Проект урока по литературному чтению на тему Н.Н. Носов" Живая шляпа"(2 класс)
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Проект урока по литературному чтению на тему Н.Н. Носов" Живая шляпа"(2 класс)

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Видео +1
docx
русская литература
2 кл
17.01.2017
Проект урока по литературному чтению на тему Н.Н. Носов" Живая шляпа"(2 класс)
Н.Н.Носов Живая шляпа.docx

 

Проект урока литературного чтения во 2 классе

по теме «Н. Н. Носов. Живая шляпа»

 

(по курсу «Литературное чтение» авторы Л. Ф. Климанова¸ В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др., УМК «Школа России»)

Тип урока: чтение и анализ литературного текста.

Цели урока: познакомить с произведением Н.Н. Носова «Живая шляпа», совершенствовать навык чтения целыми словами; формировать умение анализировать поступки главных героев этого произведения; развивать навык выразительного чтения, определяя отношение автора к героям произведения, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним; воспитывать смелость.

 

Оборудование: учебник «Литературное чтение 2класс» в 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова¸ В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др./ - М.: Просвещение, 2012; компьютер, мультимедийный проектор,   видеозапись рассказа «Живая шляпа» (в исполнении актера В. Доронина), шляпа, мультимедийная презентация, карточки, сигнальные знаки (кружки).

Ход урока

1.  Этап урока. Организационная часть урока

Учитель:

- Ребята, улыбнитесь друг другу,

Я желаю вам успехов и удачи на уроке.

2. Этап урока.  Сообщение темы и цели урока, подготовка к первичному восприятию текста

2.1. Работа с загадкой.

Учитель:

        - Отгадайте загадку:

Ношу на голове поля,

Но то вовсе не земля. (Шляпа)

Учитель держит в руках шляпу.

2.2.Работа со словом «шляпа».

Учитель:

- Ребята,  слово «шляпа» обозначает какой предмет одушевленный или неодушевлённый?

( Неодушевлённый).

Учитель:

- Почему? (Это слово обозначает неживой предмет и отвечает на вопрос что?)

 Учитель:

- А кто сможет  назвать виды шляп? (Пляжная, карнавальная, женская, мужская и т.д.)

2.3.Работа по определению темы урока.

Учитель:

- С произведением  какого писателя мы с вами  познакомились на прошлом занятии? ( С рассказом Н. Н. Носов  «Затейники»)

Учитель:

- О ком рассказывает Н. Носов в своих рассказах? (О детях)

Учитель:

- Какие у него рассказы? (Весёлые, радостные, смешные)

Учитель:

- Попробуйте связать тему прошлого урока с ответом на загадку и попытайтесь назвать тему сегодняшнего урока. (  Ответы детей).

Учитель:

- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством  Н. Н. Носова.

2.4. Работа по определению целей урока.

Учитель:

         - Что мы узнаем на уроке ?

Слайд 1.

            Мы познакомимся….

            Мы будем учиться….

            Мы будем анализировать….

            Мы будем давать характеристику….

( Учащиеся  дополняют предложения).

2.5. Рассказ учителя о творчестве Н. Н. Носова.

Слайд 2.

Учитель:

Носов - детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

Написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор

Показать всем нам хотел!

3. Этап урока. Первичное восприятие художественного текста

Учитель:

- Прослушайте текст и скажите, почему Н. Носов так назвал свой рассказ?

Слайд 3.

(Просмотр видеозаписи рассказа «Живая шляпа», дети сидят в удобной позе, смотрят и слушают текст, книги закрыты).

4. Этап урока. Проверка качества первичного восприятия текста

Учитель:

- Ребята, почему Носов назвал свой рассказ  «Живая шляпа»? (Ответы детей).

Учитель:

- Понравился ли вам этот рассказ? ( Ответы детей).

Учитель:

- Какие чувства вы испытывали? ( Ответы детей).

Учитель

- За кого вы волновались и почему? ( Ответ детей).

5. Этап урока.  Вторичное восприятие текста

5.1. Чтение текста детьми по «цепочке».

Задание: при чтении обращать внимание на непонятные и сложные слова, выделяя их карандашом.

5.2. Лексическая работа с текстом.

Учитель:

- Ребята, какие слова были  вам не понятны и трудны?

( треснуть, плюхнуться, комод, кочерга).

Учитель:

- Попробуйте определить значение каждого слова.

(Треснуть - ударить.  Плюхнуться -  тяжело сесть, упасть.)

(Лексические значения слов комод и кочерга ученики сначала называют, а потом  проверяют по презентации).

Слайд 3.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Слайд 4.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

6. Этап урока. Анализ художественного произведения

6.1. Характеристика героев.

Учитель:

- Кто главные герои рассказа? ( Володя, Вадик и котёнок Васька).

Учитель:

        - Какие слова Носов  использовал  для описания героев? (Ответы детей).

Учитель:

- Как автор относится к своим героям,  их поступкам?  ( Ответы детей).

Учитель:

- Оцените поступки мальчиков. (Ответы детей).

Учитель:

- Какие Володя и Вадик  были по характеру? ( Ответы детей).

6.2. Определение главной мысли произведения.

Учитель:

- Определите главную мысль рассказа? ( Мальчики испугались шляпы, которая  вела себя странно, непонятно).

Учитель:

- Надо учиться справляться со своим страхом, чтобы не пострадать и не попасть в  подобную комичную ситуацию.

6.3.  Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

(Наклоны влево, вправо)

Наклонились, ну-ка, ну-ка,

Распрямились, потянулись,

(Встали на носочки, потянулись)

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Что б сидеть нам было легче.

(Вращения согнутыми руками)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо - влево, раз и два.

Думай, думай, голова

(Вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

 

6.4.  Анализ развития событий.

Учитель:

         - Ребята, сейчас   мы ещё раз обратимся к тексту, чтобы проследить последовательность развития событий.

         - С чего всё начиналось?  Прочитайте.

Учитель:

- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Не знали).

Учитель:

- А читатели? (Знали).

Учитель:

- Автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу.

Учитель:

         - Почему мальчики не видели, что случилось с  котёнком? ( Они сидели за столом и раскрашивали  картинки, были увлечены своим делом).

Учитель:

         - Что произошло потом?  (Мальчики обернулись и увидели на полу  «живую» шляпу).

Учитель:

- Понимали ли  ребята, что шляпы не бывают «живыми» ? ( Да, понимали.  Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают  живыми»).

Учитель:

- Тогда  что  их  так  напугало? (  Шляпа  вела  себя странно,  двигалась).

- Как себя чувствует человек, если он напуган? ( Он боится).

- Какой у него должен быть голос?  (Дрожащий).

- Найдите слова, характеризующие поведение детей,  в первый момент, когда они  увидели «живую» шляпу. Представьте себя на месте этих мальчиков, постарайтесь передать страх, испуг.

Учитель:

- Что значит « трястись от страха?». (Говорить короткими фразами, сильно волноваться, бояться, заикаться).

Учитель:

- Как меняется поведение мальчиков на кухне? (Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше).

Учитель:

- Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении. (А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?)

Учитель:

- Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу? (Мальчики успокоились и осмелели.)

Учитель:

- Прочитайте отрывок, обратив внимание на  поведение мальчиков на кухне.

Учитель:

- Чем закончился  рассказ? ( Мальчики узнали «секрет» шляпы).

- Какие чувства испытали мальчики? (Радость – всё  хорошо закончилось, прошёл страх; стыд – они испугались шляпы;  жалость – Ваське  зря попало).

- Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его? ( Он обрадовался. Было жалко Ваську).

Учитель:

- Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?

(Ответы детей).

6.5. Определение  жанра произведения.

Учитель:

         - К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучали? ( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Описывается только  один  случай  из  жизни  героев).

- Как автор относится к своим героям? (Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается).

Учитель:

- А какой это смех: добрый или злой? (Добрый).

Учитель:

- Как называется такой смех? (Юмор).

Учитель:

- Это весёлый, юмористический рассказ. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.

6.6. Работа с иллюстрациями к тексту.

Учитель:

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на с.55.

Учитель:

- Чем заняты  мальчики? (Они рисуют).

Учитель:

- Какое у них настроение? (Радостное).

Учитель:

- Кто изображен на заднем плане? (Котёнок  Васька).

Учитель:

- К какому отрывку из текста соответствует  иллюстрация?  Прочитайте.

Учитель:

- Посмотрите на иллюстрацию  в учебнике на с. 56.

- Что вы видите на переднем плане иллюстрации? (На полу около дивана лежит шляпа).

- Кто изображён на этой иллюстрации? ( Вадик и Володя).

- Как художник изобразил мальчиков? ( Ответы детей).

- К какому отрывку из текста соответствует иллюстрация? Прочитайте.

7.  Этап урока. Оценка деятельности учащихся на уроке

7.1. Самооценка деятельности учащихся.

Учитель:

- А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными - выберите синий знак (кружок), если вы были внимательными – зелёный, если вы были артистичными – желтый.

Учитель:

- Пожалуйста, покажите свой выбор.

Учитель:

- Посмотрите на  разноцветие в классе, действительно вы активны, внимательны и артистичны.

7.2. Оценка деятельности  учащихся учителем.

Учитель:

- Сегодня  за работу на уроке я выставлю оценки …за… (выставляются отметки с комментарием).

8. Этап урока. Итог урока

Учитель:

-  Что вы узнали сегодня на уроке?

Слайд 5.

  Познакомились…

  Учились…

  Анализировали…

  Давали характеристику…

9. Этап урока. Домашнее задание

Приготовиться к игре в «театр» по этому рассказу,  поработать над ролями мальчиков.

По желанию: нарисовать иллюстрацию к тексту, подобрать пословицу.

Учитель:

- Ребята, с вами приятно было работать. Спасибо за урок.

Слайд 6.


 

Проект урока литературного чтения во 2 классе по теме «Н

Проект урока литературного чтения во 2 классе по теме «Н

Работа со словом «шляпа». Учитель : -

Работа со словом «шляпа». Учитель : -

Мы будем давать характеристику…

Мы будем давать характеристику…

Задание: при чтении обращать внимание на непонятные и сложные слова, выделяя их карандашом

Задание: при чтении обращать внимание на непонятные и сложные слова, выделяя их карандашом

Учитель : - Определите главную мысль рассказа? (

Учитель : - Определите главную мысль рассказа? (

Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Не знали)

Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Не знали)

Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении

Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении

Это весёлый, юмористический рассказ

Это весёлый, юмористический рассказ

Посмотрите на разноцветие в классе, действительно вы активны, внимательны и артистичны

Посмотрите на разноцветие в классе, действительно вы активны, внимательны и артистичны
скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку