ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чем ближе финишная прямая школы, тем острее встает вопрос «А что дальше?» Конечно, большинство думает о том, куда пойти учиться На самом деле необходимо определиться с выбором будущей профессии. И сделать этот выбор гораздо сложнее, чем решить куда поступать.
Проблема
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.
Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия относятся к молодежи с осторожностью, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Сегодня в России существует около 7000 профессий, но большей популярностью у подростков пользуются только несколько из них (экономист, юрист, программист).
ГКОУ Шафрановская санаторная школа – интернат.
Проекта «Мой выбор»
Разработал воспитатель 6 группы
Янбаева Фарида НаримановнаШафраново 2017г.
Проект: « Мой выбор»
Тип проекта: творческий.
«Работа – она штука долговекая.
Человек умрет, а дело его останется.
Вот ты и смекай, как житьто».
П.П. Бажов. «Чугунная бабушка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чем ближе финишная прямая школы, тем острее встает вопрос «А что дальше?»
Конечно, большинство думает о том, куда пойти учиться На самом деле необходимо
определиться с выбором будущей профессии. И сделать этот выбор гораздо сложнее,
чем решить куда поступать.
Проблема
Сложность социальноэкономических процессов в обществе, связанных с
переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании
молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день
свидетельствуют о том, что представления старшеклассников не совпадают с
реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.
Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия
относятся к молодежи с осторожностью, и часто молодые люди оказываются
невостребованными на рынке труда. Сегодня в России существует около 7000
профессий, но большей популярностью у подростков пользуются только несколько
из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек
выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а
скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для
определенного престижа и популярности в обществе.
Проанализировав проблему, можно сделать следующие выводы:
не знают спрос на профессии большая часть подростков, не владеют знаниями о
спросе на профессии на рынке труда
не знают, как правильно выбрать профессию для своего самоопределения,
самовыражения.
АктуальностьВыбор профессии — наиболее важное решение, которое нужно принять молодому
человеку. Профессия, выбранная с учётом способностей и индивидуальных
особенностей и способствующая реализации личности, приносит человеку
эмоциональное удовлетворение, признание в глазах окружающих. Согласно
исследованиям, проведенным среди успешных людей, высококлассных
профессионалов, практически все они занимаются своим любимым делом, то есть
тем, что у них от природы хорошо получается, к чему душа лежит. А невозможность
проявить себя в профессии оценивается людьми как настоящая жизненная неудача.
Проект «Мой выбор» создаёт условия для профессионального самоопределения
воспитанников на основе понимания себя и знания особенностей современного
профессионального рынка. Учащиеся получают возможность осознать свои
личностные и мыслительные особенности, которые влияют на выбор профессии.
Проект помогает в социальной адаптации воспитанников и расширение их
представлений о мире профессий и системе профессионального образования.
Цель проекта
Создание условий для профессионального самоопределения воспитанников в
зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья и
индивидуальных особенностей каждого
Задачи проекта
создать у воспитанников максимально чётких и конкретных представлений об
основных видах профессий;
оказать помощь учащимся в социальной адаптации, формирование у них
коммуникативных навыков, оказывающих влияние на выбор профессии и
способности к саморазвитию;
популяризация рабочих специальностей и уважительного отношения к труду;
Умение ориентироваться в информационном пространстве.
Проект адресован:
молодежи от 12 до 17 лет;
Гипотеза: После окончания школы, перед учащимися возникает проблема: куда
пойти учиться? От того, какой путь они выберут, будет зависеть их
профессиональное будущее. Правильный выбор профессии позволит учащимся так
построить свою будущую карьеру, чтобы достичь выдающихся успехов в ней.
Планируемые результаты:
формирование патриотических чувств и уважительного отношения к труду и людям
труда у участников проекта;
углубленное знакомство с предприятиями и трудовыми традициями района; приобщение участников проекта к исследовательской работе.
Все мероприятия проекта делятся на три группы:
1. Мероприятия по профессиональному просвещению содержащие характеристику
профессий, информацию о профессиональных учебных заведениях, о состоянии
рынка труда и ознакомление с наиболее перспективными и востребованными
профессиями на рынке труда;
2. Экскурсии по предприятиям с. Шафраново и с.Раевский;
3. Профессиональная адаптация, осознание себя в процессе профессионального
самоопределения. Встречи с представителями предприятий, мастерами своего дела.
Мероприятия проекта:
дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов);
воспитательное мероприятие «Мир профессий»;
экскурсии на предприятия; встречи с интересными людьми, профессионалами
своего дела;
Исследовательская работа воспитанников 6 группы.
Этапы работы:
1.
2.
3.
4.
Первый этап – подготовительный.
Второй этап – этап планирования (Сбор идей).
Третий этап реализации.
Четвертый этап подведение итогов
Время: сентябрь – октябрь 2017г.№
п/п
1
2
План реализации проекта
Мероприятия
Сроки
Результат
Подготовительный этап
Изучение проблемы
15 25
сентября
Создать проект «Мой
выбор»
Этап планирования
1.Разработка творческого проекта «Мой
выбор». Определение темы, цели и задач
проекта. Ознакомление с ними
обучающихся.
2.Обсуждение задач проекта. Разработка
плана мероприятий, путей их реализации.
С 25 30
сентября
Творческий проект
«Мой выбор»
Октябрь
02.10.201
7г.
04.10.201
7г.
Получили
информацию о рынке
труда с.
Шафраново и
Альшеевского района.
12.10.201
7г.
12.10.201
7г.
10.10.201
7г.
В теч.
месяца
3
Этап реализации
1. Дифференциально диагностический
опросник (ДДО; Е.А.Климов)
2.Воспитательное мероприятие «Мир
профессий»
3. Экскурсии на предприятия, встречи с
интересными людьми, профессионалами
своего дела:
а. Экскурсия в Шафрановский детский
сад
б. Экскурсия в сельскую библиотеку.
Беседа по профориентации.
в. Экскурсия в пекарню «Зариф» с.
Раевский.
4. Исследовательская работа
воспитанников проекта «Мой выбор»
профессия …
по плану:
1. Актуальность2. Цель и задачи
3. Описание
4. История профессии
5. Значимость профессии в обществе
6. Уникальность профессии
7. Риск профессии
8. Где получить эту профессию
9. Личные качества
10.Заключение.
4
Этап подведения итогов
1.Открытое воспитательное занятие
«Найди себя»
Детские презентации
«Мой выбор»
профессия…
Размещение
фотографий о проекте
на школьном сайте.
Заключение:
Работу над проектом «Мой выбор» мы начали с изучения проблемы по данной
теме. Поставили перед собой определенные задачи, выдвинули гипотезу, определили
продукт и итоговый результат. Исходя из этого, составили план работы в рамках
данного проекта.