Проект "Живая ель"
Оценка 4.9

Проект "Живая ель"

Оценка 4.9
Конкурсы
docx
экология
1 кл—6 кл
15.08.2018
Проект "Живая ель"
О елке – новогодней красавице написано много рассказов и стихов. Однако большая их часть описывает елочку, установленную в зале или комнате, при этом все восхищаются ее красотой и убранством, радуются празднику. Лишь в нескольких произведениях рассказывается о том, что елку не обязательно рубить для того, чтобы встретить Новый год, поэтому и возникла идея разработки и реализации проекта.
наш проект Живая ель.docx
Название проекта:   « Ёлка» Участники проекта:  ученики 1­6 класса Руководитель проекта: Земскова Ольга Александровна. Адрес организации: с.Шаховское, ул.Советская д.99 Вид проекта: Информационный Продолжительность: Краткосрочный По характеру участия ребёнка в проекте: Участник от зарождения идеи до полученного результата. Цель проекта:      Собрать, как можно больше интересного материала и рассказать ребятам нашей   школы   о   хвойных   деревьях.   (Обратить   внимание   на   массовую   незаконную   порубку деревьев   в   предновогодний   период,   после   которого   остаются   сотни,   тысячи   выброшенных новогодних елей, задуматься о пользе хвойных лесов, охране природы). Задачи:   Ознакомиться   со   свойствами   хвойных   деревьев,   используя   научно­популярную   и художественную   литературу.   Узнать   о   роли   хвойных   лесов   на   планете,   о   связях   с другими организмами.  Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе;  Провести   разъяснительную   работу   по   охране   окружающей   среды   и   возможному использованию хвойных деревьев.  Воспитывать   бережное   отношение   к   хвойным   деревьям,   желание   сохранить   их растущими в ближайшем окружении.   Способы решения: проведение занятий, бесед и наблюдений с детьми. Ожидаемые   результаты:  формирование   мотивации   изменению   отношения   детей   к растениям от потребительского к ценностному. Актуальность проекта: О елке – новогодней красавице написано много рассказов и стихов. Однако большая их часть описывает елочку, установленную в зале или комнате, при этом все восхищаются ее красотой   и   убранством,   радуются   празднику.   Лишь   в   нескольких   произведениях рассказывается о том, что елку не обязательно рубить для того, чтобы встретить Новый год, поэтому и возникла идея разработки и реализации проекта. Концепция проекта: Лес – наши легкие, наша жизнь! Лес действительно огромное богатство для всех, кто живет на земле. В мире осталось очень мало больших лесных массивов не тронутых человеком. А ведь лес – это прежде всего  “легкие нашей планеты”. Деревья вырабатывают кислород, без которого ни люди, ни  животные не могут обходиться ни минуты, если в воздухе мало кислорода – становится  трудно дышать. Почему к ёлке такое особое отношение? Почему в стихах она оживает? И самое главное,  почему именно она является символом, незаменимым атрибутом Нового года, всеми нами  любимого праздника?! Ель занимала особое положение среди деревьев, ей всегда отводилось особое место в жизни людей. По обычаю встречать Новый год с зелёной красавицей уходит в древние времена и  связан с культом зелени. Наши далёкие предки наделяли деревья способностью творить  добро и зло, чувствовать, считали, что в их ветвях нашли приют духи – как добрые, так и  злые. Поэтому люди украшали деревья, чтобы задобрить духов и получить их поддержку. С давних пор Новый Год – любимый праздник, а в представлении многих людей ель –  "новогоднее дерево". Эта традиция уже ставит под угрозу наши хвойные леса! Чтобы  вырастить хвойный лес необходимо 100–120 лет. К Новогодним праздникам срубаются  десятки тысяч ёлок и сосен, которые через 10 дней превращаются в мусор. Призываем всех  использовать для украшения своих домов искусственные ёлки, букеты, композиции и  натуральные ёлки, приобретенные в магазинах. Около нашего села   Шаховское  в основном растут такие хвойные деревья, как сосны, но  встречается ель и лиственница.  