Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Аленка» г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
для детей младшей группы «Морячок»
Разработали:
Кожевникова Т.В. воспитатель
Варнина Т.Л. воспитатель
2020г.
г. Николаевск-на-Амуре
ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
для детей младшей группы «Морячок».
Подготовила и провела: Кожевникова Т.В., Варнина Т.Л.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип проекта: познавательно- творческий
Вид проекта: групповой.
Возраст детей: младшая группа 3-4года
Период выполнения: январь – февраль 2020 года.
Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.
Проблема проекта: Дети
имеют
недостаточно информации об образе
жизни, повадках, питании зимующих птиц родного края. Нет экологических знаний
о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Актуальность. В современных условиях проблема
экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и
актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой
личности, формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно
пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.
С приходом зимы, перелётные птицы улетели в тёплые края, а те, что остались, вынуждены искать себе корм сами. Мы с ребятами решили узнать: кто остаётся зимовать вместе с нами, хватает ли им еды с приходом холодов или потребность в ней возрастает.
У малышей недостаточно информации о том, кто такие зимующие птицы и почему их так называют, не сформированы навыки оказания помощи птицам.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новое об их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем нужно кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы, научить оказывать посильную помощь нашим пернатым друзьям.
Цель: Сформировать у дошкольников общие представления о зимующих птицах нашего края, об их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.
Задачи: Формирование у детей представлений о том, кто такие зимующие птицы, о внешнем виде, повадках, пользе в природе. Обучение умению узнавать пернатых по внешнему виду, по голосу и описанию. Обогащение словарного запаса детей. Расширение кругозора. Активизация познавательной деятельности малышей. Способствовать развитию конструктивных, художественно-творческих умений и навыков; памяти, речи детей; мелкой моторики рук. Воспитание бережного отношения к природным объектам, заботливого отношения к птицам, желания помогать им в трудных зимних условиях.
Материал: Иллюстрации с изображением зимующих птиц; художественная литература по теме проекта, аудиозапись «Голоса птиц» ИКТ.
Предварительная работа:
1. Подбор методической литературы по теме.
2. Подбор художественной литературы для чтения детям.
3. Подбор дидактического материала, подвижных игр, наглядного пособия (альбомы для рассматривания, иллюстрации, мультфильмы, аудиозаписи голосов птиц)
4. Составление перспективного плана.
Формы реализации проекта:
• занятия
(по рисованию, лепке, аппликации, чтению художественной литературы);
• беседы;
• отгадывание загадок о птицах.
• наблюдения на прогулке;
• пальчиковая гимнастика;
• рассматривание иллюстраций;
• раскрашивание картинок;
• дидактические игры;
• подвижные игры;
• просмотр мультфильмов;
• прослушивание аудиозаписи (голоса птиц);
• работа с родителями;
• оформление коллективной работы;
Продукт проектной деятельности – Создание коллективной работы аппликации по теме «Покормите птиц зимой»; стенгазета «Покормите птиц зимой»
Предполагаемый результат:
В ходе реализации проекта в группе будут созданы необходимые условия по формированию представлений о зимующих птицах. Создан альбом по теме проекта «Зимующие птицы» совместно с родителями. Пополнится развивающая среда новыми наглядными, дидактическими пособиями.
У детей сформируется система знаний о зимующих птицах и их детёнышей, появится желание помогать пернатым в зимнее время. Дети научатся устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни птиц и средой обитания, расширится кругозор по теме проекта. Проект позволит сформировать у детей познавательную активность, развить любознательность и творческие способности. У детей сформируется чувство ответственности и заботы о птицах.
Реализация проекта по этапам
Этапы 1этап Подготовительный
2. Основной этап
Мероприятия по работе с родителями:
3. Заключительный этап:
|
Название мероприятия
-Составление плана совместной работы с детьми и родителями по теме проекта: -Разработка методических материалов. -Подбор оборудования для занятий, бесед, игр. Проведения игр, НОД. -Подготовка консультации для родителей. Сотрудничество с родителями: привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности: - к подбору фотографий, иллюстраций, стихов, загадок о зимующих птицах; - к созданию совместно альбома о зимующих птицах. Мероприятия по работе с детьми: «Кто такие зимующие птицы?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?» «Какую пользу приносят птицы». - Чтение художественной литературы (стихотворения В. Берестов «Воробушки», Ю.Марова «Кормушка», А.Прокофьев «Снегирь», рассказов: С. Я.Маршак «Где обедал воробей?», М.Горького «Воробьишко».
-Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы». - Отгадывание загадок о зимующих птицах. - Беседа по краеведению «Зимующие птицы нашего края». - Занятие по рисованию нетрадиционной техникой – ладошкой «Птицы». - Занятие по аппликации «Красногрудые птахи» (Снегирь). -Наблюдения во время прогулки за прилетевшими птицами на участок детского сада. - Пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы» - «Мы кормушку смастерили», «Сорока - белобока». «Какие голоса подают птицы», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Один - много», «Подскажи словечко», «Назови и покажи зимующих птиц». - Раскрашивание раскрасок «Птицы на участке». - Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
«Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Воробышки и кот».
-Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта. - Оформление альбома «Зимующие птицы» - Акция «Покормите птиц зимой!» (сделать фотографию и принести в детский сад). - Беседы с родителями о необходимости привития детям желания и умения заботиться о братьях наших меньших – пернатых, учить любить птиц. - Разучивание стихов о зимующих птицах. - Изготовление совместно с детьми книжек – малышек по теме проекта. Работа родителей и детей – сбор корма для птиц.
- Проведение Акции «Покормите птиц зимой» и фотовыставки по окончанию акции. - Совместно с родителями создание альбома «Зимующие птицы». - Разучивание стихов о зимующих птицах. --Создание книжек-малышек по теме. - Создание коллективной работы с детьми. - Создание стенгазеты с фотографиями. - Оформление выставки детского творчества по теме «Зимующие птицы» |
Форма проведения
Беседа
Беседа
Аппликация
Прогулка с наблюдением
Д/игры
П/игры
Консультации для родителей |
Участники Воспитатели
Воспитатели и родители
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели, родители
Родители, дети
Родители и воспитатели
Воспитатели |
Вывод:
· В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы», у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности.
· Созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, об их значении для природы в целом и для человека, о правилах подкормки.
· Проявляется интерес к окружающему миру, что находит отражение в детских играх, поделках, рассказах.
· Были созданы условия для развития у детей любознательности и творческих способностей.
· Закрепляется навык работы с карандашами, красками, пластилином, развивается мелкая моторика через разные виды деятельности с детьми.
· Воспитывается чувство любви и бережного отношения к природе и ко всему живому.
· Через поисково-исследовательскую деятельность дети решают поставленную задачу, представляя решение в виде коллективной работы.
Приложение 1
Беседа: «Кто такие зимующие птицы?»
Задачи: Формирование представлений о зимующих птицах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение и расширение словаря по теме: птица, голова, крыло, хвост, клюв, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, голубь, летает, прыгает, клюёт. Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Развитие связной речи. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, голубь, ворона, сорока; снегирь, синица).
Ход беседы. Дети садятся полукругом.
- Ребята, каких птиц вы знаете?
- А кто такие зимующие птицы?
- Почему их так называют?
- Хотите узнать?
Наступают холода. Птицы улетают в тёплые края. Те птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам с севера, называют – зимующими.
- Каких птиц зимой в нашем крае вы видели?– это голуби, воробьи, сороки, вороны …
Зимой в городе можно увидеть таких лесных обитателей, как снегири, свиристели, совы. В холодное время года им всё труднее и труднее добывать себе пропитание. Поэтому они перебираются ближе к человеку.
- Скажите, что общего у всех этих птиц? (у них есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги, хвост).
Молодцы!
Давайте рассмотрим воробья.
- Что вы можете про него сказать?
- Какого цвета оперенье? ЦВЕТ.
- Что у него есть? (голова,…) ЧАСТИ ТЕЛА.
- Где она обитает? (под крышей) ДУПЛО.
- Чем питается? СЕМЕНА, ЯГОДЫ.
- Назови её птенца? ПТЕНЕЦ.
- Как люди помогают птицам зимой? ЧЕЛОВЕК, КОРМУШКА
Физминутка «Птички»
Птички прыгают, летают Дети прыгают
Крошки птички собирают. «клюют»
Пёрышки почистили,
Клювики почистили изображают
Птички летают, поют машут руками
Зёрнышки клюют наклоняются
Дальше полетели
И на место сели «улетают»,
садятся
Молодцы, отдохнули, а теперь приготовили ушки и внимательно слушаем.
