Проект урока литературного чтения во 2 классе
по теме «Н. Н. Носов. Живая шляпа»
(по курсу «Литературное чтение» авторы Л. Ф. Климанова¸ В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др., УМК «Школа России»)
Тип урока: чтение и анализ литературного текста.
Цели урока: познакомить с произведением Н.Н. Носова «Живая шляпа», совершенствовать навык чтения целыми словами; формировать умение анализировать поступки главных героев этого произведения; развивать навык выразительного чтения, определяя отношение автора к героям произведения, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним; воспитывать смелость.
Оборудование: учебник «Литературное чтение 2класс» в 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова¸ В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др./ - М.: Просвещение, 2012; компьютер, мультимедийный проектор, видеозапись рассказа «Живая шляпа» (в исполнении актера В. Доронина), шляпа, мультимедийная презентация, карточки, сигнальные знаки (кружки).
Ход урока
1. Этап урока. Организационная часть урока
Учитель:
- Ребята, улыбнитесь друг другу,
Я желаю вам успехов и удачи на уроке.
2. Этап урока. Сообщение темы и цели урока, подготовка к первичному восприятию текста
2.1. Работа с загадкой.
Учитель:
- Отгадайте загадку:
Ношу на голове поля,
Но то вовсе не земля. (Шляпа)
Учитель держит в руках шляпу.
2.2.Работа со словом «шляпа».
Учитель:
- Ребята, слово «шляпа» обозначает какой предмет одушевленный или неодушевлённый?
( Неодушевлённый).
Учитель:
- Почему? (Это слово обозначает неживой предмет и отвечает на вопрос что?)
Учитель:
- А кто сможет назвать виды шляп? (Пляжная, карнавальная, женская, мужская и т.д.)
2.3.Работа по определению темы урока.
Учитель:
- С произведением какого писателя мы с вами познакомились на прошлом занятии? ( С рассказом Н. Н. Носов «Затейники»)
Учитель:
- О ком рассказывает Н. Носов в своих рассказах? (О детях)
Учитель:
- Какие у него рассказы? (Весёлые, радостные, смешные)
Учитель:
- Попробуйте связать тему прошлого урока с ответом на загадку и попытайтесь назвать тему сегодняшнего урока. ( Ответы детей).
Учитель:
- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Н. Н. Носова.
2.4. Работа по определению целей урока.
Учитель:
- Что мы узнаем на уроке ?
Слайд 1.
Мы познакомимся….
Мы будем учиться….
Мы будем анализировать….
Мы будем давать характеристику….
( Учащиеся дополняют предложения).
2.5. Рассказ учителя о творчестве Н. Н. Носова.
Слайд 2.
Учитель:
Носов - детских книг творец.
Ну, какой он молодец!
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор
Показать всем нам хотел!
3. Этап урока. Первичное восприятие художественного текста
Учитель:
- Прослушайте текст и скажите, почему Н. Носов так назвал свой рассказ?
Слайд 3.
(Просмотр видеозаписи рассказа «Живая шляпа», дети сидят в удобной позе, смотрят и слушают текст, книги закрыты).
4. Этап урока. Проверка качества первичного восприятия текста
Учитель:
- Ребята, почему Носов назвал свой рассказ «Живая шляпа»? (Ответы детей).
Учитель:
- Понравился ли вам этот рассказ? ( Ответы детей).
Учитель:
- Какие чувства вы испытывали? ( Ответы детей).
Учитель:
- За кого вы волновались и почему? ( Ответ детей).
5. Этап урока. Вторичное восприятие текста
5.1. Чтение текста детьми по «цепочке».
Задание: при чтении обращать внимание на непонятные и сложные слова, выделяя их карандашом.
5.2. Лексическая работа с текстом.
Учитель:
- Ребята, какие слова были вам не понятны и трудны?
( треснуть, плюхнуться, комод, кочерга).
Учитель:
- Попробуйте определить значение каждого слова.
(Треснуть - ударить. Плюхнуться - тяжело сесть, упасть.)
(Лексические значения слов комод и кочерга ученики сначала называют, а потом проверяют по презентации).
Слайд 3.
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
Слайд 4.
Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
6. Этап урока. Анализ художественного произведения
6.1. Характеристика героев.
Учитель:
- Кто главные герои рассказа? ( Володя, Вадик и котёнок Васька).
Учитель:
- Какие слова Носов использовал для описания героев? (Ответы детей).
Учитель:
- Как автор относится к своим героям, их поступкам? ( Ответы детей).
Учитель:
- Оцените поступки мальчиков. (Ответы детей).
Учитель:
- Какие Володя и Вадик были по характеру? ( Ответы детей).
