Проект "Прялка жива, а хозяина нет"
Оценка 4.7

Проект "Прялка жива, а хозяина нет"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
23.04.2018
Проект  "Прялка жива, а хозяина нет"
Актуальность исследования заключается в приобщении учащихся к изучению предметов быта старины. Предметом исследования были прялки-донце школьного краеведческого музея "Возращение к истокам". В своем проекте мы использовали такие методы исследования, как изучение литературы, встречи и беседы со старожилами деревни Гагаринское, наблюдение, изучение интернет-ресурсов. Участниками проекта были учащиеся среднего звена.
Музейный урок-экскурсия.docx
Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Гагаринская  основная  общеобразовательная  школа»  Муниципальный этап    областного  конкурса   музеев образовательных  организаций Тоншаевского района                                Номинация:        «Выставка одного  экспоната»                                                                                                                                                              Прялка жива, а хозяина нет (музейный  урок­экскурсия) Работу выполнила:  Сластникова  Софья   Николаевна,     воспитатель ГПД. Адрес:   606950 Нижегородская  область   Тоншаевский  район   д.  Гагаринское  ул. Центральная д. 1 Gagarinskaya­shkola@yandex.ru                                                                           Рабочий тел 8 (831 51) 90 1 31                                                                       д.  Гагаринское  2018 г. Сценарий   музейного урока ­ экскурсии «Прялка жива, а хозяина нет» Участники: учащиеся школы (работа в малых группах). Место проведения:  школьный краеведческий музей «Возвращение к истокам» Время проведения: ноябрь  2017 год; Подготовила:  Сластникова Софья Николаевна, воспитатель группы продленного дня. Ведущий: Сластникова Софья Николаевна, воспитатель группы продленного дня. Юные экскурсоводы: учащиеся среднего звена Материальное обеспечение: музейные экспонаты Форма проведения –  музейный урок­экскурсия  с элементами литературно­музыкальной композиции,   интегрированный   урок   формирования   новых   знаний  по   изобразительному искусству к теме «Конструкция, декор предметов народного быта и труда», 5 класс, по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»  Метод ­ наглядный Структура  музейного урока­экскурсии  сложная, соединяющая темы различных научных дисциплин   –     изобразительного   искусства,   истории,   языкознания   (русского   языка)   и литературы. Такой урок  не только дает знание, но и обучает видеть и слышать, приучает к анализу.     Способы изучения объектов ­ демонстрирующе­комментирующая   Объекты изучения –  ручные прялки (по конструкции: цельная и составная), веретена, кудель, мочесник. ­ этимология (происхождение) слов, дающих название конкретным предметам (прялка, веретено, кудель, мочесник  и др.).      Музейный урок­экскурсия познавательно­эмоциональный, он  обогащает воображение и память детей новыми интересными фактами.           Цель музейного урока­экскурсии ­  подробно познакомить с экспонатами музея.       Данный   урок­экскурсия     развивает   эмоциональное   восприятие   мира,   творческую деятельность,   ценностное   отношение   к   миру.   У   экскурсовода   развивается   громкая   и четкая речь, умение ясно и просто излагать материал, пояснять встречающиеся научные термины,   вести   экскурсию;   четко   разделять   факты   и   экспонаты,   их   объясняющие; сконцентрировать слушателей около экспонируемого материала.       Мероприятие воспитывает:  ­  эстетические чувства ­ умение почувствовать предмет изучения;  ­  формирование  интереса к старинному русскому быту,  учит сравнивать и       находить общее и особенное в конструкции, декоре прялок; ­  умение использовать полученные знания в украшении модели прялки.  ­  отношение к памятникам культуры как к живому организму и заботу о том, что     еще можно сохранить,  ­  удовольствие от увлеченности экскурсовода, интересного содержания      приводимых фактов и задаваемых вопросов. 2 Практическая реализация: учащиеся  выступают в русских народных костюмах, свободно владеют предметами русского быта и рассказывают о них, участвуют в инсценировках, поют песни, частушки, загадывают загадки, проговаривают скороговорки.    На празднике всё выстроено в русских традициях: оформление, костюмы, музыкальное оформление и т. д. Ход  урока­экскурсии 1. Организационный момент. Добрый день, дорогие друзья!  2.Формулирование темы урока.  Ведущий:  Ребята отгадайте загадку: "На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" (ответы детей).  Правильно,  это старинная русская загадка о прялке.  Приглашаю вас на урок­экскурсию под названием «Прялка жива, а хозяина нет»,  где юные экскурсоводы расскажут об истории предметов, которыми пользовались наши бабушки, а может даже прабабушки. Сегодня мы на время окажемся в прошлом и познаем быт и жизнь наших предков.     Кроме того, ребята  познакомят вас с этимологией, то есть происхождением некоторых слов, например,  прялка, веретено, кудель, мочесник  и др.                    (Примечание: следует объяснить, чем занимается этимология как один из разделов лингвистики).   Из многих сотен прялок, хранящихся   в нашем   музее, ни одна не повторяет другую. Каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.  