Обобщение ответов детей: Тело воробья покрыто перьями, серого и коричневого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов. Воробей может летать, прыгать, чирикать, сидеть. Питается насекомыми, крошками, зёрнами, семенами. Он друг человека, потому что поедает вредных насекомых. Значит, приносит пользу.
Обратите внимание на эту иллюстрацию (Рассматривают иллюстрацию с изображением голубя).
- Вы узнали кто это?
Предлагаю рассмотреть голубя и рассказать о нём (работают по плану составленному выше).
Голубь больше воробья. Тело покрыто перьями, серо-голубого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов, в парках. Голубь может летать, прыгать, ворковать, сидеть. Питается ягодами, крошками, семенами.
Итоги: - Ребята, почему воробушки, воробьи, вороны не улетают от нас в тёплые края? (они остаются зимовать)
- Как называют таких птиц?
Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали.
Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой?».
Задачи: Расширение представлений о зимующих птицах, их образе жизни.
Учить детей правильно их подкармливать. Воспитание заботливого отношения к птицам.
Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, снегирь, синица);
Карточки с загадками про птиц.
Ход беседы: Дети садятся на стульчики полукругом.
Рассказ воспитателя: С наступлением холодов естественный корм для птиц становится недоступным. Им негде взять еды и они не могут пережить зиму, многие из них погибают.
- Как вы думаете: чем мы можем помочь птицам? (сделать кормушки)
Правильно, чтобы зимой помочь птицам пережить трудное для них время, надо сделать кормушки (выставляем кормушку сделанную папой Вовы М.) и регулярно насыпать туда зёрна, крупу, хлебные крошки.( рассказать детям почему птиц кормят только белым хлебом)
Отгадай те загадку, про кого мы буде говорить:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
- Кто догадался, про кого загадка? – Кто это? (правильно, синичка, садим на кормушку)
· Синички очень любят кусочки не солёного сала. Она очень прожорлива. Съедает столько зерна и крошек, сколько сама весит. Тем самым она приносит пользу природе, поедая вредных насекомых летом. А зимой в солнечный денёк радует нас своей весёлой песенкой в знак благодарности за корм.
- Угадайте, кто следующий?
Птичка – невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
- Кто это? (правильно, воробышек, садим на кормушку)
· Воробушек очень маленькая и проворная птичка. Очень прожорливая. Зимой, в холодную пору, они сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Им тоже голодно, поэтому необходимо их тоже подкармливать.
- Чем будем их подкармливать? (крупой – овёс, пшено; семечки; )
Физминутка «Скачет шустрая синица» (А. Барто)
Скачет
шустрая синица, Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится, Прыжки на месте на левой ноге.
Прыг-скок, прыг-скок, Прыжки на месте на правой ноге.
Завертелась, как волчок. Кружимся на месте.
Вот присела на минутку, Присели.
Почесала клювом грудку, Встали, наклоны головы влево - вправо.
И с дорожки — на плетень, Прыжки на месте на левой ноге.
Тири - тири, Прыжки на месте на правой ноге.
Тень-тень-тень! Прыжки на месте на двух ногах.
- А это кто?
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
- Кто это? (снегирь, правильно, садим на кормушку)
Молодцы!
Снегирь – одна из заметных птиц наших лесов. Они собираются в небольшие стайки и так зимуют в лесах, парках городов. Питаются растительной пищей – семенами деревьев, их почками, побегами, редко насекомыми. А зимой этого нет. Зимой они питаются ягодами рябины. Когда наступают сильные морозы, снегири вынуждены перебираться поближе к человеческому жилью.
- Почему?
Обобщение ответов детей: Все птицы собираются около жилья человека, где легче найти пропитание. Они держатся стайками, перелетают с места на место в поисках пищи. Зима страшна для них не холодом, а голодом. Поэтому необходимо заботиться о них - вывешивать кормушки и регулярно насыпать туда корм. Чем разнообразнее будет корм, тем больше разных птиц прилетит к кормушке.
- А чем можно кормить птах?
- Что мы насыпим в кормушку для птичек?
Можно:
-Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни;
-Просо, овёс;
-Свежие фрукты, ягоды кусочками;
-Не солёное сало.
Нельзя:
-Пшено;
-Чёрный хлеб;
-Жареное и солёное.
