Интеллектуально-познавательная викторина для детей старшего дошкольного возраста
«Я ЗНАЮ ВСЁ!?»
Подготовила: Е.С. Вдовина, воспитатель высшей квалификационной категории
Цель: стимулирование познавательных возможностей старших дошкольников.
Задачи:
- развивать детей быстроту реакции, память, мышление, логику, речь и внимание;
- создавать у детей эмоционально – позитивный настрой, способствующий формированию устойчивого интереса к познавательной деятельности;
- воспитывать самостоятельность и ответственность, а также умение работать в команде, активно взаимодействовать с другими детьми;
- воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма и духа соревнований, способствуя формированию здорового соперничества и стремления к достижению успеха.
Организационный момент.
3-х этапная Викторина проводится один раз в месяц в форме соревнования между командами, каждая из которых за правильный ответ получает смайлик. В конце третьего этапа команда, собравшая большее количество смайликов за все три этапа, награждается медалями, все участники получают призы.
1 ЭТАП
ХОД:
- Приветствуем сегодня всех
Мы рады встрече с вами
И не случайно в этот зал
Всех вместе мы собрали
Детей и взрослых позвала сегодня ВИКТОРИНА
И думаем, пройдет она нескучно и активно!
Будет оценивать ваши ответы ЖЮРИ – это наши воспитатели. Они будут ставить вам баллы и раздавать смайлики за правильно выполненное задание.
Правила викторины:
1. Внимательно слушайте вопросы, не перебивайте ведущего.
2. Не выкрикивайте ответы. За нарушение этого правила команда лишается одного смайлика.
3. Команда, набравшая наибольшее количество смайликов, побеждает.
Желаем всем участникам удачи и победы!
- Сейчас предлагаю капитанам представить свои команды.(Представление команд)
Звучат фанфары.
- Викторина начинается, прошу команды занять свои места за столами.
Предлагаю я командам начинать уже играть!
На серьезные вопросы вам придется отвечать!
За одну минуту только, вы должны свой дать ответ
А жюри потом оценит, был он правильным иль нет.
1 задание – разминка «Моя Родина»
Каждой команде задаётся по - очереди два вопроса:
1. Назовите столицу нашей Родины». (Москва.)
2. В какие цвета раскрашен флаг России? (Белый, синий, красный.)
3. Что изображено на гербе России? (Двуглавый орёл.)
4. Что такое гимн России? (Главная песня страны.)
5. Как слушают люди гимн своей Родины? (Стоя.)
6. Кто президент России?
7. Какая самая главная площадь в нашей стране? (Красная площадь в Москве.)
8. В какой праздник проходит парад на Красной площади? (9 мая.)
2задание - «Занимательные задачки»
1. На одном берегу утята на другом - цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?
2. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков убабушки?
3. Сколько ушей у трех мышей?
4. На столе лежало 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей на столе?
всех, скажитемне?
3 задание – «Ассоциации»
Чья команда быстро и правильно сделает.
Для каждой команды предлагаются картинки с персонажами из сказок или мультиков. Задача команды: подобрать к каждому персонажу подходящую картинку – ассоциацию, чтобы получилась одна сказка. (например, Винни-Пух – поросенок Пятачок).
4 задание – «Вспомни сказку»
Правило: какая команда быстрее ответит на вопрос (не выкрикивать, а поднять флажок, если команда знает ответ)
1. Как звали куклу из дерева с длинным носом? (Буратино)
2. Злой персонаж из сказки про Буратино (Карабас - Барабас)
3. Герой, который жил в болоте и с ним никто не хотел водиться. (Водяной)
4. Кем стала лягушка, в которую попала стрела младшего из братьев? (Царевной)
5. В какой сказке девушка залезала в ухо коровушке? (Хаврошечка)
6. В какой сказке комар стал победителем? (муха-цокотуха)
7. Какой сказочный герой подавился бобовым зернышком? (Петушок)
8. Что спрашивал Морозко у девушки, оставленной в лесу под елкой? (Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?)
5 задание – «Всё обо всём»
Приглашаются капитаны команд
На вопрос вам предложено 4 ответа, выберите правильный.
1.Какая планета известна как «Красная планета?» - Венера, Марс, Юпитер, Сатурн
2. Какое самое крупное млекопитающее на Земле. - Слон, Дельфин, Синий кит, Лев.
3. Какого цвета знак «СТОП» - синий, красный, зеленый, желтый.
4. Сколько ног у паука? – 6, 8, 10, 12.
5. Какая птица известна своим красивым хвостом и танцем ухаживания? – голубь, воробей, павлин, чайка.
6. В каком виде спорта игроки пытаются сбить кегли тяжелым мячом? – боулинг, теннис, гольф, волейбол.
7. Из чего сделана туфелька для Золушки? – золото, кожа, хрусталь, мех.
8. Как обычно называют сушеный виноград? – изюм, курага, чернослив, арахис.
Музыкальная разминка
6 задание – «Четвертый лишний»
Каждой команде предлагается набор из 4 слов. Нужно определить лишнее слово и объяснить, почему. Ответить может любой из команды.
1.Смородина, малина, помидор, крыжовник.
2. Куртка, джинсы, шапка, платье.
3. Диван, стул, компьютер, кровать.
4. Молоко, творог, сметана, хлеб.
7 задание – «Звук»
Командам задается звук, каждый член команды называет слово на данный звук (Д, Б, З, К)
8 задание – «Хорошо-плохо»
В каждом предмете есть что-то хорошее и что-то плохое, предлагаю вам подумать над словом и рассказать, что в нем хорошо, а что плохо.
1. Мороженое – хорошо, потому что…, плохо – потому что…
2. Дождь - хорошо, плохо…
3. Молоток - хорошо, плохо…
4. Роза – хорошо, потому что …, плохо – потому что …
2 ЭТАП
1 задание –«Блиц - турнир»(Из мира животных)
Сначала нам нужно немного размяться. Поэтому каждой команде предлагается «зарядка для ума» - вопросы блиц-турнира.
«Блиц» в переводе с немецкого языка означает «молния». 6 вопросов будут идти один за другим, и отвечать нужно быстро. Дать ответ может любой участник команды. Но другие команды должны набраться терпения, только слушать, ничего не говорить.
1
- Кто в берлогу спать ложится? (медведь)
-У какого животного есть горб, и даже два? (верблюд)
-Кто рогатый ползет и избушку на себе несет? (улитка)
-Кто умывается языком? (кот)
-Сумчатый попрыгун. (кенгуру)
-Какую птицу называют символом мира? (голубь)
2
-Длинноухое домашнее животное. (кролик)
-Какое насекомое появляется из куколки? (бабочка)
-Вместо хвостика – крючок, вместо носа – пятачок. (свинья)
-В уголке живёт, сети плетёт. (паук)
-Большое однорогое животное. (носорог)
-Кто является санитаром деревьев? (дятел)
3
-Кого называют царем зверей? (лев)
-Лошадь в полосатой рубашке. (зебра)
-Самое упрямое животное. (осел)
-Кто ползает задом наперед? (рак)
-У кого панцирь на спине? (черепаха)
-Какая птица хвостом разноцветным гордится? (павлин)
4
- Какое насекомое светится в темноте? (светлячок)
-У какого животного самая длинная шея? (жираф)
-Зеленое бревно по реке плывет? (крокодил)
-Насекомое, которое пьёт кровь человека. (комар)
-Птица, которая подражает человеческой речи. (попугай)
- Домашнее животное, да еще и верный друг. (собака)
2 задание - «Как вы понимаете эти слова»
Команде нужно посовещаться и дать полный ответ.
1. Отчизна (это родная страна, место, где человек родился)
2. Малая Родина (это место, где ребёнок родился и живёт. Это его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, родная улица)
3. Родственники (это члены семьи: папа, мама, дедушка, бабушка, сёстры и братья)
4. Достопримечательность (это красивые, памятные места, которые украшают город и которыми гордятся горожане)
3 задание – «Юные математики»
1. Посчитаю облака.
Десять вижу я пока.
Только вот пока считала,
Два растаяло, пропало.
Кто продолжит мой подсчёт:
Сколько их сейчас плывёт?
(Восемь)
2. Я у бабушки в саду
Фрукты вкусные найду:
Груши две сорву большие,
Яблочка два наливные.
Помогите сосчитать,
Сколько я хочу сорвать?
(Четыре)
3. На болоте три подружки,
Развесёлые лягушки
Пели песенку «Ква-ква»,
К ним пришли утёнка два,
Чтобы вместе поиграть.
Всех попробуй сосчитать.
(Пять)
4. Мы такие молодцы!
Собирали огурцы.
После сели на качели
И четыре сразу съели.
Ну а шесть мы маме дали.
Сколько же всего собрали?
(Десять)
4 задание - «Кому из сказочных персонажей принадлежит выражение?»
Командампредлагаются выражения из сказок. Угадайте, какая сказка, и кто так сказал? Отвечает команда, первая поднявшая флажок.
1-«Лети, лети лепесток, через запад на восток» - … (Женя, «Цветик-Семицветик»)
- «Ребята, давайте жить дружно!» - … (Кот Леопольд, сказка про кота Леопольда)
2 - «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи» - … (Царица, «Сказка о царе Салтане»)
- «Если только захочу и луну я проглочу» - … (Крокодил, «Краденоесолнце»)
3- «Что тебе надобно, старче?» - … (Золотая рыбка, «Сказка о золотой рыбке»)
- «Я умный, красивый, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил» - … (Карлсон, «Малыш и Карлсон»)
4 - «Бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?» - … («Красная шапочка»)
- «Я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь» - … (Винни-Пух, «Винни-Пух и все, все, все»)
5 задание – «Сказочные пазлы»
Каждой команде предлагается разрезная картинка с персонажами из сказок. Задача детей по команде ведущего, собрать пазл, чья команда быстрее выполнит задание, поднимает флажок и отвечает. Команда должна правильно собрать пазл и ответить правильно на вопрос: как зовут персонажей из сказок.
Музыкальная пауза
6 задание – «Произведения К.И. Чуковского»
Команды отвечают на вопросы без капитанов, но капитанам предстоит сложная задача – прочитать отрывок из любого, угаданного командой произведения.
1- Популярная сказка про того, кто по образованию лечил животных – это… (Доктор Айболит)
- Транспорт зайчиков в сказке «Тараканище»? (Трамвай)
2- что давал доктор Айболит всем больным зверятампо-порядку в Африке? (шоколадку)
- Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
3 - В какой сказке умывальник научил мальчика чистоте? (Мойдодыр)
- Сказка, в которой всё перепутано – это … (Путаница)
4 - Сказка, которая начинается с именин, а заканчивается свадебным гулянием? (Муха-цокотуха)
- На кого упала Луна в сказке «Тараканище»? (На слониху)
7 задание – «Сложи узор»
Каждой команде по образцу сложить узор из кубиков Никитиных. Кто быстро и правильно сделает, поднимает флажок.
8 задание – «Гусеница»
Перед вами лежит слоговая гусеница. На этой гусенице написаны слоги. Вы за одну минуту составляете слова из этих слогов и записываете их на листочке. Посмотрим у какой команды получится больше слов. И так время пошло, начали!
Спасибо за прекрасную игру. Желаю вам, чтобы вы всегда находили ответы на все вопросы.
3 ЭТАП
1 задание – «Кошки-мышки»
Поговорим о мышах и котах. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы. На поставленный вопрос я вам даю 3 варианта ответов. Нужно выбрать правильный ответ и получить или не получить 1 балл
1. «Вот какой глупый котенок!» - это слова из стихотворения С. Маршака...
а) «Детки в клетке»
б) «Усатый - полосатый» +
в) «Сказка о глупом мышонке»
2. Как звали котенка в рассказе Н. Носова «Живая шляпа»?
а) Марсик
б) Барсик
в) Васька +
3. Кто бежал с ведром, чтобы потушить горящий кошкин дом?
а) кот
б) курица +
в) мышонок
4. Кот Том в известном мультсериале гонялся за мышонком по имени...
а) Джонни
б) Джерри +
в) Томми
5. Как звали крысу, которую носила в своей сумочке старуха Шапокляк?
а) Лариска +
б) Анфиска
в) Маринка
6. В кого фея из сказки «Золушка» превратила мышей?
а) в кучеров
б) в лакеев
в) в коней +
7. Какой персонаж носит костюм летучей мыши?
а) Бэтмен +
б) Супермен
в) Человек-паук
8. В какой сказке Мышь предлагала девочке выйти замуж за Крота?
а) «Принцесса на горошине»
б) «Дюймовочка» +
в) «Красная Шапочка»
2 задание – «Верно или нет»
Командам предлагаются по 6 вопросов. За каждый верный ответ начисляется 1 балл. То есть команда может заработать 6 баллов!
