ВЫБОР ПРОФЕССИИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
УЖЕ СЕГОДНЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОЗНАННОЙ
НЕОБХОДИМОСТЬЮ И ИМЕННО ДЛЯ НИХ ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТ
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО МЕРОПРИЯТИЙ
И ВСТРЕЧ, ПОСВЯЩЕННЫХ РАЗНЫМ ВАЖНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ.
Проект
«Профориентационная школа старшеклассника «ЮГУ-ПЛЮС»
Разработала:
Джура Елена Николаевна,
классный руководитель 11 в класса,
учитель математики
МБОУ «СОШ №8»
(классы русской духовной культуры)
г. Ханты-Мансийск, 2015
Проект
«Профориентационная школа старшеклассника «ЮГУ-ПЛЮС»
Талант - это поручение от Господа Бога
Евгений Баратынский
1. Основная часть.
1.1. Общие сведения о заявителе.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» (классы русской духовной культуры).
Классный руководитель 11 «в» класса, учитель математики Джура Елена Николаевна.
1.1.1 Адрес: 628012 г.Ханты-Мансийск, ул. Гагарина,17
1.1.2. Тел.: 89822025750
1.1.3. E-mail: lady.dzhura@mail.ru
1.2. Участники проекта.
Участниками являются следующие учреждения образования:
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» (классы русской духовной культуры).
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет».
1.3.Информация об организации, осуществляющей научное руководство проектом.
Название организации:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет». Гуманитарный институт.
Адрес: 628012, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16.
Телефон: (3467),357-650,357-651.
E-mail: a_mironov@ugrasu.ru
Тип организации - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
1.4.Научный руководитель проекта:
Миронов Андрей Валерьевич, директор гуманитарного института
Федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Югорский государственный университет», кандидат психологических наук.
Югорский государственный университет способен оказать действенную поддержку проекту в следующих направлениях деятельности:
- Психологическое тестирование по методике «Профориентатор»;
- Профконсультирование по итогам тестирования;
- Проведение экскурсий;
- Интернет-поддержка подготовки к ЕГЭ;
- Пробные ЕГЭ по обязательным предметам и предметам по выбору;
Поддержку проекта будет также осуществлять лаборатория социальных и психолого-педагогических исследований гуманитарного института Югорского государственного университета.
Соловьёва Марина Николаевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Наумова Мария Вадимовна, психолог-профконсультант.
Контактная информация: 628012, Тюменская область, ХМАО-Югра,
г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16,
корпус 2, кабинет 409
Телефон: (3467) 357-639
E-mail: marishca16@yandex.ru
1.3. Нормативно-правовые основания для разработки проекта
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
Инновационная Россия – 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). – М.: Минэкономразвития России, 2010;
Государственная программа Российской Федерации
«Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства Российской
Федерации
от 22 ноября 2012 г. № 2148-р);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. N 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»)», «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования;
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения;
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783);
2. Обоснование (актуальность).
2.1. Аннотация (Резюме):
Каждый старшеклассник, думая о своем будущем, в первую очередь решает, какую профессию выбрать. И в этот особый период жизни подростков очень важно, чтобы взрослые помогли овладеть навыками осознанного и самостоятельного выбора профессии. Проект дает эту возможность.
Проект создан для школьников от 15 до 17 лет (9-11 класс), которые хотели бы выбрать сферу профессиональной деятельности в соответствии со своими склонностями и быть успешными.
Выбор профессии для старшеклассников уже сегодня является осознанной необходимостью и именно для них проект реализует максимальное количество мероприятий и встреч, посвященных разным важным специальностям, которые они могут приобрести, обучаясь в ЮГУ. Согласно статистике приобретая модные профессии, 35 % наших выпускников не работают по специальности и потому они часто не удовлетворены своим выбором.
Это проект интеграции ребят во взрослую студенческую жизнь Югорского государственного университета, способ получить максимум информации и знаний о профессиях и о себе в ней, это открытие проф-пространства возможностей жизни и вариантов выбора пути.
Проект познакомит подростков с профессиями, получаемыми в ЮГУ. Мы учли тот факт, что наибольшее влияние на выбор молодыми людьми профессии оказывают реальные контакты с преподавателями и студентами, с представителями будущих профессий. И среди них – доступность поступления, близость учебного заведения, возможность найти работу по этой профессии, спрос на эту профессию.
Проект «Профориентационная школа старшеклассника «ЮГУ-ПЛЮС» содержит шесть направлений, которые будут вести профессионалы своего дела, преподаватели и профконсультанты лаборатории социальных и психолого-педагогических исследований гуманитарного института Югорского государственного университета.
1-Тренинги по профессиям
2- Психологические тренинги
3- Профориентация тестирование
4- Экскурсии по институтам университета (с посещением занятий)
5- Экскурсии в организации, компании
6- Встречи с профессионалами
Проект рассчитан на один год.
2.2.Постановка проблемы:
Проблема выбора пути встает перед молодыми людьми в тот момент, когда они еще не обладают жизненным опытом, более того находятся под воздействием все возрастающего потока информации, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.
Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картинку. По данным нашего предварительного опроса учащихся 9-11 классов, ребята смогли назвать в среднем лишь 17-25 профессий, одной из первых чаще других была названа профессия юриста.
Совсем скоро им выбирать себе профессию, а значит и свой жизненный путь. Вот только этот выбор не всегда бывает успешным. Многие, получив модную специальность, не найдя работы, пополняют ряды безработных или устраиваются на работу не по специальности.
К 15-17 годам у большинства подростков складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. В этот период у ребят начинает активизироваться процесс профессионального самоопределения, у них проявляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт соответствия общественно полезных целей той или иной профессии своим идеалам. Именно поэтому целевой группой проекта выбрана эта категория ребят в возрасте от 15 – 17лет.
Престиж профессий очень изменчив. Как приспособится к изменяющимся условиям и времени, найти смысл в конкретной профессии, несмотря на то что, казалось бы, профессия не престижна? Как адекватно оценить привлекательность и перспективы развития той или иной сферы деятельности в городе или в его окрестностях?
Ответить НА ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ребятам поможет реализация данного проекта.
Проект поможет ребятам «связать» свою профессию с предрасположенностью к ней, руководствуясь результатами тестирования на предпочтение к профессиональной деятельности, рекомендациями психолога, опытом личностного знакомства с профессиями и мастерами своего дела. В этом возрасте всегда нужно видеть конкретные примеры людей, достигших определенных успехов в родном городе, узнавать все новое, общаясь с профи.
Как сегодня подростки принимают решение о выборе будущей профессии – рекомендация родителей, друзей, учителей или «мода» на определенные профессии? Как сделать правильный выбор?
Данная проблема стояла перед молодыми всегда, но в настоящее время в связи с новыми социально-экономическими условиями и быстро изменяющимся рынком труда становится особенно актуальной. Молодёжь практически не владеет информацией о множестве новых профессий в районе, да и традиционные претерпевают изменения, что требует умения быстро перестроиться, мобилизоваться, чтобы оказаться нужным и востребованным.
Однако в 15-17 лет, т.е. когда остро стоит проблема выбора, молодые люди имеют смутные представления о себе, они еще мало, в чем успели себя попробовать. Так же мало подростки знают и о разных специальностях, чаще всего их представления поверхностные.
Вот так возникла идея помочь ребятам правильно сделать выбор профессии. И мы решили предоставить возможность подросткам «ОБМЕРИТЬ СЕБЯ» (пройти тесты и принять участие в тренингах) и «ПРИМЕРИТЬ» ПРОФЕССИЮ НА СЕБЯ?
Участие в проекте это важнейший этап в жизни ребят, он нацелит их на ответственное отношение к собственной судьбе и к судьбе родных, подготовит к осознанному выбору профессии, а для партнеров проекта это не только реклама их деятельности, но и обеспечение будущими молодыми кадрами их предприятий.
2.2. Целевая группа.
Проект рассчитан на подростков и молодежь в возрасте от 15 – 17лет, только начинающих свой путь профессионального самоопределения.
Цель проекта:
Формирование у подростков способности выбирать сферу профессиональной деятельности и направления продолжения образования, оптимально соответствующие личностным особенностям и запросам рынка труда ХМАО - Югры и, как результат создание системы действенной профориентации на основе объединения усилий школы и вуза.
Задачи проекта:
изучить потребности рынка труда округа и профессиональные предпочтения подростков;
расширить представления участников проекта о современном «рынке профессий» в родном городе;
диагностика профессиональных интересов и склонностей участников;
организация профессиональных проб участников через тренинги по профессиям для самоопределения в выборе будущей профессии;
сформировать положительное отношение подростков к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
вдохновить подростков идеями для реализации личных способностей в поисках своей профессии;
сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми будущей профессией;
раскрытие личностных качеств и реализация творческих способностей участников;
формирование круга комфортного общения подростков;
обеспечение сотрудничества с партнёрами по проекту, заинтересованными в успешном решении данной проблемы.
Ожидаемые результаты:
Сформированные у участников проекта представления о рынке труда, профессиях востребованных в современных социально-экономических условиях и о развитии своей будущей карьеры.
Появление новых ценностных ориентаций и смыслов выбора профессии в родном городе.
Выбор участниками учебных заведений, подготавливающих востребованные профессии в городе.
Занятость подростков в летний период как результат укрепления сотрудничества между социальными институтами и организациями города по профориентации.
Создание инновационных моделей социального партнерства в проведении профориентационных мероприятий, направленных на социально-экономическую адаптацию ребят на рынке труда.
Издание методических материалов по итогам реализации проекта.
Оценка эффективности проекта будет дана с помощью следующих методов:
Активность участия в проекте подростков – ежемесячный мониторинг.
Результаты опросов и анкетирования участников и организаторов проекта.
Совместное обсуждение с партнерами проекта промежуточных и заключительных результатов проекта.
Представление в отчете сопроводительных материалов (статистический анализ - до и после реализации; фотографии и видеофильм о реализации проекта).
Отзывы ребят об организованных тренингах, встречах и экскурсиях
Составление отчета.
