Проект урока по развитию речи
по русскому языку и окружающему миру во 2 классе
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ№ 39 им. П.Н.Самусенко» города Братска» Кустова Галина Павловна
Тема урока : Обучающее сочинение по репродукции И.С. Остроумова «Золотая осень».
«Какие бывают явления природы?»
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-путешествие
Цель урока: обучать строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей; развивать умения действовать последовательно по коллективному выполнению учебной задачи в отведённое время; развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану (ФГОС НОО, Требования к планируемым результатам, п. 12.1, Русский язык п.3);
познакомить обучающихся с сезонными природными явлениями (ФГОС НОО, Требования к планируемым результатам, п. 12.3, Окружающий мир п.3), с характерными признаками каждого сезона года (ФГОС НОО, Требования к планируемым результатам, п. 12.3, Окружающий мир п.5);
Планируемый результат (R пл.):
* знают правила написания слов с изученными орфограммами (Примерная программа по русскому языку п. 1.2.2);
* умеют составлять план к сочинению (Примерная программа по русскому языку п. 1.2.2);
* умеют передавать текст по коллективно составленному плану (Примерная программа по русскому языку п. 1.2.2);
* знают разные сезонные явления (Примерная программа по окружающему миру п.2.6.1.)
* умеют выделять характерные признаки всех природных явлений(анализировать, сравнивать, обобщать) (Примерная программа по окружающему миру п.2.6.1)
* умеют составлять текст в устной и письменной форме (ФГОС НОО Требования к результатам (метапредметным) п.11.9);
* умеют действовать последовательно по коллективному выполнению учебной задачи в отведённое время
*умеют оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными параметрами ( Примерная программа по окружающему миру п.2.6.1)
Время |
Этапы |
|||||||
Время |
Мотивация
3 мин |
Актуализация 2 мин |
Выявление затруднения 3 мин |
Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения 3 мин |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. 7 мин |
Первичное закрепление нового знания. 3 мин |
Самостоятельная работа и проверка по эталону. 15 мин |
Подведение итогов. Рефлексия 4 мин |
Задачи этапов урока |
Формулировка проблемы и постановки учебной задачи, относительно целей урока. Создать проблемную ситуацию, применив приём загадки.
|
Видеозарисовка: восход-закат, вода-лёд, косяк улетающих птиц на фоне опадающей листвы и тут же на дереве птицы вьют гнёзда. |
Назвать как связаны между собой отдельные сюжеты видеозарисовки. Найти ответ на вопрос: Какую ошибку допустил художник на последней зарисовке? |
Формировать познавательные умения (анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, работать в ситуации выбора). |
Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с сезонными природ-ными явлениями, с их характерными признаками(окружающий мир) Способствовать раз-витию умения рабо-тать с картиной: под-бирать слова-описа-ния , составлять план текста, выделять ключевые слова каж-дой части, находить в словах орфограм-мы и объяснять их написание. |
Организовать деятельность учащихся по озвучиванию полученных знаний, устного рассказа по репродукции с использованием плана и ключевых слов. |
Составить логический рассказ и записать его в тетрадь согласно составленному плану сочинения. |
Закрепить полученные навыки и знания о явлениях природы. Оценить уровень сформированности парной формы сотрудничества в ходе решения поставленной задачи. Оценить умение взаимодействия в ходе поставленной задачи.
|
Учебный материал |
На доске репродукция картины И.С. Остроумова «Золотая осень». |
На экране фотографии сезонных явлений. |
На доске пишется задание: «Найти характерные признаки каждого сезона». У каждой пары карточка с информацией о сезонных изменениях (Приложение 1); Карточка с явлениями природы(прил.2) На экране фотографии сезонов года План работы : 1.Ответить на вопросы к теме урока. 2.Прочитать текст. 3. Рассмотреть рисунки к теме и ответить на вопросы к ним. 4. Какие природные явления видите на картине доски? |
На доске схема «Сезонные явления», созданная детьми на этом этапе. Учебник (см. оборудование урока). |
Текст учебника «Окружающий мир» и репродукция картины «Русский язык», карточки с опорными словами, памятка «Как написать сочинение» (русский язык), мультимедийная презентация. |
Индивидуальные карточки с опорными словами для составления рассказа и планом текста |
Карточки с опорными словами, памятка о написании сочинения(см. приложение) |
На экране фотографии сезонных явлений. Учебник, рабочая тетрадь по русскому языку (см. оборудование урока).
