ПРОЕКТ
«С КОНСТРУКТОРОМ ЛЕГО
В УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР МАТЕМАТИКИ»
(для детей 3-4 лет)
Подготовила:
Воспитатель
Глушкова О.В.
п. Сингапай, 2017
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Воспитатели: Глушкова Ольга Валерьевна (реализация).
Мл. Воспитатель: Джафарова Хаяла Князевна (реализация).
Ст. воспитатель: Кудрявцева Наталья Юрьевна (контроль).
Дети: Воспитанники группы по присмотру и уходу за
детьми 3-4 года
Срок реализации: 16 января - 10 февраль 2017 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его
познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение,
обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных
и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического
мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике
отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно
мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед
обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех
сфер жизнедеятельности человека.
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников
можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в
дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психолога (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, Л.А.Парамонов, Л.В.Куцакова и др.).
Н.Н.Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция и т.д.
Вклад конструирования заключается в том, что оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.
Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей младшего дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т.д.).
В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Контингент участников проекта: воспитанники группы по присмотру и уходу за детьми 3-4 года
Предмет исследования: Lego –конструктор в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Новизна проекта: использование Lego –конструктора в процессе формирования элементарных математических представлений, активизация познавательной и мыслительной деятельности.
Время реализации проекта: 4 недели
Цель проекта: Выявить и опытно-поисковым путем проверить формирование математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам Lego –конструктора
Формы обучения конструированию Lego.
- метод творческих проектов (На занятиях предлагается выполнить мини-проект по изучаемой теме из деталей Lego конструктора).
- карточная система развивающих игр.
Преимущества обучения с Lego математическим действиям:
1. Обучение происходит через игру (дети учатся посредствам игры. Когда деятельность привлекает - она захватывает внимание детей. Чем больше заинтересованности у детей, тем больше они учатся).
2. Решение задач, счета, создания узоров.
3. Lego учит детей цветовому восприятию и цветовым различиям.
4. Соотношение соответствующим цветовым группам и определение цвета в каждой группе.
5. Сортировка по группам разных размеров.
Время проведения |
Задачи |
Дидактические игры и математические задания с использованием конструктора Lego |
Этап 1. Подготовительный (16.01.17-20.01.17) |
- Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, умение ориентироваться во времени и пространстве. - Формирование предпосылок математического мышления. - Овладение специальной терминологией — названия чисел, фигур конструктора (кубик, кирпичик), элементов фигур (сторона, вершина, основание) - Развивать глазомер. |
1. Знакомство с основными деталями Lego - конструктора (кубик, кирпичик). 2. Показ слайдов – знакомство с постройками из конструктора. 3. Знакомство с принципами сборки конструкций Lego. 4. Дидактическая игра «У кого башня выше». |
Этап 2. (23.01.17 – 27.02.17)
|
- закреплять умение объединять предметы по цвету. - закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой - формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста. - развитие мышления: • наглядно-действенного; • словесно-логического. |
1. Чтение детям отрывка из стихотворения С.Маршака «Веселый счет» . 2. Развивающая игра «Число и цифра». 3. Задание от «Художника». 4. Развивающая игра «Соедини правильно».
|
Этап 3 (30.01.17-03.02.17) |
- ФЭМП; - формирование навыков и умений в счете, моделировании; - развитие диалогической и монологической речи, ; - развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка. |
1. Постановка проблемной задачи. 2. Поиск пути решения проблемы. Работа над сборкой модели 3. Анализ проведенной работы, подведение итогов, самоконтроль и самооценка выполненной работы.
|
Этап 4. (06.02.17-10.02.17) |
Логические операции |
1. Анализ (разложение целого на составные части) — Из каких геометрических фигур составлена лестница? 2. Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия) — Чем похожи эти предметы? (формой) — Чем отличаются они Конкретизация (уточнение) — Что ты знаешь о кубике? 3. Систематизация (расположение в определенном порядке) Поставь башенки из кирпичиков по увеличению количества кирпичиков в башенке. 4. Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений) — Покажи нижнюю ступеньку, верхнюю ступеньку. 5. Дополнение композиции новыми объектами и обыгрывание ее, придумывание новой математической истории. |
Ожидаемые результаты:
1. Формирование элементарных математических представлений и умений посредством конструктора Lego.
2. Развитие навыка счета до 5 посредством конструктора Lego.
3. Развитие умений и навыков нестандартного мышления.
4. Совершенствования коммуникативных способностей.
5. Формирование навыков самостоятельного нахождения связей и решения «задач из жизни».
6. Воспитание творческой личности.
Полученные результаты:
№ п/п |
Критерии |
Начало проекта |
Окончание проекта |
Длительность проекта 4 недели |
|||
1 |
Активизация познавательной деятельности в начале НОД |
55% |
85% |
2 |
Счет до пяти |
30 % |
50% |
3 |
Умение детей соотносить цифры с количеством предметов |
32% |
62% |
4 |
Знание цифр |
30% |
57% |
5 |
Освоение способов художественного оформления Lego конструкций |
30% |
60% |
Большие возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста представляет Lego – конструктор.
Он яркий, красочный, полифункциональный материал. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми научатся оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны – цвет, форму, величину, расположение в пространстве. Lego -детали с цифрами можно использовать вместо традиционной кассы цифр.
Lego – конструктор помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить элементарные математические представления.
Главное «заразить» ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что играя можно многому научиться.
При использовании в НОД ФЭМП Lego – конструктора дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т.к. эмоционально вовлечены в НОД.
1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
ООО «Издательство «Детство- Пресс»,2013 .- 528 с.
2. Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION).
ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.
3. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада: конспекты занятий. Мозаика – Синтез, 2009.- 64 с.
4. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет (Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти»). «ТЦ Сфера», 2012 г.
5. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград.: Перемена, 1994 г.
6. Интернет – ресурсы, «Какие преимущества обучения с LEGO?»
Журнал «Провизор» №1. 2014 год, автор: Эллен Пейдж.
7. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа, Мозаика-Синтез, Москва, 2015
ПРИЛОЖЕНИЕ
"Найди кирпичик, как у меня"
Цель: закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник)
Оборудование: кирпичики LEGO «Дупло» красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см).
В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.
![]() |
"Разложи по цвету"
Цель: закреплять названия цветов.
Оборудование: кирпичики LEGO всех цветов (2х2 см, 4 коробки.
Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам.
"Математический ЛЕГО-поезд"
Оборудование: Конструктор из блоков Lego Duplo или аналоговый конструктор; платформы-вагончики с приклеенными на каждый цифрами от 1 до 10.
Цель: Учить счету, соотносить цифры и количество; закреплять понятия больше – меньше; развивать мелкую моторику. Из конструктора дети конструируют поезд (число вагончиков от 1 до 5).Задачи аналогичные («Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагончик?», «Назови номер», «Соседи», «Где больше (меньше» и т.д.)
«Счетная лесенка»
Оборудование: набор конструктора Лего
Цель: формируется представления о количестве (больше-меньше), о величине, прямой счет, порядковый, пространственные представления (верх-вниз), цветовосприятие. Дети конструируют лесенку самостоятельно или с помощью воспитателя, прикрепляя столько кирпичиков сколько обозначает цифра.
«Разноцветые дорожки»
Материал: набор конструктора Лего
Цель: формируются, закрепляются представления о цвете, форме, величине.
Кирпичики лего чередуются по цвету, форме. Дорожки длинные и короткие. Обязательно обыгрывание построек (проведи кошечку по короткой, а корову по длинной; помоги щенку дойти до своего домика и т.д).
«Веселые цифры»
Материал: набор конструктора Лего
Цель: Помогает формировать, развивать, закреплять счет (прямой и обратный), соотносить с количеством, учить цифры, выкладывать числовой ряд, формировать, закреплять представления о цвете.
Цифры конструируются из лего-конструктора. («Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т.д).
«Построй длинную (короткую ) дорожку!»
Цель: Формировать умение выделять пространственные признаки предметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания. Предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумя способами: путем мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей; развивать активную речь за счет использование определений (длинная, короткая, прямая, извилистая).
«Широкая и узкая тропинка»
Цель: Продолжать формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать умение анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним.
«У кого выше»
Оборудование: конструктор Лего, разноцветный кубик. Каждый берет по пластине, кидает кубик, берет себе деталь соответствующего цвета. Надо построить башню одного цвета, выше, чем соперник. Т. е., если будут выпадать все время разные цвета, высокой башни не получится.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.