Актуальность проекта.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Проект «Моя малая Родина»
Как средство нравственнопатриотического воспитания
дошкольников
Над проектом работала:
воспитатель подготовительной группы: Газизуллина Файруза Зиннуровна.
Детский сад №46 «Сказка» филиал АН ДОО Алмазик»
Г. Удачный 2017г.
Актуальность проекта.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость
за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать
культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его
культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным
местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с
окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей
страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким
людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз
гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от
общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно
расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились
ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски
формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю,определяется их место в эмоциональной и интеллектуальнонравственной
структуре личности. В настоящее время достаточно много методической
литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь
отдельные стороны нравственнопатриотического воспитания детей в
отдельных видах деятельности нет стройной системы, отражающей всю
полноту данной проблемы.
Таким образом, нравственнопатриотическое воспитание детей является
одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы
проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен
правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт,
накопленный веками.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и
детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на
раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных
качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной
культуры, природе родного края, воспитание эмоциональнодейственного
отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Тематическое поле.
Развитие чувства ответственности за малую Родину и уважения к предкам;
Формирование и развитие личности через патриотическое воспитание;
Расширение кругозора.
I – этап проекта. (организационноподготовительный)
Цель проекта:
Воспитание гуманной духовнонравственной личности, достойных
будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Показать возможность и эффективность формирования у детей
дошкольного возраста основ нравственнопатриотического знания.
Задачи проекта:
Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой
Родине на основе приобщения к родной культуре и традиции.
Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду,
своим близким.
Расширение представлений о России, как о родной стране, о Удачном,
как о родном городе.
Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России
средствами эстетического воспитания: изобразительная деятельность,
художественное слово.
формирование духовнонравственного отношения и чувства
сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу,
культурному наследию своего народа;
формирование духовнонравственного отношения к природе родного
края;
Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста
включает в себя:
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям,
устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным
играм.
проведение целевых наблюдений за животным и растительным миром,
организация сезонного труда в природе;
организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в
которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях,
животных.
Участники проекта:дети подготовительной группы; воспитатели; родители.
Вид проекта: групповой; творческий.
срок реализации:
Сентябрь – август.
Сценарий совместных действий по решению задач
(основные шаги по реализа ции проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического
инструментария (конспекты занятий, консультация для родителей,
воспитателей), презентация проекта.
Описание продукта:
Презентация «Моя малая Родина»;
Оформление альбома «По знакомым местам»; Выставка рисунков.
Ожидаемый результат:
Для детей:
Интерес к родному городу;
Умение понимать смысл образного содержания стихов, пословиц,
поговорок;
Умение определять наименование родственных отношений между
близкими и членами семьи;
Активизация словаря детей.
Для родителей:
Желание родителей заниматься изучением истории своего города;
Желание участвовать в жизни детского сада.
Формы работы: Развлечения и праздники;
Конструирование;
Посещение памятника Л.А.Попугаевой, памятника героям Великой
Отечественной войны
Сюжетноролевые игры: «Если армия сильна – непобедима и страна!»
Подвижные игры;
Наблюдения;
Чтение художественной литературы;
Разучивание песен, стихов;
Беседы.
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание в детском
саду»;
Оформление папкипередвижки «Люби и знай свой отчий край»; «Наша
родина Россия»
Презентация проекта «Моя малая Родина».
Работа с педагогами.
Консультация «Нравственнопатриотическое воспитание дошкольников»;
II – этап проекта (основной)
План работы по реализации проекта
технологическая карта
Образовательная область
Вид детской деятельности
Содержание деятельности
Физическая культура
Двигательная активность
П/игры «Бабушкины игры»;Народные игры: «Полярная сова», «Волк и олени», «Догонялки», «Ручейки и
озера»
Речевая
Беседы, чтение художественной литературы
Беседы с детьми: «Мы дружная семья», «Праздники в нашей семье»,
«Природа родного края»;
Чтение русских народных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Волк и
семеро козлят»;
Пальчиковая гимнастика: «Кто в доме живет», «Моя семья»;
Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок;
Отгадывание загадок
Познание
Познавательноисследовательская
Занятия: «Любимый город», «Путешествие кораблика»,
Художественноэстетическая
Продуктивная, музыкальнохудожественная
Рисование: «Мой дом»;
Лепка: «Угощение для мамы», «Оладушки для бабушки»;
Аппликация: «Флаг моей Родины»,
Игра на народных инструментах;
Разучивание песен: «У меня есть шапка со звездой», «Пограничники», «Во
поле береза стояла»;
Конструирование: «Наш детский сад», «Мой дом»Социальнокоммуникативная
Игровая, коммуникативная
Д/игры: «Кто, что делает», «Мир растений», «Мой город», «Путешествие по
малой Родине»; «Собери флаг России»
С/р. «Семья»;
дополнительная информация необходимая для выполнения проекта:
Использование интернет ресурса:
«Мультимедийная презентации»
«Моя малая Родина»
материально – технические ресурсы необходимые для реализации проекта:
иллюстрации;
фотографии;
художественная литература;
DVD диски.
результативность проекта:
У детей раскрылись патриотические чувства;
Активизировался словарный запас детей, память;
Дети с большим желанием участвуют в ролевых играх: «Наша Армия сильна»
и т.д.;
Дети научились узнавать знакомые здания, памятники.
Используемая литература:
Алябьева Е.А. Нравственноэтические беседы и игры с дошкольниками. – М.,
2004.Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у
дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей
дошкольного возраста. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Зверева О.Л. Социальное развитие ребенка. – М.: А.П.О., 1994.
Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская П.И. Нравственное воспитание в
детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.
использование интернет ресурсов:
Развлечение «Поселок, в котором я живу»;
Развлечение «Путешествие по лесной дорожке и знакомство с лесными
жителями»;
Консультация для воспитателей и родителей «Нравственно патриотическое
воспитание дошкольников»;
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание».