Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»
Оценка 5

Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»

Оценка 5
Занимательные материалы +2
docx
история +2
Взрослым
08.06.2017
Проект деятельности  интерактивного семейного анимационного Музея  «История в руках»
Видео отчёт "Встречи с "Сибмамой"
Проект История в руках.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г. Новосибирска «Дом детского творчества «Кировский» Кировский район ИНТЕРАКТИВНОГО СЕМЕЙНОГО АНИМАЦИОННОГО МУЗЕЯ  ПРОЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ИСТОРИЯ В РУКАХ» Автор: Алферова Елена Львовна,  педагог дополнительного образования Новосибирск 2017 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА С   2015   года   на   базе   МБУДО   ДДТ   «Кировский»   успешно   реализуется проект «Интерактивный семейный анимационный музей «История в руках» как инновационная форма работы с семьей.  Почему музей?  Потому что с 1994 году на базе Дома детского творчества «Кировский»   существует   музей   «Мастерская   предков»,   созданный   силами воспитанников   Клуба   юных   археологов   «Потомки».   Музей   в   течении длительного времени выполнял свою традиционную функцию: места хранения экспонатов:   археологических,   этнографических,   культурно­исторических   и других.  В  музее   проводились   экскурсии   для   школьников   района   силами   как руководителей музея, так и воспитанников археологической студии «Потомки». Однако   такой   подход   в   работе   музея   не   позволял   в   полном   объеме использовать имеющийся потенциал музея, с одной стороны, а с другой стороны современное   развитие   музейной   педагогики   показывает   совершенно   иные подходы к тому, каким может быть современный музей, и, прежде всего музей, действующий на базе учреждения дополнительного образования детей.  Актуализировали   поиск   новых   приемов   и   форм   работы       музея «Мастерская   предков»   принятие   двух   документов:   «Концепции   развития дополнительного   образования   детей   в   РФ   на   период   до   2020   года», ориентирующей   на   поиск   инновационных   подходов   и   технологий дополнительного образования детей и усиления взаимодействия с родителями, как   субъектами   образовательного   процесса.   Принятые   департаментом образования мэрии города Новосибирска Концептуальные подходы к реализации проекта   «Новосибирское   городское   родительское   собрание»   также   вызвали необходимость   поиска   таких   форма   работы   с   родителями,   которые   бы способствовали   их   активному   включению   в   деятельность   учреждения дополнительного образования.  Учитывая имеющийся опыт деятельности музея «Мастерской предков» и отвечая   современным   вызовам,   представленными   в   нормативных   документах нами была предпринята попытка обновления содержания и форм деятельности традиционного   музея,   результатом   которой   стал   проект   Интерактивного семейного   анимационного   музея   «История   в   руках».   Принципиальными новшествами деятельности музея, представленными в проекте, для нас стали:  во­первых,   музей   интерактивный.  Почему   интерактивный? Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея,   когда   он   перестает   быть   только   хранилищем,   а   становится   живым организмом   в   процессе   познания,   познания   живой   истории,   а   также   способ взаимодействия  детей и родителей как с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе, так и друг с другом в процессе совместной творческой и познавательной деятельности.  Во –вторых, музей семейный. Почему семейный?   Потому что для нас важным   условием   является   предоставление   возможности   совместной деятельности и творческо­познавательного взаимодействия родителей и детей, посещающих   тематические   программы,   представленные   в   музее.     Главными отличиями   такого детско­родительского взаимодействия   в музее являются: добровольность,   свобода   выбора,   способность   работать   семейной   командой, совместное выполнение игровых заданий, распределение ролей и принятие на себя взрослыми и детьми ролей, зачастую не типичных для  их распределения в семье  (например,  ребенок  –  может  быть  мастером,  а  мама  –  подмастерьем), умение принимать решения в ситуации выбора,   а также совместное создание творческого   продукта   в   процессе   семейно­командной   познавательной деятельности. В­     третьих,  музей   анимационный.   Почему   анимационный?   Нами   под анимацией   понимается  продуктивное   свободно­творческое   взаимодействие музейного педагога и посетителей музея, в нашем случае семьи, пришедшей в музей.     Именно   анимационный   подход   к   организации   деятельности   музея позволяет   избежать   экскурсионной   усталости,   которая   часто   проявляется  в культпоходах в музеи, музейная же анимация    это одушевление, оживление предметного  мира, когда «мертвые  вещи  ушедших  эпох»  оживают,  обретают душу.  Таким образом, используемый нами подход в создании Интерактивного семейного анимационного музея «История в руках» позволил нам превратить традиционный действующий музей в музей «соучастия» и «со­творчества» детей и родителей.  Основной  целью  проекта   является   создание   условий   для   приобщения детей   и   взрослых   к   совместной   познавательно­творческой   деятельности   и продуктивному   взаимодействию  посредством   интерактивной   музейной анимации. Задачи проекта: адаптировать   материалы   анимационных   программ   для   семейных  экскурсий; создать необходимый интерактивный фонд экспонатов;   ориентировать   родителей   на   развитие   познавательной   деятельности ребёнка, обогащение его кругозора;  способствовать   развитию   социальной   активности   в   совместной деятельности взрослых и детей.  создать   положительную   эмоциональную   среду   общения   между   детьми, родителями и педагогами;  обогатить   опыт   совместной   продуктивной   деятельности   детей   и родителей. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА  Реализация   проекта   «Интерактивный   семейный   анимационный   музей «История в руках» осуществляется в течение 2014­2020 годов и включает в себя три этапа.  1 ЭТАП – ПРОЕКТНО­ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЭТАП (2014).  Содержание этапа:  проведение диагностики детей и родителей, направленное на выявление семейной   потребности   в   интерактивных   анимационных   программах   на   базе учреждения дополнительного образования;    анализ,   систематизация   и   обобщение   опыта   деятельности   музея «Мастерская предков», экскурсионной деятельности детской археологической студии «Потомки» выделение сильных и слабых сторон деятельности;   изучение опыта деятельности интерактивных музеев регионов Российской зрелищно­ приключенческо­игровых, Федерации:  исторических,     развлекательных, фольклорных и иных.   обобщение полученных данных и на их основе разработка анимационных интерактивных   программ   для   семейных   посещений   музея   «Мастерская предков».   пилотная   апробация,   разработанных   программ.   Так,   в  2014   году   была впервые реализована интерактивная анимационная семейная программа «Ночь музеев»   (Приложение   №   1),   в   которой   приняли   участие   родители   и   дети, обучающиеся   в   ДДТ   «Кировский».     Предложенная   программа   имела   такой успех, что потребовало проведение еще 6 аналогичных программ уже для семей школ района. Полученные результаты позволили убедиться в верности найденных подходов работы   с   родителями   и   позволили   разработать   концептуальную  идеи   нового формата   деятельности   музея   в   форме   «Интерактивного   семейного анимационного музея «История в руках». 2 ЭТАП – ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕТА (2015­2017 ГГ.).  Содержание этапа:  расширение   сферы   реализации   проекта   по   трем   ключевым направлениям: во­первых,  разработка   тематических   интерактивных   семейных анимационных   программ   для   совместного   посещения   музея   «Мастерская предков» совместно родителями и детьми;  во­вторых,  расширение   информационного   пространства   деятельности интерактивного   семейного   анимационного   музея   «История   в   руках» посредством   создания   тематического   сайта   в   сети   Интернет:   «Музей. Персональный   блог   Алфёровой   Е.Л.»  http://alferovaelena2011.blogspot.ru, содержащего информацию о программах, график из проведения, форму подачи заявок,   а   также   отзывы   участников   программ   и   форум   детей   и   родителей, увлеченных историей, он­лайн игры для совместного семейного проигрывания.  в­третьих,  увеличение   количества   семей,   участвующих   в   различных программах интерактивного семейного анимационного музея «История в руках» и повторное посещение родителями программ музея.  В   течение   2015­2016   года   в   рамках   деятельности   Интерактивного семейного   анимационного   музея   «История   в   руках»   были   разработаны следующие тематические программы для совместного посещения родителей и детей: Программа   «Ночь   музеев»,  накануне международного   дня   музеев  в  процессе   которой   дети   и  родители   совместно   которая   ежегодно изготавливают   глиняную   посуду,   делают   копья,   плетут   пояса   на   древних ткацких станках, участвуют в раскопках и т.д. Программа «Знакомство с музеем «Мастерская предков» ­ обзорная ознакомительная программа, позволяющая детям и родителям окунуться в мир русской   традиционной   избы,   примерить   старинную   сибирскую   одежду, изготовить   волокно   для   пряжи   на   крапивной   мялке,   изготовить   коврики   и циновки   на   вертикальном   и   горизонтальном   ткацком   станке,   самостоятельно свертеть «Куклу­даренку».  