Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"
Оценка 4.6

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Оценка 4.6
Презентации учебные
docx
технология
6 кл
08.06.2017
Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"
Работа моей ученицы. Она поставила перед собой проблему- "У нас дома хранится полотенце, вышитое ещё моей прабабушкой. Глядя на него у меня, всегда возникает вопрос: «Что этой вышивкой хотела сказать моя прабабушка?» и еще один вопрос меня заинтересовал: «Почему вышито именно полотенце?». Я решила исследовать эту тему."Работа моей ученицы. Она поставила перед собой проблему- "У нас дома хранится полотенце, вышитое ещё моей прабабушкой. Глядя на него у меня, всегда возникает вопрос: «Что этой вышивкой хотела сказать моя прабабушка?» и еще один вопрос меня заинтересовал: «Почему вышито именно полотенце?». Я решила исследовать эту тему."
Традиции русской народной вышивки и современность (2).docx
Практическо­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА                      Тема: «Традиции русской народной вышивки и современность»                         Учащийся: Нигматуллина Риана Айратовна, 6 кл. МБОУ СОШ №58 Советского района г. Казани                           Руководитель: Мартынова Елена Павловна, учитель                           технологии, высшей квалификационной категории,                            МБОУ СОШ №58 Советского района                                                                                                                                     1 Тезисы к работе: «Традиции русской народной вышивки и современность» Объект исследования: техника вышивания крестом в традициях русского народа. Предмет: орнамент, символы, цветовая гамма  на полотенцах. Цель: изучение символики орнамента и значение цвета в народной вышивке. Задачи: 1. Изучить традиции вышивки  русского народа, связанные с использованием  полотенцев; 2. Выявить наиболее часто встречающиеся узоры на вышитых полотенцах; 3. Самостоятельно вышить элементы орнаментов, используя традиции народной  вышивки. Методы изучения: Работа с документами, научной литературой по теме, поиск информации на  Интернет­сайтах. Планируемый результат: 1.  Освоить техники вышивки крестом. 2.   Попробовать изготовить изделия собственными руками Оглавление 2 № Название 1 Введение. актуальность темы; 1.1 1.2 цель и задачи работы; 1.3 объект и предмет исследования; 1.4 практическая ценность работы 1.5 2  3 3.1 Полотенца. Виды и назначения полотенец. структура работы Историческая справка Основная часть Орнамент  Значение цвета в вышивке полотенец  3.2 Полотенце в народных обрядах. 3.3 . 3.4 . 3.5 Условные знаки 3.6 Символы­обереги.  4. 5. 6. .  Заключение. Список литературы Приложение Стр. 4 5 5 5 5 6 6­7 7­8 8 9­12 12­13 13­14 15­16 17 18 19­20 1.Введение. Выявление проблемы. Я очень люблю рукоделие: плету бисером, умею вязать и начала вышивать.Мои  работы вышивкой нелья конечно назвать какими­то особенными, но я вышиваю для  души. 3 У нас дома хранится полотенце,  вышитое ещё моей прабабушкой. Глядя на него у меня, всегда возникает вопрос:  «Что этой вышивкой хотела сказать моя прабабушка?» и еще один вопрос меня  заинтересовал: «Почему вышито именно полотенце?». Я решила исследовать эту  тему. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю  жизнь. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки  начинали готовить себе  приданное к свадьбе.  Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а  также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе  приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На  свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Чаще  всего это были полотенца. 1.1.актуальность темы. Вышивка является одним из наиболее распространенных и доступных видов  художественного народного творчества. Она совершенствовалась на протяжении  4 многих столетий и до нас дошла в виде разнообразных замечательных орнаментов,  швов, которыми они выполнены, интересных цветосочетаний нитей.  Вышивка во все времена ценилась очень высоко. В старину обрамление икон  вышивала хозяйка дома. И это считалось не только красивым дополнением к иконе,  но и символом дома, своеобразным оберегом. Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где чернила и  бумагу заменяют холст и, чаще всего красная нить. Понятие “писать” в древности  имело значение “украшать” и ”изображать”. ”Строчить письмо” значило вышивать  ”строкой”. Образцы старинной народной вышивки поражают нас простотой и  лаконичностью, разнообразием и художественным мастерством и служат  неисчерпаемым источником для развития декоративно­прикладного искусства.  Популярна вышивка и сегодня. Красивы и оригинальны современные изделия,  оформленные вышивкой: салфетки, скатерти, рушники, панно, блузы, мужские  сорочки и другие модели одежды.  Процесс выполнения вышивок увлекателен. Занятие вышиванием развивает  эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие, творческое  отношение к труду. 1.2.цель и задачи работы. Я поставила перед собой цель изучить «язык русской народной вышивки», подробнее разобраться  в символике орнамента и в значении цветовой гаммы в народной  вышивке. 1.3.объект и предмет исследования. В каждом доме и раньше и сейчас большое место уделяется вышитым полотенцам.  Все они выполнены в различной технике и вышиты различными нитками. Какая тут  закономерность? Мне захотелось узнать всё ­ всё о полотенцах. Казалось бы, проще простого пояснить назначение полотенца. Но если быть  педантичным и написать так, как трактуют современные словари, то можно  сослаться на В. И.Даля: «Короткое полотенце для утирания лица или рук". У С.  И.Ожигова: «Неширокий и удлинённый кусок ткани для вытирания чего­нибудь  (ручное, кухонное). Всё было бы понятно, когда речь идёт о применении полотенца,  как бытового утиральника. Но у того же Даля есть ещё одно пояснение: «Браные  полотенца ­ шитые по концам". И сразу, значимость этого обыкновенного бытового  предмета намного расширяется. 1.4.практическая ценность работы. 5 Практическая ценность моего исследования заключается в следующем: мы живем в  многонациональном государстве. Я считаю, что всем нам просто необходимо знать  традиции народов, которые живут рядом с нами. И мне интересно исследовать  данную тему. 1.5.структура работы. Основной работой в поиске информации для исследования были Интернет­сайты, а  также   книги и журналы по вышивке. 2.Историческая справка. Ручное вышивание – один из самых распространённых и доступных для любой  женщины видов прикладного искусства. Поистине необозрима география этого вида творчества. Не существует такого  народа, чей национальный костюм не отделывался бы вышивкой. Возникнув в  древние века, искусство вышивания у разных народов создало определённые,  присущие только им традиции узорной вышивки. И именно в украшении предметов  быта и одежды дольше всего сохраняются и развиваются эти традиции. Искусство вышивания имеет древнюю историю. Как и любое другое искусство, оно  знало периоды расцвета и упадка. Вышивки, созданные в эпоху Возрождения,  отличаются необыкновенной художественной тонкостью и виртуозностью  исполнения. Мало кто знает, что рисунки для сюжетных вышивок нередко  выполнялись тогда известными живописцами, такими как Перуджино, Боттичелли и  др.  На Руси шитьём занимались издавна и повсюду. Оно не требовало специальных  приспособлений, а холст, нитки и иглы были в каждом доме.  Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским уделом. Лет с восьми­ девяти крестьянские девочки под руководством своих матерей начинали постигать  это рукоделие и готовить себе приданое. Не менее сорока полотенец нужно было  припасти к свадьбе. Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где чернила и  бумагу заменяют холст и, чаще всего красная нить. Понятие “писать” в древности  имело значение “украшать” и ”изображать”. ”Строчить письмо” значило вышивать  ”строкой”. Строгие геометрические узоры всегда имели определённый  символический смысл. Вышитый узор приобретал магическую силу и исполнялся в  строго определённых местах одежды и предметов быта. В начале XIX века создатели  вышивок ещё помнили смысловое значение таких узоров, жив был и обряд их чтения.  Но во второй половине девятнадцатого ­ начале двадцатого столетия содержание  6 народного узора стало забываться. Вышивальщицы лишь знали, что в них заключена  сила добра. В русской деревне женщина была хранительницей обрядов, которые  должны были обеспечить благо семье. Вышивать узорочье начали, когда позади было  прядение и ткачество и наступала пора долгих светлых дней. И тогда в пору  грядущего воскресения природы, девушки и женщины шили по серебристой холстине огненно красные узоры, свято веря в их благотворную силу. 3.Основная часть. 3.1. Полотенца. Виды и назначения полотенец. Полотенца в старину называлось по­ разному, в зависимости от назначения. Рушник ­  расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной  культуры и народного творчества восточных славян. Набожник – ткань (полотенце) для украшения "образов" ­  икон. Представляет собой узкое, длинное полотнище  домотканого холста, украшенное вдоль одной стороны и на  концах ­ вышивкой, тканым орнаментом, кружевом.  Набожник вывешивался так чтобы прикрыть иконы сверху и  с боков, но не закрывать лики. Обычай украшать иконы  вышитой тканью (полотенцем) был широко распространён в  русских деревнях, особенно в южно ­ русских областях  России. Накрючник — полотенце для украшения стен избы по  праздничным дням в дни совершения обрядовых действий.  Накрючник изготавливался из белого тонкого домашнего  холста  и отделывался на концах вышивкой, ткаными  узорами, кружевом. Его вывешивали на крюк на стене. Для  праздничного убранства использовалось обычно несколько  7 накрючников. Термин " накрючник " использовался в  просторечии в Курской, Орловской, Тамбовской и  некоторых других областях южной России. Рукотёрка ­ кусок белой холщёвой ткани для вытирания  лица и рук, после умывания, а также для вытирания после  мытья в бане. В отличие от обычного полотенца рукотёрка  была короткой (60 х 40 см) и мало украшенной. Узкими  красными полосками орнаментировались только рукотёрки,  вывешивающиеся в праздник для гостей. Рукотёрка висела  около рукомойника на специальном гвозде 8 9 Полотенце в народных обрядах Особое место в интерьере дома и обрядах занимали полотенца. Полотенцу  принадлежала особая роль в свадебных, родильных крестильных и погребальных  обрядах. Поэтому, наверное, из всех предметов быта в большей степени сохранились  до наших дней, традиции в использовании полотенец. Дорогих гостей встречают  хлебом ­ солью на расшитых полотенцах; без полотенец не обходятся на свадьбах и  похоронах. Без полотенца не мог состояться родильный обряд. На полотенце повитуха  принимала новорожденного, им повитуха и роженица вытирала руки после родов.  Полотенце от первенца дарили церкви. Полотенце для принятия ребенка  осмыслялось как дорога, по которой человек движется в мир. Свадебные рушники.  Перед свадьбой девушка должна была изготовить до ста полотенец! Длинные  рукобитные полотенца (до 7 метров) вешали на шею жениху в знак того, что невеста  посватана. Полотенца в эти дни развешивались вдоль стен на крючки, ими  занавешивали окна, накидывали на зеркала, перила изголовья и изножья свадебной  кровати. В свадебном обряде полотенце служили символом закрепления брачного союза ­ ими  перевязывались руки обрученных. Сват и дружка на свадьбе также были повязаны  полотенцем через плечо. Перед венцом голову невесты покрывали полотенцем, его  держали жених и невеста во время венчания. "Дорогой" для прохода молодоженов в  дом обычно служила "новина" ­ новый холст белого цвета. Когда молодые проходили по только развернутой "новине", ее тут же скручивали обратно в трубку и клали в  сундук. Во время венчания в церкви они стояли "подножом", представлявшем собой  полотенце или просто кусок холста. Как ритуальный предмет "подножное"  использовалось лишь один раз, а затем оставалось в храме. Самое большое и нарядное, "рукобитное" ­ жениху в знак согласия невесты и её  родителей на брак. Рушниками одаривала невеста женихову родню, ими украшали  свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль  спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими "намечены": жених и  невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест­накрест на груди. Вот  откуда пошел обычай одевать ленты свидетелям. Перед венчанием родители благословляли молодых иконами, украшенными  "благословенными" рушниками. Вышивались красными нитями, богато украшались.  Были обязательной принадлежностью приданого. На венчании молодые становятся у  аналоя на "венчальный" белый рушник ­ как на облаке, поставляются жених и  невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное,  ибо там совершается благословение их брака. 10 Во время венчания священник перевязывает руки венчающихся "союзным"  рушником. Эта традиция несет символ духовных уз, знак союза любви и взаимной  привязанности супругов, тесного духовного единения их. На рушнике вышивается  растительный орнамент, имена жениха и невесты, совет да любовь. Погребальный обряд.  И в похоронном обряде нельзя было обойтись без полотенца. Во время поминок еду,  и питье раскладывали на полотенце как жертвоприношение предкам. В знак  случившегося несчастья его прибивали к углу дома покойного ­ считалось, что этим  полотенцем вытирается душа покойного, первые 40 дней все иконы в доме были  украшены полотенцами. 3.3.Орнамент. А вот на это полотенце я обратила особое внимание. Оно отличается от других  полотенец. В верхней части полотенца вышиты петухи и растение. В средней части – женские  фигуры, в нижней – геометрические фигуры. Вышивка с древних времен имела магическое значение – это не просто украшение  ткани и одежды. Каждый элемент орнамента, каждый крестик имел свое особое  значение. Человек пытался привлечь добрые силы и защититься от злых с помощью  творчества. Орнамент – это своеобразное геометрическое заклинание. И это тоже имело свой  смысл. Дело в том, что геометрические линии орнамента имеют особую вибрацию и  влияют на человека и окружающий мир особым образом. 11 Орнамент. Узоры народной вышивки всегда отличались особым разнообразием. Поскольку многие явления природы цикличны, это нашло отражение в их  специфическом изображении, получившем название орнамента. А что означает слово орнамент? Слово это в переводе с латинского означает  украшение, состоящее из ряда ритмически упорядоченных элементов. Под ритмом  понимается выделение одних (более крупных и значительных) и подчинение им  других (более мелких) элементов на основе определенного повтора (раппорт). Для  русского орнамента с древних времен характерно богатство геометрических форм,  плетенок, растительных мотивов, а так же изображений птиц, зверей, фантастических животных, человеческих фигур. Геометрический орнамент может состоять из кругов, ромбов, многогранников, звёзд,  крестов, спиралей и др. Геометрический орнамент является одним из древнейших. С его помощью  первобытный человек выражал своё представление о мире. Вначале это были  простые, легко запоминающие знаки – символы: круг обозначал солнце, прямая  горизонтальная линия – землю, квадрат и ромб – поле, волнистая линия – воду. Ромб  символически был связан с плодородием. Он мог означать и землю, и женщину, и  растение. Крест и круг соотносились с огнём и солнцем. Если такими знаками  отмечены фигуры людей, животных или птиц, это свидетельствует об их связи с  небом. Волнистая или зубчатая линия представляла стихию воды, игравшей  огромную роль в верованиях древних славян. Расположенная не горизонтально, а  сверху вниз, она становилась изображением дождя, особо почитаемого нашими  предками атмосферного явления. Их ритмическое расположение на предмете,  возможность составления более сложных узоров побуждали к творчеству, развивали  эстетические чувства человека и его мышления. Постепенно люди стали обогащать  орнамент реальными наблюдениями и фантастическими мотивами, соблюдая при  этом ритмическое начало узора, усложняя его содержание и эстетическую  значимость. 12 Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов,  ветвей, геометризованных растений и т. п. Наиболее часто встречается у всех  народов мотив «древо жизни» ­ это растительный орнамент.     У каждого орнамента и рисунка своё предназначение: ­ калина – дерево рода, красные ягоды калины символизируют бессмертие  рода; ­ дуб – священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской  энергии, служит оберегом жизненной силы рода; ­ виноград – это жизненная нива, на которой муж­сеятель, а жене должна  растить и оберегать дерево их рода, символ радости; ­ лилия – символ девичьей чистоты и невинности, женской энергии, раскрывает тайны жизни. Вместе с цветком всегда присутствуют в орнаменте листок и  бутон, которые создают композицию зарождения, развития и непрерывности  жизни; ­ роза – беспрерывное солнечное движение с постоянным обновлением. Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных  и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относится к этому виду орнамента.  Конь, часто появляющийся на вышивках, ­ мифологический персонаж, связанный с  солнцем. Подтверждение тому – конёк на крыше дома. Любимый рисунок для рушников – птицы. Птицы приносят с собой весеннее тепло,  предсказывают будущее, сообщают вести, воплощают души умерших, связывают небо и землю, на свадебных полотенцах птицы обозначают: ­ павлин – это птица семейного счастья, которая несёт в себе солнечную  энергию; 13 ­соколы, петухи, голуби – символ молодожёнов. Характерной чертой  свадебного полотенца является расположение птиц головками друг к другу.  Голуби либо держат в клювиках ягоду калины, либо сидят у корней дерева –  символа новой семьи. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские  стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Сюда же можно отнести  различные фантастические существа типа дева – птица, человек – конь, мать – земля  и др. В северных вышивках нередко центральное положение занимает фигура женщины.  Рога, которыми вышивальщицы украшают иногда её голову, ­ древнейший символ  плодородия, а птицы в руках – знак божества. Это изображение великой богини, от  которой зависит благополучие всего живого на земле. Ряды женских фигур с ветками в руках напоминают о празднестве в честь весны. Фигура всадника с лучами вокруг  головы, или даже с розеткой вместо неё, представляет, по­видимому, солнечное  божество. Нередко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов:  геометрических и растительных, антропоморфных и зооморфных. Такой орнамент  можно назвать комбинированным. 3.4.Значение цвета в вышивке полотенец Полотенца, вышитые крестиком, красными и черными нитками. 14 Огромную роль в орнаменте играет цвет. Древние орнаменты выделяются  удивительной цветовой гаммой. Особенно любили красный цвет. Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни.  Красный цвет в русской народной культуре был оберегом. Полотенца, вышитые  красными нитками, считалось, оберегали хозяина от злых сил. В орнаментах часто встречаются сочетания белого, голубого, синего и чёрного, а так  же встречается и зелёный цвет. Белый цвет – символ чистоты, невинности и нежности. Голубой и синий – цвета неба и воды. Голубые тона производят впечатления  лёгкости, чистоты. Синий цвет символизирует вечность и устойчивость, тайну и  истину. Зелёный цвет – цвет самой природы, цвет жизни, цвет бессмертия. Это мир зелёных  растений, без которых немыслима жизнь на Земле. Чёрный цвет – символ траура и печали. Цвет, как и орнамент чаще всего зависел от назначения полотенец. 3.5.Условные знаки.  Корни орнамента вышитых композиций уходят в глубокую древность. В нем  сохранились черты язычества, оставшиеся от того времени, когда люди  одухотворенные окружающей природой, помещали на своих одеждах, предметах  быта, изображения солнца, древа жизни, птиц, женские фигуры. Наши предки верили, что эти символы принесут в дом благоденствие. Живя среди природы, человек  научился видеть в ней множество интересных, причудливых форм, цветовых  оттенков, подметил тождественные явления, которые стал обозначать обобщенными  условными знаками. 15 Исследователи видят в сюжетах архаической вышивки отражение древнего  земледельческого культа славян. Отсюда графическое изображение явлений,  связанных с земледелием. Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки,  подземные воды – горизонтальными. Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и  Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом. Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если  внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия В славянской традиции ромб – один из самых любимых знаков. На женской одежде  он встречается чаще, чем на мужской; но и женщины, и мужчины носили пояса,  украшенные ромбовидным орнаментом. Ромб – безусловный оберег. Это знак  земледельцев, символ родящих зерно полей, символ счастливого потомства. сторонами, снабженными «гребешками» (прямыми отростками), называлис репьями.  Ромб ­ "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих  Ромбы с продолженными сторонами и со  народов.  Наряду с «гребенчатым» в орнаменте часто использовались ромбы с «крючьями»,  между которыми помещались маленькие ромбики. Ромб мог обозначать землю,  растение и женщину одновременно. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери ­ прародительнице ­  непосредственном начале всех рождений на земле. Колокрес (крест в круге). Знак Солнца ­ преграда и отвращение зла, знак закрытости. 16 Крада («решётка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костёр. Перекрещивающиеся прямые, срастающиеся в одну или перекрещивающиеся прямые  знак союза двух начал (женского и мужского) Дерево (чаще всего елочка) ­ символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. Вывод. Я рассмотрела только часть знаков, наиболее часто встречающихся в  вышивках. На самом деле их огромное множество. 3.6.Символы­обереги. Символика является наследием истории человечества, когда люди стали выражать  свои мысли, свое мироощущение посредством условных знаков. Изучение древней  культовой символики раскрывает духовный мир человеческих обществ в  дописьменную эпоху. Сходные культовые символы и орнаментальные мотивы имеют  широкое распространение. Довольно часто обнаруживаются сходные или даже  тождественные элементы у родственных и неродственных народов. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей,  идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это  касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2­й четверти XX века  сохраняются древние символы. С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы,  покрывал одежду и жилище изображениями­оберегами. В народном искусстве  сохранилось много древних символов­оберегов, изображая которые на одежде,  посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов. Первый сюжет русской народной вышивки – дерево, оно – и древо, и древо мира, и  древо познания, и модель мира. 17 Дерево – это образ мира и образ мышления. Первый человек был собирателем корней и плодов, и дереву он обязан жизнью. Дерево – это и дом, и храм, и последнее  пристанище человека. Дерево являло собой мироздание. Корни – это знак подземного мира, стволу соответствует земной мир, а кроне – небо.  Рожаницы ­ древнеславянские женские божества, спутницы бога Рода. Почитались с позднего Каменного века (7 тыс.­4 тыс. лет до н. э.) Олицетворение  женского животворящего начала и великого таинства природы. Символ женского  плодородия. Тайна и чудо рождения, которыми наделена женщина, воспринималась  как некая могущественная сила. Рожаницы традиционно изображаются в позе  рожающей женщины, в виде двух оленей, или рогатых женских фигур. Берегиня ­ так называли изображение женщины с поднятыми руками. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник  жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян, так как много было общего у природы и земли, которые кормили, заботились, рожали хлеб, с женщиной, которая тоже давала  жизнь, кормила человека и выращивала своё дитя. Знак плодородия, размножения  был первым смыслом, который заключался в изображении женщины. Как земля  умножает зерно, так женщина родит человека. Мать сыра земля – это земля, политая  дождем и дающая хороший урожай, несущая в себе реки и воды. Мать и земля –  18 синонимы в восприятии нашего далекого предка. Отсюда и место, где живет род –  родина – женского рода. Один из распространённых сюжетов – трёхчастная композиция расположения  женских фигур. Она имеет два основных варианта. На одних вышивках персонажи  поднимают руки вверх, к небу, на других подчеркнуто опускают руки к земле, вниз.  Поднятые вверх руки персонажей вышивки несут «идею встречи» небесной  благодати. Опущенные вниз руки центральной фигуры вышивки обращены к земле,  дающей урожай. Такая последовательность повторов фигуры женщины напоминает  многократную молитву на урожай.  Частым сюжетом русской вышивки является конь. Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце приобретало образ  коня, а конь как бы приобретал силу солнца. Конь был наделён божественной силой и считался знаком солнца и неба. Конь, конник, колесо – равнозначные знаки солнца и  тепла. Вернемся опять к "троице" русской народной вышивки, посередине женщина,  справа или слева же от нее – кони или конники. Конники – знаки и времен года, знаки равноденствий, зимнего и летнего, которые отмечал народ праздниками и обрядами.  Птица – один из самых распространенных образов русского народного искусства Изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными  гребешками, пышными хвостами и узорчатыми перьями. В давние времена люди  верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на  крыльях весну ­ красну и тёплое лето. Птицы – это символ счастья, весны, тепла,  света. 19 На вышивках она чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой  или деревом. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета – петух  поет на рассвете, когда восходит солнце. Две птицы голова к голове – символ  счастливого брака, поэтому этот сюжет столь част в ритуальной женской одежде.  Птицы на полотенце – знак памяти об усопших, символ души, вестница иного мира.  Они же знак хорошего урожая. 4.Заключение.  Украшение костюма вышивкой – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в  поколение, которые можно читать, как книгу. Вышивка не только делала костюм  красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна  была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с  окружающей природой. Наши предки верили, что эти символы принесут в дом  благоденствие. Живя среди природы, человек научился видеть в ней множество  интересных, причудливых форм, цветовых оттенков, подметил тождественные  явления, которые стал обозначать обобщенными условными знаками. Вышивка – это  один из самых распространенных видов рукоделия, который освоили женщины ещё в  первобытную эпоху. Вышивка крестом – не совсем простое мастерство, оно требует  не только усидчивости и терпения, но и желания творить чудеса – вышивать  красивые картины. Своим иследованием я доказала, традиции  русской вышивки актуальны до сих  пор,что вышивкой можно «рассказать» о многом, но особенно можно пожелать  близким людям всего самого хорошего в жизни. 5.Список литературы.. 1. Андреева И. А. Энциклопедия рукоделия. ­ М.: Научное издательство «Большая  Российская энциклопедия», 2000 2. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. М.: Издательский центр  «Академия», 1999 3.Журнал «Анна» №4.2007 4.Журнал «Анна» №6.2012 Сайты в Интернете: 1. http://www. Uzory_severnogo_ornamenta. html 2. http:// /oberegi/ethnography/slavjane. php 3. http:// /traditsionnaya­simvolika­v­vyshivke. htm 20 4. http://www. oldladoga. /rus/object/index. php? id=18 5 http:// /compas/obryad 6. http:// /articles/1262/18/323.html 7. http://www. oldladoga. rus/object/index. ph 6.ПРИЛОЖЕНИЕ Практическая часть работы Изучив знаки и символику в вышивке, я решила вышить фрагменты орнаментов, т. к.  для вышивки полотенца потребуется много времени. Я составила схемы вышивок, которые планирую вышить в ближайщее время. Это  образцы древних символов­оберегов. Дерево­символ  вечной жизни   Птицы – это символ счастья, весны, тепла,  света. На вышивках она чаще всего включается  в общую композицию с женской фигурой или  деревом.  Рожаницы ­  земли символ женского плодородия.  Берегиня ­ символ плодородия  21 Конь –  считался знаком солнца и неба Материалы и инструменты Для выполнения ручной вышивки необходимы очень простые и не сложные  инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, пяльцы. Иглы для вышивания: должны быть короткие с удлинённым ушком. В большое ушко  легко можно вдеть рабочую нитку в несколько сложений. Ножницы нужно иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и  выдёргивания нитей их ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезания  ниток при вышивании и большие ­ для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы  должны быть хорошо наточены, концы лезвий – полностью замыкаться. Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от  деформации. Пяльцы могут быть прямоугольными или круглыми. Очень удобные для работы круглые пяльцы. Они состоят из двух деревянных обручей, входящих один в  другой. Диаметр пялец 20­40 см, высота обруча 1,5­2 см. Технология выполнения вышивки. Подготовка к вышиванию Перед началом вышивания следует вымыть руки с мылом, чтобы вышиваемое  изделие не пачкалось. С этой же целью на колени нужно положить белую ткань, а при длительном выполнении вышивания рекомендуется хранить изделие в куске белой  ткани. Вышивая, сидеть надо прямо, прислонившись к спинке стула. Под ноги ставят  небольшую скамеечку. Вышивать лучше в дневное время, а вечером можно работать  при свете настольной лампы, направляя его на вышивку с левой стороны. Комната  должна быть проветрена. Через каждые 40—50 минут работы необходимо делать  перерыв на 5—10 мин, чтобы не утомляться. Правила безопасной работы во время вышивания. При работе с иглами, булавками, ножницами необходимо соблюдать правила  безопасной работы, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности получить  травму. Иглы и булавки хранят в игольнице или вкалывают в мягкую подушечку. Не  подносите иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывайте иглу в свою одежду. По  окончании работы иглу следует вколоть в подушечку или положить в игольницу.  Работая с булавками (при перебивке рисунка), вкалывайте их в ткань от себя.  22 Рабочую нить отрезайте ножницами. Острые концы ножниц не подносите близко к  лицу. 23

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"

Проект по технологии на тему "Традиции русской народной вышивки и современность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017