Картотека опытов и экспериментов

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Картотека опытов и экспериментов «Звучащая тишина» В тихой обстановке предложите детям прислушаться к окружающим звукам, словно отправляясь в путешествие по миру звуков. Что они слышат? Шелест листьев за окном, тиканье часов, жужжание пролетающей мухи… Итог: Даже в тишине можно услышать множество звуков, нужно лишь внимательно прислушаться, чтобы не упустить ни одной детали. «Эхо» Отправляйтесь на прогулку в место, где можно услышать эхо (например, в лес или возле высокой стены) Произнесите громкое слово или фразу и прислушайтесь к отзвуку. Объясните, что эхо – это отражение звуковых волн от препятствия, словно голос, вернувшийся из другого мира. «Мир вкусов» Предложите детям продегустировать кусочки различных продуктов: яблоко, лимон, огурец, шоколад, словно дегустируя блюда из волшебной кухни. Попросите их описать вкус каждого продукта: сладкий, кислый, соленый, горький. Итог: Каждый продукт имеет свой уникальный вкус, который мы различаем с помощью вкусовых рецепторов на языке, словно открывая для себя новые грани мира. «Разноцветные тени» Направьте свет от фонарика на предметы, закрытые разноцветной пленкой (например, красный, синий, зеленый). Наблюдайте за тем, как меняется цвет тени в зависимости от цвета пленки. Итог: Цвет тени зависит от цвета света, который ее создает, словно танец света и тени, рождающий новые оттенки. «Музыка хрустальных сфер». Наполните стаканы, водой разной глубины. Предложите юным музыкантам извлечь из них мелодию, нежно касаясь стенок ложечкой. Что за волшебство? Каждый стакан откликается своим неповторимым голосом, звук которого глубок или звонок, словно эхо водной стихии. Итог: Чем полнее чаша, тем ниже, бархатистее ее песня. «Спектр радуги в миниатюре». Аккуратно возлейте в прозрачный сосуд слои жидкостей, каждая из которых хранит свою тайну плотности: тягучий мед, перламутровое средство для мытья посуды, воду, окрашенную в небесные тона, солнечное растительное масло, спирт, рубиново подкрашенный. Замрите в восхищении, наблюдая чудо рождения разноцветной радуги, застывшей в стекле. Итог: Как несмешиваемые краски на палитре художника, жидкости разной плотности создают живописные слои.
Иконка файла материала картотека опытов.docx

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ласточка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотека опытов и экспериментов

 

 

 

 

                                                                                                                                                   Воспитатель: Гизатулина Галия Сулеймановна.


 

 

«Звучащая тишина»

В тихой обстановке предложите детям прислушаться к окружающим звукам, словно отправляясь в путешествие по миру звуков.

Что они слышат? Шелест листьев за окном, тиканье часов, жужжание пролетающей мухи…

Итог: Даже в тишине можно услышать множество звуков, нужно лишь внимательно прислушаться, чтобы не упустить ни одной детали.

«Эхо» Отправляйтесь на прогулку в место, где можно услышать эхо (например, в лес или возле высокой стены) Произнесите громкое слово или фразу и прислушайтесь к отзвуку. Объясните, что эхо – это отражение звуковых волн от препятствия, словно голос, вернувшийся из другого мира.

«Мир вкусов» Предложите детям продегустировать кусочки различных продуктов: яблоко, лимон, огурец, шоколад, словно дегустируя блюда из волшебной кухни. Попросите их описать вкус каждого продукта: сладкий, кислый, соленый, горький.

Итог: Каждый продукт имеет свой уникальный вкус, который мы различаем с помощью вкусовых рецепторов на языке, словно открывая для себя новые грани мира.

«Разноцветные тени» Направьте свет от фонарика на предметы, закрытые разноцветной пленкой (например, красный, синий, зеленый). Наблюдайте за тем, как меняется цвет тени в зависимости от цвета пленки.

Итог: Цвет тени зависит от цвета света, который ее создает, словно танец света и тени, рождающий новые оттенки.

«Музыка хрустальных сфер». Наполните стаканы, водой разной глубины. Предложите юным музыкантам извлечь из них мелодию, нежно касаясь стенок ложечкой.

Что за волшебство? Каждый стакан откликается своим неповторимым голосом, звук которого глубок или звонок, словно эхо водной стихии.

Итог: Чем полнее чаша, тем ниже, бархатистее ее песня.

«Спектр радуги в миниатюре». Аккуратно возлейте в прозрачный сосуд слои жидкостей, каждая из которых хранит свою тайну плотности: тягучий мед, перламутровое средство для мытья посуды, воду, окрашенную в небесные тона, солнечное растительное масло, спирт, рубиново подкрашенный. Замрите в восхищении, наблюдая чудо рождения разноцветной радуги, застывшей в стекле.

