Материал предназначен для организаторов внеклассной работы, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, организаторов детской оздоровительной работы. В сценарии даются интересные материалы по народным праздникам, показано, как можно с детьми составить проект и воплотить его в жизнь. У детей появляется интерес к народным праздникам, народной культуре.
Подготовила Кузнецова Е.В., педагог дополнительного образования
ЦДТ «Алые паруса»
Название проекта «В круге жизни».
Цель проекта
формирование у обучающихся семейных
ценностей и традиций средствами
праздничной культуры)
этнопедагогики (народной
Задачи:
1. Познакомить участников проекта с истоками и обрядами русской
праздничной культуры;
Раскрыть участникам проекта роль семьи в народной культуре;
2.
3. Развить у участников проекта интерес к истории и культуре русского
4.
5.
6.
обучающихся компетенции,
народа;
Развить у
формировании личностных качеств;
Воспитать у обучающихся уважительное отношение к семейным
традициям;
Воспитать у обучающихся чувство сопричастности к истории и
культуре своего народа.
способствующие в
Выбор стратегии в достижении поставленной цели и задач данного проекта
был неслучаен и определен, как взаимодействие педагога дополнительного
образования не только с детьми, но и его семьей (в рамках подготовки и
проведения народного русского праздника). Этапы реализации данного
проекта должны объединить в единое педагогическое пространство всех
участников. Дети, педагог и родители занимаются различными видами
деятельности в рамках «рабочих групп»:
исследовательская группа (изучение истоков праздника, обрядов);
группа сценаристов (создание сценария праздника);
группа дизайнеров (разработка эскизов костюмов, декорации,
изготовление костюмов, народных кукол;
фольклорная группа (исполнение фольклорных песен, закличек).
Проектная деятельность предполагает не только планирование и
организацию деятельности, но и прогнозирование результатов данной
деятельности.
Поскольку проект носит образовательный характер и участниками проекта
являются в первую очередь обучающиеся. Поэтому будет вполне уместноопределить, что же получают дети, участвуя в реализации проекта.
Прогнозирование результатов мы будем оценивать по традиционным
критериям: знания, умения, навыки. А личная карта ребенка позволит
выявить степень развития личностных компетенций.
Обучающиеся
на уровне знаний:
знание истоков праздника;
значение праздничных обрядов;
роли детей в народном празднике;
символику и значение праздничной атрибутики;
требований к детской исследовательской работе.
на уровне умений:
работать в коллективе;
создавать художественный образ (праздничного персонажа);
работать с литературой и информацией;
классифицировать и анализировать информацию;
на уровне навыков:
работы с эскизами;
изготовления деталей костюмов и атрибутов праздника;
навыки работы со сценарием;
навыки в проектной деятельности;
навыки театрализации;
навыки монологической и диалогической речи.
компетенции: Обучающиеся знакомятся с особенностями национальной культуры,
духовнонравственными основами жизни человека. В процессе
изучения истоков праздника, а также особенностей ритуально –
обрядовой стороны праздничной культуры, обучающиеся будут
постигать культурологические основы семейных традиций. Таким
образом, воспитанники получают возможность развивать в себе
общекультурные компетенции.
Определение своей личностной траектории в подготовке праздника
(исследовательская деятельность, дизайнерская, актерская, работа над
сценарием), позволяют каждому ребенку осознавать свою роль в
данном проекте. Ребенок учится выбирать ту или иную деятельность
сначала на уровне интереса, а затем на уровне осознания цели своей
компетенции
деятельности.
обеспечивают механизм самоопределения ученика в проекте.
Ценностносмысловые
Исследование корней народного календарного праздника, раскрытие
его мифологемы, а также анализ той или иной праздничной традиции
помогает обучающимся развиваться в познавательной деятельности
включая такие её элементы как: логика, анализ, классификация
информации, планирование, а также навыки целеполагания. Кроме
того, ребёнок учится добывать знания, пользуясь литературой,
опираясь только на факты. Таким образом, участвуя в данном проекте
у обучающихся формируются учебнопознавательные компетенции.
Воспитанник должен уметь представить себя в созданном им
художественном образе. Он активно взаимодействует с другими детьми,
педагогом и родителями, обучающиеся получает возможности работы
как в малой (проектной группе), так и в коллективе (проведение
праздника). Ребенок учится различным способам взаимодействия со
всеми участниками проекта. Получает одобрение и поддержку в
развитии своих коммуникативных компетенций
Прогноз результативности реализации данного проекта осуществляется через
анкетирование, собеседование, анализ видео и фотоматериалов.
Родители:
знакомятся с методами народной педагогики;
имеют возможность совместного творчества с детьми;
повышают свои коммуникативные возможности;
знакомятся с особенностями праздничной культуры русского народа; получают возможность наблюдения динамики развития успешности своего
ребенка.
классифицировать, и анализировать информацию.
Ход работы:
Введение. На Руси люди объединялись как в горе, так и в радости. Горя в
нашем современном мире итак предостаточно, взрослым людям не хватает
человеческого тепла, любви, полноты жизни, не говоря о ребенке. Поэтому
наши предки так любили праздники. Праздник – время, когда люди
осознавали себя частью единого сообщества. В основе любого народного
праздника «лежала» общая идея – мифологема – взаимосвязи всего сущего и
роли человека в мире, а точнее в его выборе между добром и злом.
Праздничные действия обряды закрепляли в сознании людей данные
духовно нравственные установки, регламентировали отношения между
людьми (в том числе между родителями и детьми). Кроме того, праздник
привносит особую эмоциональную окраску – радости, веселья, чувство
стабильности и защищенности, а главное единение людей. Так в чередовании
будней и праздников, которые составляют нормальное течение жизни,
закладываются в подрастающем поколении основные человеческие
ценности, правила поведения, как в семье, так и в социуме.
Поэтому выбор форм взаимодействия с воспитанниками, их семьями не
случаен, и оправдан опытом целого народа русский народный праздник.
Первый этап (организационно – просветительский):
Роль народного праздника в воспитании детей и укреплении семьи
«закодированные» в праздничной культуре методы народной педагогики.
Важно подчеркнуть, что совместная с детьми подготовка праздника,
является событием (совместным бытием, творчеством) для всех сторон, а сам
праздник станет неким событием, который и объединит всех участников
проекта как на уровне знания истоков праздника, его обрядовой стороны, так
и эмоционально. Родители должны «увидеть» реальные перспективы
совместной деятельности как для себя, так для своего ребенка.
Таким образом, определяются участники проекта педагоги, дети и их
родители.Следующим шагом будет второй этап – организационно поисковый:
предполагает создание 3 рабочих групп, в каждой дизайнер декоратор
(создание эскизов костюма, изготовление костюма, народной обрядовой
куклы и пр.).
исследователь (изучение истоков и обрядов праздника)
сценарист (разработка сценария на основе материалов полученных от
исследователя),
фольклорная группа (исполнение обрядовых песен, закличек и пр.),
руководитель группы (защита проекта).
Следующий этап реализации проекта –
постановочный:
организационно –
На данном этапе все участники группы объединяются, распределяются
роли в группе, выбирается праздник, обрядовые традиции.
(Даны на выбор описания 6 летних праздников).
Следующий этап – итоговый – Защита проекта «Праздник «…..» как
событие»:
деятельность)
по сути, являлись совместным бытием
Все предыдущие этапы,
(коллективное творчество,
подготовкой итогового
мероприятия. Кульминацией совместной деятельности должен стать –
праздник. Праздник как долгожданное событие, наполненное приятными
эмоциями и чувством сопричастности к общему делу. Данное мероприятие
может быть открытым для гостей, родственников и обучающихся учебных
заведений.
Последний этап – Рефлексия:
Анализ проблем, которые возникли в процессе работ групп, а также
проведения праздника. Анализ проводится на основе отзывов участников
проекта, гостей праздника и видеоматериалов. В результате полученной
информации ведётся коррекционная работа.
Конкурсная деятельность:
Продуктами реализации проекта являются: детские исследовательские работы;
сценарии;
театрализованные представления праздничных обрядов.
Обучающиеся могут со своими работами принимать участие в детских
конкурсах различного уровня. Тем самым, мы закрепляем у них состояние
успешности, расширяем палитру их компетенций.
Проект «Народный праздник как средство этнопедагогики» является
дополнением к образовательной программе дополнительного образования
детей культурологической направленности «Исследователи» и рассчитан для
обучающихся разного возраста от 12 – до 17 лет. Для успешной реализации
используем следующие научно – педагогические принципы:
принцип гуманизации (предполагает уважение к непреходящим
общечеловеческим ценностям, внимание к историческим ценностям, их вклад
в русское искусство и культуру;
принцип детоцентризма (предполагает приоритет интересов ребенка и
превращение его в равноправного субъекта образовательного процесса);
принцип увлекательности и творчества (предполагает развитие
творческих и интеллектуальных способностей обучающегося);
принцип системности (предполагает преемственность знаний, связь
между пройденным материалом и новым);
принцип дифференциации и индивидуализации (предполагает выявление
и развитие склонностей у ребенка),
которые определили выбор форм и методов обучения. Использовать как
индивидуальные, так и групповые формы обучения, методика обучения
обуславливается спецификой проекта: метод игра, метод «погружения»,
творческий метод, исследовательский, метод классификации и анализа
информации.
Проект рассчитан на летний период, структура проекта обусловлена
календарным циклом славян (начало с июня месяца по август). Поэтому
вполне логично предложить проведение праздника и закончить реализацию
проекта праздником.
Продолжительность итогового праздничного мероприятия определяется
характером ритуально – обрядовой деятельности и атрибутикой праздникакалендарного цикла и варьируется от одного академического часа (45 мин),
до одного астрологического часа (60 мин).
Цель: формирование у обучающихся семейных ценностей и традиций
средствами этнопедагогики.
Задачи:
1. Познакомить участников проекта с истоками и обрядами русской
праздничной культуры;
Раскрыть участникам проекта роль семьи в народной культуре;
2.
3. Развить у участников проекта интерес к истории и культуре русского
4.
5.
6.
обучающихся компетенции,
народа;
Развить у
формировании личностных качеств;
Воспитать у обучающихся уважительное отношение к семейным
традициям;
Воспитать у обучающихся чувство сопричастности к истории и
культуре своего народа.
способствующие в
Участниками данного образовательного проекта являются:
обучающиеся (1217 лет);
родители;
координатор,
педагог дополнительного образования детей
Привлеченные специалисты по фольклору, декоративно – прикладному
искусству.
Выводы:
В данном образовательном проекте мы предлагаем изучение истоков,
традиций и обрядов четырех основных народных календарных праздников.
Данные праздники принято называть традиционными, так как основная идея,
сценария празднества и его атрибутика, передавались, от поколения в
поколение на протяжении многих веков и определяли национальный облик
культуры.
Для контроля степени реализации проекта и его востребованности, нами
будет проводиться анкетирование и тестирование участников проекта.