Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
На к.pptx
Проект "Экотропа "Первоцветы"
МБДОУ «Детский сад № 10
«Сказка»
Экологическая тропа
«Первоцветы»
группа «Пукане» и
«Сказка»
Выполнили: Комарова
А.В.,
Черкасова Н.А.
г.
Новочебоксарск,
Проект "Экотропа "Первоцветы"
Паспорт экологической тропы
Пояснительная записка
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня
дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе,
служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети
овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь
обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а
также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и
отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы
касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи
обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в
зоне экологической тропы.
Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания,
умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены
на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра,
эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки
ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь,
мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию
чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и
сохранять.
Проект "Экотропа "Первоцветы"
Цель создания экологической тропы:
1. Развитие экологического сознания дошкольников.
2. Дать понятие о первоцветах, зависимости их роста от света, тепла, влаги.
3. Отмечать особенности строения корневища, стебли цветов, листьев.
4. Формировать знания о том, почему они так названы.
5. Пополнять свой фито бар сбором лекарственных трав.
6. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Задачи создания экологической тропы:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру
природы, привить чувство ответственности за ее сохранность,
сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в
процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за
растениями по охране и защите природы.
4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны
фитонцидных растений и тропы здоровья.
Проект "Экотропа "Первоцветы"
Характеристика тропы
Вид тропы: экологическая
Местонахождение: г.Новочебоксарск,
улица В.Терешковой, д.13, территория
МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка
Год закладки: 2017
Состояние тропы: хорошее
Режим пользования: познавательные
экскурсии, исследования, наблюдения
Назначение экологической
тропы: познавательная, развивающая
Проект "Экотропа "Первоцветы"
Правила поведения на
экологической тропе
1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!
2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без
лишнего шума.
3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся
пением птиц и другими звуками природы.
4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить
насекомых, бросать мусор.
5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться,
размышлять.
6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые
камни и т.п.
7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и
хорошее настроение!
Проект "Экотропа "Первоцветы"
Этапы создания экологической тропы
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее
интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки разного назначения: в помощь
воспитателям . Картосхемы для детей содержат небольшое количество
информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих
маршрут движения.
Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего
возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов:
нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки
соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь от одного
объекта к другому.
3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа.
«Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости.
4. Составление паспорта экологической тропы.
5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.
6.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы
с детьми и родителями.
Проект "Экотропа "Первоцветы"
Формы и методы работы с детьми на
экологической тропе
Экологические беседы;
Наблюдения;
Экскурсии;
Целевые прогулки;
Экологические конкурсы, викторины;
Решение экологических ситуативных задач;
Чтение художественной литературы;
Обсуждение и проигрывание ситуаций;
Трудовой десант;
Труд в природе;
«Красная книга природы»;
Коллекционирование;
Экологические досуги, развлечения, праздники;
Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные,
сюжетноролевые игры, игрыпутешествия, подвижные);
Проект "Экотропа "Первоцветы"
Формы и методы работы с
родителями на экологической тропе
Изготовление рисунков, поделок;
Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
Фотовыставки;
Изготовление книжекмалышек (экологические сказки).
Оформление тропы и изготовление элементарного
оборудования для организации занятий, проведений опытов и
наблюдений, игр.
В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять
новыми объектами, наиболее интересными и
привлекательными с познавательной точки зрения.
Разработка маршрута экологической тропы.
Проект "Экотропа "Первоцветы"
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой
последовательное движение по часовой стрелки от
одного объекта к другому.
Таким образом, экологическая тропинка состоит из
объектов. Они
созданы нами на
территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к
другой, дети выполняют задание педагога
специально
Проект "Экотропа "Первоцветы"
«Хозяйка»
экологической тропы –
Пчелка Майя
Проект "Экотропа "Первоцветы"
Станция 1 «Мать -и
-мачеха»Корзинки жёлтых цветов,
ползучее корневище,
стебель, покрытый
чешуйками, нитевидные
корни – вот что
представляет собой мать
имачеха. Цветы мать – и
– мачехи используют
как средство от простудных
болезней, от кашля. Листья ее
заваривают и пьют как чай или
полощут горло.
Проект "Экотропа "Первоцветы"
Формы работы с детьми
1. Наблюдение за матьимачехой. Рассматривание цветка через лупу.
2. Описание цветка.
3.Рассказ воспитателя: Корзинки жёлтых цветов, ползучее корневище, стебель, покрытый
чешуйками, нитевидные корни – вот что представляет собой матьимачеха. Лишь только
цветочки отцветают, на их месте возникают небольших размеров белые шарики,
напоминающие одуванчики.
В одиночку матьимачеха расти не любит, предпочитает «гнездиться» семьями. Семья
процветает долго – на месте увядающих растений тут же появляются новые.
Почему растение назвали «матьимачехой»? Дело в том, что когда отцветают цветы, у
растения появляются листья. Сверху эти листья гладкие, холодные, темноватых оттенков.
С внутренней стороны – мягкие, нежнозелёные, по ощущениям — тёплые.
Тепло в жизни идёт от матери. Ну а холодок…Вот и назвали весенний первоцвет – матьи
мачеха.
Матьимачеха, не дожидаясь прихода истинной весны, может появиться и под снегом.
Точнее сказать, под тонким ледовым панцирем. Когда активность солнца повышается, то на
месте прошлогоднего растения, под ледовоснежной коркой создаётся определенный
микроклимат, способствующий пробуждению цветка.
Проект "Экотропа "Первоцветы"
4. Вопросы:
Почему называют этот цветок первоцветом?
Где он появляется в первую очередь? (в проталинах, на глинистой почве).
Почему цветок махровый и пушистый? (охраняет себя от холода, снега, который
его еще окружает).
Почему нет листьев?
Когда они появляются? (на стебле чешуйки это видоизмененные листья,
листья нежные, поэтому они появляются, как только растает снег и становится
тепло).
Почему стебель короткий и цветок как бы жмется к земле? (от ветров и
холодов).
5. Народные приметы апреля:
• «В апреле мокро – грибное лето, гроза к тёплому лету, к урожаю грибов»,
• «Гроза в начале апреля к теплому лету и урожаю орехов»,
• «В конце апреля идут теплые дожди к урожаю»,
• «Днем в апреле жарко, а ночью прохладно – к хорошей погоде»,
• «В апреле весна окончательно зиму борет: в городе полностью сходит снежный покров,
появляются первые комары. Но если ласточки еще не прилетели – вся весна будет
холодной».
Проект "Экотропа "Первоцветы"
6. Чтение стихотворения:
У апреля первенцыцветы
Всюду на лужайках расцвели.
К солнцу поднимают стебельки
Желтые цветочки от земли.
Лепестки похожи на лучи,
К вечеру сожмутся в кулачки.
Утром в небе солнышко взойдет,
Цветик кулачок свой разожмёт.
Лишь головку к солнцу приподнял –
Сам похож на солнышко он стал.
Маленькие солнышки Земли
Мать-и-мачехой в народе нарекли.
7. Рисование цветов мать – и –мачехи акварелью.
8.Трудовая деятельность: Рассматривание бурых корневищ ( выкопать с корневищем для
уголка природы, посадить в ведро, затем поливать и рыхлить землю).
Проект "Экотропа "Первоцветы"
Станция
«Ландыши» Ландыш первый майский
цветок, радующий нас после
долгой зимы. Нежные,
испускающие тонкий аромат
цветочки в форме
колокольчиков, густо
посаженные на высоком
безлистном стебле
распускаются в тёплые
весенние дни на опушках и
полянах осиновых и
сосновых лесов, берёзовых
рощ, дубрав, смешанных
лесов, в оврагах, образуя
целые заросли. Листья у
ландыша продолговатые,
напоминающие заячьи уши.
Проект "Экотропа "Первоцветы"
Формы работы с детьми
1.Рассматривание цветка через лупу.
2. Описание цветка.
Ландыш первый майский цветок, радующий нас после долгой зимы. Нежные,
испускающие тонкий аромат цветочки в форме колокольчиков, густо посаженные на
высоком безлистном стебле распускаются в тёплые весенние дни на опушках и
полянах осиновых и сосновых лесов, берёзовых рощ, дубрав, смешанных лесов, в
оврагах, образуя целые заросли. Листья у ландыша продолговатые, напоминающие
заячьи уши.
3. Легенда о ландыше
Одна из легенд повествует о том, как Ландыш полюбил Весну. Когда же Весна ушла,
Ландыш так горько плакал, что выступившая из его сердца кровь окрасила его слёзы в
красный цвет. И с тех пор на стебле ландыша после цветения всегда появляются
маленькие красные плоды.
4. Чтение стихотворения А. Соколова
Что там за горошины
Белые в садочке?
На снежок похожие,
Что там за цветочки?
Ландыши, ландыши,
Ландыши раскрылись.
Ландыши, ландыши
Так нам полюбились.
Сколько колокольчиков,
А не слышно звона.
Сладко пахнут очень,
Листья, как короны.
Ландыши,
ландыши,
ландыши
раскрылись.
белые
ландыши,
Так нам
полюбились.
Проект "Экотропа "Первоцветы"
5. Рассказ воспитателя
Этот хрупкий лесной цветок, под названием «ландыш», обладает сложным и
противоречивым характером. На зиму он полностью прячется под землю, цветет
весной очень красиво и необычно, но отцветает достаточно быстро. Ландыш дарит
людям прекрасный и неповторимый аромат. Но будьте осторожны! Этот цветок
весьма ядовит.
Этому цветку посвящал стихи русский поэт Афанасий Фет, а во второй половине XX
века песня об этих цветах стала в нашей стране поистине народной.
Ландыши – цветы скромные. Их не встретишь на открытом месте, нет их ни на лугу,
ни в поле. Найти дикорастущие ландыши можно только в лесу, там, где есть тень от
деревьев. На территории нашей страны ландыши растут, в основном, в европейской
части.
Когда наступает весна, ландыши начинают прорастать из земли острыми стрелками и
уже к маю на стебельке растения появляется множество крохотных цветочков,
похожих на колокольчики молочнобелого цвета. Говорят, что в этих колокольчиках
любят селиться эльфы, которые по ночам натирают цветочки лунным светом, чтобы те
были еще белее.
Но период цветения у ландышей не долог. Через десять, максимум двадцать, дней
цветы опадают, а на их месте вызревают маленькие яркие ягоды, которые ни в коем
случае нельзя пробовать. Ягоды ландыша ядовиты!
Ландыши пользуются любовью и вниманием во многих странах мира, а во Франции
даже есть праздник ландышей, который отмечается в этой стране в первый день мая. В
этот день юноши дарят любимым девушками букетики ландышей.
Проект "Экотропа "Первоцветы"
6. Полезные свойства ландыша.
Ландыши приносят людям много пользы. Благодаря своему приятному аромату,
ландыши используются при изготовлении различной парфюмерии. Медицинская
промышленность на основе этого растения делает полезные лекарства для стимуляции
сердечной деятельности, а также успокоительные препараты.
Используют ландыш и в народной медицине. Но, применяя народные рецепты с
использованием ландыша, следует помнить, что это растение небезопасно, поэтому без
совета с врачом такие рецепты использовать нежелательно.
7. Изготовление цветов ландышей из бумаги способом оригами.
8. Трудовая деятельность. Прополка клумбы, полив цветов.
Проект "Экотропа "Первоцветы"
Станция 3 «Бархатцы»
У бархатцев лепестки нежные,
похожие на бархат.
У них резкий запах.
Листья у бархатцев темно
зеленые, резные, красивые.
Проект "Экотропа "Первоцветы"
Формы работы с детьми
1.Беседа о цветах.
Педагог. Кто знает, как называются эти яркие, разноцветные садовые цветы?
Дети. Бархатцы.
Педагог. Что привлекает вас в этом букете?
Дети. Разные цветы. Желтые, оранжевые — крупные, пестрые помельче.
Педагог. Почему это растение называют бархатцы, бархотки? Приглядитесь повнимательней, потрогайте их лепестки,
осторожно погладьте.
Дети. У бархатцев лепестки нежные, похожие на бархат.
Педагог (предлагает потрогать кусочек бархатной ткани, сравнивая на ощупь и на вид ткань и лепестки). Имеют ли
запах эти растения?
Дети. У них резкий запах.
Педагог. Какие еще садовые цветы сильно пахнут?
Дети. Ноготки, настурции...
Педагог. Какие листья у бархатцев?
Дети. Темнозеленые, резные, красивые.
Педагог. Рассмотрите внимательно цветы, обратите внимание на окраску лепестков, форму, величину цветков.
Опишите их. (Дети составляют рассказы.) У лепестков яркая окраска. Бархатцы не закрываются в пасмурную погоду,
поэтому и в пасмурный день клумба выглядит очень ярко. Педагог. А еще их называют цыганочками. Почему?
Дети. У цыганок яркие платья. Бархатцы тоже яркие. Вот поэтому и назвали их цыганочками.
Педагог. Рассмотрите внимательно цветки и нарисуйте. Постарайтесь отразить их бархатистость. Какие материалы
вам потребуются? Чем вы будете рисовать гладкие листья?
Дети. Акварелью, карандашами.
Педагог. А как вы отразите бархатистость лепестков?
Дети. Сначала можно нарисовать цветки акварелью, карандашами, а потом покрыть их парафином.
Педагог предлагает детям нарисовать клумбы из бархоток.
Проект "Экотропа "Первоцветы"
2.Рассматривание бархатцев.
3. Показ презентации «Последовательности роста растения».
4. Чтение стихотворения С.Лучик «Бархатцы»
У меня на клумбе летней
Огоньки горят, не блекнут.
Аромат вокруг витает,
Пчёлок в гости приглашает.
Все красотки в пышных юбках,
Очаруют не на шутку.
Это бархатцыцветочки –
Золотистые комочки.
5. Педагог рассказывает сказку (легенду)о бархатцах: Латинское название растение
получило в честь сына Гения и внука Юпитера – Тагеса (Тагета). Этот персонаж
древнегреческой мифологии прославился тем, что умел предсказывать будущее. Тагес был
мальчиком, однако его интеллект был необычайно высок, и он обладал даром предвидения.
Тагес предстал людям в виде младенца, которого пахарь нашёл в борозде.
Ребёнок рассказал людям о будущем мира, а затем исчез также неожиданно, как и
появился. Предсказания богамладенца были записаны в пророческие книги этрусков и
преданы потомкам. У этих замечательных цветов несколько названий. В Китае бархатцы
являются символом долголетия, поэтому их называют «цветами десяти тысяч лет».
Чернобривцы так их называют на Украине. Бархатцырусское название, данное цветам за
бархатистые лепестки. В Грузии этот цветок употребляют в пищу в качестве приправы к
тушеным блюдам и рису. На языке цветов бархатцы означают верность
Проект "Экотропа "Первоцветы"
Станция4 «Незабудка»
У незабудки светло-зеленые и
немного вытянутые листья;
невысокий стебелек, который
украшает цветок с пятью
лепестками нежно-голубого
цвета; в серединке цветка
расположено ярко-желтое
колечко. Шмели и пчелы
замечают незабудку издалека
и летят к ней. Их привлекает
цвет незабудки и аромат, то
есть сладкий приятный
запах.
Проект "Экотропа "Первоцветы"
1. Наблюдение за цветами.
Ребята, есть такое растение, которое может расти в саду, а еще на болоте и на лугу. Послушайте о нем
стихотворение:
В травушке зеленой
Бисер голубой.
Кто его рассыпал
Раннею весной?
2. Описание цветка.
Каждый год весна радует нас голубыми цветками незабудки. Один раз увидишь эти цветки и уже никогда не
забудешь. Поэтому и растение так назвали – незабудка. Давайте рассмотрим их внимательнее
У незабудки светлозеленые и немного вытянутые листья; невысокий стебелек, который украшает цветок с пятью
лепестками нежно голубого цвета; в серединке цветка расположено яркожелтое колечко.
Может, разбросала
Бусинки весна?!
Это незабудки
Дарит нам она!
3. Беседа с детьми
Воспитатель: Ребята, это растение не только красивое, ароматное, но и полезное. Насекомые – пчелы и шмели –
садятся на цветок незабудки и всасывают своими тонкими хоботками нектар – сладкий сок. Так они питаются. А еще
небольшими плодами незабудки любят питаться муравьи, для них это лакомый кусочек, то есть самый вкусный. Но
запомните: никто из насекомых это растение не погубит, а будет обращаться с ним бережно. А дети умеют беречь
растения?
Дети: да
Воспитатель: Давайте договоримся, что прогонять шмеля, пчелу, муравья, если увидим на клумбе, не будем.
Запомнили, почему?
Дети: Они находят в цветках и плодах незабудки пищу.
Воспитатель: Незабудки любят расти кучкой, густо разрастаются и на горах и на болотах. Они скрепляют почву
корнями, словно заплатки, ложатся на свободные участки земли. Тогда земля становится плотной, не рассыпается.
Еще незабудки любят влажную почву. Чтобы у них листочки были зеленые, а цветы нежноголубого цвета, их надо
поливать часто или редко?
Дети: часто, много.
Воспитатель: давайте прямо сейчас и начнем за ними ухаживать.
Проект "Экотропа "Первоцветы"
4. Трудовая деятельность: Дети поливают незабудки
5. Подвижная игра «Пчелки и цветы»
6. Чтение стихотворений
1 ребенок: Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку.
Красный, белый, синий цвет…..
Замечательный букет!
(Н. Бычков)
2 ребенок: Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ: «А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж – жен:
Я берегла его на ужин!»
(М. Бородицкая)
3 ребенок: Да здравствуют цветы
Всех видов, всех расцветок –
И яркой красоты,
И скрытые меж веток……
Да здравствуют цветы!
Проект "Экотропа "Первоцветы"
Станция5 «Одуванчик»
Это растение имеет много названий. Ктото
называет его молочником, ктото – пуховиком.
Собиратели целебных трав называют его зубной
травой. Но самое известное его название –
одуванчик. Это веселое растение, с пышной
белой прической, где только не растет! На поле,
на лугу, да и около дачного участка обязательно
встретится этот всепроникающий цветок.
Зацветает одуванчик еще весной, в какихто
местах это происходит уже в марте, в других – в
апреле или в мае.
Проект "Экотропа "Первоцветы"
1.Отгадывание загадки.
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился. (Одуванчик)
2. Рассматривание цветка
Цветки у этого растения яркожелтые, издалека кажется, будто маленькие цыплята в траве копошатся. Если
рассматривать цветок одуванчика вблизи, можно увидеть, что он представляет собой корзинку, в которой плотно
плотно растет множество крошечных желтеньких цветочков. Рано зацветшие одуванчики очень помогают своим
нектаром пчелам, подкармливая их до начала цветения основных медоносных растений.
3. Рассказ воспитателя.
Когда одуванчик отцветает, на месте желтых цветков созревают плоды, «семянки», каждый из которых имеет
длинный носик с волосками на конце. Семянок у растения созревает много, они то и образуют воздушную
белоснежную шапку. Правда, держится эта «шапка» на растении не очень долго – до первого порыва ветра. Дунет
ветер – и семянки срываются с одуванчика и дружной гурьбой отправляются в путешествие по воздушному океану. И
лететь они могут, подхваченные воздушными потоками, достаточно долго. А как семянки устают лететь, они садятся
на землю и на этом месте потом появляются новые одуванчики. Так одуванчик, с помощью семянокпутешественниц
и расселился по всей нашей планете.
Полезные свойства одуванчика
Например, из молодых листьев и стеблей одуванчика делают вкусный салат. А из цветков этого
растения, оказывается можно приготовить варенье. Поджаренные корни одуванчика могут с успехом
заменить кофе.
Используют одуванчик и в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения.
Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней и обладают, например, антивирусными,
антиканцерогенными и противодиабетическими свойствами.
Известны и косметические свойства одуванчика – маска из его свежих листьев хорошо увлажняет
кожу. А настой из цветков одуванчика помогает бороться с веснушками.
Проект "Экотропа "Первоцветы"
3. Чтение стихотворений.
1 Ребенок:
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
(Е. Серова)
2 Ребенок:
Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.
Легкое,
Воздушное, Ветерку
послушное.
(Л. Квитко)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.