Автор: Дунлу Наталья Владимировна
ПОРТФЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ЛЭПБУК ВО 2 КЛАССЕ Для учителя!
«Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни» Мария Монтессори
Дорогие учителя начальных классов! Мы живем в эпоху стремительных перемен, когда традиционные методы обучения требуют нового осмысления. Каждый учитель мечтает, чтобы его уроки были не просто передачей информации, а настоящим приключением, где каждый ребенок чувствует себя исследователем и творцом.
Именно таким "волшебным ключом" к миру знаний и становится
технология лэпбук. Этот портфель методических материалов – ваш личный путеводитель в удивительный мир интерактивных тематических лэпбуков. Здесь вы найдете не только подробное описание методики, но и 14 готовых, апробированных идей для уроков окружающего мира во втором классе.
Мы покажем, как лэпбук помогает развивать универсальные учебные действия, креативность, самостоятельность и самое главное – неугасающий интерес к познанию.
Приглашаем вас в увлекательное путешествие! Пусть каждый лэпбук, созданный вашими учениками, станет их персональной "сокровищницей" знаний и вдохновения.
Золотое правило: Не стремитесь к идеалу! Главное – это процесс самостоятельного познания и творческого самовыражения учащихся!
Что такое «Лэпбук»?
LapBook (от англ. lap — колени и book — книга) – это интерактивная тематическая папка, которая позволяет систематизировать и закреплять изученный материал.
Лэпбуки имеют небольшие размеры (обычно формата А4 в сложенном виде) и ребёнку удобно рассматривать их, держа на коленях.
Это не просто красивая поделка, а гибкий и персонализированный инструмент, созданный руками самого ребенка.
Внутри такой папки на отдельных листах, в кармашках, окошках, раскладушках и других элементах помещается вся собранная и обработанная информация по определенной теме урока.
Пошаговая инструкция
Шаг 1: Выбираем тему. Определите основную тему урока, которая станет "сердцем" вашего лэпбука.
Шаг 2: Планируем структуру. Нарисуйте простой эскиз будущего лэпбука. Где будут располагаться кармашки, раскладушки, окошки? Продумайте, какую информацию, в какой элемент вы поместите.
Шаг 3: Собираем "скелет". Сложите основу из плотного картона. Это может быть папка из двух или трех створок, скрепленных скотчем или клеем.
Шаг 4: Создаем интерактивные элементы. Вырежьте и приклейте кармашки, сделайте раскладушки, вращающиеся диски. Пусть ученики активно участвуют в этом процессе, используя шаблоны.
Шаг 5: Наполняем содержанием. Самое интересное! Работа непосредственно по теме урока. Записывайте факты, рисуйте, вклеивайте иллюстрации, выполняйте задания.
Вся информация должна быть короткой, емкой и визуально привлекательной.
Шаг 6: Оформляем! Используйте цветные карандаши, фломастеры, наклейки, декоративные элементы. Сделайте LabBook ярким и запоминающимся!
Как использовать портфель методических материалов?
1. Ознакомьтесь с общим содержанием. В начале каждой темы урока Вы найдете краткое описание главной идеи урока, формы организации учебного процесса, элементы лэпбука и задания.
2. Выберите необходимый урок/тему. Методический портфель организован по тематическому принципу, что позволяет быстро найти необходимый материал.
3. Определите форму организации урока и элементы лэпбука. Портфель подскажет, какие компоненты лэпбука помогут эффективно раскрыть тему урока.
4.Адаптируйте материалы. Мы предоставляем основу, не бойтесь адаптировать задания и предлагать другие идеи для создания лэпбука.
5. Лэпбук станет наглядным пособием, которое младшие школьники смогут использовать самостоятельно после урока, закрепляя пройденный материал.
Урок №1
Раздел: Где мы живем
Тема: Родная страна
Класс: 2
Главная идея урока (связь с лэпбуком): Лэпбук выступает в роли интерактивного путеводителя, позволяя детям в игровой и занимательной форме самостоятельно находить, изучать и собирать информацию о родной стране, превращая процесс познания в увлекательное исследование. Форма организации: фронтальная Элементы лэпбука и задания:
Блокнотик «Флаг России». Прочитай, что обозначают цвета российского флага, узнай какой флаг России и в какой день отмечают День Государственного флага России.