Мероприятия: Для привлечения внимания ребят нашей школы и их родителей к проблеме сохранения  хвойных деревьев в период Новогодних праздников были проведены такие мероприятия. Задачи Познакомить детей  с художественной  литературой, где  говорится о  новогодних ёлках. Методы­виды деятельности Чтение художественной  литературы о новогодней  ёлочке   Сказки:    «Новогодняя быль» (С.  Михалков), «Сказка о  ёлочке, которую не срубили» (А. Сожан), «Сказка про  ёлочку» (М. Шкурина),  «Ёлочка» (Г. Х. Андерсен.).  Стихи  А.Барто «Дело было  в январе», И.Токмакова  «Живи,ёлочка!» и др. Познакомить детей  с экологическими  связями в еловом  лесу.  Урок ОМ на тему «С кем  дружит ель» Провести конкурс  рисунков. Конкурс рисунков «Елочка­ ёлка» Провести конкурс  ёлочных игрушек. Конкурс ёлочных игрушек Провести беседу об  ёлочных  украшениях. Беседа «Ёлочка наряжается» Знакомство с традициями  украшения ёлочки к  празднику Провести беседу о  необходимости  сохранения ёлочки. Беседа «Берегите ёлочку!» о необходимости сохранения  елочки и способах ее замены Результат  Дети ознакомлены с  произведениями  художественной  литературы. Дети нашли и подготовили  выразительное чтение и  чтение наизусть  стихотворений о ёлке. Дети ознакомлены с тем, кто живёт в еловом лесу  и что произойдёт с  животными, если  срубить ель. Проведён конкурс  рисунков «Ёлочка­ ёлка», где дети показали красоту хвойных  деревьев в природе. Проведён конкурс  ёлочных игрушек, где  дети проявили  творчество и фантазию.  Лучшие игрушки были  отправлены на районный конкурс. Была проведены беседа,  дети подготовили  загадки о ёлочных  украшениях, истории о  своих любимых  новогодних игрушках Проведена беседа. Во  время беседы  установлено, что дети  знают и понимают, что  вырубка хвойных в Подготовить   листовки, буклеты,  плакаты  и  распространить их. Выпуск и распространение  листовок, буклетов, плакатов «Сохраним ёлочку» Провести  творческий  конкурс. Конкурс творческих работ  детей. запрещённых местах  наносит большой вред  природе. Были подготовлены  листовки, рекламные  буклеты, плакаты.  Листовки и буклеты  раздавали населению.  Плакат висел около  магазина. Провели творческий  конкурс. Дети сочинили  сказки, стихи, писали  мини­сочинения о  сохранении ёлочек. Выводы В результате проведенной работы  школьники понимают и знают, что:  ели играют в природе и в жизни человека важную роль.  вырубка елей наносит большой вред природе.  как помочь хвойным деревьям жить долго и приносить людям пользу и радость. В результате проведенной работы мы отметили:  Повышение уровня экологической культуры детей.  Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – хвойным деревьям. Данный   проект   открыл   удивительный   мир   еловых   красавиц.   Он   поспособствовал   к размышлению – стоит ли рубить зеленую красавицу ради новогодних праздников. Помог ответить   на  вопросы:   отчего  зимой   у  ёлки   зелёные   иголки?  Почему   у  елочки   колючие иголочки? Зачем нужны ели? Что будет, если на свете не станет елей? Как можно помочь сохранить ели? И на многие другие вопросы. Проект позволил развить творческое мышление  школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Подводя итоги своей работы, мы можем сделать вывод: мы добились поставленной цели, дети узнали много нового и интересного о зеленой красавице, об ее значении в природе и жизни человека. Считаем, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения елей в нашей местности, активно обсуждали предложенные нами рекомендации по экологическому поведению. Живи, елочка! И.Токмакова Мне елку купили! Мне елку купили! В лесу на опушке ее не рубили. А сделали елку на добром заводе Хорошие дяди, веселые тети. Скорей приходите, Скорей поглядите На елку из тонких серебряных нитей: Вся в хвое мохнатой, Блестящей и пышной, Задень ­ И она зазвенит еле слышно. А елка лесная осталась живая, Стоит на опушке, Макушкой кивая. Кому? Никому! Просто ветру, метели, Такой же красивой Неспиленной ели! Нарядили ёлку в праздничное платье Константин Фофанов Нарядили ёлку в праздничное платье: В пёстрые гирлянды, в яркие огни, И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале, С грустью вспоминая про былые дни. Снится ёлке вечер, месячный и звёздный, Снежная поляна, грустный плач волков И соседи­сосны, в мантии морозной, Все в алмазных блёстках, в пухе из снегов. И стоят соседи в сумрачной печали, Грезят и роняют белый снег с ветвей… Грезится им ёлка в освещенном зале, Хохот и рассказы радостных детей. А. Кузнецова Рассказали новость волки, Принесла сорока весть, Что в лесу дремучем елка Разукрашенная есть! Услыхали новость звери, Побежали по лесам. Каждый хочет сам проверить, Посмотреть на елку сам. Для кого, зачем, откуда Появилось это чудо? Елку кто сюда принес? Уж не сам ли Дед Мороз? Есть ли время разбираться, Кто принес, зачем убрал? Ах, лисицы, белки, зайцы, Открывайте шумный бал! Раиса Кудашева В снегу стояла елочка ­ Зелененькая челочка, Смолистая, Здоровая, Полутораметровая. Произошло событие В один из зимних дней: Лесник решил срубить ее! ­ Так показалось ей. Она была замечена, Была окружена... И только поздним вечером Пришла в себя она. Какое чувство странное! Исчез куда­то страх... Фонарики стеклянные Горят в ее ветвях. Сверкают украшения ­ Какой нарядный вид! При этом, без сомнения, А. Барто Дело было в январе, Стояла ёлка на горе, А возле этой ёлки Бродили злые волки. Вот как­то раз Ночной порой, Когда в лесу так тихо, Встречают волка под горой Зайчата и зайчиха. Она в лесу стоит. Не срубленная! Целая! Красива и крепка!.. Кто спас, кто разодел ее? Сынишка лесника! Кому охота в Новый год Попасться в лапы волку! Зайчата бросились вперёд И прыгнули на ёлку. Они прижали ушки, Повисли, как игрушки. Десять маленьких зайчат Висят на ёлке и молчат ­  Обманули волка. Дело было в январе ­  Подумал он, что на горе Украшенная ёлка. Анна Сожан «Сказка про ёлочку, которую не срубили».  (сказка для детей и родителей) В   одном   небольшом   лесу,   не   далеко   от   оживлённой   трассы,   жила   была   маленькая   ёлочка.   Это   было восхитительное   создание   с   пушистыми   ветвями,   с   мягкими   и   нежными   иголочками,   блестящими коричневыми шишечками. Исходящий от неё хвойный аромат сводил с ума не один десяток поклонников, состоящих из обитателей леса. Стекающая по стволу в разогретых лучах солнца, прозрачная смола, в виде маленьких слезинок, придавала ёлочке какую­то трогательность и незащищённость. Она была любимицей старого леса, и от желающих опекать и оберегать её, не было отбоя. Старшие братья и сёстры ­ раскидистые стройные ели, уходящие своими верхушками далеко в небо, не раз укрывали её своими   еловыми   лапами   от   трескучего   мороза,   а   летом   спасали   от   знойного   солнца.   Осенние   ветры обходили стороной нежные ветки ёлочки. Окружающие её со всех сторон молодые дубы, рябины и клёны, нашёптывали своей листвой удивительные рассказы из жизни леса. Ёлочка с благодарностью принимала заботу, и сама старалась быть чем­то полезной в этой огромной лесной семье. Белочек она прятала в тени своих еловых лап после трудовых будней, позволяя им сушить на своих ветках запасы на зиму. Укрывала ветками белые грибы, которые, набираясь силы, не торопились покинуть лес, а когда всё­таки это случалось, то они на прощание кивали ей своими тёмными шляпками из корзинок грибников. По натуре она была жизнерадостной и общительной. У неё было много друзей. Очень   любила   она   старого   ворона,   прилетающего   каждый   день   на   соседние   ветки   ели.   Устраиваясь удобнее, он рассказывал никогда не повторяющиеся истории из своей жизни. Все мы знаем, что вороны живут не одну сотню лет, и поэтому ему было что рассказать. Ёлочка любила слушать детские сказки, которые   ворон   обрушивал   на   неё   целыми   томами,   рассказы   о   путешествиях   в   другие   страны.   