Проектная деятельность и научно-исследовательская работа в начальных классах.

  • Работа в классе
  • doc
  • 15.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проектная деятельность и научно-исследовательская работа в начальных классах (из опыта работы)
Иконка файла материала Проектная деятельность и научно-исследовательская работа в начальных классах.doc

Ванина Г.В.

 

Проектная деятельность и научно-исследовательская работа в начальных классах

 

 

Проектная деятельность и научно – исследовательская работа в начальных классах (из опыта работы)

 

I. Вступление – краткая справка о проектной методике в начальной школе.

 

Проектная методика в начальной школе

 

Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

 

Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную по-зицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность,

 

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.

 

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы, соответствующие структуре ученой деятельности:

мотивационный (учитель заявляет общий смысл, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий - подготовительным (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности);

 

Первоначально осваивать данную технологию легче применительно к внеклассной работе. Это могут быть проекты: «Зимующие птицы», «Растительный и животный мир Тульской области», «Млекопитающие».

 

На следующем этапе освоение проектной технологии может быть перенесено на урок. Главным является освоение педагогических технологий.

 

II. Основная часть  

 

Прежде, чем использовать ИКТ, я сначала использовала мультимедийные энциклопедии на уроках окружающего мира и истории. Затем стала включать фрагменты своих презентаций – иллюстраций некоторых этапов урока (устный счет, введение нового материала, закрепление материала).

 

 Чтобы заинтересовать ребят, помочь им заняться тем, что, возможно, поможет им уже в будущем, мне пришлось организовать свою работу достаточно интересно и с достижением конкретных практических результатов, дать возможность в своё свободное от уроков время заинтересованным школьникам работать на компьютере.

     С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, которые предполагают исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются "Мои маленькие исследования” и идут по темам. Я же включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь "подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

 

- Что мне интересно больше всего?

 

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

 

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

 

- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

 

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

 

- Чем я мог бы гордиться?

 

       Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

 

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

 

- экспериментальной;

 

- изобретательской;

 

- теоретической.

 

 

Перед собой я поставила цели и решала следующие задачи:

-занятости детей во внеурочное время;

-развития интереса к творческой и исследовательской работе;

-привития навыков работы с различного рода информацией и разными источниками ее получения.

 

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу.

 

Существуют различные виды исследований. Они могут классифицироваться по различным принципам:

-по количеству учащихся;

-по времени проведения проекта;

-по месту проведения;

-по теме.

 

Оформление работ, результаты проектов и их защита происходит на:

-конкурсах;

-праздниках;

-выставках;

-акциях;

-конференциях и т.д.

 

Виды проектов, которые мы можем предложить учащимся начальных классов:

-исследовательские;

-информационные;

-практико-ориентированные.    

 

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.

 

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

 

а) разъяснение посредством примера,

 

б) описание,

 

в) характеристика,

 

г) сравнение,

 

д) различие.

 

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

 

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

 

4.Расставить по важности основные идеи.

 

5. Предложить сравнения и метафоры.

 

6. Сделать выводы и умозаключения.

 

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

 

8. Подготовить текст доклада.

 

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

 

   Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

 

III. Заключение. Просмотр презентаций