Книжка «Открывашка». Прочитай, изучи и узнай о населении, составе РФ, столице. Попробуй рассказать соседу по парте, что узнал нового.
Книжка «География». Прочитай общие сведения о РФ, о географическом положении, размерах, климате, воде и ресурсах. Приготовь пересказ для класса.
Блокнотик «Герб России». Прочитай историю создания герба и что элементы герба обозначают. Приготовься, рассказывать для всего класса.
Кармашек «Неофициальные символы России». Прочитай внимательно текст и попробуй угадать неофициальные символы России. Подпиши отгадку и прикрепи соответствующую картинку.
Книжка-гармошка «Угадай кроссворд». Ответь на 8 вопросов и напиши слова в кроссворд. И узнай, как по-другому называется флаг России.
Строчки-помощницы. Изучи учебный материал и учебник, напиши, что обозначают определения – федерация, имя нашей родной страны, традиции.
Кармашек «Поговорки и цитаты». Изучи цитаты известных людей о России.
Соедини две части поговорки, чтобы получилась одна.
Разворот с картой России. Рассмотри карту России, познакомься с краями, областями и т.д. Попробуй найти область, в которой ты живешь.
Кармашек с секретом (разрезанный герб): Открой «секрет». Карточки пазлы - собери из разрезанных изображений герб России. Найди только герб Российской Федерации из всех предложенных гербов других стран. Что изображено на гербе России?
Расскажи, что ты видишь.
Флажок (объемный элемент, сделанный из картона и палочки). Назови цвета Государственного флага Российской Федерации. Найди флаг нашей страны. Найдите в карточках обозначения цветов флага и прочитайте, что они означают.
Музыкальный уголок (блокнотик Гимн России). Блокнотик «Гимн России» (текст гимна) и информация об авторе музыки, и слов. Послушай….(учитель включает фрагмент гимна России) и попробуй узнать мелодию. Как ты думаешь, что это за песня? (гимн России). Вспомните, когда исполняется гимн и как его слушают.
Карточки «Народы России». Прочитай текст в учебнике на странице 8-9 и информационные карточки «Народы России». Узнай, представители, каких народов населяют нашу страну. Познакомьтесь с традициями, обычаями и праздниками разных народов России.
Календарь «Праздники России». Найди в календаре важные праздники нашей страны (День России, День Победы, День народного единства, День конституции и т.д.). Внимательно слушай рассказ учителя и ознакомься с текстом, обведи важные даты праздников в каждом месяце. Подпиши на карточках недостающие даты и названия праздников.
Кармашек «Неофициальные символы России». Прочитай внимательно текст и попробуй угадать неофициальные символы России. Подпиши отгадку и прикрепи соответствующую картинку.
Кармашек «Проверка знаний». Реши по пройденной теме тест и узнай насколько хорошо ты изучил тему урока.
*Домашнее задание. Собери и оформи небольшую коллекцию из того, что напоминает тебе нашу страну. Это могут быть картинки, открытки, рисунки, листочки от деревьев и т.д. Попробуй подписать, что изображено на данных предметах и почему этот предмет важен для тебя. Оформи разворот в лэпбуке.
Урок №2
Раздел: Где мы живем
Тема: Город и село
Класс: 2
Главная идея урока (связь с лэпбуком): Лэпбук позволяет младшим школьникам, самостоятельно находить и систематизировать информацию о городе и селе, визуально сравнивать их особенности и осознавать их взаимосвязь в рамках страны.
Форма организации: фронтальная, парная Элементы лэпбука:
Строчка-помощница. Напишите определение города и села. Используя учебник и раздаточный материал.
Кармашек «Здесь я живу». Нарисуй схематично дом и местность, где ты живешь.
Это город или село?
Кармашек с окошками-заданиями. Несколько окошек, за которыми скрыты изображения разных городских зданий: театр, школа, больница, многоэтажки и т.д.
Открой окошки, назови, что ты видишь.
Вращающийся диск «Городской транспорт». Два круга: на верхнем – окошки с изображением разных видов городского транспорта: автобус, трамвай, троллейбус, метро; на нижнем – названия и иллюстрации. Вращай диск и соединяй транспорт с дорогой, и выбирай, к городу или селу подходит данный транспорт.
Мини-книжка «Городские жители». Страницы с изображениями людей разных профессий, которые работают в городе. Найди изображения с людьми, которые работают в городе. Соедини стрелочкой человека и его профессию (подпиши профессию).
Кармашек «Правила дорожного движения». В городе много людей и машин, поэтому нужно соблюдать правила дорожного движения. Ознакомься с правилами и назови вслух, какие правила ты соблюдаешь.
Кармашек «Сельские домики». Карточки с изображением сельских домов, амбаров, сараев. Посмотри на изображения. Что ты про них можешь рассказать? К городу или селу они относятся?
Вращающийся диск «Сельская техника». Два круга: на верхнем – окошки с изображением разных видов сельской техники: трактор, комбайн, грузовик; на нижнем – названия и иллюстрации. Вращай диск и соединяй технику с тем, где она работает (поле, дорога).
Мини-книжка «Сельские жители». Страницы с изображениями людей разных профессий, которые работают в селе: фермер, доярка, садовник, агроном, тракторист, пчеловод, пастух, конюх. Найди иллюстрации с людьми, которые работают в селе. Кем они работают? Подпиши под иллюстрациями названия профессий. Чем отличаются сельские профессии от городских профессий?
Разворот с двумя частями. Расположи на этом развороте все, что есть и в городе, и в селе. Найди подходящие изображения. Например: дом, дорога, магазин, люди, деревья и т.д. Подпиши названия.
Сравнительная таблица. Карточки с вопросами и местом для ответов детей. Работа в парах. Вариант 1 находят отличительные черты города, вариант 2 – отличительные черты села. Соедините стрелками. Вопросы: Где больше полей? Где работают на тракторах? Проселочные дороги. Дороги, покрытые асфальтом. Многоэтажные дома из кирпича. Деревянные/кирпичные частные дома. Множество заводов и фабрик. Поля, на которых выращивают культурные растения, стада домашних животных, фермы. Развит общественный транспорт – троллейбусы, автобусы, трамваи. Села окружены лесом, в котором много грибов, ягод, трав. Мало зелени, загазованный воздух. Чистый воздух, экологически чистые продукты питания. Множество памятников, музеи, театры и кинотеатры.
Конверт фигурный «Где бы я хотел жить?». Подумай, где тебе больше всего хотелось бы жить – в городе или в селе? Нарисуй или напиши аргументировано, почему ты так думаешь.
*Домашнее задание. Представь, что твой друг живет в другом месте (в селе или в городе). Расскажи ему о 3-4 вещах, которые есть в городе/селе. А потом расскажи о 3-4 вещах, которые есть только в селе/городе. Оформи разворот в лэпбуке.
Урок №3
Раздел: Где мы живем
Тема: Природа и предметы, созданные человеком
Класс: 2
Главная идея урока (связь с лэпбуком): Лэпбук является результатом раскрытия темы урока, так как он позволяет визуально разделить и затем соединить две противоположные категории: Природа и Предметы, созданные человеком. Форма организации: фронтальная, парная Элементы лэпбука и задания:
Строчка-помощница. Запишите, что такое рукотворный мир? А что такое, природа?
Двойной разворот «Знаешь ли ты?». Напиши собственные примеры живой природы и предметов, которые создал человек. Не повторяй примеры, которые были изучены на уроке.
Кармашек-камень «Неживая природа». Изображения неживых природных
объектов: камень, вода, солнце, воздух, гора и живых (заяц, медведь и т.д). Оставь в кармашке только те изображения, которые относятся к неживой природе. Работа в парах.
Вращающийся диск «Природные явления». Два круга: на верхнем – изображения природных явления (дождь, снег, радуга, ветер и т.д.), на нижнем – их названия и описания. Соедини природное явление с его названием. Работа в парах
Карточки «Из чего сделано?». Карточки с природными материалами: дерево, камень, вода, глина, шерсть. Посмотри на эти материалы. Из чего они сделаны? Напиши под каждым материалом, что можно из него сделать.
Кармашек-домик. Изображения разных домов (изба, палатка, кирпичный дом). Из чего люди строят эти дома? Подпиши названия под иллюстрациями.
Разделитель «Природные объекты и предметы, созданные человеком». Разделенная пополам страница или два кармана. Разложи карточки с изображениями в нужные категории, что относится к природе или к тому, что сделал человек.
Карточки «Связь». Соедини стрелочкой природный материал и предмет, который из него сделан. Например: дерево – стол, шерсть – варежки, глина – горшок, вода – напиток и т.д.
Карта мыслей. Подумай, как можно сохранить природу. Запиши в виде текста или рисунка.
*Домашнее задание. Выбери комнату в своем доме, где ты проводишь больше всего времени. Оглянись вокруг. Напиши список того, что есть в комнате. Отметь предметы, которые созданы человеком, а которые относятся к природе. Подумай, из чего сделаны предметы. Заполни разворот в лэпбуке.
Урок №4
Раздел: Где мы живем
Тема: Природа в опасности!
Класс: 2
Главная идея урока (связь с лэпбуком): Лэпбук визуально подходит для темы урока, так как он позволяет структурировано представлять проблемы природы, их причину и пути решения. Создание лэпбука превращает пассивное получение информации в активный поиск ответов, что поддерживает осознанное получение информации.
Форма организации: фронтальная, парная Элементы лэпбука и задания:
Ребусы урока. Отгадай ребусы и ответь на вопрос – относятся ли они к теме урока?
Разворот знаний. Изучи учебник, раздаточный материал и заполни строчки помощницы (заповедники, национальные парки, красная книга), подпиши верные утверждения в соответствующую колонку (маленькая и большая рана, нанесенная природе).
Мини-книжка «Почему исчезают животные». Прочитай рассказ о том, почему исчезают животные. Подготовь мини-пересказ с добавлением собственных причин, почему исчезают животные и как можно это предотвратить.
Карман экологических пословиц. Соедини части пословиц между собой и прочитай. Ответь, как ты понимаешь данные пословицы.
Кармашек «Цвета Красной Книги». Изучи раздаточный материал и подпиши, что обозначают каждый из цветов Красной Книги.
Гармошка «От чего планета плачет» и «От чего планета радуется?». Заполни гармошку. Вспомни от чего планета плачет, а от чего радуется. Дополни и прикрепи соответствующие иллюстрации.
Кармашек «Экологические ситуации». Прочитай экологические ситуации и ответь на вопросы, что ты бы сделал в данных ситуациях. Задай вопросы соседу по парте, как бы он поступил в данных ситуациях. Работа в парах.
Тест на экологичный образ жизни. Выбери необходимые иллюстрации, посчитай сколько желтых и голубых карточек ты выбрал. Затем прочитай, какой образ жизни соответствует тебе.
Фигурные карманы контейнеров для различных видов отходов. Изображения мусорниц (бумага, пластик, стекло, пищевые отходы, металл). Изучи раздаточный материал и рассортируй иллюстрации мусора по верным контейнерам.
Карман «Узнавай-ка». Прочитай и изучи раздаточный материал (заповедники Тюменской области, общая информация о мусоре, правилах поведения в лесу, как долго разлагается мусор, сдал батарейку спас ежика). Расскажи, что нового ты узнал?
*Домашнее задание. Поговори с родителями, как вы в своей семье бережете природу. Есть ли у вас дома мусорное ведро для раздельного сбора мусора? И т.д. Напишите 2-3 варианта того, как ваша семья помогает защитить природу. Заполни разворот в лэпбуке.
Урок №5
Раздел: Где мы живем
Тема: Проект «Родной город и село»
Класс: 2
Название лэпбука: Выбирается самостоятельно учащимися. Например: Мой город/село – моя гордость и т.д.
Главная идея урока (связь с лэпбуком): Лэпбук выполняется индивидуально каждым учеником. Проект может быть рассчитан на домашнее выполнение (с последующей защитой в классе) или выполнение непосредственно на уроке. Элементы лэпбука предлагаются учителем, а также учащиеся самостоятельно могут предлагать идеи и проявлять творческий потенциал.
Форма организации: индивидуальная Элементы лэпбука и задания:
Обложка – коллаж из самых узнаваемых мест родного города/села (фотографии).
Можно сделать карту-схему родного края.
Кармашек «Мой дом». Напиши свой полный адрес (улица, дом). Нарисуй свой дом или многоэтажный дом, в котором ты живешь.
Временная линия. Карточки с датами и основными событиями, связанные с местом жительства. Основные важные события, появление значимых объектов. Фотографии, рисунки.
Карман «Легенда моего края». Краткая, адаптированная легенда или интересный факт об основании города/села.
Карман - схема. Схематическая карта города/села с обозначением ключевых мест.
Найди на карте свой дом, школу, любимое место.
Мини-книечка «Архитектурные места». Страница с изображениями красивых зданий, памятников и т.д.