|
Деятельность учителя |
Поздоровавшись с детьми, учитель осуществляет первичную диагностику готовности к уроку (наблюдает за их поведением)создаёт проблемную ситуацию с целью формулирования темы и целей урока |
Предлагает игру «Кто больше?», в ходе которой происходит актуализация знаний обучающихся о явлениях природы . Для создания проблемной ситуации применяется приём загадки: найти ошибку в последней зарисовке. Учитель подчёркивает разногласия в детских высказываниях, усиливает противоречия. |
Предлагает задание парам: «Найти характерные признаки каждого сезона года». « Найти характерные признаки осени на картине»
Предлагает составить план сочинения: записывает его на доске 1Вступление 2. Описание деревьев. 3.Сороки. 4.Заключение. Проводит экспресс-диагностику на понимание задания обучающимися |
Даёт возможность каждой паре обсудить информацию, согласно плану работы с помощью учебника Окружающий мир. Выделить ключевые слова каждой части сочинения. |
Организует деятель-ность учащихся, способствующую развитию умения работать с карти-ной: структуриро-вать полученную информацию, выделять основные признаки данного времени года (окружающий мир);составлять план текста, выделять ключевые слова каж-дой части. (русский язык) Нацеливает на опре-деление орфограмм в словах. |
Организует деятельность учащихся по устному описанию репродукции с использованием знаний, полученных на уроке. |
Даёт возможность детям индивидуально составить и записать составленный рассказ. Помогает при необходимости индивидуально |
Возвращает ребят к началу занятия, когда искали ошибочное зарисовку. Обсуждает с детьми, почему происходят явления природы? Делает общий вывод об уровне работы в паре. Заслушивает несколько сочинений. Дает домашнее задание по русскому языку записать в чистовик, окружающий мир (по выбору учащихся): 1. Наблюдать за явлениями природы. Желающие могут , узнать дополнительные сведения об осени. 2. Составь небольшой устный рассказ (кто проявит желание написать, - напишите) на тему: «Моё любимое время года» «Моё любимое природное явление» 3. Нарисуй время года, которое тебе больше всего нравится, подпиши название. Контролирует понимание обучающимися домашнего задания. |
Деятельность учеников |
Слушают, эмоционально готовятся к уроку. |
Высказывают свои предположения При возникновении противоречий-спорят. |
Пары получают задание; совместно с учителем составляют план работы; работают в парах согласно составленному плану.
Отвечают на вопросы экспресс - диагностики. |
Работают над анализом репродукции, обсуждают картину по вопросам учебника. |
В парах: Находят информацию в учебнике о сезонных изменениях в при-роде, выделяют их характерные приз-наки. (окружающий мир) Самостоятельно: рассматривают репродукцию. Вместе: подбирают слова-описания, составляют его план, участвуют в дискус-сии, объясняют орфограммы в словах. (русский язык) |
Желающие устно озвучивают получившийся у них рассказ, следуя плану сочинения и используя ключевые слова и выражения. |
Самостоятельно составляют и записывают в тетрадь рассказ по репродукции. |
Делают выводы: высказываются о сезонных явлениях и зависящими от них природных явлениях. Участвуют в обсуждении оценки работы всех пар на уроке. Желающие зачитывают свои работы. Записывают домашнее задание в дневники. Обмениваются своими работами и оценивают их «+» или - после прочтения.(взаимооценка) |
Результат: Знать |
Понять суть проблемы, определить тему и задачи урока |
Понимать задачу урока. Уметь высказываться по конкретному вопросу.
|
Понимать учебную задачу, предъявленную учителем для работы в паре.
|
Знать о разнообразии природных явлений, знать характерные признаки каждого сезона года.
|
Признаки сезонных изменений. Правила правописания изу-ченных орфограмм (безударный глас-ный в корне слова, парный согласный, «опасные» сочетания) |
Знать как применить в рассказе знания, полученные на уроке. |
Знать понятия явления природы и сезонные явления. Знать признаки каждого сезонного явления. |
Понять параметры оценивания, понять домашнее задание.
|
Уметь |
Уметь настроиться на урок, войти в тему путём высказывания своего мнения |
Уметь анализировать увиденное, найти ошибку в иображении |
Соблюдать последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи за отведённое время. Уметь взаимодействовать между собой и оказывать помощь. |
Уметь соотносить явление и сезонность. . Уметь составить и записать текст на уровне 6-7 предложений
|
Приводить примеры сезонных изменений и объяснять чем они вызваны (окружающий мир) Передавать устно содержание текста по плану. (русский язык)
|
Уметь передать рассказ по картине, связывая сюжет с сезонными явлениями в природе. |
Уметь выделять признаки каждого сезонного явления и описывать изменения, связанные с ними. |
Уметь работать в паре. Уметь вести учебный диалог. Уметь предъявить результат работы (в таблице, схеме). Правильно оценить работу на уроке (самооценка, взаимооценка). Уметь передать своё настроение. |
Оборудование урока:
•«Окружающий мир» : 2 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1/А.А.Плешаков Москва. Просвещение 2014. с.28-29;
•«Русский язык» 2 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1/ В.П.Канакина В.Г.Горецкий Москва. Просвещение 2014 стр.39
• ИКТ: мультимедийный проектор, экран;
• карточки с информацией о сезонных явлениях.(Приложение 1);
• фотография репродукции И.С. Остроумова «Золотая осень»;
• памятка «Как написать сочинение». (Приложение 3);
• сводная таблица « Явления природы» (Приложение 2);
• Опорные слова .(Приложение 4)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.