Проект "Великие имена России". "Гаджиев Магомет Имадутдинович"
Оценка 4.8
Библиография
docx
история
4 кл—8 кл
11.06.2017
Командир 1го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота, капитан 2го
ранга; первый из уроженцев Дагестана, удостоенный звания "Герой Советского Союза".
Родился 20 декабря 1907 года в селе Мегеб (ныне Гунибского района
Дагестана) в крестьянской семье. Аварец. С апреля 1920 по май 1922 года в
Красной Армии, воспитанником и телефонистом участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе. Затем работал на плодоперерабатывающем заводе. В 1925 году окончил два курса Дагестанского педагогического техникума. В Рабоче КрестьянскомКомандир 1го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота, капитан 2го
ранга; первый из уроженцев Дагестана, удостоенный звания "Герой Советского Союза".
Родился 20 декабря 1907 года в селе Мегеб (ныне Гунибского района
Дагестана) в крестьянской семье. Аварец. С апреля 1920 по май 1922 года в
Красной Армии, воспитанником и телефонистом участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе. Затем работал на плодоперерабатывающем заводе. В 1925 году окончил два курса Дагестанского педагогического техникума. В Рабоче Крестьянском
проект Гаджиев Магомет Имадутдинович.docx
Гаджиев Магомет Имадутдинович
Командир 1го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота, капитан 2го
ранга? первый из уроженцев Дагестана, удостоенный звания "Герой Советского
Союза".
Родился 20 декабря 1907 года в селе Мегеб (ныне Гунибского района
Дагестана) в крестьянской семье. Аварец. С апреля 1920 по май 1922 года в
Красной Армии, воспитанником и телефонистом участвовал в боевых действиях на
Северном Кавказе. Затем работал на плодоперерабатывающем заводе. В 1925 году
окончил два курса Дагестанского педагогического техникума. В Рабоче
Крестьянском
Красном Флоте с 1925 года. Член ВКП(б) с 1930 года. В 1931 году окончил Военно
морское училище имени М.В. Фрунзе. С февраля по декабрь 1931 года служил
командиром минной боевой части БЧ3 на подводной лодке "А5" ("Коммунист")
Черноморского флота, с мая 1932 по май 1933 года помощник командира подводной
лодки "А4" ("Политработник"), а в мае августе 1933 года исполняющий обязанности
командира подводной лодки "Л6" ("Карбонарий") Черноморского флота. С августа
1933 года на Тихоокеанском флоте, где командовал подводными лодками "М9",
а с апреля 1936 года " Щ117".
23 декабря 1935 года за успехи в боевой подготовке капитан лейтенант М.И.
Гаджиев в числе 80и моряков – тихоокеанцев был награждён орденом Ленина, став
первым уроженцем Дагестана, удостоенным высшего ордена СССР. В 19371939
годах М.И. Гаджиев учился в Военно – морской академии имени К.Е. Ворошилова, но
был отозван и направлен на Северный флот. С сентября 1939 года начальник
отделения подводного плавания отдела боевой подготовки (2й отдел) штаба
Северного флота. С 3 октября 1940 года командир 1го дивизиона подводных лодок,
первоначально включавшего подлодки "Д3" ("Красногвардеец", командир
Константинов Ф.В.), "К1" (командир Хомяков М.Ф.) и "К2" (командир Уткин
В.П.). Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. 1й дивизион
бригады подводных лодок Северного флота под командованием капитана 2го ранга М.И. Гаджиева осуществил 12 смелых и сложных операций. На личном боевом
счету Гаджиева М.И. к июню 1942 года 10 потопленных транспортов и кораблей
врага.
13 июля 1942 года ПЛ "К23" (командир капитан 3го ранга Потапов Л.С.), на которой
в качестве обеспечивающего находился командир дивизиона Гаджиев М.И. после
успешного похода по проводке союзного конвоя на пути в базу, подверглась атаке
вражеского самолёта и погибла.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года за
мужество и героизм, проявленные в боях с немецко – фашистскими захватчиками,
капитану 2го ранга Гаджиеву Магомету Имадутдиновичу присвоено звание Героя
Советского Союза.
Капитан 2го ранга (30.07.1941). Награждён двумя орденами Ленина (23.12.1935,
23.10.1942 посмертно), орденом Красного Знамени (3.04.1942), медалью "ХХ лет
РККА" (1938). Герой Советского Союза М.И. Гаджиев навечно зачислен в списки
воинской части, его имя присвоено одному из кораблей и заводу в столице Дагестана
городе Махачкале, улицам в российских городах Мурманске, Полярном,__
казахстанском Усть Каменогорске.
Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 38ФЗ город Скалистый
Мурманской области, расположенный в пределах закрытого административно –
территориального
Образования Скалистый, переименован в город Гаджиево, где в честь легендарного
Подводника североморца воздвигнут монумент. Ему поставлены памятник и
бюст на родине в селе Мегеб и в городе Махачкале. В 2007 году в средней
образовательной школе № 5 города Буйнакска Республики Дагестан установлен бюст
героя подводника.
