Актуальность моей работы связана с тем, что в наше сложное время – время социальных перемен, политических бурь и потрясений - народные игры, забавы и игрушки заменяются на коммерческие зрелища, предаются забвению, телевизионные экраны наводнила жестокость. Культуру своего народа нельзя забывать, ее нужно впитывать: через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства.
Проект - береста.doc
"Влияние культуры Русского Севера на общерусскую культуру было постоянным,
многообразным и во многом судьбоносным".
(Н.В. Бицадзе)
Вo многих странах мира развиты те или иные отрасли экономики. Но определенную
неповторимость территории придают промыслы. Именно развитие промыслов, имеющих
многовековую историю, отличает одну территорию от другой.
По словарю В. Даля: «Промысел – действие промышляющего чтолибо. У каждого
свой способ добычи, уменье и средство для жизни и заработка».
Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то
и промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел».
В некоторых местах России сформировались со временем особые народные
художественные промыслы, изготавливающие вещи бытового назначения, но мастерски
украшенные так, что слава об этих изделиях гремела далеко за пределами этого места.
Народные художественные промыслы сохранили ценные традиции художественного
наследия, народа, обеспечили возможность для возрождения и последующего развития
художественного ремесла.
Актуальность моей работы связана с тем, что в наше сложное время – время
социальных перемен, политических бурь и потрясений народные игры, забавы и игрушки
заменяются на коммерческие зрелища, предаются забвению, телевизионные экраны
наводнила жестокость. Культуру своего народа нельзя забывать, ее нужно впитывать: через
колыбельные песни, пестушки, потешки, игрызабавы, загадки, пословицы, поговорки,
сказки, произведения декоративноприкладного искусства. Красота родной природы,
особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм
предстают перед нами живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое
раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует
его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его
истории. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача
особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания
духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Я думаю, что знание
истории своего края, его народных промыслов поможет стать любому человеку истинным
патриотом своей Родины, Человеком с большой буквы.
Тема работы: Изделия из бересты на Севере России.
Цель: изучение народного ремесла – художественная обработка бересты на Севере.
Задачи: расширить знания о возникновении народного ремесла, познакомиться с
инструментами для обработки бересты, со временем заготовки бересты, с известными
народными умельцами и различными произведениями из бересты, сделать своими руками
поделку из бересты и познакомить одноклассников с данным художественным ремеслом.
Промыслы получили развитие на современной территории Архангельской области с
давних времен. Народы беломорского Севера занимались охотой на морского зверя и
рыболовством, а каргопольской охотой в лесах и рыболовством. Предки ненцев, д.
Широко была известна "финифть усольского удела".
пришедшие на современную территорию Ненецкого автономного округа в начале нашей
эры, также занимались охотой. В XVIIXIX веках на Беломорском Севере получили
распространение различные промыслы: изготовление топоров, ножей, гвоздей, скоб,
якорей, поясов, кушаков, рыболовных сетей, деревянной посуды, пошив одежды, резьба по
кости и т.
В занятиях населения Беломорского Севера заметную роль играют мелкие
ремесленные производства, включающие производство бытовых изделий ручным способом
и изготовление народных художественных изделий. Практически повсеместно население
занято мелким ручным производством, связанным с обработкой дерева. Север славится
изделиями из бересты. Широко известны берестяные туеса, корзинки, кузова. Самобытным
явлением Русского Севера является роспись по дереву. До сих пор у специалистов
вызывают изумление и восхищение расписные северные прялки. Поражает разнообразие
видов росписи: мезенская, пермогорская, борецкая, тоемская, шенкурская. Для каждого
вида
В настоящее время промыслы, связанные с работой по дереву, продолжают
существовать и развиваться.
характерна
цветовая
гамма,
узор.
свой
своя
В старинной русской загадке говорится: «Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир
освещает; другое дело – крик утешает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело –
чистоту соблюдает». Не так то просто отгадать эту загадку. Между тем когдато любой
деревенский житель мог без особого труда ответить: первое дело – лучина для освещения
избы, второе – деготь для смазки колес у телеги, чтобы не скрипели. Третье – береста для
обвивания глиняных горшков; четвертое – банный веник, без которого русская баня – уж
не баня. Конечно, это дерево – береза.
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла…
С незапамятных времен применялась в быту русского народа береста.
Ее древнее название «бересто» известно с XV в. Позднее она стала называться
«береста» и «берёста». Это легкий в работе и чрезвычайно долговечный материал нежного
розоватоохристого цвета. Береста – наружный слой березовой коры, не пропускающий
влагу и воздух. Лишь весной в ней открываются «чечевички» узкие коричневатые
черточки, своеобразные окошки, через которые дерево дышит. Береста состоит из
множества тончайших слоев разного цвета.
