МКОУ «Табулгинская средняя общеобразовательная школа им. П.Д.Слюсарева»Чистоозерного района Новосибирской области
Проект
на тему:
«Качества жизни школьников»
Выполнили: учащиеся10 класса
Лузкарёва Дарья, Калимулин Андрей
Руководитель проекта: учитель физики
Жарикова Светлана Семеносна
Цель работы:
Оценить качество жизни школьников
Задачи:
1.Отбор и изучение литературы
по данной теме.
2.Определить основные показатели
качества жизни школьников 9-11 классов школы.
3. Установить связь между отдельными
показателями качества жизни.
4. Выявить наиболее неблагоприятные
факторы жизни школьников
Объект исследования: учащиеся 9 - 11-х классов
МКОУ «Табулгинская средняя общеобразовательная школа им. П.Д.Слюсарева»
Предмет исследования: качества жизни школьников
Новизна: получены объективные и субъективные данные о качестве жизни школьников 9-11 классов школы.
Качество жизни– это
оценка совокупности условий
социального, физического и
умственного благополучия,
как они понимаются
определенной группой людей
или отдельным индивидуумом.
Здоровье – это не только
отсутствие болезней, а
физическая, социальная,
психологическая гармония
человека, доброжелательное,
спокойное отношение с
людьми, с природой и самим
собой.
Здоровый образ жизни:
1 . Соблюдение рационального
режима питания.
2. Систематические занятия
физическими упражнениями.
3. Использование эффективной
системы закаливания.
4. Правильное питание.
5. Сохранение и поддержка
благоприятной обстановки в
коллективе и семье.
6. Отказ от вредных здоровью
привычек.
Анкета – опросник для оценки качества жизни школьника
Внимание! В тех пунктах анкеты, где предусмотрены несколько готовых ответов, выбрать тот, который Вам в первое мгновение (не задумываясь) покажется соответствующим истине и отметить его значком (+) или (-)
Пол. Возраст (полных лет)
Вы довольны своей жизнью? 1 - очень, 2 – вполне; 3 – более или менее; 4 –скорее недоволен; 5 – очень трудно жить
Как Вы оцениваете материальные условия своей жизни? 1 – очень хорошие; 2 – приличные; 3 – затруднительные; 4 – очень тяжелые
Как бы Вы оценили свое здоровье? 1 – очень хорошее; 2 – хорошее; 3 – удовлетворительное; 4 – плохое; 5 – очень плохое
Если честно, то какую бы оценку Вы поставили себе сами по большинству предметов? 1 – 5; 2 – 4; 3 - 4 -3; 4 -3; 5 – меньше 3
Как к Вам относятся в классе? 1 – хорошо; 2 – равнодушно; 3 – часто смеются и издеваются
Среднемесячный доход на одного члена семьи в среднем составляет: 1 – 2000 – 3000 рублей; 2 – 3000 – 5000; 3 – 5000 – 8000; 4 – свыше 8000 рублей.
Сколько раз за последние пять лет Вы отдыхали на море?
Ваша семья имеет собственную изолированную квартиру (дом) ? 1 – да; 2 – нет
Сколько человек проживает с Вами в комнате? 1 – я один (одна); 2 – еще один человек; 3 – кроме меня еще двое; 4 – более двух
Считаете ли Вы свое питание достаточным? 1 – да; 2 – нет
У Вас хороший аппетит? 1 – да; 2 – нет
Приложение № 2
13. Сколько раз в день Вы обычно питаетесь? 1 – 1раз; 2 – 2 раза; 3 – 3 раза; 4 – 4 раза; 5 – более 4 раз
14. Какова доля Вашего питания дома (в %)?
15. Каков Ваш вес по отношению к положенному (по формуле: ваш вес - (рост – 100): 1 – больше нормы на 10 кг; 2- больше нормы на 5-10 кг; 3- в пределах нормы; 4 – меньше нормы на 5-10 кг; 5 – меньше нормы на 10 и более кг.
