Проект включает в себя фольклорные игры русского и алтайского народов, Проект "Фольклорные игры" творческий, краткосрочный, рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста.Игры не только развлечение, а ещё и устное народное творчество, которое развивает ловкость, быстроту, силу, меткость, внимание, развивает речь. Данный проект красной нитью проходит через все образовательные области: познавательно- речевую, художественно-эстетическую, социально- личностное и физическое развитие школьников.
проект Фольклорные забавы.docx
МБОУ «Барагашская СОШ»
Учебный проект по теме:
«Русские народные и
алтайские игры, песни и
потешки»
«Фольклорные забавы»
Авторы проекта: Артемичева М. В.
Учебный проект по теме: "Русские народные и алтайские игры,
песни и потешки"
«Фольклорные забавы»
«В национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и
обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его
окружающей» К.Д.Ушинский
Содержание:
1. Предмет, класс
2 Краткая аннотация проекта
3 Вопросы, направляющие проект
3.1 Основополагающий вопрос
3.2 Проблемные вопросы
3.3 Учебные вопросы
4 План проведения проекта
5 Пример продукта проектной деятельности учащихся
6 Дидактические материалы
7 Методические материалы для проекта
8 Приложение
Предмет, класс:
Интегрированный проект; младший и средний школьный возраст Краткая аннотация проекта:
Проект "Фольклорные забавы" творческий, краткосрочный, рассчитан
на детей младшего и среднего школьного возраста.
Цель: создать условия для развития творческих и познавательных
способностей детей в процессе разработки детского образовательного
проекта "Русские народные и алтайские народные игры, песни,
потешки" через приобщение детей к истокам своего народа.
Игры не только развлечение, а ещё и устное народное творчество,
которое развивает ловкость, быстроту, силу, меткость, внимание,
развивает речь. Данный проект красной нитью проходит через все
образовательные области: познавательно- речевую, художественно-
эстетическую, социально- личностное и физическое развитие
школьников).
Вопросы, направляющие проект.
Основополагающий вопрос:
В чем сходство и различие русских и алтайских фольклорных игр?
Проблемные вопросы
1. В какие игры играли наши бабушки?
2. В какие игры мы играем, какие алтайские игры и игры русского
народа мы знаем?
3. Найди между ними сходство и отличие: между алтайскими играми и
играми русского народа?
Учебные вопросы:
Какие народные праздники и игры своего народа вы знаете?
В какие игры любите играть вы?
Назовите поговорки, пословицы, скороговорки?
Чем вам нравятся русские народные игры?
Чем вам нравятся алтайские народные игры?
План проведения проекта:
1. Выявление проблемы (1 занятие) Формулировка проблемы, цели, определение продукта проекта. Вводит
в игровую ситуацию. Определяет задачи.
2. Организация работы над проектом (в течение недели).
Помощь в решении задачи. Помощь в распределении по группам.
Помощь в планировании деятельности. Организация деятельности
детей.
3. Практическая деятельность по решению проблемы (в течение 2
недель).
Организация работы над проектом. Оказание практической помощи.
Дает необходимые рекомендации. Направляет и контролирует
осуществление проекта.
4. Презентация продукта деятельности (1 занятие).
Подготовка к презентации. Подводим детей к формулированию вывода о
решении проблемы. Презентация. Общее обсуждение.
Из опыта работы:
Основные цели и задачи проекта:
Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской
народной культуры и к истокам алтайской народной культуры, через
русские народные и алтайские народные подвижные игры, пословицы,
поговорки, загадки, песни.
Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через
проведение русских народных и алтайских народных подвижных игр,
знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний,
умений детьми.
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной и алтайской
национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям,
обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки,
заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор
является богатейшим источником познавательного и нравственного
развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и
традициями, народными играми. Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей с
народными играми, народным календарем, основами православной
культуры, традициями, бытом, обычаями русского и алтайских народов,
крестьянским трудом, способствует развитию познавательных
способностей у детей, формированию высокой нравственности,
воспитывает любовь к Отечеству и к своей малой Родине, уважение к
предкам, интерес к самобытной русской и алтайской культуре. «Дела
давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе,
понятнее ребенку.