6.2. Определение главной мысли произведения.
Учитель:
- Определите главную мысль рассказа? ( Мальчики испугались шляпы, которая вела себя странно, непонятно).
Учитель:
- Надо учиться справляться со своим страхом, чтобы не пострадать и не попасть в подобную комичную ситуацию.
6.3. Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
(Наклоны влево, вправо)
Наклонились, ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись,
(Встали на носочки, потянулись)
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Что б сидеть нам было легче.
(Вращения согнутыми руками)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо - влево, раз и два.
Думай, думай, голова
(Вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
6.4. Анализ развития событий.
Учитель:
- Ребята, сейчас мы ещё раз обратимся к тексту, чтобы проследить последовательность развития событий.
- С чего всё начиналось? Прочитайте.
Учитель:
- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Не знали).
Учитель:
- А читатели? (Знали).
Учитель:
- Автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу.
Учитель:
- Почему мальчики не видели, что случилось с котёнком? ( Они сидели за столом и раскрашивали картинки, были увлечены своим делом).
Учитель:
- Что произошло потом? (Мальчики обернулись и увидели на полу «живую» шляпу).
Учитель:
- Понимали ли ребята, что шляпы не бывают «живыми» ? ( Да, понимали. Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают живыми»).
Учитель:
- Тогда что их так напугало? ( Шляпа вела себя странно, двигалась).
- Как себя чувствует человек, если он напуган? ( Он боится).
- Какой у него должен быть голос? (Дрожащий).
- Найдите слова, характеризующие поведение детей, в первый момент, когда они увидели «живую» шляпу. Представьте себя на месте этих мальчиков, постарайтесь передать страх, испуг.
Учитель:
- Что значит « трястись от страха?». (Говорить короткими фразами, сильно волноваться, бояться, заикаться).
Учитель:
- Как меняется поведение мальчиков на кухне? (Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше).
Учитель:
- Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении. (А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?)
Учитель:
- Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу? (Мальчики успокоились и осмелели.)
Учитель:
- Прочитайте отрывок, обратив внимание на поведение мальчиков на кухне.
Учитель:
- Чем закончился рассказ? ( Мальчики узнали «секрет» шляпы).
- Какие чувства испытали мальчики? (Радость – всё хорошо закончилось, прошёл страх; стыд – они испугались шляпы; жалость – Ваське зря попало).
- Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его? ( Он обрадовался. Было жалко Ваську).
Учитель:
- Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?
(Ответы детей).
6.5. Определение жанра произведения.
Учитель:
- К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучали? ( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Описывается только один случай из жизни героев).
- Как автор относится к своим героям? (Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается).
Учитель:
- А какой это смех: добрый или злой? (Добрый).
Учитель:
- Как называется такой смех? (Юмор).
Учитель:
- Это весёлый, юмористический рассказ. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.
6.6. Работа с иллюстрациями к тексту.
Учитель:
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на с.55.
Учитель:
- Чем заняты мальчики? (Они рисуют).
Учитель:
- Какое у них настроение? (Радостное).
Учитель:
- Кто изображен на заднем плане? (Котёнок Васька).
Учитель:
- К какому отрывку из текста соответствует иллюстрация? Прочитайте.
Учитель:
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на с. 56.
- Что вы видите на переднем плане иллюстрации? (На полу около дивана лежит шляпа).
- Кто изображён на этой иллюстрации? ( Вадик и Володя).
- Как художник изобразил мальчиков? ( Ответы детей).
- К какому отрывку из текста соответствует иллюстрация? Прочитайте.
7. Этап урока. Оценка деятельности учащихся на уроке
7.1. Самооценка деятельности учащихся.
Учитель:
- А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными - выберите синий знак (кружок), если вы были внимательными – зелёный, если вы были артистичными – желтый.
Учитель:
- Пожалуйста, покажите свой выбор.
Учитель:
- Посмотрите на разноцветие в классе, действительно вы активны, внимательны и артистичны.
7.2. Оценка деятельности учащихся учителем.
Учитель:
- Сегодня за работу на уроке я выставлю оценки …за… (выставляются отметки с комментарием).
8. Этап урока. Итог урока
Учитель:
- Что вы узнали сегодня на уроке?
Слайд 5.
Познакомились…
Учились…
Анализировали…
Давали характеристику…
9. Этап урока. Домашнее задание
Приготовиться к игре в «театр» по этому рассказу, поработать над ролями мальчиков.
По желанию: нарисовать иллюстрацию к тексту, подобрать пословицу.
Учитель:
- Ребята, с вами приятно было работать. Спасибо за урок.
Слайд 6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.