Итог: Как несмешиваемые краски на палитре художника, жидкости разной плотности создают живописные слои.

«Призрачные письмена». Возьмите белый восковой мелок, словно волшебную палочку, и начертайте тайное послание на белоснежном холсте бумаги. Предложите юным художникам раскрыть секрет, раскрасив лист акварельными красками.

Что произойдет? Скрытое послание выступит, словно призрак из небытия!

Итог: Воск – заклятый враг воды, он отталкивает ее, охраняя восковые линии от вторжения краски, и буквы восстают из невидимости.

«Игла-компас, указывающая путь». Вдохните жизнь в обычную иголку, наделив ее силой магнита, потерев о магнитный камень. Пронзите ею маленький бумажный кружок или лист, словно ладью. Отпустите конструкцию в плавание по водной глади.

Что случится? Игла, точно верный страж, встанет вдоль оси север-юг.

Итог: Подчинившись зову Земли, намагниченная игла всегда указывает на север, словно повинуясь невидимому повелителю.

«Торнадо, заточенный в бутылке». Соедините две пластиковые бутылки, словно два мира, горлышками вместе, используя магический соединитель или ленту. Наполните одну из них водой и закрутите ее, словно волшебный вихрь.

 Что произойдет? Вода забурлит и устремится вниз, создавая миниатюрный, но реалистичный торнадо.

Итог: Сила вращения создает воронку, словно миниатюрное воплощение могущественного торнадо, заключенного в стеклянные стены.

«Волшебный кристалл, рожденный из соли». Приготовьте соляной раствор, насыщенный, как морская пучина, в кипящей воде. Опустите в него нить, держащую на себе маленький грузик или кристаллик соли, словно зачаток будущего сокровища. Оставьте раствор в покое, дайте ему время.

Что произойдет? На нити начнут расти, словно сказочные цветы, сверкающие соляные кристаллы.

Итог: Когда горячий раствор остывает, избыток соли воплощается в прекрасные кристаллы, видимые глазу.

«Чернила-невидимки, раскрывающие тайну». Напишите послание лимонным соком,. Дайте чернилам высохнуть, сокрыв секрет. Чтобы прочитать написанное, приблизьте бумагу к теплу лампы или утюга.

Что произойдет? Скрытое послание явится миру! Лимонный сок, подобно хранителю тайны, темнеет при нагревании быстрее бумаги, проявляя слова из невидимости.

Итог: Органические вещества в лимонном соке открывают свою сущность под воздействием тепла, делая тайную надпись явной.

 « Невидимка воздух»

Оборудование и материалы: прозрачный стакан с широким горлышком, небольшая банка, таз, ложка, акварельные краски, почва, вода, веер. Содержание опыта:

Налейте в прозрачное ведерко до половины воды, подкрашенной акварелью в любой цвет, словно зачаровывая водную гладь.

Переверните стакан вверх дном и медленно опустите в подкрашенную воду. Дети замирают в предвкушении: стакан остается сухим! Какая же сила не пускает воду? Как же обнаружить этого невидимого стража?

Наполните таз водой. Опустите стакан в таз донышком вниз. Маленькие исследователи с изумлением замечают: стакан наполняется, а на поверхность устремляются танцующие пузырьки воздуха. Вывод: воздух легче воды, и она, словно добрая волшебница, выталкивает его наверх.

Возьмите ложку и, нежно помешивая воду в стакане, "вызовите" на поверхность новые серебристые пузырьки.

 Вывод: воздух прячется и в самой воде.

«Веер, веер, ветерок…» Педагог предлагает детям ощутить ласковое прикосновение воздуха. Взмахните веером у лица и почувствуйте нежное дуновение, словно легкий шепот: «Я здесь!».

Вывод: Воздух – наш невидимый спутник, он повсюду вокруг нас. Он прячется в воде и в самой земле. Мы не видим его, потому что он бесцветен, не имеет вкуса и запаха, но всегда присутствует рядом.

«Ветер парус надувает» Дети превращаются в юных капитанов, отправляя свои бумажные флотилии с гордо поднятыми парусами в плавание по тазикам с водой. Они увлечённо дуют на паруса, наблюдая за игривым танцем корабликов.

Выводы, рожденные ветром: Без ветра парусник, словно зачарованный, дремлет на месте. Слишком яростный ветер может обернуться кораблекрушением.

Итог: Ветер – это дыхание воздуха, его свободное движение в бескрайнем пространстве.

«Горка из песка» Зачерпните пригоршню сухого песка и позвольте ему тонкой струйкой пересыпаться сквозь пальцы, наблюдая за тем, как рождается песчаный холмик.

Итог: Сухой песок, словно ленясь держаться вместе, легко рассыпается, ускользая между пальцами.

«Камень и песок» В одну ёмкость с водой осторожно опустите камушки, в другую – песок. Что быстрее достигнет дна морского?

Вывод: Камень тяжелее песка, ведь он мгновенно, словно ныряльщик, погружается в водную глубину.

«Сухой песок» Позвольте ладошкам ощутить прикосновение песка. Какой он? (Ласковый, тёплый, нежный, мягкий, сыпучий.) Предложите отыскать в песчаных дюнах спрятанные сокровища – маленькие игрушки.

Итог: В песке так удобно прятать секреты и закапывать клады, словно на таинственном острове!  Попробуйте сотворить пирожок из сухого песка. Получилось? Почему?

 Итог: Сухой песок непослушен, он не лепится, не держит форму, словно убегает от нас.

«Вода и песок» Полейте песок водой. Что происходит? Вода мгновенно исчезает, словно растворяясь в песчаной поверхности. Заполните треть ёмкости водой, аккуратно засыпьте песком. После небольшой паузы слейте воду. Что осталось на дне?

Итог: Песок не растворяется в воде, он остается верен себе, сохраняя свою структуру.

«Песочная кулинария» Из влажного песка, словно по волшебству, рождаются аппетитные пирожки и изысканные тортики! Песок, щедро смешанный с водой, послушно принимает любую форму, сохраняя ее до поры.

Итог: Вода заполняет пространство между песчинками, скрепляя их. Грани плотно сцепляются, образуя крепкий союз, поэтому мокрый песок так хорошо держит форму.

 «Почва и погода» Во время прогулки предложите детям прикоснуться к земле. Какая она в солнечный день? (Тёплая, сухая, светлая.) А после дождя? (Тёмная, холодная, мокрая, липкая.)

Итог: Погода – настоящий художник, она своими красками влияет на состояние почвы, преображая ее до неузнаваемости.

«Есть ли у воды запах и вкус?» Предложите детям вдохнуть аромат и ощутить вкус воды. Затем добавьте в воду щепотку сахара и немного соли. Что изменилось? Ребята приходят к умозаключению: Сама вода – как чистый холст, она бесцветна и безвкусна. Но она, как губка, может впитать в себя вкус и запах вещества, которое в нее добавляют.

«Фильтрование воды» Установить воронку на горлышко сосуда. Бережно положить в воронку листок фильтровальной бумаги.  На бумагу ложечкой насыпать измельчённый активированный уголь, словно волшебный порошок.  Аккуратно налить загрязнённую воду.  Зафиксировать результаты эксперимента (вода стала чище), зарисовать итоги наблюдения, как настоящие ученые.

«Что такое вода, какой она формы?» Медленно вылейте воду в ведерко. Что делает вода? (Льется, вытекает, заливает и т.д.).

Выводы: Вода – это жидкое волшебство, поэтому ее и называют жидкостью. У воды нет своей формы, она послушно принимает форму того сосуда, в который ее наливают.

«Вода и пар» Вскипятите воду в сосуде и накройте его крышкой. Что происходит? Пар превращается в капли, словно роса!

Вывод: При нагревании вода преображается, словно по мановению волшебной палочки, – из жидкости превращается в невидимый газ. При охлаждении происходит обратное превращение – газ вновь становится жидкостью.

«Снег и вода» Наберите снег в прозрачную ёмкость, поставьте в тепло. Дождитесь, когда снег растает и превратится в воду. Что вы видите?

 Итог: Снег под действием тепла тает, словно по волшебству, превращаясь в воду.

Почему снег греет? В снег поместите ёмкости с водой на разную глубину. Где вода останется теплее?

Итог: Чем глубже спрятана ёмкость в снежном сугробе, тем теплее в ней вода. Снег, словно пушистое одеяло, согревает растения и почву от зимней стужи.

«Снег и лёд» В одно ведерко насыпьте рыхлый снег, в другое – утрамбованный, в третье – лед. Что растает быстрее? Наблюдение за содержимым трех ведер поможет сделать вывод: рыхлый снег растает первым, затем плотный, а лед – в последнюю очередь, не желая сдаваться весеннему теплу.

«Букет» Из букета выберите цветок и поставьте в вазу без воды. Спустя несколько часов сравните цветы из букета и цветок, лишенный влаги.

Итог: Вода – живительный источник для растений. Без воды цветы увядают быстрее, теряя свою красоту и свежесть.

«Питание растений» Цветок поставьте в вазу с водой, словно давая ему напиться. В воду добавьте краску, чтобы увидеть волшебство своими глазами. Через несколько дней расщепите стебель и проследите, как высоко поднялась подкрашенная жидкость.

Итог: Вода поднимается по стеблю цветка, неся ему жизнь и цвет.

«Кораблестроители» Педагог предлагает подобрать плавучий материал для постройки кораблика. Ребята опускают в воду деревянные и металлические пластины, брусочки из пенопласта, бумажные лодочки. Что лучше держится на воде? Анализ результатов наблюдений поможет юным кораблестроителям сделать правильный выбор.

«Волшебные линзы» Рассматривание изображений или мелких предметов (пуговички, бусинки, пёрышки) сквозь увеличительные стекла позволяет сделать вывод: размеры предметов меняются в зависимости от линзы, словно попадая в другой мир.

«Путешествие солнечного зайчика» В ясную погоду пронаблюдайте за перемещением "солнечного зайчика", словно отправляясь в увлекательную игру. Как свет отражается от зеркальной поверхности? Что будет, если поставить еще одно зеркало?

Итог: Свет отражается от зеркальной поверхности, словно солнечный зайчик играет в прятки, перескакивая с одного зеркала на другое.

«Нарисуем радугу» Педагог погружает зеркало в ёмкость с водой и устанавливает его так, чтобы поймать и отразить солнечные лучи на стене в виде разноцветной дуги, как настоящий художник. Вода преломляет световые лучи и расщепляет белый цвет на спектр радуги. С высоты птичьего полета радуга может выглядеть как окружность, словно волшебный портал в другой мир.

Итог: Радуга – это волшебная дуга или окружность, рожденная соединением света и капелек воды, символ надежды и красоты.

«Свет и тень» Направьте поток света на предметы. Почему возникает тень? Как меняются ее очертания?

 Итог: Тень появляется, когда свет не может пройти сквозь предмет, словно встречая на своем пути преграду. Тень повторяет очертания предмета, как верный двойник. Чем плотнее предмет, тем темнее тень, словно тайна, скрытая в полумраке.

«Магнитная рыбалка» Дети с помощью магнита "ловят" металлические предметы на удочку с магнитиком вместо крючка, словно соревнуясь в ловкости и удаче.

«Согревающие лучики» Во время прогулки прикоснитесь к кирпичикам в тени и на солнце. Где кирпичи теплее? Итог: Солнечные лучи согревают поверхность предметов, даря им свое тепло.

«Разноцветные шарики» Дети надувают резиновые шарики, наливают в них воду, сравнивают размеры и форму, как настоящие волшебники, создающие собственные маленькие вселенные.

Выводы: Шарики разные по форме и цвету, словно драгоценные камни. Резина растягивается, если вдуть больше воздуха, шарик становится больше. Если не завязать шарик, он сдуется, выпустив свое волшебство.  Резина не пропускает воду, удерживая ее внутри.

«Звёздное небо» Вырезать из картона круг диаметром 15 см. Нарисовать белым маркером 10 точек, словно создавая карту сокровищ.

Проделать отверстие в центре и закрепить ось (ручку, карандаш) скотчем.

Раскрутить ось, зажав ее между ладонями. Вывод: На вращающемся круге точки сливаются в кольца, словно образуя галактику. В реальности звезды неподвижны, а вращается Земля, но нам кажется, что вращаются звезды, танцуя в ночном небе.

«Огонь и сахар» В ложечку положите кусочек сахара и подержите над пламенем свечи. Что происходит? Твердый сахар постепенно становится жидким, словно превращаясь в карамель, и без воздействия тепла возвращается в твердое состояние. Дополнительный вопрос: Может ли сахар растаять под солнцем? (Солнечного тепла недостаточно для этого волшебства).

«Вулкан» Педагог предлагает рассмотреть макет вулкана. В "кратер вулкана" т. е. бутылку в макете; насыпаем 2 столовые ложки соды; добавляем 1 ложку красной краски (гуаши); затем - 1 ложку жидкого мыла. Смешиваем лимонную кислоту с водой Осторожно вливаем кислую воду в "кратер" Вулкан просыпается Это взаимодействуют вещества кислота-лимонная и сода-щелочь

Итог: Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по разному в разных состояниях.

Определение наличия крахмала в картофеле и яблоках Пипеткой капаем несколько капель йода на срез клубня картофеля на срез кусочка спелого яблока.

Наблюдаем: Произошла химическая реакция между йодом и крахмалом, который содержится в картофеле на спелом яблоке йод не изменил своего цвета

Итог: в картофеле крахмала больше. В созревших яблоках нет крахмала.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru