Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования г. Новосибирска
«Дом детского творчества «Кировский»
Кировский район
ИНТЕРАКТИВНОГО СЕМЕЙНОГО АНИМАЦИОННОГО МУЗЕЯ
ПРОЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСТОРИЯ В РУКАХ»
Автор: Алферова Елена Львовна,
педагог дополнительного образования Новосибирск 2017
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С 2015 года на базе МБУДО ДДТ «Кировский» успешно реализуется
проект «Интерактивный семейный анимационный музей «История в руках» как
инновационная форма работы с семьей.
Почему музей? Потому что с 1994 году на базе Дома детского творчества
«Кировский» существует музей «Мастерская предков», созданный силами
воспитанников Клуба юных археологов «Потомки». Музей в течении
длительного времени выполнял свою традиционную функцию: места хранения
экспонатов: археологических, этнографических, культурноисторических и
других. В музее проводились экскурсии для школьников района силами как
руководителей музея, так и воспитанников археологической студии «Потомки».
Однако такой подход в работе музея не позволял в полном объеме
использовать имеющийся потенциал музея, с одной стороны, а с другой стороны
современное развитие музейной педагогики показывает совершенно иные
подходы к тому, каким может быть современный музей, и, прежде всего музей,
действующий на базе учреждения дополнительного образования детей.
Актуализировали поиск новых приемов и форм работы
музея
«Мастерская предков» принятие двух документов: «Концепции развития
дополнительного образования детей в РФ на период до 2020 года»,
ориентирующей на поиск инновационных подходов и технологий
дополнительного образования детей и усиления взаимодействия с родителями,
как субъектами образовательного процесса. Принятые департаментом
образования мэрии города Новосибирска Концептуальные подходы к реализации
проекта «Новосибирское городское родительское собрание» также вызвали
необходимость поиска таких форма работы с родителями, которые бы способствовали их активному включению в деятельность учреждения
дополнительного образования.
Учитывая имеющийся опыт деятельности музея «Мастерской предков» и
отвечая современным вызовам, представленными в нормативных документах
нами была предпринята попытка обновления содержания и форм деятельности
традиционного музея, результатом которой стал проект Интерактивного
семейного анимационного музея «История в руках». Принципиальными
новшествами деятельности музея, представленными в проекте, для нас стали:
вопервых,
музей интерактивный. Почему интерактивный?
Интерактивность – основной методологический прием в работе современного
музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым
организмом в процессе познания, познания живой истории, а также способ
взаимодействия детей и родителей как с объектами культуры и искусства и
различных культур в исторической перспективе, так и друг с другом в процессе
совместной творческой и познавательной деятельности.
Во –вторых, музей семейный. Почему семейный? Потому что для нас
важным условием является предоставление возможности совместной
деятельности и творческопознавательного взаимодействия родителей и детей,
посещающих тематические программы, представленные в музее. Главными
отличиями такого детскородительского взаимодействия в музее являются:
добровольность, свобода выбора, способность работать семейной командой,
совместное выполнение игровых заданий, распределение ролей и принятие на
себя взрослыми и детьми ролей, зачастую не типичных для их распределения в
семье (например, ребенок – может быть мастером, а мама – подмастерьем),
умение принимать решения в ситуации выбора, а также совместное создание
творческого продукта в процессе семейнокомандной познавательной
деятельности. В третьих, музей анимационный. Почему анимационный? Нами под
анимацией понимается продуктивное свободнотворческое взаимодействие
музейного педагога и посетителей музея, в нашем случае семьи, пришедшей в
музей. Именно анимационный подход к организации деятельности музея
позволяет избежать экскурсионной усталости, которая часто проявляется в
культпоходах в музеи, музейная же анимация это одушевление, оживление
предметного мира, когда «мертвые вещи ушедших эпох» оживают, обретают
душу.
