В пособие включены тесты по двум модулям. Тест "Имя существительное" по первому модулю проверяет представление об имени существительном как о части речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Тест по второму модулю проверяет представление об именах существительных собственных и нарицательных. Дана памятка по разбору частей речи для 3 класса, разноуровневые задания по теме "Части речи (обобщение)", конспекты уроков по русскому языку.
Проект Имя существительное.doc
Областное государственное образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Школаинтернат №92»
Проект
Имя
существительное
4 класс
Разработала:
учитель начальных классов
Ильина Н.А. г. Ульяновск
2016
Стандарт начального общего образования по русскому языку в
образовательных учреждениях
с русским языком обучения
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком
обучения направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения школьников,
способности выбирать средства языка в соответствии с
условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике,
грамматике русского языка; овладение элементарными
способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать
составлять несложные монологические
в диалоге,
высказывания;
воспитание
позитивного
эмоционально-ценностного
отношения к родному языку, чувства сопричастности к
сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к родному слову, стремления
совершенствовать свою речь.
Обязательный минимум содержания основных образовательных
программ
Виды речевой деятельности
Морфология. Имя существительное, значение и употребление.
Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных;
имен существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение существительных по числам и падежам. Различение 1-го, 2-
го и 3-го склонения существительных.
Требования к уровню подготовки оканчивающих
начальную школу
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать: ∙ значимые части слова;
∙ признаки изученных частей речи;
∙ типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
уметь:
∙ анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова,
части речи, предложение;
∙ различать произношение и написание слов;
∙ находить способ проверки написания слова (в том числе по
словарю);
∙ без ошибок списывать несложный текст объемом 7090 слов;
∙ создавать несложные монологические тексты на доступные детям
темы в форме повествования и описания;
∙ соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант
— текст 7580 слов);
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
∙ адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и
сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
∙ работы со словарем;
∙ соблюдения орфоэпических норм;
∙ передачи в устной и письменной форме несложных текстов по
интересующей младшего школьника тематике;
∙ овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях
повседневного общения.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
часть речи – имя существительное;
члены предложения – главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Учащиеся должны уметь: распознавать часть речи и ее грамматические признаки (род, число, падеж).
Имя
существи
тельное
Род имен
существи
тельных
Изменени
е имен
существи
тельных
по числам
Изменени
е имен
существи
тельных
по
падежам
Определени
е рода имен
существите
льных
единственно
го числа
Определени
е рода имен
существите
льных
множествен
ного числа
Определени
е рода имен
существите
льных в
тексте.
Родовые
окончания
имен
существите
льных
Склонение
имен
существите
льных.
Ознакомлен
ие с
приемами
определени
я падежа.
Общие
сведения
о
существи
тельном
Имена
существите
Имя
существи
тельное и
его роль в
речи.
льные,
отвечающие
на вопрос
кто?, и
имена
существите
льные,
отвечающие
на вопрос
что? Распределение часов по модулям.
Теория
1
1
Этапы
Практика Творчество
1
Тест
1
Тест
1
Модуль
Имя существительное и
его роль в речи.
Имена существительные,
отвечающие на вопрос
кто?, и имена
существительные,
отвечающие на вопрос
что?
Тест «Имя существительное» по первому модулю проверяет представление
об имени существительном как о части речи, которая обозначает предмет и
отвечает на вопросы кто? что?
Тест «Имя существительное» по второму модулю проверяет
1.Представление об имени существительном как о части речи, которая
обозначает предмет, явление природы, действие или признак и отвечает на
вопросы кто? что?
2.Представление об именах существительных собственных и нарицательных.
3.Умение различать имена существительные собственные и нарицательные. Имя существительное. Склонение имён существительных.
Вариант1.
1.Составить и записать предложения со словосочетаниями « зимние
вечера» в именительном и винительном падежах.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________
2.Найти и подчеркнуть все имена существительные , указать их
склонение и падеж.
Сколько прелести в этой тишине, в вяжущем запахе полыни, в ясности
осеннего неба, в мерцании первой звезды.
3.Найди в каждом столбике « лишнее» словосочетание и обозначь его
падеж.
парным молоком оказался в проруби
серебристым инеем отлетел от поляны
в свежем воздухе позаботился о друге
пушистой шерстью выглянуло из – за леса
стройным косяком слетела с берёзы Имя существительное. Склонение имён существительных.
1.Привести примеры имён существительных:
Вариант2.
1 –ое склонение 2 – ое склонение 3 – е склонение
………………….. ……………………… ……………………
…………………… ……………………… ……………………
………………….. ……………………… ……………………
…………………… ……………………….. ……………………
2.Поставь данные имена существительные в указанном падеже.
Древня(Д.п.) ______________ Стул(П.п)
_______________________
Дача (В.п.) _______________ Орёл (Р.п.) ______________________
Сирень(Т.п.) _______________ Пастух (Д.п) ____________________
3.Составить словосочетания , употребляя имена существительные в
нужном падеже. Выделите окончания , укажите падеж.
В, роща, гулять__________________________________________
Выставка, посетить_____________________________________
Поездка, о, отмечать_____________________________________
Из, окно, смотреть, _______________________________________ Имя существительное. Склонение имён существительных.
Вариант3.
1.Обозначь склонение имён существительных.
Россия_______________ тополь _____________ огурец
________________
Солнце_______________молодёжь____________деревня
_______________
Полночь______________роща ______________дерево
________________
2.Допиши слова, употребляя их в нужном падеже; в скобках укажи
падеж.
Весело пробираться по узк….. дорожк ……..( …….) между двумя стенами
высок……. рж….. (………). Лошадь бежит ленив…….. рысь……. (……….).
Длинн…….. висяч……. ветк……(……….) берёз едва шевелятся. Могуч……
дуб (……..) стоит , как боец (………) , возле красив…….лип……(………).
3.Вставь ,где это нужно, букву Ь.
Ключ…, шалаш…, молодёж….., печ….., товарищ….., дрож….., камыш…..,
калач…., гараж…, тиш…, рож….., карандаш…….,ноч…….. Имя существительное.
1. Выберите имена существительные:
1. ветер
2. петь
3. бабочка
4. радость
5. чудный
6. слог
2. Выберите верное утверждение:
1) Имя существительное – это…
а) часть слова
б) часть речи
в) член предложения
2) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает
а) признак предмета.
б) действие предмета.
в) обозначает предмет.
3. Выберите имена существительные, отвечающие на вопрос кто?
1. радуга
2. сестра
3. муравей
4. гриб
5. терпение
6. дитя 4. Укажите имена существительные:
/одушевлённые м. р./
1. журавль
2. расписание
3. метель
4. учитель
5. дирижёр
6. дядя
5. Определите имя существительное в предложении:
Стайка крикливых дроздов слетела с ветки рябины
Ф.И. ученика
__________________________________________________________
ТЕСТ. Части речи.
1) Как правильно?
Склонением называется изменение имен существительных:
1. По числам
2. По падежам
2) Укажи, в каком падеже существительные не употребляются с
предлогами:
1. Именительный
2. Родительный
3. Дательный
4. Винительный
5. Творительный
6. Предложный
3) Выбери существительные мужского рода, отвечающие на вопрос что?
1. Радость
2. Костёр
3. Ветер
4. Пение
5. Торт
4) Укажи существительные женского рода, отвечающие на вопрос кто?
1. Муравей
2. Ласточка
3. Библиотека 4. Сестра
5. Радуга
5) Найди имена существительные среднего рода, отвечающие на вопрос
что?
1. Декабрь
2. Утро
3. Село
4. Чудовище
5. Дитя
6) Найди существительные во множественном числе:
1. Буквы
2. Город
3. Окна
4. Мастера
5. Павлин
7) Выбери сочетания слов, в которых существительное и прилагательное
не согласованы в числе:
1. Веселый друзья
2. Старая крепость
3. Умная лицо
4. Шумное море
5. Высокие липа
8) Укажи формы одного и того же слова:
1. Дождь
2. Дождливый
3. Дождю
4. Дождевой
5. О дожде
6. Дождевик
7. Дождя
8. Дождичек
9. Дождем
Родственные (однокоренные) слова разбери по составу. Обобщение знаний об имени существительном.
Класс: 3 класс.
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма организации учебной деятельности:
групповая.
Цель урока: повторить и обобщить знания об имени существительном.
Задачи урока:
фронтальная, индивидуальная,
Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода,
падежа имен сущ. Познакомить учся с выражением «три кита» в русском языке.
Коррекционноразвивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства
языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать
устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня
познавательного интереса к предмету русский язык.