Программа   «Первобытность»,   имитирующая  жизнь   древних охотников и собирателей и позволяющая детям и родителям стать первобытной командой, побыть первобытным охотником, самостоятельно изготовить копьё,   просверлить   первобытным   сверлильным попытаться   разжечь   огонь, приспособлением отверстие в камне (Приложение № 2) Программа «История письменности»  позволяет детям и родителям познакомиться  с   этапами   возникновения   письменности,   пробудить   интерес   к познанию   культуры   своего   народа,   культуры   других   народов   мира   через знакомство с интересными фактами. Программа «История ремесел», которая позволяет окунуться в мир древнего   ремесла.   Дети   и   родители,   перевоплотившись   в   гончаров,   могут изготовить   самостоятельно   керамическую   посуду   на   самом   настоящем гончарном   круге,   украсить   её   отпечатками   древних   окаменелостей;   научатся декорировать   керамические   сосуды   различными   способами,   в   том   числе процарапыванием, налепами, штампами, отпечатками.  Помимо   этих   постоянно   действующих   тематических   программ Интерактивный семейный анимационный музей «История в руках» предлагает семейным   группам   проведение   музейных   встреч   в   форме   семейного   клуба общения. Основными   критериями   при   разработке   анимационных   музейных программ стали: актуальность идеи, доступность для различных возрастов, а также возможность вовлеченности родителей и детей в совместную творческо­ познавательную   продуктивную   деятельность,   а  сделать   семейную  музейную коммуникацию   нескучной   помогают:   сочетание   индивидуальных   заданий, заданий на групповое семейное взаимодействие, элементы соревновательности и взаимопомощи.   Все   программы  разработаны   таким   образом,   чтобы   принять участие  в  них  могли  все  члены  семьи.  Что  бы  ни  вышло  в  итоге, единение, которого достигают родители и дети во время совместной работы и обсуждений, —   результат,   который   стоит   многого.   Веский   аргумент   в   пользу   таких совместных походов: со стороны семьи требуется немного ­ только время и желание провести совместный семейный досуг продуктивно и интересно. Высокое качество реализации программ обусловлено профессионализмом педагогов   и   их   высокой   компетентностью   в   музейной   педагогике.   Так, тематические   анимационные   программы   проводят   одновременно   несколько специалистов по разным профилям деятельности музея. Активно в проведении тематических программ задействованы педагоги дополнительного образования, работающие в социально­педагогической и художественной направленности и имеющие соответствующее образование.   Педагоги имеют знания по музейной педагогике,   знакомы   с   возрастными   особенностями   детей,   умеют   грамотно построить   работу   детского   коллектива.   При   необходимости   привлекаются другие специалисты, работающие в ДДТ «Кировский», а также воспитанники клуба юных археологов. За время деятельности  «Интерактивного семейного анимационного музея «История   в   руках»   сложилась   система   информирования   родителей   программах   деятельности   музея,   о   как   посредством   использования информационных   ресурсов:   сайт   ДДТ   «Кировский»,   сайт   Музея,   семейный форум   «Сибмама»,   так   и   работой   с   целевой   аудиторией:   выступлениями педагогов   ДДТ   «Кировский»   на   родительских   собраниях,   тематических встречах   и   конференциях   ДДТ   «Кировский»   и   образовательных   организаций Кировского района города Новосибирска, печатью рекламно­информационных буклетов   (Приложение   №   3).     Главными   информационными   партнерами   и участниками деятельности музея стали:  образовательные учреждения Кировского района;  семейный   сайт  «Сибмама»,   где   есть   постоянно   действующая рубрика Интерактивного семейного анимационного музея «История в руках»;   Центре семейного досуга «Вместе»;  Центре социальной помощи семье и детям «Семья».  За   три   года   реализации   проекта   «Интерактивного   семейного анимационного   музея   «История   в   руках»   в   ДДТ   «Кировский»   созданы необходимые условия для комфортного пребывания родителей и детей:   построение музейной экспозиции с учетом доступности  музейных предметов для тактильного восприятия;   сушеных   стеблей   крапивы,  наличие   разнообразных   расходных   материалов:   глины,   прутьев,   шерсти   и   пуха   – соломы, обеспечивающих разнообразные виды познавательной деятельности;  для работы в рамках проекта выделены следующие помещения, в каждом из которых проходит часть анимационной программы: музей «Мастерская   предков»,   выставочный   зал   музея,   кабинеты декоративно­прикладного творчества.  в каждом из кабинетов имеется необходимое оборудования: станки,  витрины, магнитофон, dvd­плеер, экран, сборник учебных фильмов. 3 этап – РАСШИРЕНИЕ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА (2018­ 2020 гг) Содержание данного этапа связано с:  разработкой новых интерактивным анимационных программ;  привлечение   родителей   к   проведению   занятий   в   раках   деятельности Интерактивного семейного анимационного музея «История в руках»;  развитием дистанционных форм деятельности музея и проведением он­ лайн занятий для родителей и детей;  установление сотрудничества и обмен опытом с аналогичными музеями в различных регионах Российской Федерации.   Реализация   проекта   деятельности   «Интерактивного   семейного анимационного музея «История в руках» в 2014 – 2016 гг. позволяет выделить следующие  ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ   РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1. Разработан   проект   и   программа   деятельности   «Интерактивного семейного анимационного музея «История в руках» 2. Разработаны   и   апробированы   пять   тематических   программ   для совместного посещения музея родителями и детьми; 3. Расширена экспозиция музея «Мастерская предков» за счет изделий, изготовленных посетителями анимационных программ (Приложение № 4) 4. Количество   педагогических   кадров,   привлеченных   к   работе   по проекту возросло в соответствии с увеличением числа анимационных программ. № 5). 5. 6. Участниками тематических программ стали 150 семей (Приложение Активными   посетителями   музея   стали   семьи   из   следующих учреждений:   Семьи обучающихся ДДТ «Кировский»;  Семьи обучающихся центра развития ребёнка «Филипок»;  Семейные группы лицея 112, г. Барнаула;  Специальная коррекционная школа № 107;  Семейные группы, зарегистрированные на форуме «Сибмама»;  ГАУ НСО «ЦСПСД «Семья»;  Семейные группы Школы «Юнион»; 7. Сложились партнерские отношения по информированию о деятельности музея   с  семейный   сайт  «Сибмама»,   где   есть   постоянно   действующая рубрика   Интерактивного   семейного   анимационного   музея   «История   в руках»;  8. Тематический   сайт   в   сети   Интернет:   «Музей.   Персональный   блог   содержащий  http://alferovaelena2011.blogspot.ru, Алфёровой   Е.Л.» информацию о программах, график из проведения, форму подачи заявок, а   также   отзывы   участников   программ   и   форум   детей   и   родителей, увлеченных историей.  Оценка   эффективности   реализации   проекта   «Интерактивного   семейного анимационного музея «История в руках» осуществляется через:  внешнюю оценку работы музея посетители анимационных программ путем   анкетирования   и   собора   отзывов,   где   выявлялась   степень   их удовлетворенности; отзывов, оставляемых на сайте «Музей. Персональный блог Алфёровой Е.Л.» (Приложение 7).  внутренняя оценка проведена педагогами, осуществлявшими работу по реализации проекта. На основании анализа проделанной работы, педагогами были   выделены   сильные   и   слабые   стороны   проекта,   разработан   план   его дальнейшего развития;  публикации, отражающие деятельность  Интерактивного семейного анимационного музея «История в руках»: Алферова   Е.Л.   Занимательный   поход   по   залам   музея.   Экскурсионно­ игровая программа как форма музейной анимации / Интерактивное образование, 2015. ­ № 58 Алферова Е.Л. Материалы: экскурсионно­игровая программа «Навстречу музейной ночи» и «Урок древнего письма в музее» [Электронный ресурс]. URL: https    ://   infourok  .  ru   /   Музей. Персональный http://alferovaelena2011.blogspot.ru     блог   Алфёровой   Е.Л. Журнал «Домовенок», Изд­во: ДДТ «Кировский»

Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»

Проект деятельности  интерактивного семейного анимационного Музея  «История в руках»

Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»

Проект деятельности  интерактивного семейного анимационного Музея  «История в руках»

Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»

Проект деятельности  интерактивного семейного анимационного Музея  «История в руках»

Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»

Проект деятельности  интерактивного семейного анимационного Музея  «История в руках»

Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»

Проект деятельности  интерактивного семейного анимационного Музея  «История в руках»

Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»

Проект деятельности  интерактивного семейного анимационного Музея  «История в руках»

Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»

Проект деятельности  интерактивного семейного анимационного Музея  «История в руках»

Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»

Проект деятельности  интерактивного семейного анимационного Музея  «История в руках»

Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»

Проект деятельности  интерактивного семейного анимационного Музея  «История в руках»

Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»

Проект деятельности  интерактивного семейного анимационного Музея  «История в руках»

Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»

Проект деятельности  интерактивного семейного анимационного Музея  «История в руках»

Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»

Проект деятельности  интерактивного семейного анимационного Музея  «История в руках»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017