Итоги: - Почему зимой птицы держатся около наших домов? (Нет пропитания, трудно добывать себе пищу)
- Легко ли им добывать себе зимой корм?
- Чем будем кормить птиц? (Семенами, зёрном, крошками сухого белого хлеба)
Вы очень внимательно слушали, правильно отвечали, много узнали. Молодцы!
Просьба: вместе с мамами и папами сходить на прогулку и там покормить птичек, так как им негде взять еды.
Беседа: «Какую пользу приносят птицы».
Задачи: Формирование представлений о пользе птиц, их значимости для человека и природы. Закрепление обобщающего понятия «Птицы». Развитие речи детей, как средства общения. Воспитание любви и заботливого отношения к птицам.
Материал: Иллюстрации с изображение птиц.
Ход беседы:
I Орг. момент. Дети садятся вокруг стола, где разложены иллюстрации с изображение птиц.
II. Новый материал.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)
- Вспомните, почему их так называют?
- Какие птицы прилетают к нам зимовать? (снегирь, синица)
1. Сообщение темы.
Сегодня мы с вами узнаем, какую пользу приносят птицы природе и человеку.
2. Рассказ педагога о судьбе птиц.
Во время сильных метелей и морозов многие птицы погибают от голода, особенно в конце зимы. Если мы будем постоянно подкармливать пернатых в наших кормушках, то, скорее всего, они будут снова и снова возвращаться к нам. А об их пользе, я думаю, вы знаете.
- Какую пользу приносят птицы людям и природе? (Ответы детей)
Птицы не только летом, но и зимой борются с вредителями, доставая их и их личинок из под коры деревьев.
Они самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Хищные птицы и совы поедают мелких грызунов – вредителей полей - приносят пользу сельскому хозяйству.
Одни птицы красиво поют и их приятно слушать.
Другие имеют красивое оперенье и ими можно любоваться.
Люди часто сердятся на птиц, так как они поедают ягоды – плоды деревьев. А оказывается, они приносят нам больше пользы, чем вреда. Ягоды – то они съедают, а косточки уносят далеко от дерева. Косточки попадают в землю и на следующий год
вырастают молодые побеги рябинки.
Вывод: Получается так, что птицы разносят семена и сажают для нас с вами лес.
III. Итоги. – Какую пользу приносят птицы? (Высказывания детей).
- Понравилось вам занятие? Если да, то возьмите смайлик с улыбкой. Если нет или не очень, то возьмите грустный смайлик.
Приложение 2
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе
«Птички - невелички».
Цель: Научить детей составлять аппликацию в виде птички.
Задачи: Образовательные: Закрепление представления детей о птицах, особенностях их строения, отличительных чертах; умения аккуратно пользоваться клеем.
Развивающие: Развитие внимания, усидчивости; мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные: Воспитание доброжелательного отношения к природе и ее обитателям.
Материал и оборудование: Аудиозапись «Голоса птиц», шаблоны из цветной бумаги: круги дм. 5 см и 3 см, прямоугольник – хвостик, клювик, клей, кисточка, салфетки.
Предварительная работа: Чтение стихов и загадок о птицах; рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Ход занятия: I. Орг. момент.
Ребята входят в группу, украшенную изображениями птиц, садятся на стульчики (Включается запись «Голоса птиц»).
- Кто это так красиво поёт? (Ответы детей)
- Где же они спрятались?
Давайте найдём их глазками (Голубь, Сорока – белобока и попрыгунчик воробей).
- А это, что за необычная птичка? («Красногрудые птахи»).
II. Новый материал. 1.Сообщение темы.
Ребята, ему очень скучно одному. Давайте смастерим для него друзей.
- Хотите, я научу вас делать таких же птиц? (ответы детей)
Сегодня, мы с вами откроем мастерскую по изготовлению «Красногрудых птах»
2. Дыхательная гимнастика «Согреем птичку».
Мне кажется, ребята, он замёрз. Давайте сначала согреем его, подуем на него тёплым воздухом, а потом примемся за работу.
3. Рассматривание с детьми готового образца.
- Кого напоминает эта птичка? (Снегиря)
- Из каких частей состоит эта птичка?
Я буду показывать, а вы называть эти части. (Ответы детей: туловище с головой, крылышки, клювик и хвостик).
- Как называются фигуры, из которых сделана птичка? (Круги)
Большой круг - это туловище и голова.
Маленький круг - это крылышки.
Самые маленькие кружки – это глазки.
Прямоугольник – это хвостик, а треугольник – клюв.
4. Показ педагогом выполнения работы.
Перед вами лежат круги.
- Берём большой круг – кладём его перед собой - туловище.
- Потом берём маленький круг, кисточку, её аккуратно макаем в клей и намазываем маленький круг.
- Кисточку после работы кладём на подставочку, а маленький круг приклеиваем на большой аккуратно посерединке.
- Промачиваем салфеткой и разглаживаем (убираем лишний клей).
- Сгибаем круги пополам, аккуратно, ровно.
- Теперь приклеиваем клювик и хвостик. Стараемся намазывать клей аккуратно и приклеиваем. Не забудьте глазки приклеить – самые маленькие кружочки.
Птичка готова.
5. Физминутка.
Птички прыгают, летают (Дети прыгают, летают)
Крошки птички собирают. («Клюют зёрнышки»)
Пёрышки почистили,
Дальше полетели (летают)
И на место сели. (садятся за столы)
6. Повтор сильным ребёнком последовательности выполнения работы.
7. Самостоятельная деятельность детей (помощь педагога по необходимости)
III.Итоги. Выставка работ.
Кто всё сделал, может поставить птичку около кормушки. (Малыши выставляют своих птичек около кормушки).
- Понравилось вам занятие?
- Что мы делали сегодня? (Слушали голоса птиц, клеили птичек)
Все вместе рассматриваем их: Посмотрите, какие они красивые. Теперь нашей птичке не будет скучно одной. Осталось их только покормить.
Кормят. Выставляют в раздевалке.
Занятие по краеведению «Зимующие птицы нашего края»
Задачи: Образовательная: Формирование представления у детей о зимующих птицах нашего края, их особенностях. Знакомство с некоторыми зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, сорока). Показать детям взаимосвязь всего живого в природе.
Развивающая: Развитие чувства сопереживания ко всему живому (птицам).
Воспитательная: Воспитание заботливого отношения к природе и ее обитателям.
Материал: Иллюстрации воробья, вороны, сороки, голубя; кормушка, корм; раскраски для малышей с птицами нашего края.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
II. Новый материал. 1.Загадки о зимующих птицах.
Угадайте, что за гости к нами пришли:
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик». (Воробей)
Хочет
с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт (Ворона).
Длинный
хвост и с белым боком,
А летает не высоко.
Хочет всё стащить с наскока!
Это хитрая ...(Сорока).
Что
блестит, не пропущу,
Всё в гнездо себе тащу.
Чернохвоста, белобока...
Догадались? Я – (Сорока).
Он живет на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет. (Голубь)
Вывешиваем иллюстрации птиц на доску
2. Сообщение темы – Сегодня мы с вами будем говорить о птицах, которые живут рядом с нами.
3.Беседа о птицах и их характерных особенностях.
Обращаем внимание на иллюстрации птиц.
- Как вы думаете, как называют этих птицы?
(Этих птиц называют - зимующие).
Посмотрите на них внимательно и скажите:
- Чем они похожи? Что у них общего?
Воспитатель обращает внимание на картинки с изображением птиц, показывает, называет их, отмечает характерные особенности каждой птицы.
(Есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост и лапки. Тело покрыто перьями, они летают, прыгают, клюют).
Воспитатель стремится к тому, чтобы дети запомнили название этих птиц и характерные особенности внешнего вида каждой птицы (Воробушек - пташка, серая рубашка, сизый голубь…)
Занятие по рисованию
Тема: «Птицы» (нетрадиционная техника - ладошки).
Задачи: Образовательные: Формирование у детей знаний о зимующих птицах. Закрепление знаний о характерных, отличительных особенностях птиц. Обучение рисованию нетрадиционным способом – ладошками.
Развивающие: Развитие речевой активности, творческих способностей детей, воображения, фантазии.
Воспитательные: Воспитание любви и заботливого отношения к природе, к братьям нашим меньшим.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулок. Чтение художественной литературы: И. Беляков «На дворе белым бело», Я. Аким «Синицы». Отгадывание загадок. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций. Дидактические игры: «Какие голоса подают птицы», «Назови ласково», «Один - много», «Подскажи словечко», «Назови и покажи зимующих птиц». Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль» и др.
Материал: Картинки с изображением птиц в конверте, аудиозапись «Голоса птиц», карточки с моделями птиц, гуашь, ½ альбомного листа, неразливайки с водой, кисточки, клеенка, влажные салфетки, цветные карандаши.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Дети встают на ковер в круг. Звучит запись
«Голоса птиц».
Воспитатель: Как много у нас сегодня гостей.
- Кто это? (Птички)
- Что они делают? (Поют)
II. Основная часть.
Воспитатель: Правильно. Здесь много птиц и все они поют.
- Голоса, каких птиц вы услышали? (Ответы детей, воспитатель вывешивает на доску иллюстрации с изображением угаданных птиц).
1. Сообщение темы: Сегодня мы поговорим о птицах, их характерных особенностях и попробуем нарисовать необычных птиц.
Если дети не смогли угадать, кто пел, то педагог достаёт волшебный конверт.
- Как вы думаете, что в нём? (Ответы детей)
В нём загадки. Я загадаю загадку, а вы попробуете угадать, о ком я говорю. После каждой правильно отгаданной загадки воспитатель вывешивает на доску иллюстрации с изображением угаданных птиц.
***
Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (Голубь)
В. Кузьминов
***
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый… (Воробей).
***
Целый день без перерыва -
Кар-кар-кар,
- кричит сварливо… (Ворона)
***
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется … (Синица)
Л. Шкилёва
***
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять. (Снегирь)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири)
2. Беседа о зимующих птицах (звонок от Буратино).
- Как можно назвать этих птиц, одним словом? (Дикие). Молодцы!
- А почему их так называют? (Ответы детей).
- В какое время года мы их встречаем?
- Значит, как еще можно назвать этих птиц? (Зимующие)
Звонок от Буратино. Здравствуй Буратино! Что случилось?
Воспитатель: Представляете, Буратино, позвонил и говорит, что у него на чердаке постоянно птички гостят. Они летают, шумят. А Буратино не понимает: как это они летают, а он не может. Он просит:
- Объясните мне, пожалуйста, почему птички летают, а я так не умею? Я тоже хочу в небе порхать!»
- Поможем Буратино разобраться.
Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите:
- Что у них общего, чем они похожи?
С помощью моделей дети выделяют характерные признаки птиц.
- У всех птиц тело покрыто перьями (модель).
- Есть крылья (модель).
- Голова и туловище (модель).
- Клюв (модель).
- Хвост (модель).
- Две лапки (модель).
-
Зачем птицам крылья? (Летать).
- А лапки птицам зачем? (Передвигаться по земле, цепляться за ветки).
- Зачем им клюв? (Есть, пить).
Воспитатель: Значит, птицы отличаются от нас – людей, мы совсем разные. Мы не можем летать как птицы, у нас нет крыльев.
Звонок Буратино: Здравствуй Буратино! Послушай, почему ты не можешь летать (пояснение ребёнком).
Воспитатель: Мы можем научить тебя рисовать красивых, необычных птиц.
- Хочешь? (Да)
3. Физминутка:
Сначала мы разомнёмся, а потом обязательно научим тебя рисовать.
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили. (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют. (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели. («летают», садятся)
4. Рассматривание готовых образцов.
Посмотрите, ребята, кто к нам прилетел.
- Кто это, кто догадался? (Воробышек). Молодцы!
- А кто это с ним прилетел? (Голубь, ворона, снегирь, синичка)
Посмотрите, какие они необычные
- С помощью чего они нарисованы? (С помощью рук - ладошек)
- Что заменяет ладошка? (Туловище, хвост и крылья)
Сейчас мы с вами нарисуем птичку-невеличку ладошками. Для этого нам нужно сделать отпечаток своей ладони на листе бумаги. Посмотрите, как я это делаю:
· Я отвожу большой палец руки, остальные пальцы прижимаю друг к другу (показ).
· Опускаю ладонь в краску и аккуратно прижимаю к бумаге.
Посмотрите, какой отпечаток получился (после того как дети сделали отпечатки, они моют руки и продолжают работу).
После работы кисточку кладём на подставочку, ручку вытираем салфеткой и идём мыть руки, после садимся за своё рабочее место.
· Дорисовываем головку.
Посмотрите, как будем рисовать голову – показ педагогом.
- Остаётся дорисовать? (Лапки, клюв и глаз).