16. Любите ли Вы острую пищу? 1- да; 2- нет
17. Как часто Вы употребляете жареные или вареные - мясо и рыбу: 1 – ем почти каждый день; 2 – ем 3-4 раза в неделю; 3- редко
18. – молоко: 1 – пью почти каждый день; 2 – пью 3-4 раза в неделю; 3- редко
19. – сыры: 1 – ем почти каждый день; 2 – ем 3-4 раза в неделю; 3- редко
20. – печеные изделия (пироги, пирожные, сладкие булочки) - 1 – ем почти каждый день; 2 – ем 3-4 раза в неделю; 3- редко
21. – копченые мясо и рыбу или мясные и рыбные консервы: 1 – ем почти каждый день; 2 – ем 3-4 раза в неделю; 3- редко
22. – бобовые (фасоль, горох, бобы): 1 – ем почти каждый день; 2 – ем 3-4 раза в неделю; 3- редко
23. – каши из круп: 1 – ем почти каждый день; 2 – ем 3-4 раза в неделю; 3- редко
24. сырые желто-зеленые фрукты и овощи (морковь, зелень, помидоры, перец, яблоки, ягоды) в зимнее время: 1 – ем почти каждый день; 2 – ем 3-4 раза в неделю; 3- редко
25. – тропические и субтропические овощи и фрукты (бананы, апельсины, мандарины): 1 – ем почти каждый день; 2 – ем 3-4 раза в неделю; 3- редко
26. – шоколад и шоколадные изделия: 1 – ем почти каждый день; 2 – ем 3-4 раза в неделю; 3- редко
27. Употребляете ли Вы витаминные препараты? 1 – нет; 2 – зимой и весной изредка; 3- зимой и весной регулярно; 4- во все времена года
28. Употребляете ли жевательную резинку? 1 – пробовал несколько раз – не понравилось; 2 – не каждую неделю; 3 – 1-3 раза в неделю; 4 – почти каждый день; 5 – несколько штук в день.
29. Сколько времени Вы тратите на дорогу в школу (в один конец)? 1 – меньше 0,5 часа; 2 – больше 0,5 часа.
30. Часто ли Вы думаете о своем здоровье в настоящее время? 1 – да; 2 – нет
31. Как изменилось Ваше здоровье за последние 12 месяцев? 1 – улучшилось; 2 – существенно не изменилось; 3 – ухудшилось.
32. При сравнении своего здоровья со здоровьем знакомых, сверстников оцениваете ли Вы его как: 1 – лучше; 2 – приблизительно такое же; 3 – хуже чем у них.
33. Сколько братьев и сестер Вы имеете в настоящее время?
34. Курите ли Вы в настоящее время? 1 – да; 2 – курил, но сейчас не курю; 3 – никогда не курил
35. В каком возрасте Вы начали курить? 1 – до 10 лет; 2 – после 10 лет
36. Считаете ли Вы, что курение вредно для Вашего здоровья? 1 – да; 2 – нет; 3 – никогда не задумывался
37. Курит ли кто в Вашей семье, находясь в квартире? 1 – да; 2 – нет
38. Считаете ли Вы употребление алкогольных напитков вредным для здоровья? 1 – да; 2 – нет; 3 – никогда не задумывался
39. Пробовали Вы алкогольный напиток? 1 – да; 2 – нет
40. Как Вы относитесь к наркотикам? 1 – считаю их опасными для здоровья; 2 – считаю, что их вред преувеличен; 3 – не задумывался.
41. Как часто Вы посещали врача - педиатра в последние 12 месяцев: 1 – ни одного раза; 2 – 1 раз; 3 – 1-4 раз; 4- более 4 раз.
42. Как часто Вы проводили общие анализы в последние 12 месяцев? 1 – ни одного раза; 2- 1 раз; 3- 2 раза; 4- 3 раза.
43. Как часто Вы делали ЭКГ в последние 12 месяцев? 1 – ни одного раза; 2 – 1 раз; 3 – 2 раза; 4 – 3 раза.
44. Как часто Вы посещали зубного врача в последние 12 месяцев? 1 – ни одного раза; 2 – 1 раз; 2 – 2 раза 3 – 3 раза.
45. Сколько раз за последние 12 месяцев Вы лежали в больнице? 1 – н одного раза; 2 – 1 раз; 2 – 2 раза; 3 – 3 раза.
46. Беспокоят ли Вас частые головные боли? 1 – да; 2 – нет
47. Можно ли сказать, что Вы легко просыпаетесь от любого шума? 1 – да; 2 – нет
48. Беспокоят ли Вас боли в сердце? 1- да; 2 – нет
49. Считаете ли Вы, что в последнее время у Вас ухудшилось зрение? 1 – да; 2 – нет.
50. Стараетесь ли Вы пить кипяченую воду? 1 – да; 2 – нет
51. Беспокоят ли Вас боли в суставах? 1 – да; 2 – нет
52. Вы загораете? 1 – нет; 2- летом изредка; 3 - летом дочерна; 4- лето и зимой в солярии.
53. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику? 1 – регулярно; 2 – довольно часто; 3- очень редко.
54. Занимаетесь ли Вы в настоящее время в спортивной секции подвижными видами спорта? 1 – да; 2 – нет.
55. Как Вы оцениваете свой образ жизни? 1 – малоподвижный; 2 – подвижный; 3 – слишком интенсивный.
56. Как Вы оцениваете свою физическую деятельность по сравнению с тем, что было год назад? 1 – почти без изменений; 2 – она увеличилась; 3 – несколько сократилась; 4 – заметно сократилась.
57. Считаете ли Вы, что сейчас Вы так же работоспособны, как в прошлом году? 1 – да; 2 – нет.
