Проект «Дышим правильно – говорим красиво»
Оценка 4.8

Проект «Дышим правильно – говорим красиво»

Оценка 4.8
Игры +1
docx
дефектология
Детсад
11.01.2017
Проект «Дышим правильно – говорим красиво»
Паспорт проекта Тема проекта: «Речевое дыхание – основа звучащей речи» Творческое название: «Дышим правильно – говорим красиво» Тип проекта: практико-ориентированный По числу участников: индивидуальный, подгрупповой По продолжительности: долгосрочный (1 год) Срок реализации проекта: 1 год Участники проекта: воспитанники подготовительных групп (зачисленные на логопункт), учитель-логопед, воспитатели, родители. Автор: Задерновская Татьяна Владимировна, учитель-логопед МБДОУ д/с «Золотая рыбка» Дыхательная гимнастика с использованием метода интерактивных технологий и развивающих ресурсов – нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Проект Дышим правильно-говорим красиво!.docx

Проект «Дышим правильно – говорим красиво»

 

Паспорт проекта

Тема проекта:  «Речевое дыхание – основа звучащей речи»

Творческое название:  «Дышим правильно – говорим красиво»

Тип проекта:  практико-ориентированный

По числу участников:  индивидуальный, подгрупповой

По продолжительности:  долгосрочный  (1 год)

Срок реализации проекта:  1 год

Участники проекта: воспитанники подготовительных групп (зачисленные на логопункт), учитель-логопед, воспитатели, родители.

Автор: Задерновская Татьяна Владимировна, учитель-логопед МБДОУ д/с «Золотая рыбка»

Новизна проекта

Дыхательная гимнастика с использованием метода интерактивных технологий и развивающих ресурсов – нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Актуальность

Всем известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Однако, кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Учитывая тот факт, что  ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике несовершенство дыхательной функции дошкольников с речевой патологией, поиск новых эффективных методов по формированию правильного физиологического и речевого дыхания является  очень актуальным.

Проблема

 Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является  диафрагмальное дыхание. Зачастую у детей-логопатов преобладает грудной тип дыхания, а также наблюдаются  проблемы  речевого дыхания. А именно:

1.    Очень слабый вдох и выдох

2.    Неумелое распределение выдыхаемого воздуха

3.    Неравномерный толчкообразный выдох

4.    Назализованная речь

Слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков, нарушению чёткости и плавности речи.

 

 Для решения обозначенной проблемы наряду с традиционными дыхательными играми и упражнениями, широко представленными  в пособиях Г.А. Волковой, Е.Н. Краузе, С.Е.Большаковой,  Н.Г. Комратовой и дра также самостоятельно изготовленными дидактическими посбиями для развития дыхания., мы активно используем интерактивные пособия для дыхательной гимнастики, развивающие дыхательные игры на развивающем портале «Мерсибо» с использованием обратной связи (применение микрофона). Мультимедийные комплексы в кабинетах специалистов позволяет широко использовать инновационные методы развития речевого дыхания

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

Цель проекта:  Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания – базовой основы речевого дыхания.

Задачи:

1.  Регулировать глубину и продолжительность диафрагмального вдоха/выдоха

2. Сформировать стойкий навык диафрагмального дыхания.

3.  Вырабатывать  у детей навыки самоконтроля  и снятия психологического напряжения путём включения резервных возможностей организма.

4. Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросе развития у детей правильного речевого дыхания; привлечь к совместной работе.

Планируемые результаты

Итогом реализации проекта должны стать следующие показатели:

Дети должны знать:

о дыхательной системе человека, газообмене

-  способы расслабления

-  технику навыка диафрагмально-релаксационного дыхания

Уметь:

- расслабляться

- дышать диафрагмой (животом)

- снижать частоту дыхания

- использовать приобретенный навык дыхания без сигналов обратной связи;

- контролировать глубину и продолжительность выдоха

 

План реализации проекта

Мероприятие

Цели

Методы и формы работы

Ожидаемые результаты

1 этап. Организационно-подготовительный

Постановка проблемы

Определение целей и задач устранения проблемы

Изучение опыта работы и информации по обозначенной проблеме

Разработка проекта.

 

Ознакомление педагогов и родителей с технологией реализации проекта.

 

Ознакомление с инновационным подходом к формированию речевого дыхания (использование различных интерактивных технологий)

Консультации,

мастер-класс,

игротренинги, семинары-практикумы, совместные вебинары на портале «Мерсибо»

Повышение компетенции педагогов и родителей по вопросу развития речевого дыхания

2 этап. Внедренческий

 

Постановка, формирование и закрепление навыка диафрагмальноготипа дыхания

Освоить технику диафрагмального дыхания с применением интерактивных дидактических пособий и развивающих игр портала «еМрсибо»

Занятия по развитию диафрагмального дыхания, дыхательно-релаксационные физминутки, включение дыхательных упражнений в индивидуальные и подгрупповые занятия.