Одним из самых ценных качеств этого материала является его влагостойкость.
Бересту использовали в самых разнообразных целях. Ее подкладывали под первые венцы
сруба избы, под тесовые крыши, чтобы предохранить дерево от гниения. Зайдя в
крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в
хозяйстве: корзины, сумки, короба, туеса, солонки, плошки. Короба служили для хранения
овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда,
рыбы и солений, так как обладали удивительным свойством предохраняли от попадания
влаги. В берестяном туеске и водица колодезная студена, и квас, будто только из погреба
достали. И так научились мастера донышки туесов подгонять да прилаживать, что ни
единой
В дальнюю дорогу отправляться удобнее берестяных лаптей не найдешь обуви, но не
одну пару их приходилось с собой брать. Одни сносятся другие достаешь. А по пословице
протекало.
сплести".
капельки
пятеры
дорогу
лапти
идти
не
"в
Из более податливой в работе и мягкой бересты можно было сплести не только лапти,
но и полусапожки, и высокие, почти по колено, сапоги. В сапогахмокроступах ходили в
лес по ягоды да по грибы. Разбитые горшки получали "вторую жизнь" после обвивания их
берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты,
веревки, на рыбацких сетях поплавки. Прочно вошла береста в "мир детства" в виде
игрушек. У каждого младенца были берестяные погремушкишаркунки. Они служили
шумящим оберегом и развивали мышление. Простейшие игрушки: мячики, лодочки и
другие ребенок мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная
колыбель, которая была переносной. Бересту использовали для изготовления музыкальных
инструментов: пастушьих рожков и жалеек. Береста – прабабушка бумаги и по своим
качествам во многом напоминает бумагу. Она хорошо режется, склеивается, плетется,
сшивается, на ней можно рисовать, писать, выжигать, выполнять аппликационные работы.
В давние времена существовала в народе пословица: «Кабы не лыко, да не береста,
так бы мужичок рассыпался». Вот так важен был этот материал в хозяйстве.
Береста – наружный слой березовой коры, не пропускающий влагу и воздух. Лишь
весной в ней открываются «чечевички» узкие коричневатые черточки, своеобразные
окошки, через которые дерево дышит. Береста состоит из множества тончайших слоев
разного цвета – от золотистожелтого до розовокоричневого.
в
лес
приходили
В русском народном календаремесяцеслове называли апрель березозором, а в
народе объясняли это название так: в эту пору яркое весеннее солнце березы зорит, оттого
и пробуждаются они к жизни после долгого зимнего оцепенения. В один из апрельских дней
специально
Остановится человек у той, что больше других ему приглянулась. К самому стволу
подойдет будто и впрямь прислушивается. От березы к березе ходит, приглядывается.
Весь лес обойдет все примечает. Месяц, другой минует, тогда опять вернется. Приходит
время бересту заготавливать. Все приметы на то указывают. Сейчас она легко снимается и
человеку в подмогу, и для самого дерева безболезненно. Собирают бересту ранним летом,
когда заканчивается движение сока в дереве, причем только с берез и веток, которые
повалены в бурю или спилены.
"слушали"
березы.
и
Есть несколько примет для начала заготовления бересты:
Когда прогремит первый гром
Как только появятся первые комары
Когда листья на березе станут размером с пятачок.
Известно два способа снятия бересты:
скалиной (пластом)
спиралью (длинной лентой)
Береста легко расслаивалась и поддавалась обработке, не требовала сложных
инструментов и приспособлений. А главное – технологию изготовления предметов
домашнего обихода из нее мог освоить любой желающий. Способы плетения берестяных
изделий были несложными. Основным инструментом являлся используемый для плетения
лаптей кочедык, плоское шило с крючкообразным изгибом. «Не торопись языком, а
торопись кочедыком», – говорится в русской пословице, что означает: «Делай дело, а не
пустословь». Кроме кочедыка мастеру необходим был острый нож, которым он резал
берестяные ленты нужной ширины и заострял их концы. Для плетения использовались лычки, т. е. берестяные ленты. В ходе работы такие ленты
образовывали несложный узор – в клеточку, в косичку, в веревочку, в треугольники.
Мастера использовали различные оттенки естественного цвета бересты. Изделия,
сплетенные хорошим мастером, ценились и береглись, эти вещи были подлинными
произведениями искусства.
Сначала бересту распаривали и плели из нее всевозможные предметы: пестери, короба,
туеса, солоницы, корзины. При этом использовали несколько слоев лычек. Плетение могло
быть как диагональным, так и прямым. Готовые изделия мастера раскрашивали красной,
желтой, синей, иногда зеленой краской. Цвета чередовались в шахматном порядке, шли по
лычкам полосами или отдельными пятнами. Кроме раскраски, мастера наносили на изделия
прорезные и тисненые узоры. Тиснение выполняли специальными штампиками, сделанными
из твердых пород дерева или кости. Рисунок на штампиках мог быть различным. Вырезали
чаще всего звездочки, круглые розетки, ромбики и тому подобные фигуры. Из этих
простых элементов складывались разнообразные орнаменты.
На севере России с берез снимали большие пластины бересты. Называли их скалами,
скальем. С незапамятных времен скалье продавали на всех северных ярмарках и рынках.
В деревне КуровоНаволок,в окрестностях Великого Устюга, выдающимся мастером
конца XIX–начала XX в. был Иван Афанасьевич Вепрев. Его считают создателем
шемогодского орнамента – в основе которого спиралевидный завиток с круглой «ягодкой»,
напоминающий резные розетки на прялках. Именно его работы были отмечены медалью в
1882 г. на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже
в 1900 г.
изделий
из
бересты.
изделия резные,
Орнамент образует клейма или сплошные ленты узора.
благородные сундуки натертые снаружи воском.
внешне из кожи и атласа.
У разных народов свои традиции и способы плетения и художественного
оформления
Подмосковная береста
Марийская береста
Уральская береста с каменьями и глубокой резьбой. Туеса делаются из цельной
бересты. "Присядет хозяин у березы и ломает голову как не повредить и добыть цельную
бересту".
Вятская береста с тиснением вручную штампиками или чеканами из дерева, кости или
металла.
Томская береста с выскабливанием, тиснением и ажурной резьбой из 3х, 4х слоев.
Славится с давних пор Красноборский туесовый промысел. В музейных коллекциях
Петербурга, Архангельска, районных центров Архангельской, Вологодской и других
областей хранится много берестяных туесов, собранных в различные годы на Русском
Севере. Особым качеством исполнения отличаются туеса с реки Уфтюги и окрестностей
Красноборска. Именно в этом районе существовал до недавнего времени туесовый
промысел. Туеса расходились отсюда по всему Северу России и дальше. У туесов была
своя технология, которая отличалась от других. Обязательно дискообразные крышка и
донышко, деревянная ручкадужка, первый слой со сколотня, второй слой с
зигзагообразным замком, в нижний и верхний отворот сколотня вставлялся прутик для
придания жесткости, береста ровная, чистая, с мелкими иглами, и обязательно метки
мастера по сторонам замка. Именно благодаря этим стандартам качества уфтюжские туеса
можно отличить от других, если они не расписаны или не покрыты тиснением. Технология
эта использовалась с давних времен и сохраняется сейчас. Чтото добавить или убавить из
нее нельзя до того она выверена коллективным народным опытом… Вдали от деревень, как правило в лесу, строили небольшие смолокуренные заводы.
На этих заводах выгоняли из листов берёсты три жидких компонента: дёготь, скипидар и
пек. Дёготь применяли для смазывания обуви, а так же совместно с пеком использовали
при
лодок.
строительстве
Береста природный материал, обладающий мощной положительной энергетикой и
целительными свойствами, несет в себе огромный лечебный потенциал и благотворно
влияет на здоровье человека. Интересно, что даже в холодной комнате береста на ощупь
теплая. Достаточно подержать ее в руках, или даже просто посмотреть на нее для того,
чтобы успокоиться, настроиться на позитивное. Китайцы называют нашу березу русским
женьшенем.
обладает
антигрибковым, антивирусным и бактерицидным действием. Береста выделяет фитонциды
– летучие вещества, очищающие пространство: в доме, где имеются изделия из бересты,
человек дышит целебным воздухом.
Береста является мощным природным антисептиком,
В конце двадцатого века был открыт секрет чудодейственной силы березы. Оказалось,
что береза, особенно ее кора береста богата бетулином. После ряда исследований
оказалось, что бетулин обладает очень мощным противовоспалительным, антигрибковым,
противовирусным и антибактериальным свойством и благотворно влияет на здоровье
человека. Удивительно, но факт – у солдат и офицеров царской армии никогда не было
грибковых заболеваний, потому что ходили в сапогах со стельками из бересты.
Любимое занятие приносит людям огромную радость. И если вы не имеете еще увлечения,
то предлагаю заняться плетением из бересты. В этом вам помогут книги, мастера ДЮЦа,
народные умельцы. В школе народных ремесел имени Бурчевского г.Архангельска вас
научат художественной обработке бересты.
Посетите Сольвычегодский историкохудожественный музей. Музей существует с
1919 года и вся его прелесть коллекция изделий из берёсты. Вся она состоит из лучших
образцов народного искусства. Собрана немногочисленная коллекция была в те времена,
когда народные промыслы были в расцвете, и в деревнях можно было встретить
подлинные шедевры. Туеса с уфтюжской, пермогорской росписью выполнены мастерски.
Есть уникальный туес, на рубашке которого наивный художник начала 20 века нарисовал
деревенский пейзаж.
Я с бабушкой решил сделать плетеную корзиночку из бересты.
Цель: сделать своими руками изделие из бересты.
Задачи: научиться работать с берестой, познакомиться с правилами плетения, выполнить
работу аккуратно.
Ожидаемый результат: должно получиться изделие, необходимое в быту.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы, в виде
рекомендаций и наглядных пособий, могут быть использованы учениками начальной школы
на
бересты.
технологии для изготовления изделий из
уроках
Бересту режут острым ножом по линейке, как картон, а из полос плетут корзинки. Для
плетения все полосы должны быть одинаковой ширины и толщины и не иметь трещин.
Плетеная корзиночка. Для начала можно сплести небольшую корзиночку, на выполнение которой потребуется 8
берестяных полос в 1 см ширины и 30 см длины.
Плетение начинают с дна. На столе или доске укладывают четыре полосы и переплетают их
с остальными четырьмя полосами. Полосы по углам необходимо закреплять зажимами,
чтобы переплетение не расходилось и имело форму квадрата.
Как показано пунктиром на рисунке (А), надо на плетенке расчертить дно будущей
корзинки и по этим линиям согнуть вверх берестяные полосы.
Теперь можно приступить к плетению углов. Углы дна корзинки образуются в точках а, б, в
и г. Дальнейшее переплетение полос производится в том же чередовании, как
переплетались дно и углы корзины (Б).
Полосы следует плотнее притягивать друг к другу, чтобы не было щелей, и для этого же в
процессе работы нужно пользоваться зажимами. Верх корзинки с наружной и внутренней
сторон можно обшить полосками бересты ( В и Г).
Можно заделать концы берестяных полос и другим способом: согнуть концы наискось и
заделать их в промежутки плетения (Д). Излишки концов следует обрезать.
Корзинки можно плести и больших размеров, увеличивая количество полос, длину и
ширину их.
Для плетения корзин можно употреблять не только берестяные полосы, но и другой
природный материал: рогоз, кугу и солому.
Выводы: в результате выполнения данного проекта я научился творчески смотреть на
окружающий мир; пополнил коллекцию работ, сделанных своими руками.
Посетите Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» г.Архангельска. Там
постоянно работает выставка берестяных изделий, которая вас заинтересует и очарует.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками, С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идет, где не горожено,
Поет, где не положено,
Под ветром долу клонится,
И гнется, да не ломится!
( Александр Прокофьев)
На территории Беломорского Севера сохранились и получили развитие многие
промыслы. Но многие промыслы и исчезли. Например, финифтяное искусство, золотое и
жемчужное шитье. Поэтому задача будущих поколений возрождение веками
складывавшихся
Архангельской
промыслов
области. Список литературы:
1. http://www.severberesta.ru/index.php?
option=com_phocagallery&view=categories&Itemid=53
2. А. Е. Клиентов «Народные промыслы». – М.: «Белый город» 2006.
3. http://www.
birch
made
. spb
. ru / imdex
/ workspace
/
4. Трапезников Ф.Ф. «Плетение ивового прута и бересты» М.: Нива России, 1998.
5. Конышева Н.М. «Секреты мастеров (ремесла древние и современные)». – LINKA
PRESS, 1998.
6. Ермичева Е. «Берестяных дел мастер. Берестяные чудеса на Севере». – «Народное
творчество», №3, с.12, 18.
7. Попов Б.И. «Берестяные изделия» «Школа и производство», 2001, №1, с.66.
8. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для
родителей и педагогов, Ярославль: «Академия развития», 1998 (Библиотека
ул.Победы, 48). Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с углублённым изучением иностранных языков»
Адрес учреждения:164500, Архангельская область, г. Северодвинск,
ул. Ломоносова, д. 83., т. (8184) 53 44 04.
Тема работы:
«Изделия из бересты».
Направление:
художественные ремесла
Автор
Лоскутов Максим, учащийся 4 класса «А»
Руководитель:
Ширякова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2013 г.
Приложение.
Проект "Северные ремесла - береста"
Проект "Северные ремесла - береста"
Проект "Северные ремесла - береста"
Проект "Северные ремесла - береста"
Проект "Северные ремесла - береста"
Проект "Северные ремесла - береста"
Проект "Северные ремесла - береста"
Проект "Северные ремесла - береста"
Проект "Северные ремесла - береста"
Проект "Северные ремесла - береста"
Проект "Северные ремесла - береста"
Проект "Северные ремесла - береста"
Проект "Северные ремесла - береста"
Проект "Северные ремесла - береста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.