Оборудование:
а) для учителя: учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаева для учся 3 класса (2 часть);
карточки с китами; презентация; б) для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть); рабочая тетрадь.
Техническое обслуживание: проектор, экран.
Оформление доски: число, вид работы, тема урока.
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Цели и задачи
№
п/п
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
2.1. Умение
наблюдать,
сравнивать,
находить,
обобщать
закономерность
и делать выводы.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке вас
ждут интересные задания. Желаю вам быть вниматель
ными и активными на уроке.
На экране написаны ряды слов.
Cлайд1.
Найди лишнее слово:
1. Команда, футбольный, хоккейный.
2. Васильева, Дмитрий, Иванов, Семенов.
3. Добрый, солнце, веселый, злой.
4. Побеждать, радоваться, играть, молодёжь.
Выпишите лишние слова через запятую.
Объедините слова по нескольким признакам.
все слова существительные;
Дмитрий – имя собственное, остальные
нарицательные;
молодёжь имеют только форму единственного
числа, а остальные употребляются в ед.ч. и мн.ч.
Определите число каждого сущ.
Дмитрий и молодёжь – одушевленные сущ., а
остальные – неодушевленные.
Опеределите род сущ.
Команда (прилагат.)
Дмитрий (фамилии)
Солнце (прилагат.)
Молодёжь (глаголы)
Команда, Дмитрий, солнце,
молодёжь.
Предположения детей.
Командаж.р., Дмитрий
м.р., солнцеср.р.,
молодежьж.р.
Лингвистика – это наука о
языке.
3. Сообщение темы и целей урока.
3.1 Обогащение
активного и
пассивного
словаря. Вызвать
познавательный
интерес к
Перед вами карта, на ней вы видите остров Лингвинии.
Cлайд 2.
Название острова образовано от слова лингвистика.
Слайд 3.
Рома прочитает из словаря Ожегова значение слова
лингвистика. предмету
русский язык.
Слайд 4.
На этом острове много стран. (11) Многие страны вам
еще не известны, знакомство с ними вас ждет в будущем.
Сегодня мы посетим совершенно особенную страну, как
вы уже догадались: Имя существительное. Наша цель
повторить и обобщить об имени существительном. За
каждый правильный ответ вы будете получать совенка. По
окончанию урока мы посмотрим, кто больше всех дал
правильных ответов, значит он самый умный. А сова, как
правило, символизирует мудрость. Ну, что, вперед!
Ребята, в русском языке очень много слов, обозначающих
предмет. Имя существительное стоит на «трех китах»
трех грамматических признаках.
Откуда пришло выражение «три кита»?
О каких трех китах вы слышали? (В музыке, в
экономике)
Три кита – это фундамент чеголибо. Давайте, выясним,
что же это за «три кита» в русском языке?
4. Обобщение и систематизация знаний.
4.1. Выявление
Учитель открывает 1 кит: грамматическое значение:
на экране и доске.
Слайд 5.
Что такое имя существительное? Примеры.
уровня
овладения
учащимися
теоретическими
знаниями
познавательной
деятельности по
разделу.
Слайд 6.
Что может обозначать имя сущ. кроме предмета?
Слайд 7.
Образуйте и запишите сущ. от:
глаголов: бежать, кричать, прыгать;
прилагательных: интересный, сильный, добрый.
Приведите несколько сущ., которые называют явления
природы.
Докажите, что вы поняли, что сущ. обозначает предмет.
Определите число каждого сущ.
Ребята, сейчас вы незаметно для себя рассказали о
втором признаке имени существительного.
Упражнение для глаз.
Растираем ладошки, накрыли глаза. Подержали немного,
опустили. Еще раз повторили.
Круговые движения глазами.
5. Физкультминутка.
5.1.
Забота о
здоровье
учащихся.
6. Обобщение и систематизация знаний.
6.1.
Слайд 9.
Ребята, а как умеют изменяться имена сущ.?
В древности, когда люди
не знали, что наша Земля
имеет форму шара и
двигается в пространстве,
считали, что Земля стоит на
трех китах.
Часть речи, которая обоз
начает предмет и отвечает
на вопросы: кто? и что?
Сущ. называют явления
природы, признаки,
действия.
По цепочке учащиеся
пишут на доске: Действие:
бег, крик, прыжок.
Признаки: интерес, сила,
доброта.