Он рассказывал и о своих личных переживаниях, и о приключениях ­ своим скрипучим тихим голосом он убаюкивал благодарных слушателей. Во время рассказов ворона, жизнь замирала в лесу, все слушали, затаив дыхание. На любой вопрос он всегда мог дать ответ, отсюда за глаза все его называли Профессором. Красный вязаный шарф, обмотанный вокруг шеи ворона, придавал важность и некий шарм его персоне. Именно от своего старого друга она впервые услышала о новогодних балах и встречах Нового года. Эти рассказы не давали ей покоя особенно, когда на землю падали первые снежинки, а лёгкий морозец слегка пробегал по лесу. Она втайне от всех, мечтала как Золушка, попасть на такой бал, окунуться в атмосферу праздника, закружиться в вихре новогоднего вальса, блистать и очаровывать своей красотой. Её мечты были сродни мечтам, маленькой девочки, первый раз попавшей на новогодний бал. И конечно она, как наивный ребёнок, не могла знать обратной стороны этого праздника. Старый же  ворон, залетая  в своей жизни в  разные  уголки,  не раз  был свидетелем грустной картины, которую он встречал на задних дворах после новогодних праздников. Безжизненные груды бывших зелёных красавиц, с обрывками блестящей мишуры, и осколками битых игрушек тоскливо помахивали оголёнными ветками   на   холодном   ветру.   С   окончанием   веселья   уходила   из   дома   и   очередная   жизнь,   вот   такой маленькой   или   большой   ёлочки,   когда­то   растущей   в   лесу,   а   потом   срубленной   чьим­то   топором   и увезённой на очередной праздник. Эти мрачные мысли посещали мудрую голову ворона в тот момент, когда маленькая ёлочка, удовлетворяя своё любопытство, выпытывала очередную подробность о новогоднем празднике. Он понимал, что такова участь любой красивой ёлочки, но ему хотелось изменить их судьбу, чтобы у каждой из них было будущее. И вот однажды, скажем не очень счастливый случай, помог найти решение, на мучающую ворона тему. В один из солнечных морозных дней в преддверии Нового года, тишина леса была нарушена рокотом въезжающего в  лес автомобиля. Подъехал он, как раз с той стороны, где росла маленькая ёлочка. Лес зимой очень хорошо  просматривался, и заметить её было просто нельзя. Из автомобиля вышли люди, но не с лыжами, как привыкли  видеть лесные обитатели, а с топорами. Оглядевшись вокруг, они прямёхонько направились к маленькой ёлочке.  Старые вековые ели, почуяв что­то недоброе, быстрее всех среагировали на надвигающуюся опасность, закачали  своими стволами из стороны в сторону, выставив на встречу непрошенным гостям старые колючие лапы. Стоящие  вокруг дубы, клёны и рябины своими голыми ветвями образовали вокруг ёлочки непроходимую чащу. Люди,  удивляясь быстрым превращениям леса, побоялись лезь по сугробам в середину чащи, и вынуждены были вернуться  к своей машине. Когда автомобиль скрылся, лес вновь приобрёл свой обычный вид. У всех обитателей леса только и было  разговоров, как они спасали ёлочку. Старый ворон, оказывается, был не одинок в своих мыслях, и спасение  маленькой ёлочки было честью всего леса. Маленькая пышная красавица, чуть не покинувшая свой лес навсегда,  была тронута теплотой и участием в её судьбе, милых сердцу, друзей. Вот этот случай и подтолкнул нашего доброго ворона выйти с предложением отмечать Новый год всем лесом, где в  центре новогоднего празднования будет ёлочка. Идея была принята на «Ура!». Но для ёлочки пока решили оставить всё в секрете. Предновогодняя сутолока наполнила весь лес. Всеми  приготовлениями руководил старый ворон. А их было немало. И новогодний наряд для ёлочки, и приглашение Деда  Мороза и Снегурочки, и распределение подарков, и даже музыкальное сопровождение – всё было учтено. Маленькая ёлочка, потеряв на эти дни из поля зрения своего старого друга, скучала в одиночестве, иногда ловя на  себе заговорщицкие взгляды, пролетающих мимо птичек. И вот, наконец, вечером под Новый год, лес огласился гомоном и щебетанием всех лесных жителей. Все пути вели к  ёлочке. Белки, прыгая с ветки на ветку, несли новогодние