Муниципальное бюджетное
«Радищевская средняя школа №1 имени Героя
общеобразовательное учреждение
Советского Союза Д.П.Полынкина»
«Роль транспорта в загрязнении
атмосферы посёлка Радищево»
(естественно-научное направление)
Выполнил:
Ученик 9а класса
МБОУ «Радищевская сш №1
имени Героя Советского Союза Д.П.Полынкина»
Бикбаев Ренат Ильдарович
Руководитель проекта :
Турутина Людмила Юрьевна ,
учитель биологии и химии
Ульяновская область
Р.п.Радищево
20162017 уч. год Краткая аннотация к работе.
«Роль транспорта в загрязнение атмосферы посёлка Радищево»
Место и время выполнения работы:
р.п. Радищево, Ульяновская область сентябрьдекабрь 2016 года.
Объект исследования:
окружающая среда
Предмет исследования:
автомобили
Гипотеза:
Быть или не быть автомобилям
Цель:
изучить влияние автотранспорта на экологическое состояние окружающей
среды посёлка Радищево
Задачи:
ознакомление с основными видами антропогенных загрязнений окружающей
среды;
выявление наиболее опасных участков дорог;
изучение влияния автотранспорта на растительность;
формирование убеждений бережного отношения к природе,необходимости её
охраны;
Методы:
изучение научной литературы и источников интернета по данной теме;
наблюдение;
эксперимент;
Для работы использовались:
этиловый спирт,
сернистый натрий,
колбы, пробирки,
чашечные весы,
листья тополя. Оглавление.
Глава 1. Теоретическая частьИсточник загрязнения атмосферы
автотранспорт…………………………………………………………………46
Глава 2. Исследовательская часть(эксперименты)
а) учёт транспортных потоков в р.п. Радищево по улицам Калинина, Чкалова,
Советской, Крупской………………………………………………................79
б) влияние автотранспорта на растительность……………………………..910
Глава 3. Мероприятия по борьбе с выбросами автотранспорта………1012
Заключения……………………………………………………………….1213
Выводы……………………………………………………………………...13
Исполнения проекта……………………………………………………….13
Источники информации……………………………………………………14 Введение.
«Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение
те силы природы, которые они сумели открыть покорить»
(Ф. ЖолиоКюри, физик, лауреат Нобелевской премии.)
Наибольшую опасность для человека и животных представляют
экотоксиканты. Экотоксикатывредные химические вещества, загрязняющие
окружающую среду и отправляющие находящиеся в ней живые организмы.
Основными источниками их поступления являются: предприятия различных
отраслей, энергетические установки, сельскохозяйственное производство,
АЭС и предприятия , использующие атомную энергию , кроме всего этого
большой вред окружающей среде и здоровью человеку приносит
автомобильный транспорт.
Я попробовал разобраться , что на самом деле большой вред приносит
автомобильный транспорт .
Актуальность.
«Вклад» автомобильного транспорта в загрязнении атмосферы составляет
сегодня в большинстве регионов России не менее 30 % Следовательно ,
проблема загрязнения воздуха выхлопными газами автотранспорта должно
тревожить каждого жителя любого города и посёлка. Вот почему меня
заинтересовала данная тема, которая остается актуальной и сейчас.
Глава 1. Теоретическая часть.
Источник загрязнения атмосферыавтотранспорта .
Масса атмосферы нашей планеты ничтожна всего лишь одна миллионная
масса Земли. Однако её роль в природных процессах биосфера огромна.
Атмосфера определяет общий тепловой режим поверхности нашей планеты,
защищает её от вредных космического и ультрафиолетового излучения
.Циркуляция атмосферы оказывает влияние на местные климатические
условия, а через них на режим рек, почвенно – растительный покров и на
процесс рельефообразования.
Современный газовый состав атмосферы результат длительного
исторического развития земного шара. Наличие большого количества
загрязнителей в атмосфере может привести к серьёзным нарушениям
основных биогеохимических циклов таких газов как кислород, углекислый газ
и азот.
К основным антропогенным источникам загрязнения атмосферы относятся
предприятья топливно энергетического комплекса, транспорт, различные машиностроительные предприятья. В атмосферу попадает сотни веществ,
которые отсутствовали в природе.
Основной вклад загрязнения атмосферы вносят автомобили, работающие на
бензине (на их долю приходится около 75%), затем самолёты (примерно 5%),
автомобили с дизельными двигателями (около 4%), тракторы и другие
сельскохозяйственные машины (около 4%), железнодорожный и водный
транспорт (примерно 2%).
В глобальном балансе загрязнения атмосферы доля автотранспорта
составляет 13,3%, но в городах она возрастает до 80%.
По данным ученых (2000г) ежедневно в мире в результате деятельности
человека в атмосферу поступает 25,5 млрд.т. оксидов углерода, 190 млн.т.
оксидов серы, 65 млн.т. оксидов азота, 1,4 млн.т. хлорфторуглеродов
(фреонов), органические соединения свинца, углеводороды, в том числе
канцерогенные (вызывающие заболевания рака). Экологи насчитывают около
2000 загрязнителей атмосферы. Большую опасность таит загрязнение
природной среды тяжёлыми металлами: свинцом, ртутью, медью, никелем,
цинком, хромом, ванадием и др. Особенно остро стоит проблема загрязнения
воздуха свинцом.
Около 70% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в
виде соединений в атмосферу с отработавшими газами, из них 30% оседает на
земле сразу за срезом выпускной трубы автомобиля, 40% остаётся в
атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъёмности выделяет
2,5…3 кг свинца в год.
Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине.
Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается при разгоне
автомобиля, особенно при быстром, а так же при движении с малой скоростью
(из диапазона наиболее экономичных ).Относительная доля (от общей массы
выбросов) углеводородов и оксида углерода наиболее высока при
торможении и на холостом ходу, доля оксидов азота –при разгоне. Из этих
данных следует ,что автомобили особенно сильно загрязняют воздушную
среду при частых остановках и при движении с малой скоростью.
Создаваемая в городах системы движения в режиме зелёной волны,
существенно сокращающие число остановок транспорта на перекрёстках,
призваны сократить загрязнения атмосферного воздуха в городах. Большое
влияние на качество и количество выбросов примесей оказывает режим
двигателя, частности состояние между массами топлива и воздуха, момент
зажигания, качество топлива, отношение поверхности камеры сгорание к её
объёму ид. При увеличении отношения массы воздуха и топлива,
поступающих в камеру сгорания, сокращаются выбросы оксида углерода и
углеводородов, но возрастает выброс оксидов азота.
Несмотря на то что дизельные двигатели более экономичны ,таких веществ ,
как CO,NO,выбрасывают не более , чем бензиновые ,они существенно больше
выбрасывают дыма (преимущество не сгорающего углерода), который к тому
же обладает не приятным запахом, создаваемым некоторыми не сгоревшими
углеводородами. В сочетание шумом дизельных двигатели не только сильнее
загрязняют среду, но и воздействуют на здоровье человека гораздо большей
степени чем бензиновые. Наблюдения показывали, что в домах, расположенные рядом с большой
дорогой (до 10м), жители болеют раком в 34 раза чаще, чем в домах,
удалённых от дороги на расстояние 50м. Транспорт отравляет так же
водоёмы, почвы, и растения.
Автомобиль загрязняет атмосферный воздух не только токсичными
компонентами отработанных газов, парами топлива, но и продуктами износа
шин, тормозных накладок. В атмосферный воздух постоянно поступают пары
топлива из баков, наиболее заметных в летний период в местах массовых
стоянок автомобилей. Наибольший ущерб здоровью наносят машины, стоящие
в непосредственной близости от жилых зданий.
