Проект: «Использованием здоровье сберегающих технологий с детьми с ОВЗ»
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
физическая культура
Детсад
01.03.2018
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.
К сожалению, в ДОУ с каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.
Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Это здоровьесберегающие технологии.
ПРОЕКТ ЗСТ с детьми ОВЗ.docx
Тема проекта:
«Использованием здоровье сберегающих
технологий с детьми с ОВЗ»
Выполнила:
Полунина Ирина Легиевна к.п.н.
Заместитель заведующего по УВР
МБДОУ д/с № 38 «Успех» город Ставрополь
Участники проекта:
Воспитатели;
Дети;
Родители.
Ставрополь, 2018 год Актуальность проекта
Одна из задач Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем
организма человека, основу которого составляет биологическая программа
индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем
организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу
которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от
наследственных факторов, на 20% от условий внешней среды, т. е. экологии,
на 10% от деятельности системы здравоохранения, а на 50% от самого
человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50%
здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от
слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.
К сожалению, в ДОУ с каждым годом растет количество детей с
ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют нарушения
центральной нервной системы различной степени,
отклонения в
психоэмоциональной сфере, нарушения в опорнодвигательной и дыхательной
системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это
затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает
работоспособность, ориентацию в практической деятельности.
Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ
является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и
воспитательнообразовательных мероприятий, при которой не только
сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит
дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия
выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды
деятельности. Это здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития.
При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе необходимо соблюдать следующие принципы:
«Не навреди!»
принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно; индивидуальности соответствие содержания и организации
образовательной деятельности возрастным и индивидуальным
особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.
В настоящее время в ДОУ в работе с детьми с ОВЗ реализую следующие
здоровьесберегающие технологии:
1. Сохранения и стимулирования здоровья (физкультурные и
динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры, пальчиковые
игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, ортопедическая
гимнастика).
2. Обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, утренняя
гимнастика и гимнастика после сна, самомассаж).
3.
Коррекционные
(технологии музыкального воздействия,
психогимнастика,
технологии воздействия цветом,
сказкотерапия,
логоритмика) .
Начиная с 90 годов, в российском обществе отношение к лицам разного
возраста, имеющим нарушения в развитии и инвалидность, стало изменяться.
Гуманизация отношения к лицам с инвалидностью, включая детей с
ограниченными возможностями здоровья, в современном обществе
предполагает признание самоценности человеческой личности, реализацию ее
способностей с учетом индивидуальных физических и психических
особенностей. В связи с этим приоритетной задачей становится социальная
интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья
требует использования современных подходов и технологий, включая
здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Цель проекта: организация коррекционнокомпенсирующей, коррекционно
развивающей работы с детьми, основанной на их посильном участии в
разнообразных видах и формах деятельности.
Здоровьесберегающая направленность воспитания, образования и
коррекции детей с ОВЗ. Здоровье ребенка – главная педагогическая
ценность и условие успешной реализации любой образовательной программы.
Здоровьесберегающая направленность образовательной среды в МБДОУ
обеспечивается через следующие задачи:
создание в учреждении атмосферы доброжелательности, эмоционального
подъема, психологической свободы и защищенности, внимания и заботы;
обеспечение ребенку возможности удовлетворения физиологических и
личностных потребностей, желаний и интересов;
предоставление ребенку возможности самореализации в различных видах
деятельности;
соблюдение санитарно–гигиенических норм и требований к организации
воспитательно–образовательного процесса;
исключение эмоциональных, интеллектуальных и физических перегрузок
ребенка; координацию педагогических действий педагогов, медиков и родителей.
Тип проекта:
По времени проведения: длительный (сентябрь 2017г. май 2018 г.)
По доминирующей в проектной деятельности: коррекционно
развивающий.
Участники проекта:
Дети с ОВЗ, воспитатель, родители, музыкальный руководитель,
педагогпсихолог.
Основные формы реализации:
Коррекционноразвивающие
занятия
с
использованием
здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.
Работы с родителями детей с ОВЗ.
Материальнотехническое обеспечение.
Сенсорная комната (сухой бассейн, песочница, «сухой дождь»,
тактильный тренажер «Кит», пособия для развития
моторики,
светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие отсветы,
мячи разного размера, сенсорные мячи)
Музыкальный зал (музыкальные инструменты, музыкальный центр,
диски классической, релаксационной музыкой)
Ожидаемый результат:
Укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ.
Активизация двигательной активности детей.
Участие детей с ОВЗ в различных социальных связях.
1 этап, теоретический (4.09.2017 – 7.11. 2017г.)
Определение проблемы
Определение цели и задач
2 этап, подготовительный (разработка проекта)
11.11.2017 – 28.12.2017 г.)
Определение методов работы;
Подбор методической литературы;
Разработка корреционноразвивающих программ с включением
здоровьесберегающих технологий;
Проведение предварительной работы с родителями детей с ОВЗ;
Организация здоровьесберегающего пространства в сенсорной комнате
с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Разработка плана взаимодействия участников проекта.
Разработка плана работы с детьми с ОВЗ в консультативном пункте
«Детский сад для всех»
3 этап, практический (выполнение проекта)
09.01.2018 г. 21. 03 2018 г.)
Организация практической работы с детьми с ОВЗ; Ответственный –
Предметная область Музыка. Ответственный – музыкальный
руководитель.
Цель: Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития
детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной
образовательной программы дошкольного образования .
Предметная область Изобразительное искусство.
воспитатель.
Цель: Придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными
возможностями здоровья (как психологического, так и физиологического
плана),
включение каждого ребенка с особыми потребностями в
образовательную среду и гибкость в подходе к обучению.
Предметная область – Познание. Ответственный – педагогпсихолог.
Цель: Развитие сенсорных ощущений, развитие познавательных процессов,
воспитание у детей способности, потребности и умения самостоятельно
делать выбор и принимать решения.
с ОВЗ к занятиям;
консультации.
4 этап, заключительный (аналитический)
22.03.2018 г. – 30. 05.2018 г.)
Формирование устойчивого интереса, положительного отношения детей
Работа с родителями детей с ОВЗ: наглядная информация,
Подведение итогов реализации проекта.
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов.
Ресурсы проекта
интеллектуальные: продукты интеллектуальной деятельности участников
проекта;
материальные: планируется использование ПК, оргтехники, методическое
и программное обеспечение, наглядный и демонстрационный материал
ДОУ;
финансовые: финансирование предполагается за счет собственных средств
ДОУ и внебюджетных средств;
правовые: нормативноправовые документы (внутренние локальные акты),
регламентирующие деятельность ДОУ;
организационные: создание рабочей группы по реализации проекта во
главе с руководителем проекта;
управленческие: контроль за разработкой и реализацией проекта может
быть возложено на руководителя дошкольным учреждением или на
руководителя рабочей группы;
в т.ч.
официальный сайт ДОУ,
информационные: интернет,
мультимедийные технологии;
кадровые: администрация, педагогический коллектив ДОУ.
Планирование проекта:
№ Формы
Мероприятия
Дата
Ответственный 2
3.
работы
1. Сбор
информации
Оформление
документаци
и
Коррекцион
но
развивающие
заняьия
Проведение мониторинга
численности детей с ОВЗ
Зачисление детей с ОВЗ в
консультативный пункт.
Заключение договора с
родителями детей с ОВЗ.
Проведение групповых и
индивидуальных
коррекционно
развивающих занятий с
использованием
здоровьесберегающих
технологий.
оздоровительных
технологий
в
педагогический процесс.
Включение
4
Консультиро
вание
Консультации
родителей детей с ОВЗ
для
5. Праздники
Развлечения
6. Организация
выставок
детских
работ
Участие детей с ОВЗ в
утренниках, праздниках,
театрализованных
представлениях
Выставка
рисунков
детских
Август
сентябрь
Август
сентябрь
Октябрь
апрель
Заведующая ДОУ,
зам. по УВР
Заведующая ДОУ
Воспитатель,
музыкальный
руководитель,
педагогпсихолог
В
течении
года
В
течении
года
апрель
Воспитатель,
музыкальный
руководитель,
педагогпсихолог
Воспитатель,
музыкальный
руководитель,
педагогпсихолог
воспитатель
Практическая часть проекта
Теперь подробнее рассмотрим каждую из здоровьесберегающих технологий.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей
между двумя видами непосредственной образовательной деятельности. В
результате активизируется мышление и повышается умственная
работоспособность. Использую с элементами дыхательной гимнастики.
Физкультминутки провожу во время проведения организованной
образовательной деятельности, их длительность составляет 35 минуты; они
проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (68
упражнений) с выходом изза столов.
Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным
занятием с детьми с ОВЗ. Предусмотренные планированием игры провожу на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Игры
способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат
формированию здоровья детей.
Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и
нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Способствует снятию напряжения, после сильных переживаний или
физических усилий. Расслабление вызывается путем специально подобранных
игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением. Опыт
показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей
налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
Заключение
Коррекционные технологии:
Психогимнастика. Одним из ее составляющим является мимическая
гимнастика. Для детей с ОВЗ большое значение приобретает эмоциональная
разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях
является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:
познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и
окружающих людей;
развить произвольность собственного поведения через осознанное и
адекватное проявление эмоций;
усилить глубину и устойчивость чувств;
разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное
состояние.
Проводится в непосредственнообразовательной деятельности как часть
занятия.
Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление
речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в
сочетании со словом и музыкой. Логоритмика оказывает влияние на общий
тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности
нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает
внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, память зрительную,
слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в
психофизической сфере детей с нарушениями речи. Проводится как часть
НОД.
Музыкотерапия и звукотерапия (лечение звуками природы) заключается
в музыкальном сопровождении режимных моментов и занятий. Технология
музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон
ребенка. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей и
влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или,
наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные
состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства,
подавленности или агрессии). При использовании музыки необходимо
помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости
на психическое состояние детей. Сказкотерапия. Многие игровые технологии, применяемые на занятиях,
сопровождаю сказками, которые придумываю сама и дети, дополняя фантазии
друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного
слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти. Воспитатель
должен создать такие условия, при которых ребенок, работая со сказкой
(читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, учится находить решения своих
жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и
индивидуальные формы работы.
Заключение.
здоровьесберегающих технологий при проведении
Использование
коррекционноразвивающей работы с детьми с ОВЗ способствует:
повышению работоспособности, выносливости детей;
развитию психических процессов;
формированию, развитию двигательных умений и навыков;
развитию общей и мелкой моторики;
и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
Литература
Грэндин Т, Скариано М.М. «Отворяя двери надежды: Мой опыт
1.
преодоления аутизма». М.:Центр лечебной педагогики, 1999.
2.
Гуменюк, Е. И. Будь здоров! Формирование основ здорового образа
жизни у детей дошкольного возраста (+ 16 карточек) / Е.И. Гуменюк, Н.А.
Слисенко. М.: ДетствоПресс, 2011. 228 c.
3.
С.А. Завражин,
4.
345 c.
Здоровье детей в образовательных учреждениях. М.: Феникс, 2011.
Завражин, С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями /
Змановский, Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский.
5.
Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных
учреждениях: Проблемы и пути оптимизации: Материалы Всероссийского
совещания `Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в
дошкольных образовательных учреждениях` Москва, 1719. Москва: СПб. [и
др.] : Питер, 2013. 344 c.
6.
М.: Медицина, 2012. 128 c.
7.
Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней
педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Пер с англ. М.,
1997.
8.
Эффективные практики и технологии оказания комплексной медико
социальной и психологопедагогической помощи детям с РАС и семьям, их
воспитывающим. Л.К. 9.
Фортова. М.: Академический Проект, Трикста, 2012. 344 c.
Проект: «Использованием здоровье сберегающих технологий с детьми с ОВЗ»
Проект: «Использованием здоровье сберегающих технологий с детьми с ОВЗ»
Проект: «Использованием здоровье сберегающих технологий с детьми с ОВЗ»
Проект: «Использованием здоровье сберегающих технологий с детьми с ОВЗ»
Проект: «Использованием здоровье сберегающих технологий с детьми с ОВЗ»
Проект: «Использованием здоровье сберегающих технологий с детьми с ОВЗ»
Проект: «Использованием здоровье сберегающих технологий с детьми с ОВЗ»
Проект: «Использованием здоровье сберегающих технологий с детьми с ОВЗ»
Проект: «Использованием здоровье сберегающих технологий с детьми с ОВЗ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.