· Затем воспитатель показывает, как дорисовать птичке клюв, лапки, глаз. Предлагает сделать при помощи карандашей.
Посмотрите, как будем рисовать клюв, глаз и лапки – показ педагогом.
Птичка готова.
5. Самостоятельная работа детей (помощь педагога).
Дети делятся на группы (кто кого будет рисовать). Предлагаю нарисовать своих птиц. Выставим их на доску и пригласим Кузю посмотреть, какие красивые и необычные птицы у нас получились.
Итоги. 6. Выставка работ. Обсуждают работы.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Такие красивые у вас получились птички.
- Ребята, а почему птицы прилетают к нашему жилью? (Ответы детей).
Воспитатель: Птицы прилетают в город, потому что в лесу им не хватает корма - голодно зимой. Они могут погибнуть.
- Как люди им помогают? (Развешивают кормушки и подкармливают птиц).
Можно, если останется время прочитать стихотворение «Покормите птиц зимой» или после занятия.
Покормите
птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.
- Можно кормить птиц, когда хочешь или надо всегда подкармливать наших маленьких друзей? (Постоянно)
Молодцы!
Приложение 3
Прогулка
Наблюдение за птицами.
Цели: Закрепление представлений о названии птиц, характерных признаках внешнего вида; они прилетают на участок, клюют зёрнышки и крошки, поют песенки. Воспитание желания заботиться о птицах. Изучать их повадки и особенности.
Ход наблюдения
Устроить «праздник» для птиц. На ветки прикрепить кусочки несоленого сала (на веревочке). Вокруг дерева посыпать песок, смешанный с зерном.В кормушки насыпать крошек хлеба. Наблюдать, какие птицы какой корм будут клевать.
Трудовая деятельность:
Сооружение снежных валов, расчистка дорожки к участку.
Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег.
Подвижная игры:
«Вороны и собачка»
Цель: Учить детей быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.
«Попади в коробку»
Цель: Тренировка меткости бросков.
Лопатки, формочки, мяч, коробка, корм для птиц.
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Цель: Учить детей называть птиц по описанию.
Индивидуальная работа. Учить самостоятельно ходить по ступенькам.
Потешка «Большие ноги шли по дороге…»
Большие ноги
Шли по дороге:
То-о-оп-то-о-оп-то-о-п.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Выносной материал: Лопатки, формочки, мяч, коробка, корм для птиц.
Приложение 4
Картотека дидактические игр:
«Какие голоса подают птицы»
Задачи: Пополнение активного словаря детей по теме «Зимующие птицы». Развитие умения узнавать птиц по голосу, памяти, мышления. Воспитание культуры общения.
Ворона – «кар-кар» - каркает; синица – «тинь - тинь» - тинькает; снегирь – свистит; голубь – воркует; воробей – «чив - чив» - чирикает; сорока – «стр – стр» - стрекочет; сова – «ух - ух» - ухает.
«Узнай и назови ласково»
Задачи: Упражнение в узнавании птицы и словообразовании.
Воробей – воробышек, воробьишко; синица - …
«Скажи наоборот»
Задачи: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу. Развитие памяти, речи детей, мыслительной деятельности.
Закончи предложения: Воробей маленький, а ворона - …
У синички хвост короткий, а у сороки - …
Голубь тяжёлый, а воробей - …
У синички клюв тонкий, а у вороны - …
«Один - много»
Задачи: Упражнение в образовании множественного числа существительных
Ворона - вороны, снегирь - …
«Подскажи словечко»
Задачи: Учить внимательно слушать педагога, договаривать слова. Развитие слухового внимания, чувства рифмы. Воспитание выдержки.
«Назови и покажи зимующих птиц»
Задачи: Развитие у детей умения узнавать и называть птиц по внешнему виду.
Задачи: Приучать внимательно слушать аудиозапись и распознавать птиц по голосу. Воспитание выдержки.
Приложение 5
Картотека подвижных игр:
«Воробышки и автомобиль»
Задачи: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
«Птички в гнёздышках»
Задачи: Учить детей быстро действовать по сигналу воспитателя; ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Упражнение в беге с увёртыванием. Развитие у детей решительности.
«Воробышки и кот»
Задачи: Учить детей правильно спрыгивать на носки, сгибая ноги в коленях, мягко приземляться. Развитие умения бегать, не задевая друг друга, увёртываясь от ловящего; быстро убегать, находить своё место.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.