Проект «Дышим правильно – говорим красиво»
Паспорт проекта
Тема проекта: «Речевое дыхание – основа звучащей речи»
Творческое название: «Дышим правильно – говорим красиво»
Тип проекта: практико-ориентированный
По числу участников: индивидуальный, подгрупповой
По продолжительности: долгосрочный (1 год)
Срок реализации проекта: 1 год
Участники проекта: воспитанники подготовительных групп (зачисленные на логопункт), учитель-логопед, воспитатели, родители.
Автор: Задерновская Татьяна Владимировна, учитель-логопед МБДОУ д/с «Золотая рыбка»
Новизна проекта
Дыхательная гимнастика с использованием метода интерактивных технологий и развивающих ресурсов – нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Актуальность
Всем известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Однако, кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Учитывая тот факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике несовершенство дыхательной функции дошкольников с речевой патологией, поиск новых эффективных методов по формированию правильного физиологического и речевого дыхания является очень актуальным.
Проблема
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание. Зачастую у детей-логопатов преобладает грудной тип дыхания, а также наблюдаются проблемы речевого дыхания. А именно:
1. Очень слабый вдох и выдох
2. Неумелое распределение выдыхаемого воздуха
3. Неравномерный толчкообразный выдох
4. Назализованная речь
Слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков, нарушению чёткости и плавности речи.
Для решения обозначенной проблемы наряду с традиционными дыхательными играми и упражнениями, широко представленными в пособиях Г.А. Волковой, Е.Н. Краузе, С.Е.Большаковой, Н.Г. Комратовой и дра также самостоятельно изготовленными дидактическими посбиями для развития дыхания., мы активно используем интерактивные пособия для дыхательной гимнастики, развивающие дыхательные игры на развивающем портале «Мерсибо» с использованием обратной связи (применение микрофона). Мультимедийные комплексы в кабинетах специалистов позволяет широко использовать инновационные методы развития речевого дыхания
Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.
Цель проекта: Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания – базовой основы речевого дыхания.
Задачи:
1. Регулировать глубину и продолжительность диафрагмального вдоха/выдоха
2. Сформировать стойкий навык диафрагмального дыхания.
3. Вырабатывать у детей навыки самоконтроля и снятия психологического напряжения путём включения резервных возможностей организма.
4. Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросе развития у детей правильного речевого дыхания; привлечь к совместной работе.
Планируемые результаты
Итогом реализации проекта должны стать следующие показатели:
Дети должны знать:
- о дыхательной системе человека, газообмене
- способы расслабления
- технику навыка диафрагмально-релаксационного дыхания
Уметь:
- расслабляться
- дышать диафрагмой (животом)
- снижать частоту дыхания
- использовать приобретенный навык дыхания без сигналов обратной связи;
- контролировать глубину и продолжительность выдоха
План реализации проекта
Мероприятие |
Цели |
Методы и формы работы |
Ожидаемые результаты |
||
1 этап. Организационно-подготовительный |
|||||
Постановка проблемы |
Определение целей и задач устранения проблемы |
Изучение опыта работы и информации по обозначенной проблеме |
Разработка проекта.
|
||
Ознакомление педагогов и родителей с технологией реализации проекта.
|
Ознакомление с инновационным подходом к формированию речевого дыхания (использование различных интерактивных технологий) |
Консультации, мастер-класс, игротренинги, семинары-практикумы, совместные вебинары на портале «Мерсибо» |
Повышение компетенции педагогов и родителей по вопросу развития речевого дыхания |
||
2 этап. Внедренческий
|
|||||
Постановка, формирование и закрепление навыка диафрагмальноготипа дыхания |
Освоить технику диафрагмального дыхания с применением интерактивных дидактических пособий и развивающих игр портала «еМрсибо» |
Занятия по развитию диафрагмального дыхания, дыхательно-релаксационные физминутки, включение дыхательных упражнений в индивидуальные и подгрупповые занятия. |
Сформируется навык правильного дыхания – основы речевого дыхания
|
||
Работа с педагогами |
Повышение профессиональной компетентнции педагогов |
Консультации, мастер-класс, игротренинги, вибинары, семинары практикумы. |
Повысится уровень компетентности в вопросе о формирования у дошкольников правильного речевого дыхания и применения инновационных технологий по развитию речевого дыхания. |
||
Работа с родителями |
Повышение компетентности, привлечение к сотрудничеству в коррекционном процессе |
Консультации, мастер-класс, игротренинги, посещение индивидуальных занятий |
Повысится компетентность и степень участия в формировании у детей правильного речевого дыхания и применения инновационных технологий по развитию речевого дыхания. |
||
3 этап. Обобщающий |
|||||
Подведение итогов |
Оценка эффективности реализации проекта |
Мониторинг результативности, анализ, анкетирование |
Аналитический отчет о реализации задач проекта |
||
Создание презентации итогов проекта |
Публичное представление результатов |
Трансляция опыта проектной деятельности |
Проект «Дышишим правильно-говорим красиво» |
||
В ходе диагностического обследования экспрессивной речи, у некоторых детей были выявлены факторы, свидетельствующие о неправильном речевом дыхании:
- «затухающая» речь к концу фразы;
- короткие «задыхивания» посреди фразы или слова;
- речь прерывают частые выдохи;
- назализованная речь;
- горловое произношение шипящих, свистящих и звука [Р].
На основании результатов диагностики в начале учебного года было отобрано и зачислено на логопедический пункт 25 детей подготовительного возраста.
Инновационные технологии по развитию речевого дыхания включены в индивидуальные и фронтальные логопедические занятия с детьми на логопункте в виде дыхательных физминуток, релаксационных пауз, организационного момента, а также как индивидуальное занятие с детьми с заиканием. Также регулярное включение воспитателями дыхательных упражнений в НОД и гимнастику пробуждения с применением техники «дыхание животом» также способствовали формированию у детей правильного речевого дыхания.
Анализ результативности
Контроль за приобретением и выработкой навыка диафрагмально-релаксационного дыхания осуществлялся путём сравнения результатов входной, промежуточной и итоговой диагностик по следующим критериям:
- тип дыхания;
- объём дыхания;
- продолжительность речевого выдоха;
- сила и модуляция голоса
До проведения занятий с применением инновационных технологий для развития дыхания у большинства детей отмечалось:
- дыхание поверхностное, верхнеключичное;
- объем дыхания не соответствует возрастной норме;
- снижена продолжительность речевого выдоха;
- тембр частично назализован, голос слабомодулированный
После проведения промежуточной диагностики:
У 10 детей (40%) выработался диафрагмальный тип дыхания, у 15 (60%) детей объем дыхания приблизился к возрастной норме. У всех детей частично увеличилась продолжительность речевого выдоха.
Анализ данных промежуточной диагностики подтвердил эффективность применения инновационных технологий по развитию речевого (диафрагмального) дыхания. Итоговая диагностика в конце учебного 21016-2017 гг. позволит нам сделать более точные и развернутые выводы..
Вывод:
Дыхательная гимнастика с применением инновационных технологий в сочетании с традиционными и вариативными играми способствует формированию правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, в достижении успехов на пути формирования нового, устойчивого стереотипа речи.
Список использованной литературы:
1. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.
3. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.
5. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: Гном и Д, 2008.
7. Новикова Е.Л.. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР. // Дошкольная педагогика, № 3, 2010г.
10. Хоппе Л. Формирование дыхания и развитие голоса у детей с нарушениями речи и слуха. //Логопед, №5, 2007 г.
Интернет-ресурсы:
https://mersibo.ru/voxflex
http://www.logopedplus.ru/parents/articles/marianna
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_010413.shtml
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.