Районный этап Всероссийского конкурса «Учитель года - 2019»
в Сивинском муниципальном районе
Муниципальное бюджетное учреждение «Сивинская средняя общеобразовательная щкола»
Проект
Модель социализации учеников МБОУ «Сивинская СОШ» в
системе взаимодействия «Ученик – Родители – Педагоги»
Школьный экспресс – 175
Автор проекта:
Москвина Ирина Ивановна,
учитель истории и обществознания
Сива, 2019
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
АННОТАЦИЯ
Проект «Школьный экспресс-175» нацелен на создание среды для активного взаимодействия родителей, детей и педагогов. Все уровни учебно-воспитательного процесса будут наполнены единым магистральным потоком образовательных событий. В комфортной среде, с использованием здоровьесберегающих технологий субъекты школьного сообщества станут организаторами и участниками событий. Перспективное развитие проекта«Школьный экспресс» предусматривает включение родителей и учеников в каждую линию образовательных событий. Направления магистральных линий проекта: «Родительское образование», «Инициативное родительское самоуправление», «Совместная деятельность», «Профилактика детского и семейного неблагополучия».
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
Сивинская средняя общеобразовательная школа – одна из старейших школ Сивинского района, богатая своими традициями, инновациями, известна творческими учителями и талантливыми детьми. История школы насчитывает 175 лет. В настоящее время в школе обучается 956 учащихся в 41 классе. Своими выпускниками школа гордится, они с честью трудятся на благо родного села, района, края и страны. В коллективе работает 71 педагог. Основными целями образовательной и воспитательной работы являются: гражданско-патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни. Есть классы кадетского профиля. Главным девиз работы школьного сообщества в настоящее время: «От качества условий – к качеству результата».
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В современном образовательном процессе Сивинской средней школы взаимодействие педагогов и родительской общественности идёт недостаточно активно. На дошкольном уровне сотрудничество субъектов школы осуществляется эффективно. В начальном звене родители вникают в проблемы и решают задачи воспитания детей тоже достаточно организованно. При переходе на средний и старший уровни мотивация к заинтересованному сотрудничеству снижается. Возникает проблема: как создать систему эффективного сотрудничества на протяжении всего школьного маршрута и сохранить её?
ЦЕЛЬЮ ПРОЕКТА является создание условий для обеспечения успешного взаимодействия субъектов образовательного процесса Сивинской школе, позволяющих активизировать социализацию детей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: организовать площадки для просвещения родителей; организовать площадки для взаимодействия субъектов образовательного процесса; создать инициативные группы родителей ; подключить родителей к профилактике семейного и детского неблагополучия.
Реализация этих задач предусматривает организацию полезного досуга, создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся, пропаганда здорового образа жизни, включение семей в воспитательный процесс способствуют достижению образа выпускника, обозначенного в социальном запросе общества и государства.
Направления магистральных линий
1. Родительское образование
2. Инициативное родительское самоуправление
3. Совместная деятельность
4. Профилактика детского и семейного неблагополучия
Основные направления реализации проекта:
1. Диагностика семей обучающихся:
· изучение структуры семейных ролей, семьи – как системы;
· заключение договора о сотрудничестве школы и семьи
· изучение особенностей воспитания родителей, процессов взаимодействия родителей с детьми;
· изучение влияния супружеских взаимоотношений на детей;
· составление характеристик семей обучающихся.
2. Формы взаимодействия педагогов и родителей:
· создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы;
· организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета (Школа родительского актива) ;
· проведение дня открытых дверей в школе;
· праздники семьи и класса, семейные гостиные;
· спортивные состязания "Мама, папа, я - спортивная семья";
· совместные экскурсии, викторины; выставки семейного творчества;
· фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Мой папа-защитник отечества", "Самая, самая…"; родительские конференции.
· индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
· тематические беседы с обучающимися и их родителями;
Система взаимодействия школы и семьи:
Школа |
Семья |
Координирует ход решения проблемы |
Обозначает возникшую проблему |
Информирует семью о планах работы. |
Оценивает влияние данной работы на детей. |
Раскрывает сложные проблемы. |
Определяет меру содействия их решению. |
Приглашает принять участие в чем-либо. |
Организует общее дело. |
Сообщает о необходимости помощи. |
Предлагает помощь, выдвигает предложения. |
Организует общее дело. |
Участвует в общих делах. |
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
• Магистральная линия 1 «Совместное Дело»
|
событие |
участники |
срок |
Отв. |
|
Мониторинг анкета «Вход» |
|
|
|
|
Презентация конкурса «Активный класс» |
|
|
|
|
Здравствуй, детский сад! |
Мл.группа. дет. Сада+ родители+ педагоги |
Август-сентябрь |
Педагог ДО+инициативная группа родителей |
|
Осенний калейдоскоп |
ср. группа. дет. сада |
октябрь |
Педагог ДО+инициативная группа родителей |
|
Весёлые старты «Папа, мама, я –спортивная семья!» |
ст.группа. дет. сада |
ноябрь |
Педагог ДО+инициативная группа родителей |
|
Ярмарка талантов |
подг.группа. дет. сада |
декабрь |
Педагог ДО+инициативная группа родителей + педагоги нач. школы |
|
День рождения класса |
1классы + подг.группа. дет. сада |
сентябрь |
Педагоги ДО+инициативная группа родителей+ педагоги нач. школы |
|
Мир наших профессий |
2 классы+ ст.группа +родители |
март |
педагоги нач. школы +инициативная группа родителей |
|
День здоровья |
3классы |
октябрь |
педагоги нач. школы +инициативная группа родителей |
|
Бенефис «Спасибо, начальная школа!» |
4 классы |
май |
педагоги нач. школы +инициативная группа родителей |
|
Посвящение в пятиклассники |
5 классы + 10 классы |
сентябрь |
Педагоги нач. и ср. звена+инициативная группа родителей |
|
Конференция «Моя семья. Моя школа» |
6 - 7классы |
декабрь |
Педагоги ср. звена+инициативная группа родителей |
|
Дружная спортивная семья |
6 - 7 классы |
апрель |
Педагоги и ср. звена+инициативная группа родителей |
|
Мастер классы родителей «Все работы хороши» |
8-9 классы |
март |
Педагоги и ср. звена+инициативная группа родителей |
|
Экологический проект «Подарок селу» |
10-11 классы |
сентябрь |
Педагоги старшего звена+инициативная группа родителей |
|
Сетевое образовательное событие «Весь мир у наших ног…» |
|
|
Родители, дети, педагоги и представители общественности |
|
Анкета «Выход» |
|
|
|
Магистральная линия 2 «Просвещение родителей»
|
событие |
участники |
срок |
Отв. |
|
Обучение в «Школе молодого родителя» |
|
|
Родительский актив детского сада и школы |
|
Оформление стенда «Если ты хороший родитель» |
Педагоги + инициативная группа родителей |
|
Родительский актив |
|
фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Магистральная линия 3 «Инициативное родительское самоуправление»
|
событие |
участники |
срок |
Отв. |
|
Презентация конкурса «Активный родитель» |
|
сентябрь |
|
|
Мониторинг активности родителей и классов |
|
В течение года |
|
|
Мастерские «Я умею сам и научу тебя»
|
1-8 классы + родители и педагоги |
1 четверть |
Родительский актив |
|
конференцию «Традиции нашей семьи» |
8 классы + родители и педагоги |
2 четверть |
Родительский актив |
|
Профориентационная работа "Профессии моей семьи" |
10- 11 классы + родители и педагоги |
2 четверть |
Родительский актив |
|
Конкурс «Наш самый лучший класс» |
7 классы + родители и педагоги |
3 четверть |
Родительский актив |
|
выходной день «Семьёй – в поход!» |
Детский сад, начальные классы, 5 - 6 классы +родители и педагоги |
4 четверть |
Родительский актив |
|
Бенефис «Активный родитель» |
|
|
|
Магистральная линия 4 «Служба доверия (социально- психологическая поддержка)»
|
событие |
участники |
срок |
Отв. |
|
Акция «Доброе дело» |
|
|
|
|
Акция «Слово лечит…» |
|
|
|
|
Выходы в семьи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Формирование ответственной и позитивной родительской позиции
2.Развитие совместной деятельности семьи и школы.
3.Повышение педагогической компетентности родителей обучающихся.
4.Решение актуальных проблем жизнедеятельности школы.
5.Развитие взаимопонимания детей, родителей и педагогов.
6.Получение объективной информации о семьях обучающихся, установление обратной связи с родителями.
7.Реализация программ для работы с родителями будущих первоклассников
8.Привлечение родителей в общественную и внутреннюю жизнь школы, класса.
Срок реализации проекта: один учебный год. Участники проекта: учащиеся школы, родители, педагоги, психологи.
Этапы и условия реализации проекта
Проект состоит из трех этапов:
Первый этап - организационно-подготовительный.
Цель: создание банка данных о семьях учащихся. На этом этапе проводится диагностика и
составление социального паспорта школы.
Второй этап - практический.