Таким образом, используемый нами подход в создании Интерактивного
семейного анимационного музея «История в руках» позволил нам превратить
традиционный действующий музей в музей «соучастия» и «сотворчества»
детей и родителей.
Основной целью проекта является создание условий для приобщения
детей и взрослых к совместной познавательнотворческой деятельности и
продуктивному взаимодействию посредством интерактивной музейной
анимации.
Задачи проекта:
адаптировать материалы анимационных программ для семейных
экскурсий;
создать необходимый интерактивный фонд экспонатов;
ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности
ребёнка, обогащение его кругозора;
способствовать развитию социальной активности в совместной
деятельности взрослых и детей.
создать положительную эмоциональную среду общения между детьми,
родителями и педагогами;
обогатить опыт совместной продуктивной деятельности детей и
родителей. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Реализация проекта «Интерактивный семейный анимационный музей
«История в руках» осуществляется в течение 20142020 годов и включает в себя
три этапа.
1 ЭТАП – ПРОЕКТНОВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЭТАП (2014).
Содержание этапа:
проведение диагностики детей и родителей, направленное на выявление
семейной потребности в интерактивных анимационных программах на базе
учреждения дополнительного образования;
анализ, систематизация и обобщение опыта деятельности музея
«Мастерская предков», экскурсионной деятельности детской археологической
студии «Потомки» выделение сильных и слабых сторон деятельности;
изучение опыта деятельности интерактивных музеев регионов Российской
зрелищно
приключенческоигровых,
Федерации:
исторических,
развлекательных, фольклорных и иных.
обобщение полученных данных и на их основе разработка анимационных
интерактивных программ для семейных посещений музея «Мастерская
предков».
пилотная апробация, разработанных программ. Так, в 2014 году была
впервые реализована интерактивная анимационная семейная программа «Ночь
музеев» (Приложение № 1), в которой приняли участие родители и дети,
обучающиеся в ДДТ «Кировский». Предложенная программа имела такой
успех, что потребовало проведение еще 6 аналогичных программ уже для семей
школ района. Полученные результаты позволили убедиться в верности найденных подходов
работы с родителями и позволили разработать концептуальную идеи нового
формата деятельности музея в форме «Интерактивного семейного
анимационного музея «История в руках».
2 ЭТАП – ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕТА (20152017 ГГ.).
Содержание этапа:
расширение сферы реализации проекта по трем ключевым
направлениям:
вопервых,
разработка тематических интерактивных семейных
анимационных программ для совместного посещения музея «Мастерская
предков» совместно родителями и детьми;
вовторых, расширение информационного пространства деятельности
интерактивного семейного анимационного музея «История в руках»
посредством создания тематического сайта в сети Интернет: «Музей.
Персональный блог Алфёровой Е.Л.» http://alferovaelena2011.blogspot.ru,
содержащего информацию о программах, график из проведения, форму подачи
заявок, а также отзывы участников программ и форум детей и родителей,
увлеченных историей, онлайн игры для совместного семейного проигрывания.
втретьих, увеличение количества семей, участвующих в различных
программах интерактивного семейного анимационного музея «История в руках»
и повторное посещение родителями программ музея.
В течение 20152016 года в рамках деятельности Интерактивного
семейного анимационного музея «История в руках» были разработаны
следующие тематические программы для совместного посещения родителей и
детей:
Программа «Ночь музеев»,
накануне
международного дня музеев в процессе которой дети и родители совместно
которая ежегодно изготавливают глиняную посуду, делают копья, плетут пояса на древних
ткацких станках, участвуют в раскопках и т.д.
Программа «Знакомство с музеем «Мастерская предков» обзорная
ознакомительная программа, позволяющая детям и родителям окунуться в мир
русской традиционной избы, примерить старинную сибирскую одежду,
изготовить волокно для пряжи на крапивной мялке, изготовить коврики и
циновки на вертикальном и горизонтальном ткацком станке, самостоятельно
свертеть «Куклударенку».