О Гаджиеве М.И. вспоминает командующий Северным флотом адмирал Головко А.Г.: "…Гаджиев, сказал однажды, что командир – подводник должен быть
самым невозмутимым из самых хладнокровных моряков, должен иметь пылкое
воображение романиста и ясный здравый смысл, присущий действиям делового
человека, должен обладать выдержкой и терпением завзятого рыболова, искусного
следопыта, предприимчивого охотника.
Хорошо сказано. И прежде всего относится к самому Гаджиеву, человеку без
страха и усталости. Это он, Магомед Гаджиев, кавказский горец из заоблачных аулов
Дагестана, ставший подводником, после первого же выхода в море, на коммуникации
противника (на второй день войны), доложил мне свои выводы из
рекогносцировочного поиска: "Уничтожать вражеские суда следует не только
торпедами, но и применяя артиллерию подводных лодок". Выводы были абсолютно
правильными для действий лодок именно того типа, о котором шла речь: лодок типа
"К", вооруженных двумя 100миллиметровыми орудиями с хорошей дальностью огня
и двумя 45миллиметровыми пушками. Для лодок других типов, с меньшим
вооружением, такая тактика не годилась, а для "катюш" была целесообразной (по
обстоятельствам) и легла в основу боевого воспитания комдивом Гаджиевым
подчинённых ему командиров кораблей. Причём воспитания на практике, а не только
в теории. Холостой выстрел 19 сентября [1941 года] над рейдом Полярного при
возвращении подводной лодки капитан – лейтенанта Уткина из похода был не только
салютом в честь первой одержанной экипажем победы, не только ознаменовал
собой рождение новой флотской традиции? одновременно он известил о
начале ещё одной новой тактики наших подводников, предложенной и
введенной Гаджиевым ещё 12 сентября. Уткин дельно использовал рекомендации и
указания своего комдива. По необходимости (поскольку не было возможности
произвести торпедную атаку) лодка всплыла в надводное положение, и в течение трех
минут её комендоры артиллерийским огнём уничтожили транспорт противника,
шедший к Варангерфьорду с грузами для лапландской группировки немецко –
фашистских войск.
Тот же приём, но ещё более дерзкий (по обстановке и соотношению сил) был
применён Гаджиевым совсем недавно, 3 декабря, в походе на подводной лодке, которой командует капитан – лейтенант Малофеев.
Сперва я записал об этом кратко: "..."К3" донесла около 16 часов о выполнении
задачи. Она вышла в свой первый поход и должна была поставить мины в районе
Гаммерфеста. Донесла о потоплении одного транспорта, одного сторожевого корабля
и одного катера МО. На лодке находится командир дивизиона Гаджиев.
Действует он хорошо. Все успехи, какие имеются у больших лодок, достигнуты в его
присутствии". Затем, когда "К3" возвратилась (6 декабря), выяснились подробности,
которые позволяют назвать поведение всех, кто участвовал в походе, героическим.
Дело обстояло так. Закончив постановку мин в указанном районе, "К3" действовала в
Лоппском море, представляющем собой лабиринт шхер. Противник использует эти
места, изобилующие островками и узкими проливами, для проводки конвоев, а
подходы к ним заминировал. Как только было обнаружено одно из таких
заграждений, Гаджиев решил пройти под минами. Это было исполнено, несмотря на
риск, и "К3"
вышла на коммуникации противника. Риск оправдался: вскоре вахтенный офицер
увидел в перископ на расстоянии тридцати кабельтовых большой транспорт,
шедший под охраной сторожевого корабля и двух сторожевых катеров типа
МО. Через десять минут лодка произвела торпедную атаку. Были выпущены
четыре торпеды. Захваченный врасплох противник не успел уклониться от
них. Торпеды попали в транспорт и взорвали его. Чтобы удостовериться в
потоплении вражеского судна, командир лодки поднял перископ. Не составило труда
разглядеть, что транспорт погружался носом в море, а один из кораблей охранения
спешил к нему, скорее всего с целью снять с него людей.
Зафиксировав потопление транспорта, командир увёл лодку на глубину.
Однако вражеские наблюдатели успели заметить перископ. Началось
преследование лодки кораблями охранения. МБОУ СОШ № 2 Подготовил
Ученик 4 «В» класса:
Мамашев Алибек
Махачкала
Проект "Великие имена России". "Гаджиев Магомет Имадутдинович"
Проект "Великие имена России". "Гаджиев Магомет Имадутдинович"
Проект "Великие имена России". "Гаджиев Магомет Имадутдинович"
Проект "Великие имена России". "Гаджиев Магомет Имадутдинович"
Проект "Великие имена России". "Гаджиев Магомет Имадутдинович"
Проект "Великие имена России". "Гаджиев Магомет Имадутдинович"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.