гирлянды из сухих грибов, синички и снегири доставляли  в клювах яркие грозди рябины и бузины. Ёлочку украшали все! Блестящая мишура из запасов ворона, придавала  изысканность новогоднему наряду ёлочки. Светлячки, разбуженные по такому случаю вороном, карабкались по  стволу, зажигая на ходу разноцветные фонарики. Ёлочка, от свалившегося на неё счастья, стояла ни жива ни мертва,  она не могла поверить в происходящее. Неужели мечта о новогоднем бале сбудется. И когда в лунном отблеске  летающих снежинок, появился Дед Мороз с огромным мешком подарков со своей неизменной спутницей  Снегурочкой, и объявил всем о наступлении Нового года, ёлочка поверила в сказку, которая на самом деле стала  былью. Вокруг ёлочки закружился хоровод из веселящихся птиц и зверей, вековые ели покачивались в такт музыки  ветра. Веселье продолжалось до утра, закончилось оно раздачей подарков и сладостей всем участникам праздника. Все были рады встречи Нового года, исполнению желания маленькой ёлочки, и благодарили старого ворона,  которому пришла в голову эта идея. Он же, в свою очередь, предложил превратить в традицию встречу Нового года  и распространить её на соседние леса. Ёлочка ёщё долго стояла в своем новогоднем наряде, поражая своей красотой лыжников, которые частенько  заглядывали в лес прокатиться на лыжах. В скором времени ворон принёс замечательную весть, о том, что в Финляндии изобрели искусственную ёлочку с  естественным запахом ели, и ветками очень похожими на настоящие, с такими же мягкими иголочками.  Производство таких ёлок будет поставлено на поток, и наконец­то настоящих ёлочек все оставят в покое. Они будут расти на радость лесу и людям. А Новые года, которые ещё долго будут сменять друг друга на белом свете, будут встречаться весело и красиво, без грусти и сожаления, по ушедшим от нас ёлочкам. Не будет песен и сказок о срубленных ёлочках, а будут сочиняться новые песни и сказки, про ёлочки, которые сами  устраивают себе праздник и отмечают Новый год у себя дома ­ в лесу! ТЕМА: С кем дружит ель? Урок ОМ Цели и задачи:  формировать у учащихся представление о том, с кем дружит ель. 1 Обучающие:  выяснить роль растений (ели) для животных – обитателей леса;  установить взаимосвязь между объектами природы. 2 Развивающие:  развитие коммуникативных навыков;  развитие операций мышления, памяти, внимания, речи. 3 Воспитательные:  воспитание любви и бережного отношения к природе, к родному краю, понимание  целостности в природе;  воспитание аккуратности, трудолюбия. Формы обучения:  фронтальная;  индивидуальная;  групповая (пары). Методы:  наглядный;  словесный (рассказ, беседа);  практический (работа с пазлами); Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: урок ­ заочное путешествие в еловый лес. Оборудование:  искусственная ель;  модели животных;  схема;  раздаточный материал;  пазлы.                                                          Ход урока I Организационный момент. У. Прозвенел звонок веселый,      Мы начать урок готовы.      Будем слушать, рассуждать      И друг другу помогать. II Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся. У. Послушайте внимательно загадку и попробуйте отгадать ее.                   Чудное дерево                   И зиму, и лето зелено.                   Высоко торчит,                   Далеко глядит.                   Весной цветет,                   Летом плод дает,                  Осенью увядает,                   Зимой не умирает.                                                             (ель) У. Так о чем пойдет речь сегодня на уроке? Д. О ели. У. Ребята, какая лесная красавица стоит перед вами? Д. Елочка. У. Поднимите руки те, кто хотел бы узнать что­то новое про ель.                       (дети поднимают руки) У. Поднимите руки те, кто хочет узнать, с кем дружит ель.                       (дети поднимают руки) У. А что еще вам интересно узнать? У. Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие в еловый лес и узнаем, с кем  дружит ель.      