На первом месте сейчас стоят задачи формирования универсальных учебных действий. Их можно определить как совокупность действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса. В буклете теоретически представлена характеристика планируемых результатов.
            
        
        
        
                    
                
                    Проектирование программы УУД
Планируемые личностные результаты
Самоопределение: 
  экологическая   культура:   ценностное   отношение   к   природному   миру,   готовность   следовать   нормам   природоохранного,
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
 внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
 принятие образа «хорошего ученика»;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; 
 гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю;
 осознание ответственности человека за общее благополучие;
 осознание своей этнической принадлежности;
 гуманистическое сознание*;
 социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным
нормам;
 начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.
Смыслообразование: 
 мотивация учебной деятельности (социальная, учебнопознавательная и внешняя);
 самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. 
Нравственно-этическая ориентация: 
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; 
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты  и находить выходы из
спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства; 
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.
*курсивом  выделены   показатели   (характеристики),   расширяющие   и   углубляющие   базовый   уровень   планируемых
результатов («выпускник получит возможность научиться»)
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия 
Целеполагание: 
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную*;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
 применять установленные правила в планировании способа решения;
 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
 определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; 
 составлять план и последовательность действий;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Планирование: 
 выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Осуществление учебных действий:
- предвосхищать результат;
- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. 
Прогнозирование: 
Контроль и самоконтроль:
-  сличать способ действия и его результат  с заданным эталоном с целью  обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
- различать способ и результат действия;
- использовать установленные правила в контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий  контроль по результату и по способу действия.
- вносить   необходимые   коррективы   в   действие   после   его   завершения   на   основе   его   оценки   и   учёта
сделанных ошибок; 
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению
допущенных ошибок;
- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его результата.
Коррекция:
Оценка: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
 устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
 соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. 
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;
- активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Саморегуляция:
Познавательные универсальные учебные действия 
Общеучебные: 
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
 использовать  общие приёмы решения задач;
 применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями;
 ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
 выбирать наиболее эффективные способы решения задач*;
 осуществлять рефлексию способов и условий действий, 
 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
 ставить,  формулировать и решать проблемы;
 самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
 осуществлять смысловое чтение;
 выбирать вид чтения в зависимости от цели;
 узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. 
Знаково-символические: 
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью
решения конкретных задач 
Информационные:
 поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
 сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
 обработка информации (определение основной и второстепенной информации); 
 запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на
прочитанный текст;
 анализ информации;
 передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
 интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том
числе с помощью  ИКТ);
 применение и представление  информации;
 оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности). 
Логические:
 подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
 подведение под правило;
 анализ; синтез;  сравнение; сериация;
 классификация по заданным критериям; установление аналогий; 
 установление причинноследственных связей; 
 построение рассуждения; обобщение.
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество; 
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия 
Инициативное сотрудничество:
Планирование учебного сотрудничества:
-   задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной   деятельности   и   сотрудничества   с
партнёром;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; 
- строить понятные для партнёра высказывания;  
- строить монологичное высказывание; 
- вести   устный  и письменный диалог  в соответствии с грамматическими  и синтаксическими нормами
родного языка; слушать собеседника.
Взаимодействие:
 определять общую цель и пути ее достижения; 
Управление  коммуникацией: осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; 
 аргументировать свою позицию и координировать  её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности*;
 прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
 разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
 координировать и принимать различные позиции во взаимодействи.