1
· Корова, коза, овца дают нам шерсть. (нет)
· Аист, пингвин, журавль – умеют летать. (нет)
· У взрослого человека 36 зубов. (нет, 32)
· 1 апреля отмечается День смеха. (да)
· На свете есть птица-секретарь и птица-киви. (да)
· Байкеры – это страстные любители мотоциклов. (да)
2
· Лебедь, курица, гусь – это водоплавающие птицы. (нет)
· Попугай, ласточка, ворона – прилетают к нам весной из теплых стран. (нет)
· Океаны – основная часть планеты Земля. (да)
· Для прогулки на парусной яхте необходим попутный ветер. (да)
· Рога лося могут весить 20 кг. (да)
· На Масленицу всегда собирают грибы и ягоды. (нет)
3
· Буйвол, бизон, зубр –разновидность быков. (да)
· Изображение фруктов или цветов в вазе – это пейзаж. (нет)
· У планеты Земля два полушария. (да)
· Смородина, клубника, малина – это ягоды. (да)
· Лимузин - самый маленький зверек на планете. (нет)
· Подводная лодка не всплывает на поверхность воды. (нет)
4
· Спутники Земли – это Солнце, Луна, Марс, Юпитер. (нет)
· Апельсин, банан, киви – это экзотические фрукты. (да)
· Колеса – главный движущий механизм автомобиля. (нет)
· Вода может цвести. (да)
· Львы проживают в Африке и на Дальнем востоке (нет)
· Царство вечной мерзлоты – Антарктида. (да)
3 задание – «Капитаны, вперед!»
Прошу подойти ко мне капитанов команды и выбрать конверты. В конверте находится картинка с изображением предмета.
Капитан должен описать то, что нарисовано на этой картинке не называя предмет, т.е. рассказать о нем.
Любая команда, угадавшая предмет, поднимает флажок и зарабатывает 1 балл за угаданный предмет. И капитан также получает балл за содержательное описание предмета.
4 задание – «Шифровальщики»
Знаете ли вы, что такое шифр? Это
засекреченные буквы и слова, о которых знают только вы и я! Любая буква
обозначается определенным символом.
Вот вам шифр и засекреченные слова.
Если вы под каждый символ подставите букву, вы узнаете, как зовут моего котенка
(бантик) и моего щенка (мазурка)!
Музыкальная пауза
5 задание – «Инопланетянин»
На столах наборы геометрических фигур.
Представьте ребята, к нам на планету прилетел инопланетянин с планеты Геометрических фигур, но посадка была сложной и опасной, поэтому он развалился на части. Помогите сложить нашего гостя.
Чья команда придумает и выложит изображение необычного инопланетянина быстрее, оригинальнее, та и победит в этом конкурсе.
6 задание – «Закончи рассказ»
Нужно послушать начало рассказа и придумать, что может произойти дальше и закончите рассказ сами. За интересно придуманный рассказ начисляется 1 балл.
1. «Незнайка и Буратино»
Захотелось Незнайке собрать ягод. Пошел он в лес, взял с собой корзинку и удочку. В лесу он встретил Буратино.
(Что произошло дальше?)
2. «Телевизор и котенок»
Был у девочки Тани котенок. Он очень любил смотреть телевизор. Однажды…
3. «Ворона»
Однажды Сережа пришел из школы домой, открыл портфель, а оттуда вылетела черная ворона, да как закричит…
4. «Кошка и мышка»
Встретилась кошке мышка. Мышка поскорее убежала в норку. Но кошке так захотелось ее поскорее поймать и съесть.
7 задание – «Пантомима»
Сейчас вам представится возможность немного побыть актерами. Пантомима - это изображение чего-то с помощью жестов и телодвижений, без слов и звуков.
Участвует вся команда вместе. Жюри учитывает оригинальность исполнения.
1. Переносим с места на место очень тяжелый груз.
2. Разрезать арбуз и съесть кусок.
3. Играем в настольный теннис.
4. Заводим мотоцикл и едем на нем.
8 задание – «Черный ящик»
Музыка. Появляется черный ящик.
Что находится в черном ящике? Слушаем внимательно: в нем находится то, что может спать долго, спать до тех пор, пока не появится тепло, свет, вода. Отгадайте, что же находится в черном ящике?
Ответ: «В черном ящике мы думаем находятся семена растений. Зимой вся земля покрыта снегом, холодно. И семена могут спать долго, укрытые снежным одеялом.
Но придет весна, пригреет солнце, побегут ручьи и семена проснутся и оживут. Семена растений начнут прорастать, ведь у них будет и тепло, и свет, и вода».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.