Проект "В круге жизни"

  • Мероприятия
  • doc
  • 30.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал предназначен для организаторов внеклассной работы, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, организаторов детской оздоровительной работы. В сценарии даются интересные материалы по народным праздникам, показано, как можно с детьми составить проект и воплотить его в жизнь. У детей появляется интерес к народным праздникам, народной культуре.
Иконка файла материала Кузнецова ЕВ проект В круге жизни.doc
Подготовила Кузнецова Е.В., педагог дополнительного образования ЦДТ «Алые паруса» Название проекта «В круге жизни». Цель   проекта  ­  формирование   у   обучающихся   семейных  ценностей   и   традиций   средствами   праздничной культуры) этнопедагогики   (народной Задачи: 1. Познакомить   участников   проекта   с   истоками   и   обрядами   русской праздничной культуры;  Раскрыть  участникам  проекта   роль семьи  в народной культуре; 2. 3. Развить у участников проекта   интерес к истории и культуре русского 4. 5. 6. обучающихся   компетенции, народа;  Развить   у   формировании личностных качеств;  Воспитать   у   обучающихся   уважительное   отношение   к   семейным традициям;  Воспитать   у   обучающихся   чувство   сопричастности   к   истории   и культуре своего народа.   способствующие   в Выбор  стратегии   в достижении поставленной  цели  и задач  данного проекта был неслучаен и определен,   как   взаимодействие   педагога дополнительного образования   не только   с детьми, но и   его  семьей (в рамках подготовки и проведения   народного   русского   праздника).   Этапы   реализации   данного проекта   должны   объединить   в   единое   педагогическое   пространство   всех участников.   Дети,   педагог   и   родители   занимаются   различными   видами деятельности в рамках «рабочих групп»:  исследовательская группа (изучение истоков праздника, обрядов);   группа сценаристов (создание сценария праздника); группа   дизайнеров   (разработка   эскизов   костюмов,   декорации, изготовление костюмов, народных кукол;  фольклорная   группа   (исполнение   фольклорных   песен,   закличек).  Проектная   деятельность   предполагает   не   только   планирование   и организацию  деятельности, но  и  прогнозирование  результатов данной деятельности. Поскольку проект носит образовательный характер   и   участниками проекта являются в первую очередь обучающиеся. Поэтому будет вполне уместноопределить,   что   же   получают   дети,     участвуя   в    реализации   проекта. Прогнозирование   результатов   мы   будем   оценивать   по   традиционным критериям:   знания,   умения,   навыки.   А   личная   карта   ребенка   позволит выявить  степень развития  личностных компетенций.  Обучающиеся   на уровне знаний: ­ знание истоков  праздника; ­  значение  праздничных обрядов; ­  роли детей в народном празднике; ­  символику и значение праздничной атрибутики; ­  требований к детской исследовательской работе. на уровне умений:  ­ работать в коллективе; ­создавать художественный  образ (праздничного персонажа); ­ работать с литературой и информацией; ­ классифицировать  и анализировать информацию;  на уровне навыков: ­ работы с эскизами; ­ изготовления деталей костюмов и атрибутов праздника; ­ навыки  работы со сценарием; ­ навыки  в  проектной деятельности; ­ навыки театрализации; ­ навыки монологической и диалогической речи.           компетенции: Обучающиеся   знакомятся   с   особенностями   национальной   культуры, духовно­нравственными   основами   жизни   человека.   В   процессе изучения   истоков   праздника,   а   также   особенностей   ритуально   – обрядовой   стороны   праздничной   культуры,   обучающиеся   будут постигать   культурологические   основы   семейных   традиций.   Таким образом,   воспитанники    получают   возможность   развивать   в   себе общекультурные компетенции.  Определение   своей   личностной   траектории   в   подготовке   праздника (исследовательская деятельность, дизайнерская,  актерская,  работа над сценарием),   позволяют    каждому   ребенку   осознавать   свою   роль   в данном проекте.   Ребенок учится выбирать ту или иную деятельность сначала на уровне интереса, а затем на уровне осознания цели своей компетенции               деятельности. обеспечивают механизм самоопределения ученика в  проекте.  Ценностно­смысловые    Исследование   корней   народного   календарного   праздника,   раскрытие его мифологемы, а также анализ той или иной праздничной традиции помогает   обучающимся   развиваться   в   познавательной   деятельности включая   такие   её   элементы   как:   логика,   анализ,   классификация информации,   планирование,   а   также   навыки   целеполагания.   Кроме того,   ребёнок   учится   добывать   знания,    пользуясь   литературой, опираясь  только на факты. Таким образом,  участвуя в данном проекте у обучающихся формируются  учебно­познавательные компетенции.   Воспитанник   должен   уметь   представить   себя   в   созданном   им художественном образе. Он активно взаимодействует с другими детьми, педагогом и родителями, обучающиеся получает возможности   работы как   в   малой   (проектной   группе),   так   и   в   коллективе   (проведение праздника).   Ребенок   учится   различным   способам   взаимодействия   со всеми   участниками   проекта.   Получает   одобрение   и   поддержку   в развитии своих  коммуникативных компетенций Прогноз результативности реализации данного проекта  осуществляется через анкетирование, собеседование, анализ видео и фотоматериалов. Родители: ­  знакомятся с методами  народной педагогики; ­ имеют возможность совместного творчества с детьми; ­ повышают свои коммуникативные   возможности; ­ знакомятся с особенностями праздничной культуры русского народа;­  получают возможность наблюдения динамики  развития успешности своего ребенка. ­ классифицировать,  и анализировать информацию. Ход работы: Введение.    На Руси люди объединялись  как  в горе,  так  и в радости. Горя в нашем современном мире итак предостаточно,   взрослым людям не хватает человеческого тепла, любви, полноты жизни, не говоря о ребенке. Поэтому наши   предки   так   любили   праздники.   Праздник   –   время,   когда   люди осознавали   себя   частью   единого   сообщества.   В   основе   любого   народного праздника «лежала»  общая идея – мифологема – взаимосвязи всего сущего  и роли   человека   в   мире,   а   точнее   в   его   выборе   между   добром   и   злом. Праздничные   действия   ­   обряды   закрепляли   в   сознании   людей   данные духовно   ­   нравственные   установки,   регламентировали   отношения   между людьми (в том числе  между родителями  и детьми). Кроме того, праздник привносит   особую   эмоциональную   окраску   –   радости,   веселья,   чувство стабильности и защищенности, а главное единение людей. Так в чередовании будней   и   праздников,   которые     составляют   нормальное   течение   жизни, закладываются   в   подрастающем   поколении   основные   человеческие ценности, правила поведения, как в семье,  так и в социуме. Поэтому   выбор   форм   взаимодействия   с   воспитанниками,   их   семьями   не случаен,  и оправдан  опытом целого народа ­  русский народный праздник.   Первый этап (организационно – просветительский):  Роль   народного   праздника   в   воспитании   детей   и   укреплении   семьи   ­ «закодированные»   в   праздничной   культуре   методы   народной   педагогики. Важно   подчеркнуть,   что   совместная    с   детьми   подготовка   праздника, является событием (совместным бытием, творчеством) для всех сторон, а сам праздник   станет   неким   событием,   который   и   объединит   всех   участников проекта как на уровне знания истоков праздника, его обрядовой стороны, так и   эмоционально.   Родители   должны   «увидеть»   реальные   перспективы совместной деятельности как для себя,  так  для своего ребенка. Таким   образом,   определяются   участники   проекта­   педагоги,   дети   и   их родители.Следующим шагом будет второй этап – организационно­ поисковый:   предполагает создание 3 рабочих групп, в каждой  ­  дизайнер­ декоратор  (создание эскизов костюма, изготовление костюма, народной обрядовой  куклы и пр.).  ­ исследователь (изучение истоков и обрядов праздника) ­  сценарист (разработка сценария на основе материалов полученных от  исследователя),  ­ фольклорная группа  (исполнение обрядовых песен, закличек и пр.), ­ руководитель группы (защита проекта).  Следующий   этап   реализации   проекта   – постановочный:  организационно   – На   данном   этапе   все   участники   группы   объединяются,   распределяются   роли в группе, выбирается  праздник,  обрядовые традиции.  (Даны на выбор описания 6 летних праздников).  Следующий этап – итоговый – Защита проекта «Праздник «…..» как  событие»:   деятельность)   по   сути,   являлись   совместным   бытием Все   предыдущие   этапы, (коллективное   творчество,   подготовкой   итогового мероприятия.   Кульминацией   совместной   деятельности   должен   стать   –  праздник.   Праздник   как   долгожданное   событие,   наполненное   приятными эмоциями и чувством сопричастности к общему делу. Данное мероприятие может быть открытым для гостей,   родственников и обучающихся учебных заведений.  Последний этап – Рефлексия: Анализ   проблем,   которые   возникли   в   процессе   работ   групп,   а   также проведения   праздника.   Анализ   проводится   на   основе   отзывов   участников проекта,   гостей   праздника   и   видеоматериалов.   В   результате   полученной информации ведётся коррекционная работа. Конкурсная деятельность: Продуктами  реализации проекта  являются:­  детские исследовательские работы; ­ сценарии; ­ театрализованные  представления праздничных обрядов. Обучающиеся   могут   со   своими   работами   принимать   участие   в   детских конкурсах  различного уровня. Тем самым,   мы закрепляем  у них  состояние успешности,  расширяем палитру  их компетенций. Проект   «Народный   праздник   как   средство   этнопедагогики»   является дополнением   к   образовательной   программе   дополнительного   образования детей культурологической направленности  «Исследователи» и рассчитан  для обучающихся   разного возраста от 12 – до 17 лет. Для успешной реализации   используем следующие научно – педагогические  принципы: ­       принцип  гуманизации (предполагает уважение к непреходящим  общечеловеческим ценностям, внимание к историческим ценностям, их вклад  в русское  искусство  и культуру; ­       принцип детоцентризма (предполагает приоритет интересов ребенка и  превращение его в равноправного субъекта образовательного процесса); ­       принцип увлекательности и творчества (предполагает развитие  творческих и интеллектуальных способностей обучающегося); ­       принцип системности (предполагает преемственность знаний, связь  между пройденным материалом и новым); ­       принцип дифференциации и индивидуализации (предполагает выявление  и развитие склонностей у ребенка), которые   определили   выбор   форм   и   методов   обучения.   Использовать   как индивидуальные,   так   и   групповые   формы   обучения,   методика   обучения обуславливается   спецификой    проекта:   метод   игра,   метод   «погружения», творческий   метод,   исследовательский,   метод   классификации   и   анализа информации. Проект   рассчитан   на   летний   период,   структура   проекта   обусловлена     календарным   циклом   славян   (начало   с   июня   месяца   по   август).   Поэтому вполне логично   предложить проведение праздника и   закончить реализацию проекта  праздником. Продолжительность   итогового   праздничного   мероприятия   определяется  характером ритуально – обрядовой деятельности и атрибутикой праздникакалендарного цикла и варьируется от одного академического часа (45 мин),  до  одного астрологического часа (60 мин). Цель:  формирование   у   обучающихся   семейных   ценностей   и   традиций средствами  этнопедагогики. Задачи: 1. Познакомить   участников   проекта   с   истоками   и   обрядами   русской праздничной культуры;  Раскрыть  участникам  проекта   роль семьи  в народной культуре; 2. 3. Развить у участников проекта   интерес к истории и культуре русского 4. 5. 6. обучающихся   компетенции, народа;  Развить   у   формировании личностных качеств;  Воспитать   у   обучающихся   уважительное   отношение   к   семейным традициям;  Воспитать   у   обучающихся   чувство   сопричастности   к   истории   и культуре своего народа.   способствующие   в Участниками данного образовательного проекта являются:  обучающиеся (12­17 лет);  родители;   координатор,   педагог   дополнительного   образования   детей Привлеченные специалисты по фольклору, декоративно – прикладному искусству. Выводы: В   данном   образовательном   проекте   мы   предлагаем   изучение   истоков, традиций   и обрядов четырех основных народных   календарных   праздников. Данные праздники принято называть традиционными, так как основная идея, сценария   празднества   и   его   атрибутика,   передавались,   от   поколения   в поколение на протяжении многих веков и определяли национальный облик культуры. Для   контроля   степени   реализации   проекта   и   его   востребованности,   нами будет   проводиться анкетирование  и тестирование  участников проекта.