Программа «Первобытность», имитирующая жизнь древних
охотников и собирателей и позволяющая детям и родителям стать первобытной
командой, побыть первобытным охотником, самостоятельно изготовить копьё,
просверлить первобытным сверлильным
попытаться разжечь огонь,
приспособлением отверстие в камне (Приложение № 2)
Программа «История письменности» позволяет детям и родителям
познакомиться с этапами возникновения письменности, пробудить интерес к
познанию культуры своего народа, культуры других народов мира через
знакомство с интересными фактами.
Программа «История ремесел», которая позволяет окунуться в мир
древнего ремесла. Дети и родители, перевоплотившись в гончаров, могут
изготовить самостоятельно керамическую посуду на самом настоящем
гончарном круге, украсить её отпечатками древних окаменелостей; научатся
декорировать керамические сосуды различными способами, в том числе
процарапыванием, налепами, штампами, отпечатками.
Помимо этих постоянно действующих тематических программ
Интерактивный семейный анимационный музей «История в руках» предлагает
семейным группам проведение музейных встреч в форме семейного клуба
общения. Основными критериями при разработке анимационных музейных
программ стали: актуальность идеи, доступность для различных возрастов, а
также возможность вовлеченности родителей и детей в совместную творческо
познавательную продуктивную деятельность, а сделать семейную музейную
коммуникацию нескучной помогают: сочетание индивидуальных заданий,
заданий на групповое семейное взаимодействие, элементы соревновательности и
взаимопомощи. Все программы разработаны таким образом, чтобы принять
участие в них могли все члены семьи. Что бы ни вышло в итоге, единение,
которого достигают родители и дети во время совместной работы и обсуждений,
— результат, который стоит многого. Веский аргумент в пользу таких
совместных походов: со стороны семьи требуется немного только время и
желание провести совместный семейный досуг продуктивно и интересно.
Высокое качество реализации программ обусловлено профессионализмом
педагогов и их высокой компетентностью в музейной педагогике. Так,
тематические анимационные программы проводят одновременно несколько
специалистов по разным профилям деятельности музея. Активно в проведении
тематических программ задействованы педагоги дополнительного образования,
работающие в социальнопедагогической и художественной направленности и
имеющие соответствующее образование. Педагоги имеют знания по музейной
педагогике, знакомы с возрастными особенностями детей, умеют грамотно
построить работу детского коллектива. При необходимости привлекаются
другие специалисты, работающие в ДДТ «Кировский», а также воспитанники
клуба юных археологов.
За время деятельности «Интерактивного семейного анимационного музея
«История в руках» сложилась система информирования родителей
программах деятельности музея,
о
как посредством использования
информационных ресурсов: сайт ДДТ «Кировский», сайт Музея, семейный
форум «Сибмама», так и работой с целевой аудиторией: выступлениями
педагогов ДДТ «Кировский» на родительских собраниях, тематических встречах и конференциях ДДТ «Кировский» и образовательных организаций
Кировского района города Новосибирска, печатью рекламноинформационных
буклетов (Приложение № 3). Главными информационными партнерами и
участниками деятельности музея стали:
образовательные учреждения Кировского района;
семейный сайт «Сибмама», где есть постоянно действующая
рубрика Интерактивного семейного анимационного музея «История
в руках»;
Центре семейного досуга «Вместе»;
Центре социальной помощи семье и детям «Семья».
За три года реализации проекта «Интерактивного семейного
анимационного музея «История в руках» в ДДТ «Кировский» созданы
необходимые условия для комфортного пребывания родителей и детей:
построение музейной экспозиции с учетом доступности музейных
предметов для тактильного восприятия;
сушеных стеблей крапивы,
наличие разнообразных расходных материалов: глины, прутьев,
шерсти и пуха –
соломы,
обеспечивающих разнообразные виды познавательной деятельности;
для работы в рамках проекта выделены следующие помещения, в
каждом из которых проходит часть анимационной программы: музей
«Мастерская предков», выставочный зал музея, кабинеты
декоративноприкладного творчества.
