Проект "В круге жизни"
Оценка 4.8

Проект "В круге жизни"

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
30.04.2017
Проект "В круге жизни"
Материал предназначен для организаторов внеклассной работы, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, организаторов детской оздоровительной работы. В сценарии даются интересные материалы по народным праздникам, показано, как можно с детьми составить проект и воплотить его в жизнь. У детей появляется интерес к народным праздникам, народной культуре.
Кузнецова ЕВ проект В круге жизни.doc
Подготовила Кузнецова Е.В., педагог дополнительного образования ЦДТ «Алые паруса» Название проекта «В круге жизни». Цель   проекта  ­  формирование   у   обучающихся   семейных  ценностей   и   традиций   средствами   праздничной культуры) этнопедагогики   (народной Задачи: 1. Познакомить   участников   проекта   с   истоками   и   обрядами   русской праздничной культуры;  Раскрыть  участникам  проекта   роль семьи  в народной культуре; 2. 3. Развить у участников проекта   интерес к истории и культуре русского 4. 5. 6. обучающихся   компетенции, народа;  Развить   у   формировании личностных качеств;  Воспитать   у   обучающихся   уважительное   отношение   к   семейным традициям;  Воспитать   у   обучающихся   чувство   сопричастности   к   истории   и культуре своего народа.   способствующие   в Выбор  стратегии   в достижении поставленной  цели  и задач  данного проекта был неслучаен и определен,   как   взаимодействие   педагога дополнительного образования   не только   с детьми, но и   его  семьей (в рамках подготовки и проведения   народного   русского   праздника).   Этапы   реализации   данного проекта   должны   объединить   в   единое   педагогическое   пространство   всех участников.   Дети,   педагог   и   родители   занимаются   различными   видами деятельности в рамках «рабочих групп»:  исследовательская группа (изучение истоков праздника, обрядов);   группа сценаристов (создание сценария праздника); группа   дизайнеров   (разработка   эскизов   костюмов,   декорации, изготовление костюмов, народных кукол;  фольклорная   группа   (исполнение   фольклорных   песен,   закличек).  Проектная   деятельность   предполагает   не   только   планирование   и организацию  деятельности, но  и  прогнозирование  результатов данной деятельности. Поскольку проект носит образовательный характер   и   участниками проекта являются в первую очередь обучающиеся. Поэтому будет вполне уместно определить,   что   же   получают   дети,     участвуя   в    реализации   проекта. Прогнозирование   результатов   мы   будем   оценивать   по   традиционным критериям:   знания,   умения,   навыки.   А   личная   карта   ребенка   позволит выявить  степень развития  личностных компетенций.  Обучающиеся   на уровне знаний: ­ знание истоков  праздника; ­  значение  праздничных обрядов; ­  роли детей в народном празднике; ­  символику и значение праздничной атрибутики; ­  требований к детской исследовательской работе. на уровне умений:  ­ работать в коллективе; ­создавать художественный  образ (праздничного персонажа); ­ работать с литературой и информацией; ­ классифицировать  и анализировать информацию;  на уровне навыков: ­ работы с эскизами; ­ изготовления деталей костюмов и атрибутов праздника; ­ навыки  работы со сценарием; ­ навыки  в  проектной деятельности; ­ навыки театрализации; ­ навыки монологической и диалогической речи.           компетенции:  Обучающиеся   знакомятся   с   особенностями   национальной   культуры, духовно­нравственными   основами   жизни   человека.   В   процессе изучения   истоков   праздника,   а   также   особенностей   ритуально   – обрядовой   стороны   праздничной   культуры,   обучающиеся   будут постигать   культурологические   основы   семейных   традиций.   Таким образом,   воспитанники    получают   возможность   развивать   в   себе общекультурные компетенции.  Определение   своей   личностной   траектории   в   подготовке   праздника (исследовательская деятельность, дизайнерская,  актерская,  работа над сценарием),   позволяют    каждому   ребенку   осознавать   свою   роль   в данном проекте.   Ребенок учится выбирать ту или иную деятельность сначала на уровне интереса, а затем на уровне осознания цели своей компетенции               деятельности. обеспечивают механизм самоопределения ученика в  проекте.  Ценностно­смысловые    Исследование   корней   народного   календарного   праздника,   раскрытие его мифологемы, а также анализ той или иной праздничной традиции помогает   обучающимся   развиваться   в   познавательной   деятельности включая   такие   её   элементы   как:   логика,   анализ,   классификация информации,   планирование,   а   также   навыки   целеполагания.   Кроме того,   ребёнок   учится   добывать   знания,    пользуясь   литературой, опираясь  только на факты. Таким образом,  участвуя в данном проекте у обучающихся формируются  учебно­познавательные компетенции.   Воспитанник   должен   уметь   представить   себя   в   созданном   им художественном образе. Он активно взаимодействует с другими детьми, педагогом и родителями, обучающиеся получает возможности   работы как   в   малой   (проектной   группе),   так   и   в   коллективе   (проведение праздника).   Ребенок   учится   различным   способам   взаимодействия   со всеми   участниками   проекта.   Получает   одобрение   и   поддержку   в развитии своих  коммуникативных компетенций Прогноз результативности реализации данного проекта  осуществляется через анкетирование, собеседование, анализ видео и фотоматериалов. Родители: ­  знакомятся с методами  народной педагогики; ­ имеют возможность совместного творчества с детьми; ­ повышают свои коммуникативные   возможности; ­ знакомятся с особенностями праздничной культуры русского народа; ­  получают возможность наблюдения динамики  развития успешности своего ребенка. ­ классифицировать,  и анализировать информацию. Ход работы: Введение.    На Руси люди объединялись  как  в горе,  так  и в радости. Горя в нашем современном мире итак предостаточно,   взрослым людям не хватает человеческого тепла, любви, полноты жизни, не говоря о ребенке. Поэтому наши   предки   так   любили   праздники.   Праздник   –   время,   когда   люди осознавали   себя   частью   единого   сообщества.   В   основе   любого   народного праздника «лежала»  общая идея – мифологема – взаимосвязи всего сущего  и роли   человека   в   мире,   а   точнее   в   его   выборе   между   добром   и   злом. Праздничные   действия   ­   обряды   закрепляли   в   сознании   людей   данные духовно   ­   нравственные   установки,   регламентировали   отношения   между людьми (в том числе  между родителями  и детьми). Кроме того, праздник привносит   особую   эмоциональную   окраску   –   радости,   веселья,   чувство стабильности и защищенности, а главное единение людей. Так в чередовании будней   и   праздников,   которые     составляют   нормальное   течение   жизни, закладываются   в   подрастающем   поколении   основные   человеческие ценности, правила поведения, как в семье,  так и в социуме. Поэтому   выбор   форм   взаимодействия   с   воспитанниками,   их   семьями   не случаен,  и оправдан  опытом целого народа ­  русский народный праздник.   Первый этап (организационно – просветительский):  Роль   народного   праздника   в   воспитании   детей   и   укреплении   семьи   ­ «закодированные»   в   праздничной   культуре   методы   народной   педагогики. Важно   подчеркнуть,   что   совместная    с   детьми   подготовка   праздника, является событием (совместным бытием, творчеством) для всех сторон, а сам праздник   станет   неким   событием,   который   и   объединит   всех   участников проекта как на уровне знания истоков праздника, его обрядовой стороны, так и   эмоционально.   Родители   должны   «увидеть»   реальные   перспективы совместной деятельности как для себя,  так  для своего ребенка. Таким   образом,   определяются   участники   проекта­   педагоги,   дети   и   их родители. Следующим шагом будет второй этап – организационно­ поисковый:   предполагает создание 3 рабочих групп, в каждой  ­  дизайнер­ декоратор  (создание эскизов костюма, изготовление костюма, народной обрядовой  куклы и пр.).  ­ исследователь (изучение истоков и обрядов праздника) ­  сценарист (разработка сценария на основе материалов полученных от  исследователя),  ­ фольклорная группа  (исполнение обрядовых песен, закличек и пр.), ­ руководитель группы (защита проекта).  Следующий   этап   реализации   проекта   – постановочный:  организационно   – На   данном   этапе   все   участники   группы   объединяются,   распределяются   роли в группе, выбирается  праздник,  обрядовые традиции.  (Даны на выбор описания 6 летних праздников).  Следующий этап – итоговый – Защита проекта «Праздник «…..» как  событие»:   деятельность)   по   сути,   являлись   совместным   бытием Все   предыдущие   этапы, (коллективное   творчество,   подготовкой   итогового мероприятия.   Кульминацией   совместной   деятельности   должен   стать   –  праздник.   Праздник   как   долгожданное   событие,   наполненное   приятными эмоциями и чувством сопричастности к общему делу. Данное мероприятие может быть открытым для гостей,   родственников и обучающихся учебных заведений.  Последний этап – Рефлексия: Анализ   проблем,   которые   возникли   в   процессе   работ   групп,   а   также проведения   праздника.   Анализ   проводится   на   основе   отзывов   участников проекта,   гостей   праздника   и   видеоматериалов.   В   результате   полученной информации ведётся коррекционная работа. Конкурсная деятельность: Продуктами  реализации проекта  являются: ­  детские исследовательские работы; ­ сценарии; ­ театрализованные  представления праздничных обрядов. Обучающиеся   могут   со   своими   работами   принимать   участие   в   детских конкурсах  различного уровня. Тем самым,   мы закрепляем  у них  состояние успешности,  расширяем палитру  их компетенций. Проект   «Народный   праздник   как   средство   этнопедагогики»   является дополнением   к   образовательной   программе   дополнительного   образования детей культурологической направленности  «Исследователи» и рассчитан  для обучающихся   разного возраста от 12 – до 17 лет. Для успешной реализации   используем следующие научно – педагогические  принципы: ­       принцип  гуманизации (предполагает уважение к непреходящим  общечеловеческим ценностям, внимание к историческим ценностям, их вклад  в русское  искусство  и культуру; ­       принцип детоцентризма (предполагает приоритет интересов ребенка и  превращение его в равноправного субъекта образовательного процесса); ­       принцип увлекательности и творчества (предполагает развитие  творческих и интеллектуальных способностей обучающегося); ­       принцип системности (предполагает преемственность знаний, связь  между пройденным материалом и новым); ­       принцип дифференциации и индивидуализации (предполагает выявление  и развитие склонностей у ребенка), которые   определили   выбор   форм   и   методов   обучения.   Использовать   как индивидуальные,   так   и   групповые   формы   обучения,   методика   обучения обуславливается   спецификой    проекта:   метод   игра,   метод   «погружения», творческий   метод,   исследовательский,   метод   классификации   и   анализа информации. Проект   рассчитан   на   летний   период,   структура   проекта   обусловлена     календарным   циклом   славян   (начало   с   июня   месяца   по   август).   Поэтому вполне логично   предложить проведение праздника и   закончить реализацию проекта  праздником. Продолжительность   итогового   праздничного   мероприятия   определяется  характером ритуально – обрядовой деятельности и атрибутикой праздника календарного цикла и варьируется от одного академического часа (45 мин),  до  одного астрологического часа (60 мин). Цель:  формирование   у   обучающихся   семейных   ценностей   и   традиций средствами  этнопедагогики. Задачи: 1. Познакомить   участников   проекта   с   истоками   и   обрядами   русской праздничной культуры;  Раскрыть  участникам  проекта   роль семьи  в народной культуре; 2. 3. Развить у участников проекта   интерес к истории и культуре русского 4. 5. 6. обучающихся   компетенции, народа;  Развить   у   формировании личностных качеств;  Воспитать   у   обучающихся   уважительное   отношение   к   семейным традициям;  Воспитать   у   обучающихся   чувство   сопричастности   к   истории   и культуре своего народа.   способствующие   в Участниками данного образовательного проекта являются:  обучающиеся (12­17 лет);  родители;   координатор,   педагог   дополнительного   образования   детей Привлеченные специалисты по фольклору, декоративно – прикладному искусству. Выводы: В   данном   образовательном   проекте   мы   предлагаем   изучение   истоков, традиций   и обрядов четырех основных народных   календарных   праздников. Данные праздники принято называть традиционными, так как основная идея, сценария   празднества   и   его   атрибутика,   передавались,   от   поколения   в поколение на протяжении многих веков и определяли национальный облик культуры. Для   контроля   степени   реализации   проекта   и   его   востребованности,   нами будет   проводиться анкетирование  и тестирование  участников проекта.

Проект "В круге жизни"

Проект "В круге жизни"

Проект "В круге жизни"

Проект "В круге жизни"

Проект "В круге жизни"

Проект "В круге жизни"

Проект "В круге жизни"

Проект "В круге жизни"

Проект "В круге жизни"

Проект "В круге жизни"

Проект "В круге жизни"

Проект "В круге жизни"

Проект "В круге жизни"

Проект "В круге жизни"