Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Машенька»
Проект на тему «Масленица»
Вид проекта: познавательный.творческий
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
По продолжительности: краткосрочный
Участники проекта дети старшей логопедической группы (56 лет) «Голубок»,
родители, воспитатели
Автор: воспитатель Бердияну Людмила Владимировна
20162017 уч.г. Актуальность:
Тема проекта «Масленица» является актуальной.
В наше время постепенно стало уходить в прошлое народные гуляния, когда праздники отмечали не
только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети этого не видят на примере своих
родителей. Наша задача познакомить, рассказать, показать, что такое праздник «Масленица», как его
отмечали раньше. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые
игры, потешки, стихи.
В результате реализации этого проекта формируется познавательный интерес, дети приобретут знания
о смене сезонов, навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски,
игры своей страны. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими. Этот
проект поможет и родителям вспомнить, как они с родителями отмечали «Масленицу».
Проблемные вопросы: Почему без блинов не бывает Масленицы? Кто главный герой Масленицы?
Цель работы над проектом: приобщение детей к культуре русского народа.
Задачи:
знакомить детей с русскими народными традициями;
расширять представления о Масленице как об одном из русских народных праздников;
активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками,
пословицами и поговорками;
актуализировать представления детей о названиях и назначении предметов быта в старинной
русской избе;
формировать навыки творческого взаимодействия детей, родителей и педагогов.
Мотивация деятельности по реализации проекта
В ходе беседы о русских народных праздниках и рассматривания этнокалендаря дети задали вопрос:
«А почему у праздника такое „съедобное“ название — Масленица, как его празднуют?». При
объяснении детям происхождение названия праздника появилось и много других вопросов,
касающихся этой темы. Учитывая заинтересованность детей и значение социальноличностного
развития детей было принято решение расширить представления детей об этом празднике как об
одной из составляющих общей культуры русского народа. Знание истории своего народа, родной
культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой
народ и страну, чувство патриотизма.
Предполагаемый результат.
расширение представлений детей о русских народных традициях;
повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве;
установление социальнокоммуникативных контактов между детьми, родителями и
педагогами.
Форма презентации
Изготовление книг рецептов.
Были использованы следующие образовательные технологии:
Технология проектной деятельности
Исследовательская технология
Обучающие технологии
Игровые технологи
Информационно – коммуникационные технологии
Использование ИКТ при организации воспитательнообразовательного процесса с детьми. Подготовительный (организационный) этап: разработка содержания проекта, составление плана
работы; подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие
игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи с русскими
народными песнями и плясками); изготовление атрибутов для проведения подвижных игр; подбор
материалов для продуктивной деятельности.
Основной (деятельный) этап:
Тематическое планирование
Понедельник «Встреча Масленицы»
Цель: Познакомить с традициями народного праздника.
Вторник «Заигрыш»
Цель: Дать детям представления о русских народных играх – забавах.
Среда «Лакомка»
Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.
Четверг «Разгуляй четверток»
Цель: Дать представление о русской тройке
Пятница «Тёщины вечёрки»
Цель: Приобщать к истокам народных традиций.
Социальнокоммуникативное
развитие
Художественноэстетическое
развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
НОД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»;
просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали»; просмотр
иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о
праздновании Масленицы; обследование материалов, применяемых в
русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек
самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов),
Ситуативный разговор: «Ты откуда к нам пришла весёлая
Масленица?»
Просмотр мультимедийной презентации «Масленица»
ОБЖ. Установление правил и норм в подвижных играх
Разучивание песни с движениями «Ой, блины мои блины»
Игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки,
металлофон, колокольчики
Аппликация «Куклавеснянка»
Рисование: «Масленица глазами детей»
Слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой,
блины, блины, блины», «Едет Масленица», частушек и закличек.
Рассматривание репродукций картин русских художников: Б. М.
Кустодиев. «Масленица», В. И. Суриков. «Взятие снежной крепости».
знакомство с происхождением звука из разных народных музыкальных
инструментов: дудочка, гусли, гармошка.
ФЭМП «Посчитай сколько?» «Знакомство с цифрой 10 и числом
10.»Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.
Предварительные беседы по темам
Рассматривание картины «Тройка». Рассказ по картине
Заучивание стихотворения «Масленица»
Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинский. «Проказы
старухиЗимы», русские народные песенки, потешки, заклички,
пословицы и поговорки, загадки о Масленице, блинах; рус. нар. сказка Физическое развитие
Безопасность:
Социализация:
«Снегурочка», П. Я. Вяземский. «Масленица на чужой стороне»; А. С.
Пушкин. «Они хранили в жизни мирной».
комплекс общеразвивающих упражнений «Хоть зима и хороша, в дверь
стучит уже весна», хороводные игры: «Карусель с лентами»,
«Веснянка»,»Ручеек«, «Матрёшки»; подвижные игры: «Петушки»,
«Ручеек», «Коленки», эстафета с блинами.Катание на санках с горы.
Игра «Петухи», «Бой подушками», «Летела корова», «Маша
растеряша»
Здоровый образ жизни: закрепление правил гигиены и здоровой пищи
беседы — «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми
инструментами».
Здоровье: беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.
дидактические игры «Кузовок», «Барыня прислала сто рублей»,
«Неоконченный рассказ» «Целое и часть», «Который по счету»,
головоломка «Волшебный круг», муз.дид. игра «Ты катись, веселый
блинчик», «Вышел Ваня погулять»; сюжетноролевые игры «Семья»
(сюжет «готовим угощение»), «Ждём гостей», «Мы идём в гости».
Формы взаимодействия с родителями
устный журнал «Здравствуй, Масленица»
информационный стенд «Широкая масленица»
памятка «Масленичная неделя»
папка передвижка «Старинные обычаи и традиции»
участие в подборе материалов для организации минивыставки «Бабушкин платок»
составление книги рецептов.
Заключительный этап:
оформление книги рецептов блинов.
РЕЗУЛЬТАТ:
Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили
представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской
избы; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.
Педагоги: подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку»
тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями,
картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений; наработали рекомендации
для родителей с информацией о традициях масленичной недели.
Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; предоставили экспонаты
для организации минивыставки «Бабушкин платок»; проявили творческую инициативу при
изготовлении куколоксамоделок для оформления выставки; приняли активное участие в подготовке
к проведению совместного мероприятиях.
В развивающую среду были внесены: репродукции картин русских художников на тему
«Масленица»; книжкималышки «Загадки о Масленице», «Ой, блины, блины, блины», книга рецептов
блинов, подборки стихов о Масленице. Критерии оценки результата: установление социальнокоммуникативных контактов между детьми,
родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных
мероприятий.
Письмо родителям
Уважаемые родители, дедушки и бабушки!
Тема нашего проекта –
«Масленица»
Предлагаем Вам принять участие в проекте Мы надеемся, что наш проект
поможет всем нам, детям и взрослым,
творчески самореализоваться.
Проект "Масленица"
Проект "Масленица"
Проект "Масленица"
Проект "Масленица"
Проект "Масленица"
Проект "Масленица"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.