МКОУ-Верх-Алеусская СОШ имени Героя Советского Союза Н.В. Некрасова
Карманова Татьяна Александровна, учитель
Проекта по дисциплине «Маркетинг в сфере образования»
Проект №2.Оценка результативности маркетинговой деятельности образовательной организации.
Одним из инструментов повышения качества образования является создание эффективной системы оценки качества образования, которая способна выявить сильные и слабые стороны процесса образования и дать объективную оценку образовательной деятельности каждой образовательной организации. С помощью системы внутреннего маркетинга образовательное учреждение улучшает свои возможности, эффективно удовлетворяет их и тем самым способно удерживать внешних потребителей и в конечном итоге обеспечивает себе устойчивое конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг.
Каждое образовательное учреждение разрабатывает свою систему результативности маркетинговой деятельности , но теоретический анализ трудов учёных в области развития маркетинга позволяет обосновать стратегию маркетинговой деятельности в учреждениях среднего профессионально-педагогического образования. В целом она сводится к тому, насколько грамотно и результативно внутренний маркетинг ОО способствует появлению в образовательном учреждении разнообразию образовательных услуг, насколько правильно разработана стратегия развития образовательного учреждения. Критериями оценки результативности маркетинговой деятельности образовательной организации можно считать следующие критерии, изложенные в таблице ниже:
Оценка
уровня эффективности маркетинговой деятельности ОУ
1.Шкала экспертной оценки эффективности маркетинговой деятельности в образовательном учреждении
2. Значение шкалы:
А - 1 балл
Б - 2 балла
3.Таблица оценки уровня эффективности маркетинговой деятельности:
№ |
Показатели маркетинговой ориентации ОУ |
Уровень реализации |
Кол-во баллов |
1. |
Философия, ориентированная на потребителя образовательных услуг и продуктов |
1.1. Принимает ли ОУ участие в планировании Программ и направлений образовательной деятельности территории (города, района)? A) не участвует; Б) осведомляется о намеченных программах, но в официальном планировании не участвует; B) является участником стратегического планирования по развитию системы образования территории. |
|
1.2. Каким образом реагирует на изменения окружающей среды образовательное учреждение? А) воспринимает информацию, но использует благоприятные возможности сравнительно медленно; Б) быстро реагирует на изменения и адаптирует стратегию и тактику образовательной деятельности. |
|
||
2. |
Интегрированные маркетинговые обязательства руководителя ОУ |
2.1. Влияет ли персонал ОУ на распределение средств и контроль над ними? A) нет; Б) частично; B) да. |
|
2.2. Насколько тесно сотрудничество руководителя ОУ с другими образовательными учреждениями и организациями? A) встречи на совещаниях и семинарах; Б) эпизодическое решение совместных проблем или обмен информацией; B) систематическое поддержание контактов с |
|
||
|
|
целью формирования совместных планов работы. |
|
|
|
2.3. Отношение ОУ к проявлению инициативы: A) не поддерживается; Б) подчеркивается при случае польза контактов и помощь конкретным сотрудникам; B) всегда поощряется (морально и по возможности материально). |
|
3. |
Работа с маркетинговой информацией |
3.1. Наличие и оптимальность маркетинговой информационной системы (МИС): A) МИС отсутствует; Б) МИС содержит основные элементы, но не действенна; B) МИС учитывает информационные потребности управления. |
|
|
|
3.2. Когда предложения ОУ (в форме предложений или практического опыта) принимались на территории и внедрялись как направление деятельности территории? A) никогда; Б) давно; B) в настоящее время. |
|
|
|
3.3. Какие усилия нужно приложить, чтобы оценить эффективность деятельности ОУ? A) существенные усилия; Б) незначительные усилия; B) мониторинг эффективности деятельности ведется постоянно и промежуточные результаты можно получить по требованию. |
|
|
|
3.4. Каково качество информации и каналов связи, нацеленных на рынок ОУП? A) низкое качество, информационные каналы не спроектированы; Б) достаточное для принятия решений; B) высокое качество, информационные каналы действенны. |
|
4. |
Стратегическая Ориентация |
4.1. Как можно оценить качество стратегии ОУ? A) никогда не разрабатывалась; Б) ОУ продолжает принятую стратегическую линию; B) разработана повторная стратегия. |
|
|
|
4.2. Какова степень вероятности реализации планов ОУ? A) малая вероятность; Б) вполне возможно; B) замыслы реальны и планы приближены к возможностям ОУ. |
|
|
|
4.3. ОУ принимает участие в инновационных проектах и конкурсах: |
|
|
|
A) нет; Б) участие не запрограммировано: руководители активизируют участие по указанию вышестоящих органов управления образованием или педагоги принимают участие по собственной инициативе; B) существует Программа инновационной деятельности в ОУ и имеются положительные результаты участия на разных уровнях. |
|
5. |
Управление маркетингом в образовательном учреждении |
5.1. Насколько хорошо планы позволяют реализовать стратегию и тактику ОУ? A) не позволяют; Б) достаточно; B) успешно реализуются. |
|
|
|
5.2. Располагает ли ОУ ресурсами для маркетинговой деятельности и как эффективно они используются? A) не располагает; Б) ресурсы достаточны, но используются не эффективно; B) ресурсы в наличии и используются эффективно. |
|
|
|
5.3. Изучаются ли образовательные потребности рынка и способы их удовлетворения? A) нет; Б) эпизодически; B) постоянно. |
|
|
|
5.4. Имеется ли в ОУ программа маркетинговой деятельности? А) нет; Б) да. |
|
|
|
5.5. При формировании имиджа ОУ учитываются ли факторы, влияющие на принятие решения потребителей о выборе ОУ? А) нет; Б) да. |
|
|
|
5.6. Имеется ли в ОУ карта планирования маркетинговых мероприятий? А) нет; Б) да. |
|
Специфичность организации маркетинговой деятельности в средних специальных педагогических учреждениях можно рассмотреть, исследую следующие особенности:
-образовательная услуга;
-финансирование образовательного учреждения;
-потребители образовательных услуг;
-маркетинговая среда образовательного учреждения;
-конкуренты на рынке образовательных услуг.
Услуга - это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой, и которая , в основном. Не осязаема и не приводит к овладению чем-либо.
Анализ эффективности маркетинговой деятельности МКОУ-Верх-Алеусской СОШ имени Героя Советского Союза Н.В. Некрасовапоказал его достаточный уровень и составил 34 балла. В тоже время выявились довольно значительные просчёты в организации маркетинговой деятельности общеобразовательного учреждения, которые вполне исправимы при изменении подхода к маркетинговой деятельности со стороны руководства школы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.