Наибольший   интерес   представляют     ручные   прялки,  так  как     до   сих  пор   в некоторых деревнях  бабушки  прядут на  прялках. Выступление   учащихся­   экскурсоводов,   одетых   в   русские   народные   костюмы сельских жителей и руководителя школьного музея. 1 учащийся­экскурсовод:   Русская прялка узором богата, Формой красива, резьбой хороша. Мастер создал ее в прошлом когда­то, В ней старина и живая душа. Женские руки к ней прикасались, Пряжу крутили, веретено. Прабабушки наши пряли, старались, Чтобы красивым соткать полотно. Много столетий служила надежно. Людям каким? Где оставила след? Даже представить  себе невозможно­ Прялка жива, а хозяина нет. 3 Ей бы в избу, да на лавку к окошку, К донцу кудельку опять «примотнуть». Вспомнить как было, хоть на немножко. Прялку музейную к жизни вернуть.      Прялка­донце  – старинное приспособление для прядения нитей, состоящее из лопаски, тонкой ножки и донца, на которое садится  пряха.   Вертикальная часть прялки состоит из лопаски (лопасти) и имеет в большинстве случаев фигуру четырехугольника (прямоугольника)  различных размеров и ножки (шейки, стояка). Ножка прялки имеет чисто конструктивную задачу: поддержать лопаску. Она бывает также различных форм – плоская, в виде столба, прорезная, ее  украшали и расписывали.      Нижняя, горизонтальная  часть – донце прялки. Донце представляет собой нижнюю часть прялки   –   доску,   предназначенную   для   сиденья   и   фиксирования   прялки.   Пряха   сидит, обыкновенно, на краю донца. К лопаске привязывается на стороне, обращенной к донцу, кудель – обработанное льняное волокно.            Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной). (показываются образцы  прялок)      Донца вырезали из осины или липы,  лопаску  делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым. Прялка   сопровождала   девушку   от   рождения   до   2  учащийся­экскурсовод:  Прялка была ценным подарком:   муж дарил жене, а отец   ­ дочери.  замужества. Поэтому   прясть   и   готовить   себе   приданое   девушка   начинала   уже   с   6   ­   8   лет. Веретена с напряденными нитками ­ мочками пряхи складывали в специальную коробку ­ мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.  С мочесниками и прялками девушки ходили на   посиделки,   или   супрядки,   ­   веселые   вечеринки     (собирались       в   одной   избе). Рассаживались   по   лавкам   и   принимались   за   рукоделие.   Веретено   знай   крутится,     а   на веретено нитка ложится.  Девушки во время  работы затягивали песни  или пели частушки. Учащимися­экскурсоводами   исполняются  частушки Пропоем мы вам частушки, Просим не смеяться. Мы артисты молодые­ Можем растеряться.                       Уж ты пряслица, ты пряслица моя                       Пойду вынесу на улицу тебя,                       Буду прясть и попрядывать,                        На подружек поглядывать. Пряла  лен, пряла лен Да льняное волокно Приходи ко мне миленок С тальянкой под окно. 4 Моя прялка не прядет,                            Колесо не вертится.                            Что­ то милый не идет,                            Видно долго сердится. Дайте лен ,дайте лен, Дайте 9 веретен. Стану прясть­попрядывать На дружка поглядывать.                             Мы не все частушки спели,                             Знаем много их вдвоем                             Приходите в гости снова                              Мы другие вам споем. 3 учащийся экскурсовод:  Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно ­ кудель ­ привязывалось к верхней части прялки ­ лопасти, а на сиденье прялки ­ донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее ­ она оборвется, а чуть слабее ­ будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи.      Прясть пряжу  ­ это был исконно женский труд. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках»   с   тихой   песней   пряхи   сидели   за   своей   работой   до   полуночи,   поэтому приходилось   пользоваться   лучиной,   вставив   ее   в   светец,   рядом   с   которым   (в противопожарных   целях)   стояла   бочка   с   водой.   На рядом ставили лукошко с рябиной, брусникой   или Потому что кислая ягода  способствовала выделению которой пряха время от времени смачивала нить.         Женщины     занимались   прядением,     которое продолжалось весь осенне­зимний период, прерываясь рождественские   праздники.   На   Рождество   или   на   все прялку и все прядильные инструменты выносили на в   чулан.       В   последний   день   масленицы   женщины, окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось,  чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён.  Ведущий:    Многие поэты воспевали прялку:                       В избушке распевая, дева                       Прядёт, и зимних друг ночей,                      Трещит лучинка перед ней,­ писал А.С.Пушкин.   Ребята! Давайте представим. Зимний вечер. Лишь брезжит огонёк из окошка от мерцающей лучины, которая едва освещает сидящую девушку. Перед нею – прялка с куделью, в руке ­ веретено. (Девочка сидит с прялкой и звучит русская народная песня «Пряха») лишь   святки чердак или празднуя лавку клюквой. слюны, на «Пряха»  В низенькой светёлке 5 Огонёк горит, Молодая пряха под окном сидит. Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца… Ты о чём взгрустнула, Девица – краса?  4 учащийся экскурсовод:   Вскоре в избу приходили и парни, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто упряжью конской занимался.  