Глава 2.Иследовательская часть (эксперименты)
Автомобильный транспорт и загрязнение воздуха.
Автомобильный транспорт является одним из основных источников
загрязнение воздуха . Загрязнение воздуха происходит по 3 основным
направлениям :
отработанные газы через выхлопные трубы;
картерные газы;
испарение топлива;
Большую роль играет структура автомобильного парка , т.е. количество
Карбюраторных (бензиновых) и дизельных двигателей. Дизельные двигатели
выделяют гораздо меньше угарного газа (CO) и углеводородов,
Но больше сажи и сернистых соединений(см. таблицу 1)
Таблица1
Выбросы вредных веществ карбюраторных и дизельными двигателями в кг на
Токсические
вещества
Оксид углерода(СО)
Углеводороды
Оксид азота
Сажа
Сернистые соединения
Всего:
1000л горючего
Карбюраторный
двигатель
200
25
20
1
1
247
Дизельный
двигатель
25
8
35
3
30
102
При интенсивности движения 15002000 авт./час создаётся опасные условия
по уровню шума и загазованности и полосе 400500 м в каждую сторону от
магистрали. При расходе бензина 0,1 л/км. Каждой автомашиной на 1 км
магистрали выделяется до 4060 г свинца в час, из этого количества 80%
рассеивается в полосе автомагистрали. Примерно 3,65 кг оксида углерода в
сутки выбрасывается одним автомобилем. Доля грузовых автомобилей в
выбросах угарного газа достигает 80% , поэтому важно снизить уровень
загрязнения в первую очередь от грузового транспорта. Уровень загрязнения
воздуха зависит от расхода топлива.Отечественные легковые автомобили
расходуют 10 л топлива на 100 км пробега, среднетонажные грузовики 2030 л, а тяжёлые 4050 л на каждые 100 км. Важную роль играет регулировка
двигателя. Принеправильно отрегулированном карбюраторе выброс СО и
других веществ повышается на холостом ходу с 57% до 15%,одна
неработающая свеча повышает расход топлива на 15 20 %. Санитарные
требования по уровню загрязнения и шума допускают поток транспорта в
жилой зоне интенсивностью не более 200 авт./час при уровне шума от 35 до 45
дБ. Меня
заинтересовал вопрос: Сколько же всего насчитывается в мире автомобилей?
Поданным из интернета можно увидеть следующую картину
Сравнительная таблица А
В 2001 г
450 млн
В 2009 г
980 млн
Предполагается, что в
2030г
Будет примерно 1,2
млрд
Я сходил в нашу сельскую администрацию и узнал, что в нашем поселении так
же как и во всё мире идёт рост автомобилей.
В 2009 г
940
Сравнительная таблица Б
В 2010 г
1500
В 2016 г
2540
Я решил проследить где же больше всего происходит скопление автомобилей
и соответственно больше всего идёт воздействие на окружающую среду.
Сделав обзорную экскурсию, я увидел что больше всего скапливается машин.
разных марок в центре площади р.п Радищево, на центральной трассы
УльяновскСаратов, остановка автовокзал ,школа №2.К тому же рядом
находятся двухэтажные жилые здания. Фуры, грузовики выделяют выхлопные
газы ещё с непрогретых двигателей, загрязняя окружающую среду.
Эксперимент 1
Цель: Учет транспортных потоков в р.п. Радищево
По улицам Калинина, Чкалова , Советской, Крупской.
Ход работы:
Для учёта автомобильных потоков я выбрал4 улицы с
незначительным, средним движением, с высокой интенсивностью движения
автомашин. Были выбраны удобные и безопасные места для наблюдения
автотранспортом. При этом мне помогали одноклассники.
Наблюдения проводились в разное время дня: утром (с 7 до 8),в
полдень (с 12 до 13), вечером (с 17 до 18).
Место наблюдения: ул. Советская Таблица 2
Учет транспорта с 7 до 8
5
140
Тип
автотранспорта
Легковые
автомобили
Грузовые
автомобили
Автобусы
Дизельные
грузовые
автомобили
Всего:
Среднее значение: 154 авт./час
7
4
156
с 12 до 13
с 17 до 18
150
6
7
3
8
2
0
0
166
140
Место наблюдения : ул. Калинина Таблица 3
2
3
48
70
30
С 7 до 8
С 17 до 18
С 12 до 13
Тип
автотранспорта
Легковые
автомобили
Грузовые
автомобили
Автобусы
Дизельные
грузовые
автомобили
Всего:
Среднее значение: 57 авт./час
2
5
2
1
2
2
39
76
56
4
Место наблюдения: ул. Чкалова Таблица 4
8
9
1
10
С 7 до 8
С 12 до 13
С 17 до 18
Тип
автотранспорта
Легковые
автомобили
Грузовые
автомобили
Автобусы
Дизельные
грузовые
автомобили
Всего:
Среднее значение: 10 авт./час
0
0
0
0
0
0
10
11
10
1
2
Место наблюдения: ул. Крупская Таблица 5
Тип
С 7 до 8
С 12 до 13
С 17 до 18 16
1
автотранспорта
Легковые
автомобили
Грузовые
автомобили
Автобусы
Дизельные
грузовые
автомобили
Всего:
Среднее значение: 13 авт./час
0
0
17
10
3
0
0
13
9
0
0
0
9
По данным учётных таблиц составлена диаграмма изменений
движения транспорта по улицам Калинина, Чкалова, Советской, Крупской.
у
у
у
у
л.
л.
л.
л.
Со
Кал
Кру
Чк
ве
ин
пс
ал
тск
ина
кая
ова
ая
180
160
140
120
100
80
60
40
20
0
ул. Советская
ул.Калинина
ул.Крупская
ул. Чкалова
0-8 ч
12 ч
18 ч
Результаты работы:
Из диаграммы видно, улица Советская является улицей с высокой
интенсивностью движения автомашин, улица Калинина является улицей со
средней интенсивностью движения автомобиля, а улицы Чкалова и Крупская
с незначительным движением. После утреннего пика обычно наблюдается
спад , а затем –обеденный пик и снова спад до конца рабочего дня . В 1718
часов транспортные потоки вновь интенсивны , а после 20 часов идут на
убыль. Соответственно и выбросы в атмосферу вредных веществ в часы пик увеличиваются, особенно на улицах с большой интенсивностью транспортного
потока ( ул. Советская)
Вывод: Самая высокая интенсивность движения автомашинами улица
Советская
Эксперимент 2
Цель : Изучить влияние автотранспорта на растительность
Приборы и материалы : листья тополя , ступка с пестиком . этиловый спирт,
вода, спиртовка, раствор сернистого натрия.
Растения являются основой существования жизни на Земле. В процессе
фотосинтеза из углекислого и воды ими создаются органические вещества ,
которые служат продуктами питания человека, сырьем для промышленности
и строительства, кормом животных. Растения защищают почву от ветровой
эрозии, принимают участие в регулировании круговорота воды на нашей
планете, оказывают влияние па климат.
Растения сами по себе в сильной степени страдаю!' от загрязнения
окружающей среды. Я проводил качественное определение наличия свинца в
растительности.
Ход работы :Для этого было собранно 100 г листьев тополя, на расстоянии 3
м, 50 м, 300 м, от оживленной автодороги (ул.Советская). Пробы были
пронумерованы. Далее я измельчил собранную растительную массу(100 г) и
добавляла по каплям (50 г) смесь этилового спирта и воды. Затем кипятил
экстракт, чтобы свинец перешел в раствор сернистого натрия в изучаемый
экстракт. В результате выпал черный осадок сульфида свинца разной степени
концентрации. Просматривая пробирки на свет, увидел, что количество
свинца уменьшается по мере удаления от дороги.
Результаты работы :
Ещё в 1952 г. Швейцарские исследователи заметили, что на листьях деревьев,
высаженных вдоль шоссе и улиц, возникают некротические пятна. Они
появлялись с краев и постепенно распространялись к середине. Листья
становились коричневыми и отмирали. Было подмечено, что чем ближе
дерево расположено к автостраде, тем сильнее оно повреждалось. Особенно
сильно поражаются молодые листья.
В чем я убедился сам. Но отсюда отчетливо вырисовывается очень важная
функция растений очистка природной среды от всевозрастающего
количества загрязнителей. Подобно фильтру они очищают воздух от пыли,
сажи, вредных газов.
Древесные растения (каштан конский, липа сердцевидная, тополь черный),
произрастающие вдоль улиц городов и поселков, очищают воздух,
загрязненный выхлопными газами автомобилей, от свинца. Интенсивность
очищения воздуха от этого элемента составляет 3040 мг на 1 кг сухой массы
листьев. Наибольшей очищающей способностью по сравнению с другими
изученными объектами отличаются листья конского каштана.
Вывод:
Сомкнутые насаждения вдоль автомобильных дорог значительно
ограничивают распространение свинца, содержащегося в выхлопных газах
автомобилей. Растения, подкормленные минеральными удобрениями,
интенсивнее поглощают свинец, чем не подкормленные V растения. Наша задача охрана зелёных насаждений, посадка новых. Нужно помнить о
том, что нельзя вблизи автотрасс выращивать плодоовощные культуры, так
как присутствие свинца в окружающей среде приводит к существенному
снижению качества продукции.
Глава 3:Мероприятия по борьбе с выбросами автотранспорта
1.Оценка автомобилей по токсичности выхлопов. Большое значение имеет
повседневный контроль над автомашинами .Все автохозяйства обязаны
следить за исправностью выпускаемых на линию машин. При хорошо
работающем двигателе в выхлопных газах окиси углерода должно
содержаться не более допустимой нормы. Положением о Государственной
автомобильной инспекции на нее возложен контроль за выполнением
мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния
автотранспорта. В принятом стандарте на токсичность предусмотрено
дальнейшее ужесточение нормы, хотя и сегодня в России жестче европейских:
по окиси углерода35%,по углеводородамна12%,по окислам азотана21%.На
заводах введены контроль и регулирование автомобилей по токсичности и
дымности отработавших газов.
2.Перевод автотранспорта на дизельные двигатели.По мнению
специалистов, перевод автотранспорта на дизельные двигатели уменьшит
выброс в атмосферу вредных веществ. В выхлопе дизеля почти не содержится ядовитой окиси углерода, так как дизельное топливо сжигается практически
полностью. К тому же дизельное топливо свободно от тетраэтила свинца,
присадки, которая используется для повышения октанового числа бензина,
сжигаемого в современных карбюраторных двигателях с высокой степенью
сжигания. Дизель экономичнее карбюраторного двигателя на2030%.Более
того, для производства 1л дизельного топлива требуется в 2,5раза меньше
энергии, чем для производства того же количества бензина. Получается как
бы двойная экономия энергоресурсов. Именно этим объясняется быстрый
рост числа автомобилей, работающих на дизельном топливе.
3.Совершенствование двигателей внутреннего сгорания. Создание
автомобилей с учетом требований экологииодна из серьезных задач, которые
стоят сегодня перед конструкторами. Совершенствование процесса сгорания
топлива в двигателе внутреннего сгорания, применение электронной системы
зажигания приводит к уменьшению в выхлопе вредных веществ.
4.Нейтрализаторы. Большое внимание придается разработке устройства
снижения токсичностинейтрализаторов, которыми можно оснастить
современные автомобили. Способ каталического преобразования продуктов
сгорания заключается в том, что отработавшие газы очищаются, вступая в
контакт с катализатором. Одновременно происходит дожигание продуктов
неполного сгорания, содержащихся в выхлопе автомобилей. Нейтрализатор
крепят к выхлопной трубе, и газы, прошедшие через него, выбрасываются в
атмосферу очищенными. Одновременно устройство может выполнять
функции глушителя шума. Эффект от использования нейтрализаторов
достигается внушительный: при оптимальном режимевыброс в атмосферу
оксида углерода уменьшается на7080%,а углеводородовна50
70%.Значительно УЛУЧШИТЬ состав выхлопных газов можно с.помощью
различных добавок к топливу. Ученые разработали присадку, которая
снижает содержание сажи в выхлопных газах на 60—90% и канцерогенных
веществ—на 40%.
В последнее время на нефтеперерабатывающих предприятиях страны широко
внедряется процесс каталитическогориформинга низкооктановых бензинов. В
результате можно выпускать неэтилированные, малотоксичные бензины.
Использование их снижает загрязненность атмосферного воздуха, увеличивает
срок службы автомобильных двигателей, сокращает расход топлива.
Газ вместо бензина. Высокооктановое, стабильное по составу газовое топливо
хорошо смешивается с воздухом и равномерно распределяется по цилиндрам
двигателя, способствуя более полному сгоранию рабочей смеси. Суммарный
выброс токсичных веществ у автомобилей, работающих на сжиженном газе,
значительно меньше, чем у машин с бензиновыми двигателями. Так, грузовик
«ЗИЛ130», переведенный на газ, имеет показатель по токсичности почти в 4
раза меньше, чем его бензиновый собрат. При работе двигателя на газе происходит более полное сгорание смеси. А это
ведет к снижению токсичности отработавших газов, уменьшению
нагарообразования и расхода масла, увеличению моторесурса. Кроме того,
сжиженный газ дешевле бензина.
5.Электромобиль.
Внастоящее время, когда автомобиль с бензиновым двигателем стал одним из
существенных факторов, приводящих к загрязнению окружающей среды,
специалисты псе чаще обращаются к идее создания «чистого»
автомобиля. Речь, как правило, идет об электромобиле.
В настоящее время в нашей стране производятся электромобили пяти марок .
Электромобиль Ульяновского автозавода («УАЗ»451МИ) отличается от
остальных моделей системой электродвижениена переменном токе и
встроенным зарядным устройством. В интересах защиты окружающей среды
считается целесообразным перевод автотранспорта на электротягу, особенно
в крупных городах.
Заключение:
Быть автомобилю или не быть? Ответ однозначен – быть! В настоящее
время идёт борьба с автомобильной опасностью. Конструируются новые
фильтры, разрабатываются новые виды горючего. Остаётся надеяться, что в
ближайшее время человечество сумеет найти способы эксплуатации
автомобильного транспорта без причинения вреда окружающей среде и
здоровью человека. Человек должен изменить свою жизненную позицию во
взаимоотношениях с природой. Из её покорителя и потребителя человечество
должно превратиться в партнёра окружающей его среды. Насущной
необходимостью современности является экологическая грамотность,
экологическая культура и этика всего человечества, и в первую очередь –
граждан России. Наступит время , когда мир может задохнуться , если не
придет на помощь природе человек. Только человек владеет экологическим
талантом –содержать окружающий мир в чистоте. Считаю , что в ходе работы
цель была достигнута. Моя гипотеза подтвердилась: Быть или быть
автомобилямбыть!.
Выводы:
1)В результате проделанной работы я увидел, что улица Советская является
улицей с высокой интенсивностью движения автомашин и основным видом
антропогенных загрязнений окружающей среды нашего посёлка являются
легковые автомобили.
2)Примерная величина интенсивности движения транспорта в р.п. Радищево
на самых оживленных трассах составляет 154 авт./час, а на тихих улицах
может быть 10 авт./час. После утреннего, пика обычно наблюдается спад, а затем обеденный пик и, снова спад; . до конца рабочего дня. В 1718 часов
транспортные потоки вновь интенсивны, а после 20 часов идут на убыль.
3)Санитарные требования по уровню загрязнения и шуму допускают поток
транспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 авт./час, у нас 154
авт./час ,что соответствует пока санитарным требованиям.
4) Чтобы уменьшить количество выбросов, движение по улицам желательно
делать безостановочными, так как особенно много выхлопных газов
автомобили выделяют в момент торможения и набора скорости.
5)Экологически чище заправка автомобилей не бензином, а
сжиженным газом или спиртом, выхлопы от таких автомобилей менее опасны.
В перспективе использование водорода? Получаемого при разложении воды.
6)Чтобы не загрязнять окружающую среду, человек должен, пользоваться
велосипедом и ходить пешком.
7)Растения очищают природную среду от всевозрастающего количества
загрязнителей. Необходимо всячески расширять площадь зелёных насаждений
во всех уголках земного шара начинать нужно каждому там, где он живет:
дом, школа, улица. Оберегая и умножая зелёные богатства, мы тем самым
охраняем самих себя, своё здоровье и благополучие.
Использование проекта:
Результаты проекта использовались при проведении классных часов в 710
классах с целью ознакомления с основными видами антропогенных
загрязнений окружающей среды , формирования убеждений бережного
отношения к природе, её охране.
Список литературы:
1. Растения и чистота гриродной среды. Москва «Наука», 1986г. 174с.
Артамонов В.И.
2. Транспорт и охрана окружающей среды. Москва «Транспорт», 1986г.
176с. Аксёнов И.Я., Аксёнов В.И.
3. Сбережём Землю. Москва «Прогресс», 1985г. 173с. Люсьен Матье
(перевод с французского Черёмухиной Т.К.) 4. Биолог ия в школе. Научнотеоретический и методический журнал №2,
1995г. 80с.
5. Экология. Криксунов Е.А., Пассолик В.В., Сидорин А.П. Учебник для
общеобразовательных учебных заведений, 9 класс. Москва «Дрофа», 1995г.
240с.
6. Экология России. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Учебник для 911 классов
общеобразовательной школы. Издательство 2е, передат. и доп. М.: АО
МДС, 1996г. 272с. С ил.
7.Практикум по экологии. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Г
ущина Э.В. Учебное пособие / под редакцией Алексеева С.В, М.: АО МДС,
1996г. 192с.
•
•
•
http://ru.wikipedia.org/
http://www.goodfon.ru/
http
:// yandex
. ru / images
/ search
? text
http://dic.academic.ru/
Проект «Роль транспорта в загрязнении атмосферы посёлка Радищево»
Проект «Роль транспорта в загрязнении атмосферы посёлка Радищево»
Проект «Роль транспорта в загрязнении атмосферы посёлка Радищево»
Проект «Роль транспорта в загрязнении атмосферы посёлка Радищево»
Проект «Роль транспорта в загрязнении атмосферы посёлка Радищево»
Проект «Роль транспорта в загрязнении атмосферы посёлка Радищево»
Проект «Роль транспорта в загрязнении атмосферы посёлка Радищево»
Проект «Роль транспорта в загрязнении атмосферы посёлка Радищево»
Проект «Роль транспорта в загрязнении атмосферы посёлка Радищево»
Проект «Роль транспорта в загрязнении атмосферы посёлка Радищево»
Проект «Роль транспорта в загрязнении атмосферы посёлка Радищево»
Проект «Роль транспорта в загрязнении атмосферы посёлка Радищево»
Проект «Роль транспорта в загрязнении атмосферы посёлка Радищево»
Проект «Роль транспорта в загрязнении атмосферы посёлка Радищево»
Проект «Роль транспорта в загрязнении атмосферы посёлка Радищево»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.