За каждый правильный ответ вы будете получать шишки. Поэтому работать вы  должны внимательно и на вопросы отвечать правильно.      У. А сейчас откройте тетради, запишите дату и тему урока: «С кем дружит ель?»     III Изучение нового материала.     У.Ребята, как вы думаете, нужна ли ель людям?     Д. Да. На Новый год приносят елку домой и украшают.     У. Сколько же нужно срубить елочек, чтобы каждый желающий мог нарядить ее дома?     Д. Сотни тысяч.     У. Тогда какие ели нужно наряжать?     Д. Искусственные.     У. Да, верно, лучше всегда наряжать искусственные ели. Вот и я сегодня на урок тоже  принесла искусственную елочку.    Каждый год люди вырубают сотни тысяч елей, а растут они очень медленно. Но они очень нужны в лесу и поэтому ели нужно оставить.     У. Ребята, послушайте внимательно стихотворение и скажите, кому же нужна ель?             (чтение стихотворения с интерактивной доски)      У.            Ирина Токмакова.                             Ели.                    Ели на опушке,                    До небес макушки,                    Слушают, молчат,                    Смотрят на внучат. А внучата – елочки                    Тонкие иголочки,                    У лесных ворот                     Водят хоровод.     У. Так кому же нужна елочка?     Д. Своим внучатам.     У. Ребята, но кроме внучат, она еще многим нужна. Вот сейчас мы с вами и выясним,  кому же в лесу нужна ель. Сейчас мы будем строить схему.     У. Ребята, что растет на ели?     Д. Шишки.     У. Рассмотрите образцы, которые лежат у вас на партах. На образцах вы видите веточку  ели, шишку и семена шишек.    Эти веточки я взяла с ели, которую ставили у нас в школе. Ель уже убрали, а я  использовала веточки, чтобы показать вам.     1.  У. Скажите, кто в лесу питается семенами шишек на ели?     Д. Белка.     У. Сейчас нам … расскажет о белке, а вы внимательно слушайте и запоминайте.                        (рассказ ученика)                             Белка.    В лесу белка живет в дупле. Если нет дупла, строит гнездо – это шар из разных  веточек, стеблей, мха. В стужу белка может несколько дней не выходить наружу.    Главный корм белок – семена хвойных деревьев (елей, сосен). Чтобы белка была сыта, за один день она должна опустошить 28 еловых шишек. Когда шишек мало, белка  может питаться древесными почками, особенно еловыми. Срывают на дереве кончики  веточек, почки выгрызают, а веточки бросают. Если под деревьями много таких веток,  значит, плохо белкам. Правда, помогает то, что они летом запасают на зиму корм:  желуди, лесные орехи, грибы. У. Молодец, …, садись на место. У. Ребята, из рассказа мы узнали, что белка не может жить без шишек, которые растут на  ели. Мы можем от ели поставить стрелочку к белке? Д. Да. У. Куда же мы с вами поместим нашу белочку? Д. На ветку елочки. 2.  У. Ребята, когда белка шелушит шишки, некоторые семена падают вниз на землю. А  внизу живет, как вы думаете, кто? Д. Мышь. У. Правильно. Мышка подбирает семена и про себя благодарит белочку. У. Сейчас нам … расскажет про мышь, а вы внимательно слушайте и запоминайте.                       (рассказ ученика)                                                    Мышь. Мыши обитают повсюду. Они небольшие по величине. Мыши роют норки, где  запасают корм на зиму. Питаются мыши растениями, семенами растений,  подгрызают корни растений. Большинство мышей плодовит, т.е. имеют много  детенышей.    Мыши ведут активный образ жизни и днем, и ночью. Они боятся птиц и ведут себя  осторожно. Ловко прячутся под ветками елей, спасаясь от врагов. У.Молодец, …, садись на место. У. Ребята, можем ли мы от ели поставить стрелочку к мышке? Д. Да. У. А как ель дружит с мышью? Д. Мышь питается семенами ели и прячется под ветками от врагов. У. Значит, я ставлю стрелочку от ели к мышке. У. А куда же мы поместим мышку? Д. Под елочку. 3.  