Существовало такое поверье, что если девушка во время посиделок незаметно для парня добьется, чтобы он сел на донце ее прялки, то он «сядет с ней и на хозяйство», т.е. будет связан узами брака».                     Сядь­ко, миленький, за прялочку, за точену мою.                  Веретенышко сломаешь, я тальянку разобью.                                                      (Каргопольские страдания) Парни смотрели не только на девичью красу, на работу обращали внимание: быстра   ли, умела  ли в женских делах  хлопотных. По спряденной  ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая да ровная, значит, девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвётся часто, то и нрав у девушки непокладистый (несговорчивый, неуступчивый).     Искусство изготовления прялок переходило по наследству. Часто прялка была подарком. Жених дарил прялку невесте (по обычаю,  должен был изготовить прялку собственноручно, а   старую   родительскую   сломать   в   знак   помолвки).    Свадебную   прялку   для   невесты расписывали   по­особому.   Были прялки, где роспись выклеивали золотом, что означало силу жениховских чувств да ещё писали дарственную надпись, например, «Кого люблю тому дарю» Такую прялку женщина особенно берегла. Сядет девушка за прялку, Перед ней куделька льна; Крутят пряжу и товарки У лучинушки – огня. Песня льётся, вьётся нитка, Чуть стучит веретено, Скрипнет, разве что, калитка, Хоть давно уже темно.                  (Геннадий Дергачёв «Лён – доля женская»)  5 учащийся экскурсовод:  Прялка служила оберегом для девушки.    Для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель— прялку; под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретено. 6 Подарил мне батюшка чудо­веретёнышко,                                                    серебряное донышко. Нитка белая бежит, веретёнышко дрожит. Ты вертись, моя вертушка, дорогая мне игрушка. Мне и весело, и жарко, я­то день­деньской кручу, Нитки тонкие сучу и тихонечко пою…  Пряди,  моя пряха, Пряди, раскудряха. Пряла бы я, пряла, На меня лень напала. Меня в гости звали К соседу в беседу. У нашего соседа Весела беседа.                                                        (Народная песня) Прялка и прядение в поговорках У ленивой пряхи и про себя нет рубахи. Прялка не Бог, а рубаху даёт. Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом. Не ленись прясть, хорошо оденешься. Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь. Зачитывается отрывок из  книги В. Смирнова «Встреча» «Мать садилась у печки за прялку. Ей было тепло и хорошо. Веретено пчелой жужжало в ее проворной руке, лен как бы сам тянулся длинной ровной ниткой.»  Ведущий:  Вот и закончилось наше знакомство с прялкой. Она открыла нам кусочек  ушедшей в прошлое жизни одного далёкого деревенского вечера.  Спасибо всем за участие в нашем занятии. Времена теперь другие, как и игры, и дела. Далеко  ушла Россия от страны, какой была, Но преданья старины забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава нашей стороне  Рефлексия.        Теперь   следует   подвести   итоги   урока­экскурсии.  Что   нового   вы   узнали   сегодня   о ручных прялках, их появлении на Руси, первых мастерах, которые создали прекрасные изделия русского быта?     Попытайтесь представить первых русских умельцев и охарактеризуйте их. Чем ценны экспонаты любого музея?      Значения каких слов стали для вас открытием? Что вам дала информация не только об изделиях русских промыслов, но и значение слов, их называющих?  7 Анализ проведенного  мероприятия: праздник прошёл интересно, ярко, эмоционально. На празднике дети свободно владели предметами старинного русского быта. Наряду с  имевшимися навыками и знаниями, ученики узнали много новых сведений и проявили  интерес к познанию неизученного.  Список литературы и Интернет­ресурсов 1. Изобразительное искусство : декоративно­прикладное искусство в жизни человека : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского.  – 5­е изд. – М. : Просвещение, 2014.  – 176 с. : ил. 2. Жегалова С. К. Русская деревянная резьба. М., 1957. 3. Круглова О. Народная резьба и роспись по дереву. М., 1974. 8 4. Василенко В. М Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство.  М., 1974. 5. Основы художественного ремесла. М., 1979. 6. Жегалова С. К. Русская народная живопись. М., 1984. 7. 8. Народный костюм. Украшение прялок//   Декоративно­прикладное искусство// http://dekor.nm.ru/Ved/Ved.htm  http://www.narodko.ru/article/tkach/pryalka/art.htm  9. Академик. Энциклопедический словарь//  http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/86366/ПРЯЛКА  10.Народная культура// http://www.hnh.ru/handycraft/2010­12­13­1  11.Библиотека собраний русского народного искусства// http://www.bibliotekar.ru    Приложение  9 10

Проект "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект  "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект  "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект  "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект  "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект  "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект  "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект  "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект  "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект  "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект "Прялка жива, а хозяина нет"

Проект  "Прялка жива, а хозяина нет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018