Карман «Мое любимое место». Фотографии, рисунки любимых мест учащихся. Напиши, почему ты его любишь.
Карточки «Известные земляки». Изображения и краткие описания людей, связанных с городом/селом (писатели, герои и т.д). Выбери одного человека, о котором ты хочешь узнать и рассказать.
Карман «Реки и озера». Узнай, есть ли в вашем городе/селе реки и озера. Напиши названия.
Герб, флаг, гимн, традиции и обычаи города/села (если есть).
Карман «Стихи и рассказы». Напиши несколько строк о своем городе/селе.
Карман «Будущее моего города/села». Каким ты видишь свой город/село в будущем? Нарисуй или напиши.
Урок №6
Раздел: Природа
Тема: Неживая и живая природа
Класс: 2
Главная идея урока (связь с лэпбуком): Лэпбук позволяет наглядно рассмотреть все понятия, показать их взаимосвязь и закрепить знания через интерактивные задания, что делает учебный процесс живым и интересным. Форма организации: фронтальная
Элементы лэпбука и задания:
Строчка-помощница. Что такое объекты природы?
Мини-книжечка «Неживая природа». Напиши объекты неживой природы.
Мини-книжечка «Живая природа». Напиши объекты живой природы.
Разделитель «Живое и Неживое». Страница, разделенная пополам или два кармана. Разложи карточки с изображениями в нужные категории.
Карточки «Признаки живой природы». Напиши признаки, которые помогают понять, что объект относится к живой природе.
Волшебные стрелочки. Соедини стрелочкой признак с объектом. Цветок – растет, птица – дышит и т.д. Добавь свои примеры.
Разворот «Взаимосвязь». Заполни, как живая природа зависит от неживой?
Проиллюстрируй.
Крутящийся диск «Что нужно для жизни». На одном диске изображения – вода, солнце, воздух, еда, дом; на другом – животные, растения, человек. Вращай диск.
Соедини, что нужно живым существам для жизни.
Карточка «Подумай». Может ли живая природа существовать без неживой природы? Дай развернутый ответ.
Игра «Кто или что лишнее?». Карточки с наборами объектов, в каждом из которых есть один лишний объект.
Мини-книжка «Взаимосвязи в природе». Определи из текста и подчеркни взаимосвязи живой и неживой природы.
*Домашнее задание. Найди и запиши вокруг себя 10-15 объектов живой и неживой природы. Подумай, как они взаимодействуют друг с другом. Составь схему. Оформи разворот в лэпбуке.
Урок №7
Раздел: Природа
Тема: Явления природы
Класс: 2
Главная идея урока (связь с лэпбуком): Лэпбук инструмент для визуализации, систематизации и представления информации, связанной с основными этапами урока. Форма организации: фронтальная, парная Элементы лэпбука и задания:
Строчка-помощница. Напиши, что такое явления природы?
Карточка «Примеры из жизни». Приведите свои примеры явлений в неживой и живой природе.
Вращающийся диск «Времена года». Два круга – на верхнем (изображения времен года), на нижнем (названия времен года). Вращай диск и соединяй времена года. Какие явления происходят летом, осенью, зимой, весной?
Разворот «Сезонные явления». Изображения с названиями времен года (лето, осень, зима, весна). Подпишите под каждым временем года, какие природные явления к ним относятся.
Карточки «Отгадай природное явление». Описание явлений в виде загадок. Найди отгадку среди изображений и подпиши разгадку.
Разворот «Описание изменений в жизни растений и животных». Опиши по предложенному плану из учебника или с помощью опорных слов.
Карман «Природные явления». На карточках напишите природные явления,
которые вам известны и о которых мы будем говорить на уроке.
Книжка-гармошка «Причины природных явлений». Изучи раздаточный материал и к каждому описанию напиши название природных явлений.
Игра «Верно-неверно». Карточки с утверждениями о явлениях природы.
Определите с соседом по парте верные и неверные утверждения. Работа в паре. *Домашнее задание. В течение недели наблюдай за тем, что происходит вокруг тебя на улице. Выбери 2-3 явления природы, которые ты заметил. Зарисуй каждое явление, подпиши его название. Напиши небольшой рассказ о том, как данное явление выглядит, и какое влияние оказывает на тебя. Оформи разворот в лэпбуке. Урок №8
Раздел: Природа
Тема: Что такое погода?
Класс: 2
Главная идея урока (связь с лэпбуком): Лэпбук вовлекает учащихся в учебный процесс, позволяя стать маленькими исследователями и описать учебный материал в краткой визуальной форме.
Форма организации: фронтальная, парная Элементы лэпбука и задания:
Вращающийся круг «Природные явления». Учащиеся называют явления, которые там зафиксированы.
Строчка-помощница. Напишите, что такое погода?
Кармашек «Компоненты погоды». Внутри кармашка находятся облака, на которых ученики записывают компоненты погоды, характеристику и иллюстрируют их.
Термометр. Знакомятся с устройством, подписывают основные части. Определяют температуру в классе и устанавливают на термометре подходящие показатели температуры.
Текст «Народные приметы». Подчеркните в тексте то, что относится к народным приметам и подпишите название текста «Народные приметы».
Ромашка-схема «Осадки». Подпишите название круга «Природные осадки». Изучите текст, прочитайте описание осадков и напишите на изображении в виде круга, названия осадков, которые вы найдете в тексте.
Кармашек «Загадки о погоде». Отгадайте загадки и скажите, относятся ли они к сегодняшней теме урока. Работа в паре.
Схема «Условные знаки». На данной схеме – где-то пропущено изображение знака, а где-то название компонента погоды. Необходимо заполнить недостающие элементы.
Работа в паре.
Строчка-помощница. Напишите, как называется наука о погоде.
Кармашек «Приборы наблюдения за погодой». Подписать названия приборов и составить схему.
*Домашнее задание. Создать научный дневник погоды. Проанализировать два дня до следующего урока, напишите дату, природное явление, условные обозначения, опишите погодные явления, сделайте кармашки и вкладки с необходимой информацией, используйте иллюстрации и фотографии.
Урок №9
Раздел: Природа
Тема: В гости к осени
Класс: 2
Главная идея урока (связь с лэпбуком): Лэпбук визуализирует, систематизирует знания учащихся, развивая их исследовательские и творческие умения. Форма организации: фронтальная, парная Элементы лэпбука и задания:
Карман-листопад. Учащиеся вкладывают и прикрепляют листья с деревьев различного цвета, иголки от сосны. Почему деревья меняют свой цвет? А все ли деревья сбрасывают листья? Какие деревья остаются зелеными, даже осенью? Подпиши название, от какого дерева листочек.
Строчка-помощница. Напиши, что такое листопад?
Осенний календарь. Перечисли осенние месяцы.
Кармашек «Осенние явления в неживой природе». Изучи учебник и раздаточный материал, напиши признаки осени и осенние явления. Ниже соедини изображения явлений с его названием.
Кармашек «Осенние явления в живой природе». Изучи учебник и раздаточный материал, напиши осенние явления в живой природе.
Кармашек «Загадки про осень». Прочитай загадки и напиши соответствующие отгадки.
Карточка «Осенние приметы». Изучи осенние приметы. Напиши одну осеннюю примету, которую ты знаешь.
Разворот «Звери и птицы осенью». Как животные готовятся к холодам? Какие птицы улетают в теплые края, а какие остаются? Почему? Напиши кратко. Из готовых изображений выбери только те иллюстрации, которые относятся к животным готовящихся к зиме.
Корзинка «Дары осени». Какие овощи и фрукты собирают осенью? Прикрепи только те иллюстрации, которые отображают овощи и фрукты, поспевающие осенью.
Окно «Собери картину». Разрезанное изображение картины И.Левитан «Золотая осень». Собери картину, о чем данная картина? Какое на ней изображено явление? Что вы видите? Какие чувства она вызывает?
Игра «Найди пару». Совместно с соседом по парте сопоставьте изображения осенних явлений, предметов с их названиями. Работа в парах.
*Домашнее задание. Дневник наблюдения «Жизнь растений осенью». Запиши наблюдения за изменениями в жизни растений и деревьев осенью. Дополни фотографиями. Оформи разворот в лэпбуке.
Урок №10
Раздел: Природа
Тема: Звездное небо. Планеты
Класс: 2
Главная идея урока (связь с лэпбуком): Лэпбук обеспечивает интерактивный формат обучения, вовлекающий учащихся в процесс учения, систематизируя большой объем информации о звездном небе и планетах. Форма организации: фронтальная, парная Элементы лэпбука и задания:
Карман «Ночное небо». Темный фон с вырезанными звездами или блестками.
Нарисуй несколько звезд/созвездий, которые ты видел на небе.
Карман «Солнце». Изображение солнца. Изучи учебный и раздаточный материал.
Напиши, что нам дает солнце.
Мини-книжка «Созвездия». Простые изображения созвездий (большая и мала медведица и т.д.). Напиши из чего складываются созвездия? Попробуй найти изображения большой медведицы и т.д. Подпиши название. Нарисуй известные тебе созвездия.
Карман «Орбиты». Что такое орбита? Напиши. Нарисуй орбиту для нашей планеты Земля.
Вращающийся диск «Планеты солнечной системы». Два круга: на верхнем – изображения планет в порядке от солнца; на нижнем- их названия. Вращай диск и соединяй плану с ее названием. Попробуй запомнить порядок планет от солнца.
Карточки «Особенности планет». Изучи учебник и раздаточный материал. Напиши кратко особенности планет (марс – красная планета и т.д).
Схема планеты. Изучи схему в учебнике и опиши планету по предложенному плану. Изобрази планету.
Планета «Солнце». Напиши, какие планеты вращаются вокруг солнца.
Кармашек «Загадки о космосе». Прочитай загадки о звездах, созвездиях, планетах и напиши соответствующие отгадки. Работа в парах.
*Домашнее задание. Разворот «Профессия-космонавт». Заполни разворот, напиши, кто такой космонавт, прикрепи фотографии знаменитых космонавтов. Урок №11
Раздел: Природа
Тема: Заглянем в кладовые Земли
Класс: 2
Главная идея урока (связь с лэпбуком): Лэпбук интерактивный инструмент, который позволяет заметить многообразие «кладовых земли», систематизировать информацию о полезных ископаемых, сделать процесс изучения темы увлекательным. Форма организации: фронтальная, парная Элементы лэпбука и задания:
Строчка-помощница. Напиши, что такое полезные ископаемые и из чего состоит вся поверхность земли.
Строчка-загадка. Кто такой геолог? Что такое месторождения? Что такое гранит?
Напиши.
Красочные изображения – гранит, кварц, слюда, полевой шпат. Найди цветные зерна, полупрозрачные зерна, черные блестящие зерна. Подпиши, какие это минералы.
Сравнительная таблица. Чем отличаются горные породы от минералов? Приведи примеры.
Карман «Горные породы». Напиши, что это. Что относится к горным породам?
Соедини названия горных пород и их иллюстрации.
Разворот «Минерал». Напиши мини рассказ об одном из минералов, попробуй проиллюстрировать.
Интерактивное окно «Как добывают полезные ископаемые?». Изображения карьера, шахты, буровой установки. Ознакомься с раздаточным материалом и учебником. Подпиши названия.
Мини-книжка «экологические правила». Изучи учебные материалы и напиши советы и правила по бережному отношению к природным ресурсам и экономии полезных ископаемых.
Разворот «Как человек использует богатства земных кладовых?». Сделай схему как человек использует топливо (уголь, нефть, природный газ), минеральные соли (минеральная вода), каменная руда, песок, глина.
«Книга-панорама». Влияние добычи на природу. Иллюстрации, показывающие положительное и отрицательное влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Подпиши данные иллюстрации и добавь описание к недостающим.
Игра «Соединяй». Что из чего сделано? Карточки с изображениями предметов: кирпичный дом, стекло и т.д. Соедини предмет с тем, из чего он сделан. Работа в паре.
*Домашнее задание. Попробуй найти в природе или в быту предметы, которые относятся к полезным ископаемым. Опиши данное ископаемое, напиши название и его свойства. Сделай кармашек и положи его туда. Если нет возможности прикрепить, сделай фотографии или рисунок. Оформи разворот в лэпбуке. Урок №12
Раздел: Природа
Тема: Про воздух …
Класс: 2
Главная идея урока (связь с лэпбуком): Лэпбук позволяет визуализировать абстрактные понятия, каждый элемент представляет более глубокое понимание темы и формирует ответственное отношение к теме урока. Форма организации: фронтальная Элементы лэпбука и задания:
Кармашек «Загадки про воздух». Отгадай загадки, о чем пойдет речь на уроке?
Строчка-помощница. Напиши, что такое воздух.
Схема «Состав воздуха». Изучи учебный материал и составь схему состава воздуха.
