Проект создания учебной экологической тропы
Оценка 4.9

Проект создания учебной экологической тропы

Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
воспитательная работа +2
3 кл
15.05.2019
Проект создания учебной экологической тропы
Методическая разработка по созданию учебной экологической тропы на школьном дворе. Описанный проект учебной комплексной экологической тропы "Сохраним наш тополь!" был реализован на базе Лицея №11 Ворошиловского района Волгограда в 2018-2019 учебном году силами учеников 3 класса "Г", родителей, педагогов, администрации лицея.
Сохраним наш тополь.docx
Юдина   Надежда   Викторовна,   учитель   начальных   классов,   МОУ   «Лицей   №11 Ворошиловского района Волгограда» Проект создания учебной экологической тропы Не   секрет,   что   климат   Волгоградской   области   засушливый,   с   резко   выраженной континентальностью: зима — холодная, солнечная и малоснежная, а лето — жаркое и сухое. Степи занимают большую часть области. Северо­западная часть находится в зоне луговой степи,   восточная   —   в   зоне   полупустынь,   приближаясь   к   настоящим   пустыням.   Запас растительной массы в степях значительно меньше, чем в зоне лесов. Часть видов животных и растений уже исчезла с территории региона, «Красная книга» флоры и фауны Волгоградской области продолжает пополнятся. Экосистеме степи нелегко поддерживать баланс. Вопросы экологического образования становятся все острее с каждым годом. Одной   из   ключевых   задач   школьного   образования   и   воспитания   является формирование основ экологической культуры поведения человека в окружающем мире. В законе «Об экологическом образовании», принятом во многих регионах России, поставлена непростая задача по созданию системы целостного и непрерывного процесса образования. Это усиливается значение экологического образования в начальной школе, на этапе становления будущей личности, гражданина. Лицеисты 3­х классов обучаются во вторую смену, не посещают группы продленного дня, а большинство из них в свободное от занятий время отправляются на самостоятельные прогулки без сопровождения взрослых. Эта ситуация заострила вопросы культуры поведения учеников на улице, в рекреационных зонах, на школьном дворе. Поэтому   уже   существующие   формы   экологического   образования   (тематические занятия,   классные   часы,   презентации)   было   решено   дополнить   активной   познавательно­ практической деятельностью – созданием экологической тропы на школьном дворе. Учебная экологическая тропа является одной из наиболее передовых педагогических форм обучения и воспитания   благодаря   комплексному   подходу,   использованию   интерактивных   методов, активному творческому участию лицеистов, педагогов, родителей в ее создании и работе. Проект по созданию экологической тропы направлен на формирование ответственного отношения лицеистов к окружающей среде и определения своего места и роли в экосистеме родного края. Растительный мир школьного двора нельзя назвать разнообразным. Однако школьный двор   довольно   подробно   отражает   особенности   экосистемы   нашего   региона   и   наглядно демонстрирует влияние человека на нее. Цель проекта: развитие интереса к экологии и создание положительной мотивации к ее дальнейшему изучению. В ходе реализации проекта решаются следующие задачи: 1. Познавательная, обучающая включает в себя: ­ наблюдение явлений природы и элементов экосистемы школьного двора, ­   изучение   целостной   экосистемы   и   выявление   связей   между   растениями, животными и условиями среды, ­ развитие навыков самообразования и исследовательской работы, ­ знакомство с научными методами изучения природных объектов, ­ анализ влияния человека на экосистему школьного двора. 2. Развивающая направлена на: ­ стимулирование внимания, наблюдательности, памяти; ­ формирование аналитического мышления; ­ восприятие красоты природы во всем многообразии; ­ обучение публичным выступлениям, проведению экскурсий; ­ раскрытие творческих способностей. 3. Воспитательная   направлена   прежде   всего   на   укрепление   любви   к   природе, осознание ее ранимости. Также деятельное участие в создании и благоустройстве экологической тропы развивает чувство ответственности и бережное отношение к плодам своего и чужого труда. 4. Оздоровительная заключается в активном познавательном и творческом отдыхе на свежем воздухе. Методика   проекта  –   сочетание     индивидуальной,   групповой   и   массовых   форм исследовательской и практической деятельности. Участники проекта: лицеисты, педагоги, родители, жители микрорайона. Сроки и место реализации проекта Основная   работа   по   организации   и   оформлению   учебной   экологической   тропы рассчитана   на   девять   месяцев   2018­2019     учебного   года   на   базе   МОУ   лицея   №11 Ворошиловского района Волгограда и его пришкольной территории. Структура проекта Этапы 1. Подготовительный: ­ наблюдения за экосистемой школьного двора, ­ составление плана мероприятий по созданию экологической тропы, ­ формирование Актива проекта. 2. Организационный: ­ выбор темы и прокладка маршрута экологической тропы, ­ определение объектов для показа на экологической тропе, ­ выбор мест обзорных площадок, «зеленых остановок», ­ составление карта­схемы экологической тропы, ­   определение   формы   и   места   информационного   сопровождения тропы, ­   определение   необходимых   элементов   оформления   тропы (деревянные таблички), ­   определение   объема   работы,   сроков   ее   выполнения   и исполнителей. Сроки Сентябрь –  Октябрь  Ноябрь 3. Формирование «Информационного банка» (исследовательский) ­ коллекция сочинений о тополе и других деревьях школьного двора, ­ конкурс авторских сказок о деревьях, книжек­малышек, ­ выполнение рисунков школьного двора и его элементов, ­   подготовка   научно­популярных   докладов   по   темам   «зеленых остановок», Декабрь –  Февраль  2 ­ сбор и оформление гербария, ­   поиск   дополнительной   интересной   информации   об   экосистеме школьного двора (классные часы, интервью с педагогами, обращение к архивам) ­ разработка и написание экскурсий, ­ определение правил поведения на экологической тропе. 4. Оформление экологической тропы (практический) ­ обустройство кормушек для птиц на пришкольном дворе, ­ оформление Паспорта экологической тропы, ­ изготовление информационных плакатов, стенгазет, буклета, ­ изготовление табличек на маршруте, их установка, ­ подготовка рассады цветов для оформления клумб на маршруте, ­   уборка   территории,   примыкающей   к   маршруту   экологической тропы. 5. Итоговый ­ презентация экологической тропы, ­ открытие экологической тропы, ­ анализ результатов проделанной работы. Февраль –  Апрель Май Подготовительный   этап   начался   с   детального   изучения   учебных   программ.   Были определены, какие учебные экскурсии предусмотрены по окружающему миру в течении года. В дополнение   к   учебному   плану   был   составлен   примерный   план   работы   по   созданию экологической тропы.  Туристические   экологические   тропы   прокладывают   специалисты­ландшафтоведы   и биологи. В отличие от них, учебные экологические тропы создаются силами преподавателей и учащихся. Поэтому успех дела во многом зависит от заинтересованности и эмоционального настроя участников. Непосредственную разработку проекта логично начинать с родительского собрания. Поскольку   проект   включает   в   себя   протяженные   во   времени   этапы,   разнообразные   виды деятельности и широкий состав участников, родителям и педагогам, которые могут увидеть картину   в   целом,   во   время   создания   экологической   тропы   предстоит   направлять   детей, помогать им ориентироваться в поставленных задачах. А кроме того вовлеченность родителей станет дополнительной мотивацией для лицеистов. При   этом   стоит   учитывать   разные   социальный   статус   семей   и   жизненные   позиции родителей. Чтобы проект не застопорился, первоочередной задачей является создание Актива проекта: нескольких неравнодушных и ответственных родителей и учеников. Активу предстоит стать связующим звеном между участниками проекта, направлять их, составлять план мероприятий, организовать и курировать мероприятия каждой группы участников, следить за сроками выполнения заданий и сплоченностью в работе. Также от актива   может   потребоваться   привлечение   материальных   и   творческих   ресурсов   для реализации проекта. Для определения объема, тематики, направленности мероприятий, для максимального охвата   поставленных   перед   проектом   образовательных   задач   на   подготовительном   этапе 3 необходимо определить общий уровень экологических знаний учеников. С этой целью было проведено анкетирование лицеистов.  Анализ анкеты показал, что большинство лицеистов интересуются жизнью растений и животных,   знают,   что   нужно   сделать   для   сохранения   природы,   но   на   деле   не   обращают внимание на растительный мир школьного двора. Знают правила поведения на природе, но не всегда применяют их в повседневной жизни. Аспекты   создания   экологической   тропы   достаточно   широки.   Поэтому   необходимо сформулировать основную тему, которая будет подпитывать заинтересованность участников и одновременно резюмировать проделанную работу. В качестве центрального связующего объекта был выбран тополь (тополиная аллея), который виден из окон класса. Ученики несколько лет наблюдали за ним в разных погодных условиях. Нередко он становился примером в рассказах о природе и экологии. Наблюдали за птицами,   прилетавшими   на   тополь.   Поэтому   темой   экологической   тропы   стал   призыв: «Сохраним наш тополь!» Далее были определены экологические проблемы, с которыми сталкивается тополь, растущий на склоне стадиона. Они стали опорными пунктами в разработке проекта: ­ укрепление склона, защита почвы, ­ скудный растительный мир степей, ­ мусор губит природу, ­ помощь птицам­«санитарам леса», ­ след человека в природе. На   основании   выделенных   экологических   проблем   были   определены   смотровые площадки   и   маршрут   экологической   тропы   по   существующим   пешеходным   дорожкам школьного двора. Структура   тропы   включает   в   себя   природный   ландшафт   и   художественное оформление тропы. Маршрут   начинается   с   изучения   биоценоза   пришкольного   цветника   и   кустарников. Далее проходит вдоль детской площадки, по тополиной аллее. Переходит на животный мир: насекомые,   птицы   и   человек.   Таким   образом   в   ходе   экскурсии   охватывается   большинство факторов, влияющих на экосистему нашего края и пришкольного двора, в частности. При этом участники   экскурсии   видят   постоянную   взаимосвязь   этих   факторов   на   естественном культурном ландшафте. Входе наблюдений за жизнью школьного двора родители обратили внимание на участки «повышенного   экологического   риска».   Было   решено   установить   на   них   информационные таблички   –   напоминания   о   том,   как   следует   себя   вести   на   прогулках.   Таким   образом экологическая   тропа   поможет   соблюдению   природоохранного   режима   на   окружающей территории. 4 Любой   маршрут   экологической   тропы   должен   сопровождаться   необходимой информацией.   Однако   поскольку   школьный   двор   выполняет   массу   ежедневных   функций помимо   образовательных,   размещение   информационных   плакатов   или   стендов   на   самом маршруте могло вызвать неудобства для лицеистов и жителей микрорайона. Поэтому было решено   разместить   информационное   сопровождение   в   здании   школы,   на   первом   этаже,   в общедоступном месте. Актив   проекта   составил   карту­схему   будущей   экологической   тропы.   Также   были подробно  описаны  смотровые  площадки   под  условным  обозначение   «зеленые   остановки»  и определены   объекты   показа   на   тропе,   соответствующие   темам   будущих   исследований лицеистов.  В   «информационный   банк»,   который   выполняет   функцию   коллектора   материалов, помимо гербария вошли: ­ творческие работы (сочинения, сказки, книжки, рисунки, поделки); ­ исследовательские работы (доклады, рефераты, презентации). Просто наблюдение реальных фактов и явлений окружающей среды и их регистрация при помощи записи, рисунка, фотографии имеет большую педагогическую ценность. Поэтому значительную часть «информационного банка» экологической тропы составили сочинения и рисунки лицеистов по их наблюдениям за природой школьного двора. Ученикам   3   класса   «Г»   на   всем   протяжении   этапа   было   предложено   написать   3 сочинения: «Наш тополь», «Все в природе связано», «Дерево». Работы зачитывались  в классе и обсуждались. Стоит отметить, что не встретилось ни одной работы похожей на другую. Но общее в сочинениях   класса   все   же   было:   отношение   к   деревьям,   как   к   живым   персонажам,   их олицетворение, одушевление. То есть ребята справились с этой задачей осознанно, уверенно и творчески. На   зимних   каникулах   ребята   продолжили   творить.   