Цель: налаживание связи: школа - ребенок - семья. Необходимо, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы. Поэтому значительное место в реализации проекта отводится психолого-педагогическому просвещению родителей, которое предполагает разнообразные формы работы.
Третий этап - рефлексия.
Цель: подведение итогов, мониторинг, анализ результатов, эффективности реализации проекта, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Условия реализации проекта:
· Установление партнерских отношений семьи и школы.
· Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся.
· Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов.
· Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.
· Активное включение в работу с семьей администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, воспитателей ГПД.
Основные направления реализации проекта:
1. Диагностика семей обучающихся:
· изучение структуры семейных ролей, семьи – как системы;
· изучение особенностей воспитания родителей, процессов взаимодействия родителей с детьми;
· изучение влияния супружеских взаимоотношений на детей;
· составление характеристик семей обучающихся.
2. Работа с социально неблагополучными семьями:
· составление социального паспорта класса;
· составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей;
· обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей;
· адресная материальная помощь малообеспеченным семьям.
3. Формы взаимодействия педагогов и родителей:
· создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы;
· организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета;
· проведение дня открытых дверей в школе;
· тематические родительские собрания;
· праздники семьи и класса, семейные гостиные;
· спортивные состязания "Мама, папа, я - спортивная семья";
· совместные экскурсии, викторины;
· дни открытых дверей в школе;
· выставки семейного творчества;
· фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Мой папа-защитник отечества", "Самая, самая…";
· индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
· тематические беседы с обучающимися и их родителями;
· родительские конференции.
Система взаимодействия школы и семьи:
Школа |
Семья |
Информирует семью о планах работы. |
Оценивает влияние данной работы на детей. |
Раскрывает сложные проблемы. |
Определяет меру содействия их решению. |
Приглашает принять участие в чем-либо. |
Откликается на приглашение, участвует. |
Сообщает о необходимости помощи. |
Предлагает помощь, выдвигает предложения. |
Организует общее дело. |
Участвует в общих делах. |
4. Организация полезного досуга, создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся, пропаганда здорового образа жизни, включение семей в воспитательный процесс.
Формы деятельности |
Мероприятия |
Познавательная |
Дни науки, предметные недели, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, олимпиады, выпуск предметных и межпредметных газет. |
Трудовая |
Оформление и озеленение кабинета, благоустройство и озеленение школьного двора. |
Досуговая |
Совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки, выставки творческих работ. |
Спортивная |
Дни здоровья, спортивные праздники ("Мама, папа, я - спортивная семья"). |
5. Организация психолого-педагогического ознакомления родителей через:
· родительские собрания;
· индивидуальные беседы;
· педагогические лектории;
· дни открытых дверей;
· оказание психологической помощи.
6. Создание программы по подготовке родителей будущих первоклассников.
Сущность программы заключается в помощи родителям по подготовке ребенка к школе. Направления деятельности программы:
· психолого-педагогическая диагностика уровня готовности ребенка к школе;
· консультации для родителей по итогам диагностики;
· индивидуальные собеседования родителей с администрацией ОУ, психологом, учителями начальных классов, логопедом;
· анкетирование родителей;
· вручение родителям памяток "Что должен уметь первоклассник";
· проведение воспитательных мероприятий для родителей будущих первоклассников (день открытых дверей для будущих первоклассников).
Продукт проекта:
Медиакопилка (презентации, фото, видео)
Сценарии и отчёты мероприятий
Фотовыставки и тематические стенды
Перспективы дальнейшего развития проекта:
При грамотной и активной реализация проекта родители должны более усердно интересоваться делами школы, предлагать свою помощь в решении проблем школы и класса, с удовольствием участвовать в школьных праздниках, начинать зарождать классно-семейные и школьные традиции: совместные чаепития, спортивные мероприятия, поездки на экскурсии и т.д.
Реализация проекта способствует улучшению микроклимата в школе, развитию отношений между семьёй и школой, решению многих школьных повседневных проблем. Родители приобщаются к школьной жизни детей. Результатом взаимодействия классного руководителя, педагогов, психологов с родителями становится постоянная забота о развитии личности ребенка, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, положении в коллективе, самооценке, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и их учете в общении с ребенком. Особенностью проекта является открытое свободное взаимодействие родителей и школы, предусматривающее выполнение данного проекта. Такая стратегия является важным фактором развития педагогической системы школы. Успешность школьной жизни обучающихся зависит от уровня сотрудничества всех субъектов педагогического процесса, в том числе и семьи. Проект может реализоваться в любом образовательном учреждении РФ, целью которого является создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.