58. Легко ли Вы заводите друзей? 1- да; 2- нет
59. Сколько времени в сутки Вы смотрите телевизор? 1- менее 1 часа; 2 – 1-3 часа; 3- больше 3-х часов
60. Если весь класс уйдет с занятий, Вы останетесь? 1 – да; 2 – нет.
61. В чем чаще всего причина Ваших конфликтов с окружающими? 1 – стараюсь ни с кем не конфликтовать; 2 – мой плохой характер; 3 – несправедливость окружающих ко мне; 4- всякое бывает.
62. Какие чувства возникают у Вас, когда учитель называет Вашу фамилию? 1 –страх; 2- легкое волнение; 3- никаких эмоций; 4- радость, люблю отвечать.
63. Вы общительны? 1- да; 2- нет.
64. У Вас дружный класс? 1- да; 2- нет.
65. Каков ваш темперамент? 1- вспыльчивый; 2- спокойный; 3- вялый.
66. Легко ли Вас переспорить? 1- не люблю уступать ни в чем; 2- с разумными довода2耀 можно согласиться; 3- любой может заморочить мне голову.
67. Родители прислушиваются к Вашему мнению? 1-часто; 2 – иногда; 3- никогда
68. В классе Вы лидер? 1-да; 2- нет
69. Как Вы оцениваете свою внешность? 1- весьма доволен; 2 – нормально; 3- чем реже смотришь в зеркало, тем лучше.
70. Вы оптимист? 1-конечно; 2 – в разумных пределах; 3- скорее наоборот.
71. Как Вы думаете – добьетесь ли Вы жизненного успеха? 1- да; 2 – вероятно; 3- сомнительно
72. Какую роль Вы выполняете в классе? 1- активную, всех веду за собой; 2- сделаю, если попросят; 3- держусь в стороне ото всех.
73. Часто ли Вы задаете вопросы учителю по теме урока? 1- часто; 2- иногда; 3- никогда
74. Если у Вас возник конфликт, как Вы его решаете? 1 – миром; 2- дракой; 3- благодаря вмешательства взрослого; 4- иду на компромисс
75. Как Вы относитесь к учению? 1- положительно; 2- отрицательно; 3- все было бы хорошо, если учиться дома.
76. Кем Вы хотите быть в будущем?
77. Какое качество в себе Вы не любите больше всего?
78. Вы пользуетесь решебником? 1- да; 2- нет.
79. Вы любите выполнять домашние задания? 1 – да, независимо от их количества; 2 – да, если их немного; 3-нет
80. Считаете ли Вы, что большинство людей к Вам относятся не так, как Вы этого заслуживаете? 1-да; 2-нет
Приложение 6
Таблица 1
Какие продукты входят в рацион учащихся?
Продукты | Ежедневно | 3 – 4 раза в день | Редко |
Жареное или вареное мясо, рыба | 47% | 34% | 19% |
Молоко | 24% | 18% | 58% |
Сыры | 8% | 40% | 52% |
Печеные изделия | 37% | 23% | |
Копченое мясо, рыба | 8% | 49% | 43% |
Бобовые (фасоль, горох, бобы) | – | 100% | |
Сырые желто-зеленые фрукты | 8% | 43% | 49% |
Тропические овощи и фрукты | 21% | 55% | 24% |
Шоколадные изделия и шоколад | 45% | 32% | 33% |
Каши из круп | 43% | 18% | 39% |
Выводы
1.Анализ различной литературы показал, что проблема качества жизни является важной в процессе обучения
2.Как показывают результаты исследований, качество жизни учащихся, обучающихся в Табулгинской школе, удовлетворительное. Процессы роста и физического развития учащихся происходит в соответствии с возрастными нормами. Однако на лицо дисгармоничное развитие подрастающего поколения. Вызывает тревогу общее состояние здоровья подростков.
3.В целом выводы делать рано. Необходимо провести опрос среди учащихся 5-11 классов школы. Проследить зависимость физиологических показателей учеников с их социальным статусом.
4. На сегодняшний день наиболее остро стоит вопрос о комплексном подходе к оценке взаимной связи между эффективностью учебно-воспитательного процесса, психического и физического состояния здоровья, а также социально бытовыми условиями жизни.
В работе нами даны рекомендации по улучшению качества жизни школьников.
ЛитератураВластовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. – М.: МГУ, 1996.Гурова А.И., Орлова О.Е. Практикум по общей гигиене. – М.: Медицина, 1991.Кардашенко В.Н. Прохорова Л.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. – М.: Медицина, 1993.Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Педагогика, 1992.Левитский П.М., Язловецкий В.С. Вред алкоголя и никотина. – Киев: Радяньска школа, 2001.Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. – С-Пб.: Петроградский и К0, 1996.Шенкман С.Б. Мы – мужчины. – М.: Медицина, 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.