Проектная деятельность и научно-исследовательская работа в начальных классах.
Оценка 4.8

Проектная деятельность и научно-исследовательская работа в начальных классах.

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
15.01.2021
Проектная деятельность и научно-исследовательская работа в начальных классах.
Проектная деятельность и научно-исследовательская работа в начальных классах (из опыта работы)
Проектная деятельность и научно-исследовательская работа в начальных классах.doc

Ванина Г.В.

 

Проектная деятельность и научно-исследовательская работа в начальных классах

 

 

Проектная деятельность и научно – исследовательская работа в начальных классах (из опыта работы)

 

I. Вступление – краткая справка о проектной методике в начальной школе.

 

Проектная методика в начальной школе

 

Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

 

Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную по-зицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность,

 

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.

 

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы, соответствующие структуре ученой деятельности:

мотивационный (учитель заявляет общий смысл, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий - подготовительным (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности);

 

Первоначально осваивать данную технологию легче применительно к внеклассной работе. Это могут быть проекты: «Зимующие птицы», «Растительный и животный мир Тульской области», «Млекопитающие».

 

На следующем этапе освоение проектной технологии может быть перенесено на урок. Главным является освоение педагогических технологий.

 

II. Основная часть  

 

Прежде, чем использовать ИКТ, я сначала использовала мультимедийные энциклопедии на уроках окружающего мира и истории. Затем стала включать фрагменты своих презентаций – иллюстраций некоторых этапов урока (устный счет, введение нового материала, закрепление материала).

 

 Чтобы заинтересовать ребят, помочь им заняться тем, что, возможно, поможет им уже в будущем, мне пришлось организовать свою работу достаточно интересно и с достижением конкретных практических результатов, дать возможность в своё свободное от уроков время заинтересованным школьникам работать на компьютере.

     С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, которые предполагают исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются "Мои маленькие исследования” и идут по темам. Я же включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь "подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

 

- Что мне интересно больше всего?

 

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

 

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

 

- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

 

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

 

- Чем я мог бы гордиться?

 

       Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

 

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

 

- экспериментальной;

 

- изобретательской;

 

- теоретической.

 

 

Перед собой я поставила цели и решала следующие задачи:

-занятости детей во внеурочное время;

-развития интереса к творческой и исследовательской работе;

-привития навыков работы с различного рода информацией и разными источниками ее получения.

 

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу.

 

Существуют различные виды исследований. Они могут классифицироваться по различным принципам:

-по количеству учащихся;

-по времени проведения проекта;

-по месту проведения;

-по теме.

 

Оформление работ, результаты проектов и их защита происходит на:

-конкурсах;

-праздниках;

-выставках;

-акциях;

-конференциях и т.д.

 

Виды проектов, которые мы можем предложить учащимся начальных классов:

-исследовательские;

-информационные;

-практико-ориентированные.    

 

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.

 

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

 

а) разъяснение посредством примера,

 

б) описание,

 

в) характеристика,

 

г) сравнение,

 

д) различие.

 

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

 

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

 

4.Расставить по важности основные идеи.

 

5. Предложить сравнения и метафоры.

 

6. Сделать выводы и умозаключения.

 

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

 

8. Подготовить текст доклада.

 

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

 

   Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

 

III. Заключение. Просмотр презентаций


Ванина Г.В . Проектная деятельность и научно-исследовательская работа в начальных классах

Ванина Г.В . Проектная деятельность и научно-исследовательская работа в начальных классах

На следующем этапе освоение проектной технологии может быть перенесено на урок

На следующем этапе освоение проектной технологии может быть перенесено на урок

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу

Подготовить текст доклада. 9

Подготовить текст доклада. 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021