Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №29
Школа на твоем берегу»
Конспект занятия по художественному творчеству.
( декоративноприкладное рисование)
Тема: Гжель. Сказочная гжель.
( с использованием нетрадиционной техники,
подготовительная группа 67 лет).
Подготовила педагог
дополнительного образования:
Рогачева Анна Владимировна.п.Старопышминск, 2016г
Художественная деятельность. Тема: Гжель – синь России
Цели:
1. Приобщать к родной культуре через знакомство детей с росписью Гжель, способствовать
развитию эстетического вкуса и фантазии.
2.Стимулировать стремление своими руками создавать красоту, при этом использовать
нетрадиционную технику в оборудование.
3.Формировать практические умения и навыки рисования с образца.
4.Знакомство с изделием декоративноприкладного творчества «изразец».
Задачи:
1.Научить составлять узор по мотивам гжельской росписи, соблюдая ритм, пропорции.
2.Совершенствовать навыки работы с красками, с кистями, ватными палочками.
3.Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
4.Учить смешивать две краски на палитре: белой и синей, для получения различных оттенков.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: традиционная.
Продолжительность: 30 минут.
Участники: воспитатель, дети
Возраст обучающихся: 67(8) лет.
Оборудование и материалы:
1. Для детей:
полосы бумаги для орнамента
гуашь: синяя, белая
кисти
палитра
ватные палочки
баночки для воды
салфетки
2. Для воспитателя:
Предметы, декоративноприкладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники
и т.д.), открытки, репродукции , альбом «Гжель», презентация «Гжель», ИКТ.
Дидактические игры: «Продолжи узор», «Собери посуду», приветствие «Данилы Мастера»
Методы и приемы работы с детьми:
словесный (беседа, диалог)
наглядный (презентация, таблицы с изображением посуды с росписью Гжель, посуда
и скульптурные формы Гжель);
игровой: дидактическая игра «Склей посуду»;
использование здоровьесберегающих технологий.
Структура занятия:
Этап занятия
Организационный
Содержание
Приветствие, сюрпризный момент ( что спрятано в
Время
5 мин.Мотивационно
проблемный
Деятельностный
Рефлексивный
сундучке).
Задачи: познакомить с росписью гжель,
адаптировать детей к деятельности, организовать
межличностное взаимодействие.
Методические приёмы: словесный (беседа, диалог),
наглядный (посуда).
Дидактическая игра «Склей посуду». Показ
презентации.
Задачи: заинтересовать детей, как получается
красота гжели, создать ситуацию выбора – какой
орнамент создать.
Методические приемы: словесный (беседа, диалог),
наглядный (письмо). м
Динамическая пауза «Посуда».
Рисование эскиза бордюра, смешивание красок,
роспись бордюра.
Задачи: научиться составлять узор по мотивам
гжель, научиться получать различные оттенки
синего, голубого; закрепить навыки владения ватной
палочкой.
Методические приемы: игровые (эпизодические
организационные, динамическая пауза «Посуда»),
здоровьесберегающие.
Задачи: оценить результаты совместной
деятельности, вспомнить, что делали на занятии, как
играли.
Методические приемы: словесный (беседа, диалог).
7 мин
15 мин.
3 мин.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, сегодня хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский
сад. Как вы думаете, из чего она была сделана? Из чего бывает сделана посуда? Могла ли
разбиться посуда из дерева, например, хохломская? Конечно, нет, только бы роспись
пострадала. А из металла? (показ) Такая, как у нас дома? Эта уж точно осталась бы, цела. А
пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не
прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что
делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при
высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и
моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот
– одни осколочки остались, (показать «разбитую» посуду).
Мотивационнопроблемный.
Воспитатель:
Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось. Дидактическая игра: «
Собери посуду».
Сегодня, ребята, мы поговорим о «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.
Давнымдавно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от
Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и
работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано
было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при
высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучшемастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думалидумали и
придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки
петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице
бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу
в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает.
Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается
синьсинева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь
рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует,
становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежноголубое чудо
сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем
поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Воспитатель: И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и
правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают
удивительную гжельскую посуду.
(Показ презентации «Гжель», воспитатель обращает внимание на особенности гжельской
росписи)
Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут
“колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на
белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире.
Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных
оттенков: от почти прозрачного светлоголубого до насыщенного темносинего цвета. Но
оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо
черным.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно,
широкими мазками. А иногда, написанная тоненькой кисточкой. То мы видим букет из
нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И синебелые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!Л. Куликова.
Используются завитки , дуги сеточки, полосочки, травинки, точки (работа с кистью,
ватными палочки).
Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно
увидеть пейзаж.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “
мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Вопрос воспитателя: Что украшают гжельскими узорами?
Ответ детей: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.
Деятельностный:
Воспитатель:
А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими
мастерами. Но сначала мы немножко отдохнём.
Динамическая пауза: «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, («Надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как
начальник. ( вторая изогнута, как носик.) Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на
поясе.) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (Кружиться, рисуя руками круг.)
Только стукни разобьются. Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос Он посуду нам принес. (Сделать большой круг)
Мы с вами будем несколько занятий заниматься росписью Гжель. Сегодня поучимся расписывать
бордюр. Выберите себе тот, что понравился вам больше.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую
свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия устраивается выставка. Дети
раскладывают свои бордюры и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы.
Воспитатель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера
и мастерицы из вас вырастут! Приходите снова в нашу мастерскую гжели!
Использованная литература:
1. Знакомство с народным изобразительноприкладным искусством в МБДОУ: сценарии
интегрированных занятий в подготовительных к школе группах / Авт. – сост. А. Н. Чусовская. –
М.: АРКТИ,2011.
2. Белопеевская Г. В. Знакомим детей с народным декоративноприкладным искусством./
из журнала Творчество в детском саду.№2/2010
3. Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.
ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,
2004.
4. Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы. Разработки
занятий./ Сост. Штейле Н.Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2006.
5. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. Книга для
педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. – М.:
Педагогическое общество России, 2002.
6. Дорошин Ю. Г. Сказочная гжель. – М. «МозаикаСинтез». – 2000.
7. Лыкова И.А., Художественный труд в детском саду. Учебнометодическое пособие. –
М.:Издательский дом «Цветной мир», 2010.