Явление природы: снег,
метель, вьюга, дождь.
Предмет: береза, стол, стул
Работа на карточках.
Взаимопроверка.
Учитель открывает 2 кит:
морфологический кит
(число, род, падеж): на
экране и доске.
По числам. Слайд 10.
Игра «Волшебный квадрат».
Слайд 11.
Учитель читает слова, дети отмечают: ед., мн.
ножницы, пальто, конь, духи
лагерь, соседи, сугробы, ветер
метель, окна, опилки, молодежь
грибы, ельник, трамвай, деревни
Закрасьте синей ручкой мн.ч.
Сверьте свой рисунок с рисунком на экране.
Слайд 12.
У кого точно такие же рисунки? Молодцы!
Как изменяются имена сущ.?
Какого рода бывают имена сущ.?
Изменяются ли сущ. по родам?
Как определить род существительного?
Слайд 13.
Какая основа может быть у сущ. м.р., ж.р., ср.р.?
Слайд 14.
Игра «Путаница».
Напиши правильно слова. Укажи род имен сущ.
Леодоя, торавкь, скерол, винад.
Как определить род имен сущ., повторите еще раз.
А теперь, ребята, послушайте стих. Найдите формы
одного и того же слова.
Слайд 15.
У норы добычи ждет
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота,
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая – и та,
Видя грозного кота,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретится с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте!
Формы какого одного и того же слова вы услышали?
Верно.
Дружок, а ты знаешь падежи? А, нука, расскажи.
Cлайд 16.
Что такое склонение?
А сейчас просклоняй слово кот, задавая вопросы.
И.п. (кто?) кот.
Р.п. (кого?) кота.
Д.п. (кому?) коту.
В.п. (кого?) кота.
Т.п. (кем?) котом.
П.п. (о ком?) о коте.
Слово «кот», какое существительное одушевленное или
неодушевленное?
А сейчас откройте учебники на с.99, упр.115.
Самостоятельная
индивидуальная работа
на «квадратах».
Самопроверка.
Рефлексия.
По числам.
Ж.р., м.р., ср.р.
Не изменяются.
Заменить местоимением.
Твердая или мягкая.
Одеялоср.р., кроватьж.р.,
креслоср.р., диванм.р.
Учитель читает стих.
Кот.
Изменение сущ. по
падежам.
По цепочке ученики
работают у доски.
Одушевленное. 6.2.
Работа по вариантам. 1 вариант находит в первом
предложении неодушевленное сущ. и изменяет по
падежам, а 2 вариант – во втором предложении.
Выполняем самостоятельно. Проверка.
Слайд 17.
и костер небольшого сидели у собака охотник
столица Родины Москва нашей
Составьте предложения.
Слайды 1819.
Вы связали слова по смыслу, интонационно и
грамматически.
Найдите главные члены в предложениях.
Определите синтаксическую роль в предложении.
Это и есть 3 кит: синтаксический признак.
Учитель открывает 3 кит: на экране и доске.
слайд 20
7. Контроль. Самопроверка знаний.
Самостоятельная
индивидуальная работа.
Проверка.
Учащимся предлагаются
для чтения слова,
записанные на экране.
Творческая работа.
Охотник и собака сидели у
небольшого костра. Москва
– столица нашей Родины.
Охотник и собака сидели.
Москвастолица.
Имя существительное
может быть в роли
подлежащего и в роли
сказуемого.
Индивидуальная работа
за компьютером 15
человек. Остальные
работают по карточкам.
Проверка знаний.
7.1.
8. Домашнее задание.
8.1.
9. Итог урока.
9.1. Обмен
мнениями,
впечатлениями
по уроку.
Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал по
разделу имя существительное.
У кого больше всех совят, тот получает право проверить
свои знания на компьютере. Остальные работают по
карточкам (тесты).
Подведение итогов работы за компьютером.
У кого все 9 правильных ответов?
Награждение медалью «Большая сова».
Молодцы.
Ребята, приближается День защитников Отечества. В
канун праздника вы дома составите рассказ, используя все
словаподсказки (на карточках).
Творческая работа.
Ответы детей.
Ученица читает стих.
Подведём итоги. Что же за «три кита» в русском языке?
И напоследок. Сказало сущ. «Я слово удивительное!»
Чем оно удивительно? Послушайте, как поэт Шибаев
написал об этом в стихотворении.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полнымполно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Тест
Имя существительное
(общее понятие)
Что проверяет тест 1.Представление об имени существительном как о части речи, которая
обозначает предмет, явление природы, действие или признак и отвечает на
вопросы кто? что?
2.Представление об именах существительных собственных и нарицательных.
3.Умение различать имена существительные собственные и нарицательные.
1.Прочитай. Нужные вопросы подчеркни.
Имена существительные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
Что? Кто? Что делать? Что сделать?
2.Прочитай. Допиши высказывание.
Имена существительные обозначают……………………………………………
3.Прочитай. Подчеркни имена существительные.
Ехать, девочка, бег, прыгать, синий, город, писать, красивый, синева, дождь,
молодой, прыжок, иней, зимовать, красота.
4.Прочитай. Стрелками укажи, что обозначает каждое имя
существительное.
Дедушка
Пение предмет
Град
Езда действие
Белизна
Ходьба
Снег признак
Парта
Листок
Заморозки явление природы
Аккуратность
5.Прочитай. Подчеркни нарицательные имена существительные.
Подружка. Собака. Галина. Деревня. Ока. Минск. Дом. Рекс. Девочка. Заяц.
6.Прочитай. Подчеркни имена собственные.
Меня зовут Сергей. Я живу в городе Ярославле. Этот город стоит на Волге.
Мой друг Николай живёт в Сибири. Там протекает большая река Енисей.
Тест 1.Прочитай. Нужные вопросы подчеркни.
Имена существительные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
Что? Кто? Что делать? Что сделать?
2.Прочитай. Допиши высказывание.
Имена существительные обозначают……………………………………………
3.Прочитай. Подчеркни имена существительные.
Ехать, девочка, бег, прыгать, синий, город, писать, красивый, синева, дождь,
молодой, прыжок, иней, зимовать, красота.
4.Прочитай. Стрелками укажи, что обозначает каждое имя
существительное.
Дедушка
Пение предмет
Град
Езда действие
Белизна
Ходьба
Снег признак
Парта
Листок
Заморозки явление природы
Аккуратность
5.Прочитай. Подчеркни нарицательные имена существительные.
Подружка. Собака. Галина. Деревня. Ока. Минск. Дом. Рекс. Девочка. Заяц.
6.Прочитай. Подчеркни имена собственные.
Меня зовут Сергей. Я живу в городе Ярославле. Этот город стоит на Волге.
Мой друг Николай живёт в Сибири. Там протекает большая река Енисей. Тема: Части речи (повторение).
Урок русского языка в 4 классе
Цели: 1. Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи. Формировать умение
распознавать части речи.
2.Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.
3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу,
взаимопомощи, любознательности.
Оборудование: памятки по разбору частей речи, схемы разбора частей речи,
разноуровневые задания на карточках, тесты.
Тип урока: обобщение.
Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный, игровой.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технология: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифференциации.
Ход урока
I. Вводно – мотивационный этап.
1. Психологический настрой
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
II. Операционно – познавательный этап
1. Выход на тему и цель урока.
У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто
они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете.
Представление гостей.
а) Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые.
Как зовут нашего гостя? (Имя существительное)
(слайд № 1)
– Посмотрите, какие предметы у дедушки существительного на рисунке, и на какие вопросы
отвечают эти предметы.
(Что? солнце, тучка, дерево, дождь. Кто? кот, собака)
R: Итак: Что обозначает существительное?
На какие вопросы оно отвечает?
б) Встречайте второго гостя
Художницу нашу знает весь свет
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
Оно с существительным живёт на редкость дружно,
Изменит окончание, когда ему нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле:
Стоит в одном с ним роде и в одном числе. – Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное) (слайд № 1)
А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному?
▪
Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая.
▪
Дерево было (какое?) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое.
▪
Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый.
R: Итак: Что обозначает имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
в) Встречайте третьего гостя
Я, страшное дело, какой деловой,
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю,
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю,
Укроп поливаю, кусты подстригаю,
И чисто – пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
Как зовут нашего третьего гостя? (Глагол)
(слайд № 1)
Дядюшка глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он
весь в движении.
Так какие действия выполняет глагол?
(Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.)
R: Итак: Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
Какое общее название можно дать всем этим гостям? (Части речи)
Значит, что мы будем сегодня повторять?
