б. Окуджава «Молитва»

Иеромонах Роман «В минуту скорбную сию…»

Виды деятельности на уроке

хоровое и сольное пение, слушание и анализ музыкальных произведений, рассуждения и размышления о музыке, беседа

Формы  деятельности

фронтальная, групповая, индивидуальная

Тип урока

урок  расширения и углубления знаний

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Создать условия для появления внутренней потребности у учеников включиться в урок

Настрой на урок

Проверка усвоения пройденного материала

Вспомнить и назвать имена русских композиторов, в творчестве которых воплотились духовные православные традиции.

 

Объяснить понятие «духовная музыка».

 

Что представляет из себя духовная музыка?

 

 

Объяснить, что значит «знаменный распев»?

 

Особенности исполнения?

 

Партесное пение?

 

 

Ответы на вопросы.

Д. Бортнянский, М. Березовский , П. Чайковский, А. Гречанинов,      П. Чесноков.

 

 

 

Музыка религиозного характера, исполняемая во время богослужений.

Православная музыка, соответствующая византийскому обряду в православной церкви, знаменный распев.

«Знамя» - от «знаки», т.е. крюки в древнерусской безлинейной нотации.

Без сопровождения, мужской хор.

 

 

18 век, многоголосие

Основной этап урока.

Новый материал

Рассказ о композиторе Гаврилине. Детские годы, впечатления. Любовь к русскому народу, его культуре, творчеству. Народно-песенные интонации. Сочинения Гаврилина.

Слушание, запоминание, осмысление.

Основной этап урока. Создание проблемно-поисковой ситуации

Хоровая симфония-действо «Перезвоны» - написана для солистов, хора, гобоя, ударных и чтеца. Имеет подзаголовок «По прочтении Шукшина»

 

Образы дороги, пути, реки жизни, смены поколений.

 

От языческих игрищ – к христианскому покаянию. Д. Лихачов об обычае «вызванивать грех».

Связь творчества Гаврилина и Шукшина.

 

 

 

 

 

 

Духовный рост народа через судьбу конкретного человека.

 

 

Современность музыки Гаврилина.

Основной этап урока Слушание музыки

Гаврилин «Перезвоны» «Молитва»

Восприятие музыки в процессе ее слушанияв

Основной этап урока. Направление к достижении. Намеченной цели

Беседа-анализ прослушанного музыкального произведения

Образ?

Молитва?

Средства музыкальной выразительности в создании образа?

Характер музыки?

Рассуждения, размышления, высказывание своих наблюдений над музыкой, попытки обобщений и выводов.

Продолжение достижения цели урока

Песня «Мама». Вокально-хоровая работа

 Исполнение песенного репертуара, совершенствование вокально-хоровых навыков, различные варианты исполнения (с солистами, по группам)

Кульминация урока

Слушание Б. Окуджава «Молитва», иеромонах Роман «В минуту скорби…»

Демонстрация слайдов, информация об исполнителях

Анализ прослушанной музыки. Какую из молитв можно назвать «просительная», а какую – «покаянная»?

Восприятие музыки в процессе ее слушания.

Анализ музыкальных произведений.

Работа в группах. Из предложенных литературных примеров выбрать наиболее созвучные трем номерам «Перезвонов»:

В. Шукшин «Два письма»

С. Есенин «Тальянка»

В. Кюхельбекер «Усталость»

Итог урока. Рефлексия

Вопросы группам.

Истоки творчества Гаврилина?

Влияние личных впечатлений на творчество?

Любимый жанр композитора?

Согласны ли с тем, что Гаврилина называют «русским Шубертом»?

Современен ли Гаврилин?

Выбрать созвучную музыкальным примерам репродукцию.

Ответы на вопросы.

Выводы:

сочинения, написанные в жанре молитвы, помогают человеку быть духовно наполненным, нравственно устойчивым, задуматься о смысле жизни, о душе, грехе и раскаянии.

Самоконтроль

В чем испытывали затруднения?

Оглашение ответов, работавших в группах, оценивание своего личного участия в процессе урока.

 


 

ПРОЕКТ УРОКА МУЗЫКИ «Образы русской народной и духовной музыки» 6 класс

ПРОЕКТ УРОКА МУЗЫКИ «Образы русской народной и духовной музыки» 6 класс

личностные: у учащихся будет сформирована мотивация к занятиям музыкой; учащиеся получат возможность усвоения морально-нравственных норм поведения; предметные: учащиеся научатся осознанно воспринимать и исполнять музыкальное произведение,…

личностные: у учащихся будет сформирована мотивация к занятиям музыкой; учащиеся получат возможность усвоения морально-нравственных норм поведения; предметные: учащиеся научатся осознанно воспринимать и исполнять музыкальное произведение,…

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Объяснить понятие «духовная музыка»

Объяснить понятие «духовная музыка»

От языческих игрищ – к христианскому покаянию

От языческих игрищ – к христианскому покаянию

Любимый жанр композитора? Согласны ли с тем, что

Любимый жанр композитора? Согласны ли с тем, что
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2020