Сформируется навык правильного дыхания – основы речевого дыхания

 

Работа с педагогами

Повышение профессиональной компетентнции педагогов

Консультации,

мастер-класс,

игротренинги, вибинары, семинары практикумы.

Повысится уровень компетентности в вопросе о формирования у дошкольников правильного речевого дыхания и применения инновационных технологий по развитию речевого дыхания.

Работа с родителями

Повышение компетентности, привлечение к сотрудничеству в коррекционном процессе

Консультации,

мастер-класс,

игротренинги, посещение индивидуальных занятий

Повысится компетентность и

степень участия

в формировании у

детей правильного речевого дыхания и применения инновационных технологий по развитию речевого дыхания.

3 этап. Обобщающий

Подведение итогов

Оценка эффективности реализации проекта

Мониторинг результативности, анализ, анкетирование

Аналитический отчет  о реализации задач проекта

Создание презентации итогов проекта

Публичное представление результатов

Трансляция опыта проектной деятельности

Проект «Дышишим правильно-говорим красиво»

 

   В ходе диагностического обследования экспрессивной речи, у некоторых детей были выявлены факторы, свидетельствующие о неправильном речевом дыхании:

- «затухающая» речь к концу фразы;

-  короткие «задыхивания» посреди фразы или слова;

- речь прерывают частые выдохи;

- назализованная речь;

- горловое произношение шипящих, свистящих и звука [Р].

  На основании результатов диагностики в начале учебного года  было  отобрано и зачислено на логопедический пункт  25 детей подготовительного возраста.

Инновационные технологии по развитию речевого дыхания включены в индивидуальные и фронтальные логопедические занятия с детьми на логопункте в виде дыхательных физминуток, релаксационных пауз, организационного момента, а также как индивидуальное занятие с детьми с заиканием. Также регулярное включение  воспитателями дыхательных упражнений в НОД и   гимнастику пробуждения с применением техники «дыхание животом» также способствовали формированию у детей правильного речевого дыхания.     

Анализ результативности

Контроль за приобретением и выработкой навыка диафрагмально-релаксационного дыхания осуществлялся путём сравнения результатов входной, промежуточной и итоговой ди­агностик по следующим критериям:

- тип дыхания;

-  объём дыхания;

- продолжительность речевого выдоха;

- сила и модуляция голоса

До проведения занятий  с применением инновационных технологий для развития дыхания  у большинства детей отмечалось: 

- дыхание  поверхностное, верхнеключичное;

- объем дыхания не соответствует возрастной норме;

- снижена продолжительность речевого выдоха;

- тембр частично назализован, голос слабомодулированный

После проведения промежуточной диагностики:

 У 10 детей (40%) выработался диафрагмальный тип дыхания, у 15 (60%) детей объем дыхания приблизился к возрастной норме. У всех детей частично увеличилась продолжительность речевого выдоха.  

    Анализ  данных промежуточной диагностики подтвердил эффективность применения инновационных технологий по развитию речевого (диафрагмального) дыхания. Итоговая диагностика в конце учебного 21016-2017 гг. позволит нам сделать более точные и развернутые выводы..

Вывод:

Дыхательная гимнастика с применением инновационных технологий в сочетании с традиционными и вариативными играми  способствует формированию правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, в достижении успехов на пути формирования нового, устойчивого стереотипа речи.  

Список использованной литературы:

1. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.

3. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.

5. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: Гном и Д, 2008.

7. Новикова Е.Л.. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР. // Дошкольная педагогика, № 3, 2010г.

10. Хоппе Л. Формирование дыхания и развитие голоса у детей с нарушениями речи и слуха. //Логопед, №5, 2007 г.

Интернет-ресурсы:

https://mersibo.ru/voxflex

http://www.logopedplus.ru/parents/articles/marianna

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_010413.shtml

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Проект «Дышим правильно – говорим красиво»

Проект «Дышим правильно – говорим красиво»

Мультимедийные комплексы в кабинетах специалистов позволяет широко использовать инновационные методы развития речевого дыхания

Мультимедийные комплексы в кабинетах специалистов позволяет широко использовать инновационные методы развития речевого дыхания

Постановка, формирование и закрепление навыка диафрагмальноготипа дыхания

Постановка, формирование и закрепление навыка диафрагмальноготипа дыхания

Также регулярное включение воспитателями дыхательных упражнений в

Также регулярное включение воспитателями дыхательных упражнений в

Проект «Дышим правильно – говорим красиво»

Проект «Дышим правильно – говорим красиво»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017