Проект урока по литературному чтению на тему Н.Н. Носов" Живая шляпа"(2 класс)
Оценка 4.9

Проект урока по литературному чтению на тему Н.Н. Носов" Живая шляпа"(2 класс)

Оценка 4.9
Видео +1
docx
русская литература
2 кл
17.01.2017
Проект урока по литературному чтению на тему Н.Н. Носов" Живая шляпа"(2 класс)
Н.Н.Носов Живая шляпа.docx

 

Проект урока литературного чтения во 2 классе

по теме «Н. Н. Носов. Живая шляпа»

 

(по курсу «Литературное чтение» авторы Л. Ф. Климанова¸ В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др., УМК «Школа России»)

Тип урока: чтение и анализ литературного текста.

Цели урока: познакомить с произведением Н.Н. Носова «Живая шляпа», совершенствовать навык чтения целыми словами; формировать умение анализировать поступки главных героев этого произведения; развивать навык выразительного чтения, определяя отношение автора к героям произведения, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним; воспитывать смелость.

 

Оборудование: учебник «Литературное чтение 2класс» в 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова¸ В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др./ - М.: Просвещение, 2012; компьютер, мультимедийный проектор,   видеозапись рассказа «Живая шляпа» (в исполнении актера В. Доронина), шляпа, мультимедийная презентация, карточки, сигнальные знаки (кружки).

Ход урока

1.  Этап урока. Организационная часть урока

Учитель:

- Ребята, улыбнитесь друг другу,

Я желаю вам успехов и удачи на уроке.

2. Этап урока.  Сообщение темы и цели урока, подготовка к первичному восприятию текста

2.1. Работа с загадкой.

Учитель:

        - Отгадайте загадку:

Ношу на голове поля,

Но то вовсе не земля. (Шляпа)

Учитель держит в руках шляпу.

2.2.Работа со словом «шляпа».

Учитель:

- Ребята,  слово «шляпа» обозначает какой предмет одушевленный или неодушевлённый?

( Неодушевлённый).

Учитель:

- Почему? (Это слово обозначает неживой предмет и отвечает на вопрос что?)

 Учитель:

- А кто сможет  назвать виды шляп? (Пляжная, карнавальная, женская, мужская и т.д.)

2.3.Работа по определению темы урока.

Учитель:

- С произведением  какого писателя мы с вами  познакомились на прошлом занятии? ( С рассказом Н. Н. Носов  «Затейники»)

Учитель:

- О ком рассказывает Н. Носов в своих рассказах? (О детях)

Учитель:

- Какие у него рассказы? (Весёлые, радостные, смешные)

Учитель:

- Попробуйте связать тему прошлого урока с ответом на загадку и попытайтесь назвать тему сегодняшнего урока. (  Ответы детей).

Учитель:

- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством  Н. Н. Носова.

2.4. Работа по определению целей урока.

Учитель:

         - Что мы узнаем на уроке ?

Слайд 1.

            Мы познакомимся….

            Мы будем учиться….

            Мы будем анализировать….

            Мы будем давать характеристику….

( Учащиеся  дополняют предложения).

2.5. Рассказ учителя о творчестве Н. Н. Носова.

Слайд 2.

Учитель:

Носов - детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

Написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор

Показать всем нам хотел!

3. Этап урока. Первичное восприятие художественного текста

Учитель:

- Прослушайте текст и скажите, почему Н. Носов так назвал свой рассказ?

Слайд 3.

(Просмотр видеозаписи рассказа «Живая шляпа», дети сидят в удобной позе, смотрят и слушают текст, книги закрыты).

4. Этап урока. Проверка качества первичного восприятия текста

Учитель:

- Ребята, почему Носов назвал свой рассказ  «Живая шляпа»? (Ответы детей).

Учитель:

- Понравился ли вам этот рассказ? ( Ответы детей).

Учитель:

- Какие чувства вы испытывали? ( Ответы детей).

Учитель

- За кого вы волновались и почему? ( Ответ детей).

5. Этап урока.  Вторичное восприятие текста

5.1. Чтение текста детьми по «цепочке».

Задание: при чтении обращать внимание на непонятные и сложные слова, выделяя их карандашом.

5.2. Лексическая работа с текстом.

Учитель:

- Ребята, какие слова были  вам не понятны и трудны?

( треснуть, плюхнуться, комод, кочерга).

Учитель:

- Попробуйте определить значение каждого слова.

(Треснуть - ударить.  Плюхнуться -  тяжело сесть, упасть.)

(Лексические значения слов комод и кочерга ученики сначала называют, а потом  проверяют по презентации).

Слайд 3.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Слайд 4.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

6. Этап урока. Анализ художественного произведения

6.1. Характеристика героев.

Учитель:

- Кто главные герои рассказа? ( Володя, Вадик и котёнок Васька).

Учитель:

        - Какие слова Носов  использовал  для описания героев? (Ответы детей).

Учитель:

- Как автор относится к своим героям,  их поступкам?  ( Ответы детей).

Учитель:

- Оцените поступки мальчиков. (Ответы детей).

Учитель:

- Какие Володя и Вадик  были по характеру? ( Ответы детей).

6.2. Определение главной мысли произведения.

Учитель:

- Определите главную мысль рассказа? ( Мальчики испугались шляпы, которая  вела себя странно, непонятно).

Учитель:

- Надо учиться справляться со своим страхом, чтобы не пострадать и не попасть в  подобную комичную ситуацию.

6.3.  Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

(Наклоны влево, вправо)

Наклонились, ну-ка, ну-ка,

Распрямились, потянулись,

(Встали на носочки, потянулись)

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Что б сидеть нам было легче.

(Вращения согнутыми руками)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо - влево, раз и два.

Думай, думай, голова

(Вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

 

6.4.  Анализ развития событий.

Учитель:

         - Ребята, сейчас   мы ещё раз обратимся к тексту, чтобы проследить последовательность развития событий.

         - С чего всё начиналось?  Прочитайте.

Учитель:

- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Не знали).

Учитель:

- А читатели? (Знали).

Учитель:

- Автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу.

Учитель:

         - Почему мальчики не видели, что случилось с  котёнком? ( Они сидели за столом и раскрашивали  картинки, были увлечены своим делом).

Учитель:

         - Что произошло потом?  (Мальчики обернулись и увидели на полу  «живую» шляпу).

Учитель:

- Понимали ли  ребята, что шляпы не бывают «живыми» ? ( Да, понимали.  Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают  живыми»).

Учитель:

- Тогда  что  их  так  напугало? (  Шляпа  вела  себя странно,  двигалась).

- Как себя чувствует человек, если он напуган? ( Он боится).

- Какой у него должен быть голос?  (Дрожащий).

- Найдите слова, характеризующие поведение детей,  в первый момент, когда они  увидели «живую» шляпу. Представьте себя на месте этих мальчиков, постарайтесь передать страх, испуг.

Учитель:

- Что значит « трястись от страха?». (Говорить короткими фразами, сильно волноваться, бояться, заикаться).

Учитель:

- Как меняется поведение мальчиков на кухне? (Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше).

Учитель:

- Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении. (А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?)

Учитель:

- Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу? (Мальчики успокоились и осмелели.)

Учитель:

- Прочитайте отрывок, обратив внимание на  поведение мальчиков на кухне.

Учитель:

- Чем закончился  рассказ? ( Мальчики узнали «секрет» шляпы).

- Какие чувства испытали мальчики? (Радость – всё  хорошо закончилось, прошёл страх; стыд – они испугались шляпы;  жалость – Ваське  зря попало).

- Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его? ( Он обрадовался. Было жалко Ваську).

Учитель:

- Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?

(Ответы детей).

6.5. Определение  жанра произведения.

Учитель:

         - К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучали? ( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Описывается только  один  случай  из  жизни  героев).

- Как автор относится к своим героям? (Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается).

Учитель:

- А какой это смех: добрый или злой? (Добрый).

Учитель:

- Как называется такой смех? (Юмор).

Учитель:

- Это весёлый, юмористический рассказ. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.

6.6. Работа с иллюстрациями к тексту.

Учитель:

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на с.55.

Учитель:

- Чем заняты  мальчики? (Они рисуют).

Учитель:

- Какое у них настроение? (Радостное).

Учитель:

- Кто изображен на заднем плане? (Котёнок  Васька).

Учитель:

- К какому отрывку из текста соответствует  иллюстрация?  Прочитайте.

Учитель:

- Посмотрите на иллюстрацию  в учебнике на с. 56.

- Что вы видите на переднем плане иллюстрации? (На полу около дивана лежит шляпа).

- Кто изображён на этой иллюстрации? ( Вадик и Володя).

- Как художник изобразил мальчиков? ( Ответы детей).

- К какому отрывку из текста соответствует иллюстрация? Прочитайте.

7.  Этап урока. Оценка деятельности учащихся на уроке

7.1. Самооценка деятельности учащихся.

Учитель:

- А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными - выберите синий знак (кружок), если вы были внимательными – зелёный, если вы были артистичными – желтый.

Учитель:

- Пожалуйста, покажите свой выбор.

Учитель:

- Посмотрите на  разноцветие в классе, действительно вы активны, внимательны и артистичны.

7.2. Оценка деятельности  учащихся учителем.

Учитель:

- Сегодня  за работу на уроке я выставлю оценки …за… (выставляются отметки с комментарием).

8. Этап урока. Итог урока

Учитель:

-  Что вы узнали сегодня на уроке?

Слайд 5.

  Познакомились…

  Учились…

  Анализировали…

  Давали характеристику…

9. Этап урока. Домашнее задание

Приготовиться к игре в «театр» по этому рассказу,  поработать над ролями мальчиков.

По желанию: нарисовать иллюстрацию к тексту, подобрать пословицу.

Учитель:

- Ребята, с вами приятно было работать. Спасибо за урок.

Слайд 6.


 

Проект урока литературного чтения во 2 классе по теме «Н

Проект урока литературного чтения во 2 классе по теме «Н

Работа со словом «шляпа». Учитель : -

Работа со словом «шляпа». Учитель : -

Мы будем давать характеристику…

Мы будем давать характеристику…

Задание: при чтении обращать внимание на непонятные и сложные слова, выделяя их карандашом

Задание: при чтении обращать внимание на непонятные и сложные слова, выделяя их карандашом

Учитель : - Определите главную мысль рассказа? (

Учитель : - Определите главную мысль рассказа? (

Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Не знали)

Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Не знали)

Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении

Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении

Это весёлый, юмористический рассказ

Это весёлый, юмористический рассказ

Посмотрите на разноцветие в классе, действительно вы активны, внимательны и артистичны

Посмотрите на разноцветие в классе, действительно вы активны, внимательны и артистичны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017