Продвижение проекта:
Изготовление информационных буклетов для потенциальных участников проекта
Реклама проекта в социальных сетях, создание группы проекта «в Контакте»
Представление проекта на образовательном форуме: «Про школу», «Фестиваль Открытый урок».
Информирование через региональные СМИ
Развитие проекта:
Общий срок проекта 1 год.
Проект состоит из следующих этапов:
1.Подготовительный, срок с 1 мая по 1 сентября 2015года:
анализ регионального опыта по профориентации и литературы по данной проблеме;
разработка, обсуждение и корректировка тематики тренингов по профессиям, встреч и экскурсий;
подготовка окончательных договоренностей между участниками и партнерами проекта;
2.Основной этап, срок с 1 сентября 2015 года по 1 июня 2016 года:
реализация проекта через массовую работу (согласно плана);
промежуточная диагностика реализации проекта через опросы, анкетирование, отзывы) и анализ результатов;
коррекция проекта по результатам диагностик.
3.Заключительный этап, срок 1 июля по 1 сентября 2016 года:
анализ результатов промежуточных и заключительных исследований - выводы о результативности проекта;
проведение презентаций ребятами по собственным проектам,
подведение итогов проекта – встреча за круглым столом всех участников проекта
распространение полученного опыта.
Значительная роль в реализации проекта отводится социальным партнерам - Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Югорский государственный университет». Определение их потенциального вклада в реализацию проекта и механизмов участия является ключевым фактором успешности проектной деятельности.
Приложение 1
ПЛАН
мероприятий по реализации проекта (примерный)
№ п/п |
Мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
|
3.1 |
Провести тестирование учащихся 9 класса «Склонности и профессиональная направленность» |
|
|
|
3.2 |
Провести диагностические методики среди учащихся 9-10 классов с целью выявить у школьников особенности развития самооценки, профессиональную направленность, узнать о личных профессиональных планах. |
|
|
|
3.3 |
Проведение профориентационных игр среди учащихся 9-10 классов: 1. «Угадай профессию» 2. «Заглянем в будущее…» 3. «Защита профессий» |
|
|
|
3.5 |
Проведение профориентационных опросников |
|
|
|
3.6 |
Провести тематические классные часы профориентационной направленности: 9-10 классы – ¾ «Мастерство и талант» ¾ «Что такое труд» ¾ «Мои планы на будущее» ¾ «Профессионализм. Что это?» ¾ «Планирование профессиональной карьеры» |
|
|
|
3.7 |
Провести деловую игру среди учащихся 9-10 классов «Кадровый вопрос» |
|
|
|
3.8 |
Посещение учащимися 9 и 10 классов выставки-ярмарки учебных мест учреждения профессионального образования в Дни открытых дверей |
|
|
|
3.9 |
Проведение обзорных и тематических профориентационных экскурсий с целью ознакомления с вузом, предприятиями, условиями труда, технологическим процессом |
|
|
|
3.10 |
Содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул |
|
|
|
3.11 |
Использование в подготовке к ЕГЭ и профориентационной работе Internet-ресурсов (кабинета информатики) |
|
|
|
3.12 |
Оформление информационных стендов по профессиональной ориентации в учебных кабинетах, их обновление. |
|
|
|
3.13 |
Размещение информации по профориентационной работе на школьном сайте |
|
|
|
3.14 |
Информирование учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной среды начального и среднего профессионального образования. |
|
|
|
3.15 |
Информирование учащихся и их родителей, педагогов школы о проблемах занятости на местном и региональном рынке труда. |
|
|
|
3.16 |
|
|
|
|
Приложение 2
Информация о выбранных ВУЗах ХМАО-ЮГРЫ
обучающимися 11 В класса для поступления в 2016 году
№п/п |
ФИО |
ВУЗ |
специальность |
1. |
Гусев Юрий Дмитриевич |
Югорский государственный университет (ЮГУ) |
Экономика |
2. |
Журин Дмитрий Андреевич |
Югорский государственный университет (ЮГУ) |
Юриспруденция |
3. |
Кремина Виктория Николаевна |
Югорский государственный университет (ЮГУ) |
Филология |
4. |
Макарова Валерия Алексеевна |
Югорский государственный университет (ЮГУ) |
1- Юриспруденция 2- Экономика 3- Менеджмент |
5. |
Овчинников Андрей Евгеньевич |
Югорский государственный университет (ЮГУ) |
Лингвистика |
6. |
Пикулева Эсмира Хайялеевна |
Югорский государственный университет (ЮГУ) |
1- Юриспруденция 2- Экономика |
7. |
Писцова Алёна Вячеславовна |
Югорский государственный университет (ЮГУ) |
Юриспруденция |
8. |
Серебряков Феликс Сергеевич |
Югорский государственный университет (ЮГУ) |
Юриспруденция |
9. |
Титов Дмитрий Игоревич |
Югорский государственный университет (ЮГУ) |
-Нефтегазовое дело -Инженер -Электроэнергетик |
10. |
Фомин Иван Вячеславович |
Югорский государственный университет (ЮГУ) |
Прикладная математика и информатика |
11. |
Фомина Мария Вячеславовна |
Югорский государственный университет (ЮГУ) |
-Педагогика и психология -Философия |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.