Вопрос для ответа. Проживет ли человек без воздуха? Напиши краткие аргументы.
Разворот «Зачем нужен воздух?». Напиши какое значение воздух имеет для человека, растений, животных.
Разворот «Охрана воздуха». Что делает государство для охраны воздуха? Что мы можем сделать для охраны воздуха? Заполни разворот.
Блокнот опытов. Проведи опыты из учебника, опиши кратко полученные результаты.
*Домашнее задание. Понаблюдай за небом в разное время суток и в разные времена года. Подготовь рассказ на тему «Красота неба». Проиллюстрируй фотографии.
Оформи разворот в лэпбуке.
Урок №13
Раздел: Природа
Тема: ….И про воду
Класс: 2
Главная идея урока (связь с лэпбуком): Лэпбук позволяет разделить учебный материал на информационные блоки. Каждый элемент становится предметом исследования, осмысления и закрепления. Форма организации: фронтальная Элементы лэпбука и задания:
Кармашек «Загадки про воду». Отгадай загадки, о чем пойдет речь на уроке?
Строчка-помощница. Напиши, что такое вода.
Схема «Водные запасы Земли». Напиши, что относится к водным запасам Земли. Из предложенных карточек выбери необходимые и используй их в схеме.
Разворот «Про воду». Заполни схему, в каких состояниях может находиться вода, используя учебник. Напиши примеры разных состояний воды, используя иллюстрации.
Строчка «Где мы используем воду?». Подумай и напиши, где и зачем человек использует воду.
Диск «Где содержится вода?». Подпиши, где содержится вода.
Кармашек «Как беречь воду?». Напиши, как человеку можно беречь водные ресурсы. Нарисуй схему.
Вращающийся круг «Круговорот воды в природе». Подпиши недостающие части.
*Домашнее задание. Расскажи, что ты делаешь для того, чтобы не расходовать воду напрасно. Узнай, что делается в вашем регионе/селе для защиты водных ресурсов.
Проиллюстрируй фотографиями. Оформи разворот в лэпбуке.
Урок №14
Раздел: Природа
Тема: Какие бывают растения
Класс: 2
Главная идея урока (связь с лэпбуком): Активное взаимодействие с лэпбуком делает процесс обучения более увлекательным и способствует лучшему запоминанию информации.
Форма организации: фронтальная
Элементы лэпбука и задания:
Карман «Дерево». Изображение дерева. Подпиши части: корень, стол, ветви, листья, плоды, цветок.
Схема-помощница. Создай схему видов растений (травы, деревья, кустарники). Изучи учебник и напиши, чем виды растений отличаются друг от друга. Сделай схематическую зарисовку видов растений.
Карточки «Растения родного края». Напиши, какие травы, кустарники и деревья родного края ты знаешь.
Мини-книжка «Строение растения». Напиши, для чего растению нужен корень и стебель, листья, цветы и плоды.
Карточки «Изображения растений». Разложи изображения растений на категории:
кустарник, травы, деревья. Подпиши названия категории и растений.
Разворот «Мой рассказ». По своим наблюдениям придумайте рассказ о красоте растений родного края. Можно проиллюстрировать рисунками.
Схема «Отличия деревьев». Напиши, чем отличаются лиственные и хвойные деревья. Приведи примеры лиственных и хвойных деревьев.
*Домашнее задание. Найди дома, в огороде, в парке, в лесу- 3 разных растения.
Зарисуй их или сделай фотографии. Опиши, какие у них цветы, листья, ствол, ветви. Какая форма, размер, есть ли плоды, где произрастает. Подпиши название, и тип растений к которому оно относится. Оформи разворот в лэпбуке.
![]()
В каждый лэпбук входят:
- блок анализа ошибок. Крепится в углу лэпбука для исправления допущенных ошибок, данный блок заполняется учеником самостоятельно.
- самооценка достижений различного формата (карман достижений, лестница успеха, карточки самооценки, вопросы для размышления, шкала самооценки, календарь моих успехов, копилка знаний и умений, лента достижений). Крепится на последней странице лэпбука. Учащиеся самостоятельно проводят самооценку своей учебной деятельности на уроке.
Мы уверены, что "Портфель методических материалов" станет вашим
надежным помощником в создании ярких, эффективных и запоминающихся уроков по
"Окружающему миру" во 2 классе
Желаем успехов в вашей педагогической деятельности!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.