Ученикам   было   предложено   по желанию составить книжки­малышки, изготовить поделки или придумать свои собственные творческие   проекты   по   темам   экологической   тропы.     Не   все   работы   были высококачественными, но количество, а самое главное – желание многих учеников проявить себя и рассказать что­то свое о природе заслужили поощрения. В классе была организована мини­выставка творческих работ ребят. Кульминацией   этого   этапа   создания   экологической   тропы   стали   презентации исследовательских   докладов   рабочих   групп   учеников.   Как   подчеркивают   педагоги, экскурсии, которые проводят юннаты, производят на посетителей экотропы более сильное впечатление,   чем   привычный   рассказ   взрослого   экскурсовода.   Как   правило,   учебные экскурсии проводят учителя. Эта форма внеклассных занятий хорошо знакома ученикам 3 класса.   Однако   самостоятельная   подготовка   и   проведение   экскурсий   –   дело   новое   и увлекательное. Оно активно стимулирует познание и осмысление собранных материалов. Юному экскурсоводу следует помнить: 5 1. Экскурсия должна быть предварительно хорошо подготовлена.  2. Говорить на экскурсиях только о том, что можно показать.  3. Нужно уметь правильно показать объекты и научить экскурсантов правильно их наблюдать и изучать. 4.   Избегать   длинных   объяснений.   Экскурсия   не   должна   превращаться   в   лекцию. Рассказ должен быть кратким, ясным и конкретным. 5.   Экскурсия   не   должна   быть   излишне   утомительной   –   от   усталости   теряются внимание и интерес. 6.   Участники   экскурсии   не   должны   быть   пассивными   слушателями,   они   должны активно работать. 7.   Правила   поведения   на   экологической   тропе   должны   строго   выполняться   всеми участниками. Экскурсовод должен быть примером. С февраля нового года начался этап активной практической работы по оформлению учебной экологической тропы. На этом этапе были максимально задействованы все участники проекта, некоторые мероприятия проведены совместно. Что дало почувствовать лицеистам себя частью большого, общего дела, в результатах которого заинтересованы все. Одновременно начались практические занятия по благоустройству экотропы: ­   реставрация,   укрепление,   пополнение   кормушек   для   птиц   на   тополиной   аллее   в рамках акции «Покормите птиц зимой!»; ­ подготовка рассады многолетних цветов для обновления клумб на маршруте; ­ общешкольный сбор макулатуры в рамках городской акции «Собери макулатуру – спаси дерево!»; ­ традиционная апрельская уборка школьного двора «Десант чистоты». Физическая   работа   всегда   вызывает   у   учеников   начальной   школы   неподдельный интерес и азарт. Стремясь доказать свою самостоятельность и значимость дети порой берутся за непосильные задачи. Поэтому крайне важно их правильно мотивировать, призывая к работе на   результат.   Например.   Не   стоит   одному   собирать   и   тащить   в   школу   10   килограмм макулатуры,   достаточно   каждому   из   класса   постоянно   помнить,   что   бумагу   могут переработать и это может спасти жизнь целого дерева. Если каждый ученик класса дважды в месяц отнесет по килограмму макулатуры в пункты приема – это спасет дерево. Важно, чтобы дети   понимали,  что  участие   в  акции   –  не  цель,  а  лишь  одно  из   средств   помочь   природе родного края и страны. Об этом состоялся разговор на классном часе «Собери макулатуру – спаси дерево!». Завершающий   этап   проекта   несет   большую   смысловую   нагрузку.   Итог   большой   и продолжительной   работы   –   открытие   учебной   экологической   тропы,   проведение   первых экскурсий, наблюдение и оценка результатов своего труда. Он позволяет по­новому взглянуть на привычные обстоятельства и места. Новым значением обрастают для участников проекта каждый куст, каждое дерево, каждый цветок на школьном дворе. С каждым фрагментом 6 экосистемы   связаны   новые   эмоции,   знания,   переживания.   Поэтому   важно   активу   проекта сопутствующие   мероприятия   подготовить   и   провести   на   достойном   уровне,   чтобы установившиеся связи, закрепились надолго. Однако   открытие   экологической   тропы   не   станет   окончанием   нашего   проекта. Продолжится работа по устройству и информационному наполнению экотропы. Обычно на маршруте   со   временем   создаются   ботанические   питомники,   искусственные   гнездовья, кормушки для птиц и другие объект. Наш проект не станет исключением. Так в ближайшей перспективе запланирована высадка рассады цветов для обновления клумб вдоль маршрута. Анализируя проделанную работу по созданию учебной экологической тропы, можно выделить наглядные результаты и ожидаемые в перспективе. К   наглядным,   ощутимым   лицеистами   результатам   в   процессе   разработки   проекта можно отнести: ­ создание экскурсионного маршрута учебной экологической тропы, ­ создание «Информационного банка» по маршруту (коллекция сочинений, рисунков, исследовательских докладов), ­ почувствовали свою значимость и пользу в деле охраны природы, ­ сдали 56 килограммов макулатуры (в течение одной акции спасли целое дерево), ­ самостоятельно вырастили рассаду цветов, ­ расширили и пополнили свои знания об экосистеме родного края. Также   стоить   отметить  социальную   значимость   проекта.   В   ходе   создания   учебной экологической тропы на школьном дворе: 1.   Создана   познавательная   среда,   повышающая   учебную   мотивацию   и   развивающая коммуникативные, творческие и организаторские способности лицеистов. 2.   Ученики   получили   опыт   практической   преобразовательной   деятельности,   что является одновременно и ресурсом, и средством развития активной жизненной позиции.  3.Созданы   дополнительные   условия   для   экологического,   духовно­нравственного, эстетического и физического воспитания лицеистов. 4. Получили развитие навыки коллективного труда на общий результат. 5.   Участвуя   в   коллективной   работе   по   оформлению   экотропы,   дети   приобретают навыки планирования, самообразования, делового общения, совместного решения проблем и взаимопомощи. Все это позволяет делать позитивные прогнозы по поводу ожидаемых в перспективе результатов от реализации проекта. Ведь очень верно подмечено, что любовь к природе не приходит сама собой ­ ее нужно пробудить.   И   здесь   особенно   важен   опыт   непосредственного   общения   детей   с   природой. Проводя наблюдения на экологической тропе, школьники познают родную природу, видят ее красоту   и   ранимость,   начинают   понимать,   что   каждый   вид   является   важным   звеном 7 экологической системы. Понимание единства всей живой и неживой природы лежит в основе осознанного экологически правильного поведения и становления личности в целом. Список литературы: 1. Бешко   Н.Ю.,   Иботова   К.,   Умарходжаева   У.   Экологическая   тропа:   Методическое пособие для учителей. Ташкент, 2010 г. 2. Ефанова З.А. Развитие речи. Дополнительные материалы: лес, парк, растительность. Издательство ­ торговый дом «Корифей», Волгоград, 2011 г. 3. Кривошеева М.А., Кислицкая М. В. Экологические экскурсии в школе. Издательский центр «МарТ», Москва­Ростов­на Дону, 2005 г. 4. Мойснер Г.П. Все начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 2005 ­ №3. 5. Рыжова   Н.   А.   Наш   дом   –   природа:   образовательная   программа   дополнительного образования детей. Великий Новгород, 2011. 6. Рыжова   Н.   А.   Экологический   проект   «Мое   дерево».   «Карапуз­дидактика»,   ТЦ «СФЕРА», М., 2006 г. 7. Улашенко   Н.Б.   Знакомство   дошкольников   с   весенней   природой.   Издательство­ торговый дом «Корифей», Волгоград, 2011 г.  8

Проект создания учебной экологической тропы

Проект создания учебной экологической тропы

Проект создания учебной экологической тропы

Проект создания учебной экологической тропы

Проект создания учебной экологической тропы

Проект создания учебной экологической тропы

Проект создания учебной экологической тропы

Проект создания учебной экологической тропы

Проект создания учебной экологической тропы

Проект создания учебной экологической тропы

Проект создания учебной экологической тропы

Проект создания учебной экологической тропы

Проект создания учебной экологической тропы

Проект создания учебной экологической тропы

Проект создания учебной экологической тропы

Проект создания учебной экологической тропы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2019