в каждом из кабинетов имеется необходимое оборудования: станки,
витрины, магнитофон, dvdплеер, экран, сборник учебных фильмов.
3 этап – РАСШИРЕНИЕ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА (2018
2020 гг)
Содержание данного этапа связано с: разработкой новых интерактивным анимационных программ;
привлечение родителей к проведению занятий в раках деятельности
Интерактивного семейного анимационного музея «История в руках»;
развитием дистанционных форм деятельности музея и проведением он
лайн занятий для родителей и детей;
установление сотрудничества и обмен опытом с аналогичными музеями в
различных регионах Российской Федерации.
Реализация проекта деятельности «Интерактивного семейного
анимационного музея «История в руках» в 2014 – 2016 гг. позволяет выделить
следующие
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА:
1.
Разработан проект и программа деятельности «Интерактивного
семейного анимационного музея «История в руках»
2.
Разработаны и апробированы пять тематических программ для
совместного посещения музея родителями и детьми;
3.
Расширена экспозиция музея «Мастерская предков» за счет изделий,
изготовленных посетителями анимационных программ (Приложение № 4)
4.
Количество педагогических кадров, привлеченных к работе по
проекту возросло в соответствии с увеличением числа анимационных программ.
№ 5).
5.
6.
Участниками тематических программ стали 150 семей (Приложение
Активными посетителями музея стали семьи из следующих
учреждений:
Семьи обучающихся ДДТ «Кировский»;
Семьи обучающихся центра развития ребёнка «Филипок»;
Семейные группы лицея 112, г. Барнаула;
Специальная коррекционная школа № 107; Семейные группы, зарегистрированные на форуме «Сибмама»;
ГАУ НСО «ЦСПСД «Семья»;
Семейные группы Школы «Юнион»;
7. Сложились партнерские отношения по информированию о деятельности
музея с семейный сайт «Сибмама», где есть постоянно действующая
рубрика Интерактивного семейного анимационного музея «История в
руках»;
8. Тематический сайт в сети Интернет: «Музей. Персональный блог
содержащий
http://alferovaelena2011.blogspot.ru,
Алфёровой Е.Л.»
информацию о программах, график из проведения, форму подачи заявок,
а также отзывы участников программ и форум детей и родителей,
увлеченных историей.
Оценка эффективности реализации проекта «Интерактивного семейного
анимационного музея «История в руках» осуществляется через:
внешнюю оценку работы музея посетители анимационных программ
путем анкетирования и собора отзывов, где выявлялась степень их
удовлетворенности; отзывов, оставляемых на сайте «Музей. Персональный блог
Алфёровой Е.Л.» (Приложение 7).
внутренняя оценка проведена педагогами, осуществлявшими работу
по реализации проекта. На основании анализа проделанной работы, педагогами
были выделены сильные и слабые стороны проекта, разработан план его
дальнейшего развития;
публикации, отражающие деятельность Интерактивного семейного
анимационного музея «История в руках»: Алферова Е.Л. Занимательный поход по залам музея. Экскурсионно
игровая программа как форма музейной анимации / Интерактивное образование,
2015. № 58
Алферова Е.Л. Материалы: экскурсионноигровая программа «Навстречу
музейной ночи» и «Урок древнего письма в музее» [Электронный ресурс]. URL:
https
:// infourok
. ru /
Музей.
Персональный
http://alferovaelena2011.blogspot.ru
блог
Алфёровой
Е.Л.
Журнал «Домовенок», Издво: ДДТ «Кировский»
Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»
Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»
Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»
Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»
Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»
Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»
Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»
Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»
Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»
Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»
Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»
Проект деятельности интерактивного семейного анимационного Музея «История в руках»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.