2. Обобщение (работа в группах)
А сейчас давайте обобщим все, что вы знаете о частях речи. Гости урока хотят, чтобы вы о них всё
написали, а затем рассказали.
(Раздаю группам опорные схемы)
Имя существительное
1.Что обозначает
2.Отвечает на вопросы
3.Грамматические категории
1.
2.
3.
Имя прилагательное
1.Что обозначает
2.Отвечает на вопросы
3.Грамматические категории
1.
2.
Глагол 1.Что обозначает
2.Отвечает на вопросы
3.Грамматические категории
1.
Учащиеся в группах обсуждают и заполняют опорные схемы. Затем представители от групп
рассказывают по схемам всё об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. (слайд №
2)
R: Итак, зачем мы проводили с вами эту работу?
(Повторили все, что мы знаем о частях речи)
3. Каллиграфическая минутка.
Открыли тетради, записали дату, название работы, спинки ровные, тетрадь под углом. Отложили
ручки.
Продолжим урок выполнением каллиграфической минутки.
С какой целью мы её проводим?
(Отрабатываем навык красивого письма)
Посмотрите запись на доске.
весна – с
ранняя – п
наступила – ?
Догадайтесь, как слово связано с буквой. Кто догадался, скажите какую букву можно поставить
вместо вопроса. Докажите.
Вот мы и определили, какие буквы будем писать на чистописании. Мы будем отрабатывать
соединения букв. с п г
Определите последовательность букв в данном ряду и продолжите до конца строки.
спг гпс спг…
Какое соединение будет следующим?
4. Орфографическая минутка
Ребята, прочитайте слова на доске. Составьте с ними предложения и найдите в них орфограммы.
(Записываем предложение и выделяем орфограммы)
Наступила ранняя весна.
5. Физкультминутка
А сейчас ребята отдохнём и поиграем.
Встали, вышли из – за парт.
Если я буду называть глагол – вы садитесь (приседаете), если имя существительное – встаёте –
руки по швам, если имя прилагательное – показываете волну рукой.
Слова: Природа оживает. Птицы прилетают. День длинный, светлый. Деревья распускаются.
О чем говорится в этих предложениях? (о весне)
Какие признаки весны были перечислены?
Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов? (3)
6. Закрепление изученного.
1) Игра «Расставь по своим местам» (на интерактивной доске)
Проблемная ситуация
Даны слова: Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи. (Тетрадь,
школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут,
тихо)
Ребята, а в какой столбик мы отнесем слово тихо? Как вы думаете? Почему?
Значит, мы знаем не все части речи? Ещё со многими другими частями речи нам предстоит
знакомиться дальше. Что объединяет все эти слова?
2) А сейчас закрепим наши знания и выполним упражнение по разбору частей речи. В этом вам
помогут памятки (слайд № 3), которые у вас на партах. Все ребята будут выполнять задание в
тетрадях.
Памятка по разбору частей речи (3 класс) (слайд № 3)
Имя существительное
Вопрос (кто? что?)
1. Одушевленное или неодушевлённое.
2. Собственное или нарицательное.
3. Род.
4. Число.
Имя прилагательное
Вопрос (какой? какая? какие?)
1. Число
2. Род (если в ед. числе).
Глагол
Вопрос (что делает? что делают?)
1. Число
2. Время
Весна – сущ., (что?) неодушев., нариц., ж. р., в ед. ч.
Ранняя – прилаг., (какая?) в ед. ч., в ж. р.
Наступила – глаг., (что сделала?) в ед. ч., пр.вр.
Проверка.
R: Итак, какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий?
7.Проблемная ситуация
Даны слова: печь, пила, больной.
Какими частями речи являются данные слова? Докажите.
Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями
речи? Аргументируйте.
8. Самостоятельная работа (3 уровень содержит проблемную ситуацию)
Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать
самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.
Разноуровневые задания по русскому языку (слайд № 4 )
Тема: Части речи (обобщение)
1 уровень
Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.
Как вы определяли часть речи?
2 уровень
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
3 уровень
Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и
глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
лес … , … .
Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.
9. Домашнее задание (слайд № 5)
1 уровень с. 185 упражнение 426
2 уровень с. 183 упражнение 422
3 уровень с. 186 упражнение 428
III. Этап контроля и рефлексии.
Какие три гостя приходили к нам сегодня на урок?
Давайте расскажем то, что мы о них знаем.