У. Сейчас мы с вами узнаем, с кем еще дружит ель. У. На ветках ели селятся птицы, которых называют клест. Часто рассказы о клестах  начинаются с таких слов: «Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка,  которая выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Это птичка – клест». У. Сейчас про клеста расскажет нам … . А мы внимательно послушаем и постараемся  запомнить.                              (рассказ ученика)                                    Клест.    Самка клеста выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Самец заботится о ней,  кормит. Самка сидит на маленьких птенцах, обогревает их. Птенцы рождаются с  таким же пухом, как и любые малыши других птенцов. С возрастом пуха у птенцов  становится больше. Самка иногда оставляет их, улетая за кормом. Птенцы лежат,  спрятав голову под живот, и, конечно, мерзнут. Но, когда мать возвращается, быстро  отогреваются. Появляются птенцы обычно в конце зимы, в феврале. Клесты могут  размножаться и зимой, и летом, и осенью. Зимой клесты гнездятся обычно там, где  на елях и соснах большой урожай шишек. Клесты живут стайками. Прилетев стайкой на какую­нибудь большую ель, производят иногда прямо­таки град из шишек, потому  что часто роняют шишки, почти не съев семян. У. Молодец, …, садись на место. У. Куда же мы поместим клеста? Д.На ветки ели. У. Ребята, клест питается шишками ели, поэтому иногда его называют клест ­еловик. Клюв  у этих птиц своеобразен, они легко им шелушат шишки и добывают семена. Поэтому, если  на ели много шишек, то и зимой у клестов много корма. У. Ребята, можем ли мы сказать, что ель дружит с клестом? Д. Да. У. А куда же мы поместим клеста? Д. На ветку ели. У. Я ставлю стрелочку от ели к клесту.  4.  У. Ребята, скажите мне, пожалуйста, какую птицу называют лесным доктором? Д. Дятла. У. Сейчас нам … расскажет про дятла, а вы внимательно слушайте и запоминайте.                             (рассказ ученика)                                  Дятел.    Летом дятел питается насекомыми, зимой ест семена ели и сосны. Сорванные  шишки не разбрасывает, а тщательно извлекает из них почти все семена. Дятел ловко  обследует щели на коре деревьев, долбит кору, достает личинок, жуков. Дятел лечит  ель, уничтожая вредителей. Обычно дятел обыскивает не стволы деревьев, а более  тонкие ветки. У. Молодец, …, садись на место. У. Можем ли мы назвать дятла и ель друзьями? Д. Да. У. Почему? Д. Дятел питается семенами ели, и лечит ель. У. Ребята, я поставила две стрелки. Как вы можете это объяснить? Д. Они помогают друг другу. У. Молодцы, ребята, вы внимательно слушали. У. Так куда же мы поместим дятла? Д. На ветку ели. 5.  У. Ветки ели растут низко от земли. Заяц, убегая от хищников, запутывает свои следы, а  затем делает резкий прыжок в сторону. У. Сейчас нам о зайце расскажет …, а вы внимательно слушайте и запоминайте.                                (рассказ ученика)                                        Заяц.    Заяц к зиме становится белым, только кончики ушей у него остаются черными. Заяц – это ночное животное. День проводит в укромных местах: под поваленным стволом,  в кустах, прячется в ветках ели. В сильные морозы заяц роет в снегу нору. Питается он тонкими ветками осины, ивы березы. С толстых веток сгрызает только кору. Также  заяц питается сухой травой.   У. Молодец, …, садись на место. У. Ребята, можем ли мы сказать, что ель дружит с зайцем? Д. Да. У. А как она с ним дружит? Д. Ель прячет зайца от врагов. У. Я соединяю стрелкой от ели к зайцу. У. Куда мы поместим зайца? Д. Под елочку. У. Ребята, у нас получилась вот такая схема, по которой мы видим, как много животных  дружит с елочкой.                          дятел                                            клест                                                 ель                        белка                          заяц                                              мышь У. Как вы думаете, можно ли вырубать ель в лесу? Д. Нет. У. Спору нет – украшенная елка на Новый год в доме – радость. Но все­таки подумайте,  пройдет немного времени, она засохнет и погибнет. Стоит ли ради нескольких дней губить  дерево, которое может жить несколько сотен лет и без которого так трудно обойтись  лесным жителям?    