В лагере дневного пребывания "Огонёк" создана специальная среда, с
целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной
культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда
наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них
наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю
Российского государства, но и традиции национальной культуры,
осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении
национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую
свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:
русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы,
обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный
народный русский и алтайский фольклор: считалки, стихи, потешки,
прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят
играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны и
культуре своей малой Родины, создавая эмоционально-положительную
основу для развития патриотических чувств. Народные игры
способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли,
настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть
честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального,
художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из
них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат
премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности,
любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные
народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая
представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде,
мировоззрении. Игры были непременным элементом народных
обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей
всегда было и остается глубокое знание и свободное владение
обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему
содержанию
А.П.Усова; К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных
играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями
только известной местности, семейной жизни, известной среды, его
окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством
всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него
нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины,
товарищества.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет
человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный
ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились
к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Опыт работы по приобщению детей к русской народной и алтайской
культуре является результатом многолетних наблюдений, практических
наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как
личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и
процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни,
сформированное условие для активного познания дошкольником
окружающей его социальной действительности имеет решающее
значение в становлении основ личности.
С первых школьных лет жизни ребенка приобщение его к культуре,
общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент
нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и
индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что у
них недостаточно формируется нравственно-этические чувства,
воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли
разработать методический проект, основанный на приобщение детей к
национальной культуре в соответствии с лучшими традициями
педагогики. Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями
программ « Программа воспитания и обучения младших школьников»,
«Приобщение детей к истокам русской народной и алтайской народной
культуры».
Пример продукта проектной деятельности учащихся
Изготовление традиционной куклы "Костромы" и рисунки обучающихся.
Фотографии. Плетение аркана. Исполнение песен, игра на шумовых
инструментах, инсценировка алтайской сказки. Концерт в Шыргайте, с
показом народных игр.
Приложение1:
Задание для детей левополушарным типом мышления
"Что лишнее?"
1.«Ручеёк», «Горелки», «Жмурки», «Футбол».
2."Масленница», «8 Марта», «Рождесто», «Пасха».
3.Веночки, ленточки, платочки, пазлы.
4.Свистульки, компьютер, кукла, сани.
Творческое задание для детей с правополушарным
типом мышления "Аналогии"
Цель: развитие мышления, способности делать умозаключения по
аналогии.
- Я буду называть три слова. Два из них подходят друг другу, являются
парой. Придумай слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то
есть найди ему пару.
1.«Ручеёк», «Горелки», «Жмурки» - русские народные игры.
2.Новый год – современный праздник, а какой зимний праздник пришёл
к нам от наших предков.
3.Какие предметы могут нам пригодится в русской народной игре, а
какие в народной алтайской игре?
4.Какие игрушки были у наших предков, как они с ними играли
примеры русских народных игр,
примеры алтайских народных игр.
5.Какие народные песни знают ваши бабушки?
Результатами проведенной работы являются:
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
Умеют играть в русские народные и алтайские народные подвижные
игры, используя считалки.
Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях
изобразительного искусства.
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках
(знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают
стихи).
Знание истории русского народного костюма и алтайского народного
костюма, головных уборов. Исполнение русских народных песен, игра на народных шумовых
инструментах.
Инсценировка алтайской народной сказки «Про поросёнка»
Заключительный мини-концерт в Шыргайте, с проведением
показательных народных игр.
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного
творчества.
Методические материалы для проекта:
Литература:
М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей
дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. –
М.: Айрис-пресс, 2003.
О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.:
Детство-Пресс,2004.
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий
и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие
для педагогов дошкольных образовательных
учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,
О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками
по государственному образовательному стандарту: План-программа.
Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для
педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р.,
Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским
народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.
Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н.
учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Афанасьев А.Н. Народные праздники// Древо жизни.-М.,1982
Агамова Н.С., Морозова И.А., Слепцова И.С.Народные игры детей:
организация, методика, репертуар.-М.,1995.
Хрестоматия по алтайской литературе для детей дошкольного и
младшего школьного возраста. Акунова Г.Н. 2006 год.Горно-Алтайск
Кукла «Кострома» Игра в «Красочки»
Рисуем сказку
Кукла «Кострома» Учимся плясать «Подгорну»
Игра «Повторяй за мной» Игра «Знамя»
Игра «Турна» Игра «Айдаар»
Читаем алтайские сказки Распределяем сказку по ролям
Разучиваем песню «Донские казаки»
Играем
по
в игру «Шла коза
лесу» Заключительная сценка алтайской сказки «Про поросёнка»
В гостях в Шыргайте «Соломенная кукла» изготовила Коротенко Женя
Хоровод
в национальных костюмах Вот какие мы красивые
Возле дома Тайборина Аркадия Знакомство с бытом алтайского народа Игра «Красное знамя» Игра «Водяной» Игра «Чанмачы»
Игра «Эне такаа ла тейлеген» Игра «Золотые ворота»
Игра «Три-та-та» Изготавливаем куклу «Кострому»
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Проект "Фольклорные игры русских и алтайцев"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.