А как вы думаете, мы знаем о них всё или не всё?
Кто доволен своей работой на уроке?
Какое задание вызвало затруднение?
А сейчас проверим свои знания с помощью теста.
Тест по русскому языку (слайд № 6)
3 класс
Тема: Части речи (обобщение)
1. Что обозначает имя существительное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
3. Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
4. Из данных слов выбери имена существительные.
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
5. Из данных слов выбери прилагательные.
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
6. Из данных слов выбери глаголы
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
Работа в парах. Взаимопроверка по ключу. (слайд № 7)
Ключ: 1 – а 4 – в
2 – б 5 – а
3 – в 6 – б Выставление оценок за тест.
Дополнительные задания
(на внимание, логику и сообразительность)
Игра «Дополни словечко» Посмотри как связаны между собой первые два слова и догадайся, какое слово должно стоять
вместо вопроса. Докажи. Определи части речи слов.
небо – птица, река – ? белый – чёрный, утренний – ?
человек – нос, слон – ? повысил – понизил, заплакал – ?
Памятка по разбору частей речи
Имя существительное
Вопрос (кто? что?)
1. Одушевленное или неодушевлённое.
2. Собственное или нарицательное.
3. Род.
4. Число.
Имя прилагательное
Вопрос (какой? какая? какие?)
1. Число
2. Род (если в ед. числе).
Глагол
Вопрос (что делает? что делают?)
1. Число
2. Время Разноуровневые задания по русскому языку
4 класс
Тема: Части речи (обобщение)
1 уровень
Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.
2 уровень
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и
подпиши.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает. 3 уровень
Образуй от данных существительных однокоренные слова,
являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – ………………………….. ,
……………………………………………. .
шум – ………………………………. ,
…………………………………………… .
лес ……………………………… ,
………………………………………………
Грамматические признаки имени существительного – число и род;
вопросы кто? что?
Тест
Что проверяет тест.
1.Представление об имени существительном как о части речи, которая
изменяется по числам и имеет род.
2.Умение различать существительные единственного числа и
множественного числа.
3.Умение различать существительные мужского, женского и среднего
рода.
4.Умение различать существительные, которые отвечают на вопросы
кто? и что? 1.Прочитай. Допиши высказывания.
Существительное, которое можно заменить личным местоимением он,
это существительное………………рода.
Существительное, которое можно заменить личным местоимением она,
это существительное………………рода.
Существительное, которое можно заменить личным местоимением оно,
это существительное………………рода.
2.Прочитай. Определи род каждого существительного. Стрелками
укажи правильный ответ.
Пальто
Цветок мужской род
Снег
Дерево
Облако женский род
Юбка
Чашка
Молоток средний род Ёлка
Платье
3.Прочитай. Определи число и род имён существительных.
Животное ………ч., ……………р.
Инструмент …………ч., …………р.
Собака ………..ч., …………р.
Коровы …………ч., ……….р.
Поля …………ч., ………р.
Сарай ………..ч., ………р
Окошко ………ч., …………р.
Скворцы …………ч., …………р.
Горы …………ч., ………р.
Пеналы …………ч., ……….р.
4.Прочитай. Подчеркни имена существительные в форме
единственного числа и укажи их род.
Наступила осень. С деревьев облетают листья. Часто идёт дождь.
Солнышко уже не греет так, как в летние дни. Птицы собираются в стаи. Они
готовятся к отлёту в тёплые края.
5*.Прочитай. Определи и укажи род выделенных имён
существительных.
Доктор (………..) Елена Владимировна, поле (…………), трава
(…………), библиотекарь (………….) Иван Петрович, директор (…………..)
Галина Геннадьевна, девочка (…………), поэт (………….) Агния Львовна,
преподаватель (…………) Ксения Ивановна, книга (………..), путь
(…………), речка (…………….).
6.Прочитай. Если возможно, измени и напиши форму числа имён
существительных.
Дорога ………………………. Берёза …………………………
Лес ……………………………. Иней …………………………
Роса ………………………….. Ножницы ……………………
Пальто ……………………….. Кольца ………………………
Рельсы ………………………… Деньги ……………………… «Существительные с твёрдой и мягкой основой»
Тест
Что проверяет тест.
1.Представление о существительных с твёрдой и мягкой основой.
2.Умение различать существительные с твёрдой и мягкой основой.
3. Умение различать существительные, в которых Ь – показатель
мягкости конечного согласного и Ь – показатель женского рода.
4.Умение правильно писать имена существительные с основой на
шипящий мужского и женского рода в начальной форме.
1.Прочитай. Правильный ответ подчеркни.
Основа слова, которая оканчивается на твёрдый согласный звук,
называется (твёрдой основой, мягкой основой). Основа слова, которая оканчивается на мягкий согласный звук,
называется (твёрдой основой, мягкой основой).
2.Прочитай. Стрелками укажи правильный ответ.
Болото
Яблоня твёрдая основа
Земля
Поле
Дождь
Метель
Кольцо
Горох мягкая основа
Урожай
Деревня
3.Прочитай. Стрелками укажи правильный ответ.
Речь
Конь Ь – показатель мягкости согласного
Лень
Тишь
Ночь
Мощь
День
Тень Ь – указывает на род имени существительного
Уголь
Мель
4.Прочитай. Определи, в каких случаях необходимо писать Ь.
Правильный ответ подчеркни.
Брош (ь), лещ (ь), стриж (ь), сторож (ь), мелоч (ь), доч (ь), молодёж (ь),
камыш (ь), реч (ь), багаж (ь), чертёж (ь), лож (ь).
5.Измени число данных существительных.
Карандаши …………………………… Печи ……………………
Вещи ………………………………… Силачи …………………
Товарищи ……………………………. Мыши …………………
Врачи ……………………………… Ключи ………………… 6.Прочитай. Подчеркни существительные с мягкой основой.
Ключ, рожь, крыльцо, бельё, печь, морж, сушь, тишь, сарай, кровать.
«Изменение существительных по вопросам».
Тест
Что проверяет тест.
1.Представление об одушевлённых и неодушевлённых существитель
ных.
2.Представление о падежах и падежных вопросах имен существитель
ных.
3.Умение различать падежные вопросы одушевленных и неодушевлен
ных имен существительных. 4.Умение ставить падежные вопросы к именам существительным.
5.Знание определения «склонение имен существительных».
6.Умение склонять имена существительные (изменять имена существи
тельные по падежам).
7.Умение определять падеж имен существительных.
8.Знание о том, как различать в предложении (в тексте) именительный
и винительный падежи имен существительных, отвечающих на вопрос
что?
9.Умение различать в предложении (в тексте) именительный и
винительный падежи имен существительных, отвечающих на вопрос
что?
1.Определи, по каким вопросам будут изменяться существительные зима,
ребята. Стрелками укажи правильный ответ.
Кто? Что?
Кого? Чего?
Кому? Зима Чему?
Кого? Что?
Кем? Ребята Чем?
О ком? О чём?
2.Прочитай. В скобках напиши вопрос, на который отвечает
существительное.
Вот и конец (………..) зимы. Скоро будем встречать перелётных (………….)
птиц. Ребята готовят (…………….) скворечники. В (………………)
скворечниках поселятся (……………….) скворцы.
3.Прочитай. Выбери и подчеркни правильный ответ.
Склонение существительных – это:
А) изменение существительных по родам;
Б) изменение окончаний существительных по вопросам;
В) изменение окончаний существительных по числам.
4.Прочитай. Стрелками соедини падеж и соответствующие ему вопросы.
И.п. Кого? Что?
Р.п. Кому? Чему?
Д.п. Кто? Что? В.п. Кем? Чем?
Т.п. О ком? О чём?
П.п. Кого? Чего?
5.Просклоняй существительные куст, вода.
И.п…………?..............................., ………………………… .
Р.п………….?..............................., ………………………….
Д.п. ……………?............................., ……………………………..
В.п. …………….? ……………………., …………………………
Т.п……………? ………………………, …………………………..
П.п ……………..? …………………….., ……………………………
6.Прочитай. Укажи в скобках падеж имен существительных.
Около дачи (……………..) растёт большая ель (……………..). К ели
(………….) ведёт узкая тропинка (……………..). Под елью (………………)
вырос белый гриб (…………..).
7.Прочитай. Выбери и подчеркни правильный ответ.
Существительные, которые отвечают на вопрос что? и являются главными
членами предложения, стоят (в именительном падеже, в винительном падеже).
Существительные, которые отвечают на вопрос что? и являются
второстепенными членами предложения, стоят (в именительном падеже, в
винительном падеже).
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Проект "Имя существительное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.