А искусственная елка, хоть и не имеет прекрасного запаха, зато не осыпает иголки, может стоять долго и всегда будет яркой и красивой.     Еще ель приносит огромную пользу нам с вами. Хвойный лес очень хорошо очищает  воздух.  IV Физкультминутка. У. А сейчас встанем и немножко отдохнем.               Есть в лесу три полочки:       (хлопаем в ладоши)               Ели – елки – елочки.              (руки вверх – в стороны – вниз)               Лежат на елях небеса,            (руки вверх)               На елках – птичьи голоса,     (руки в стороны)               Внизу на елочках – роса.       (руки – вниз, присели)  V Закрепление. 1.  У. Ребята, вы внимательно слушали и меня, и своих товарищей, а сейчас скажите, кому  же нужна ель?  Д. Животным. У. Кто помогает ели? Д. Дятел. У. А кому ель помогает? Д. Клесту, зайцу, белке, мышке, дятлу. У. Молодцы, ребята. У. У нас получилась вот такая схема. Сейчас вы ее нарисуете к себе в тетрадь.                         (самостоятельная работа в тетради)  У. Сейчас мы с вами будем разгадывать кроссворд.  Я проверю, как вы внимательно  слушали своих товарищей и меня. У. Я буду загадывать загадки, кто знает отгадку, поднимает руку и отвечает. Я буду  спрашивать тех, кто сидит правильно и поднимает руку. За правильный ответ вы будете  получать шишку.      1) Эта маленькая крошка         Рада даже хлебной крошке,         Потому что до темна         В норке прячется она.        (мышка)     2) Он в своей лесной палате         Носит пестренький халатик.         Он деревья лечит:         Постучит и легче.                (дятел)     3) У косого нет берлоги         Не нужна ему она.         От врагов спасают ноги,         А от голода – кора.              (заяц)     4) Кто там прячется, шуршит,          Клювом шишки потрошит:         Голоском речистым – чистым:         Клее­кле­кле! ­ поет со свистом.        (клест)     5) Кто по елкам ловко скачет         И взлетает на дубы?         Кто в дупле орехи прячет,         Сушит на зиму грибы?                         (белка)                                 м ы ш к а                                            л                                            ё    б                                            с    е                                     д я  т е  л                                                    к                                                з  а я ц  У. Молодцы ребята, вы все внимательно слушали и запомнили. 2. У. Ребята, поднимите руки, кто любит собирать пазлы. Я думаю, что вы все умеете  работать с пазлами. У.  Вот сейчас мы с вами и будем их собирать. У. У вас на партах лежат пазлы, работать вы будете в паре. Когда закончите собирать,  подумайте, как это связано с нашей елочкой.                             (работа в паре) У. Закончили, ребята. Поднимите руки, у кого получилась белочка. У. А как она связана с елочкой. У. У кого получился дятел? Поднимите руки. У. Как дятел связан с елочкой. У. У кого получилась мышь? У. А как она связана с елью? У. Поднимите руки, у кого получился клест. У. Он как связан с елью? У. У кого получился заяц? У. А как заяц связан с елью? VI Итог урока У. Кого мы с вами встретили, путешествуя по лесу? Д. Дятла, мышь, белку, клеста, зайца. У. А теперь посчитайте у кого, сколько шишек получилось.                                  ( подсчет шишек) У. Ребята, шишки, которые вы заработали, остаются у вас. А наиболее активные учащиеся  получают по 5 баллов в журнал. VII Дача домашнего задания. У. Дама вы должны будете сочинить сказку о том, с кем дружит ель и оформить книжку­ раскладушку.  Берегите русский лес! Он источник всех чудес! Чтобы всюду зеленели Сосны, вязы, клены, ели. Берегите лес!

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"

Проект "Живая ель"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2018
Посмотрите также: