ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Мы живем в
быстро меняющемся мире, которое нам диктует свои требования: быть
востребованным, реализовывать себя, быть социализированным. Именно в таком
мире одной из проблем является социализация детей с нарушением интеллекта.
Поэтому детей данной категории необходимо привлекать в социально значимую
деятельность, используя различные методы. При этом не стоит
забывать, что одно из главных условий – это создание продуктивного
социального взаимодействия в триаде «учитель - дети - родители».
Одним из таких эффективных методов, является технология проектной
деятельности. Проектная деятельность - это совместная
творческая, учебно - познавательная или игровая деятельность
обучающихся с нарушением интеллекта, учителя и родителей, которая имеет общую
цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение
общего результата [1]. Проектная
деятельность может быть эффективной формой партнерских взаимоотношений семьи,
воспитывающей детей с нарушением интеллекта.
Преимущества
таких партнерских взаимоотношений:
-Развитие у обучающихся умения сотрудничества и коммуникабельности,
повышение уверенности в своих силах.
-Развитие исследовательских умений.
-Развитие мышления обучающегося с ОВЗ, уметь искать и
находить пути поставленных задач.
-Вовлечение родителей в проектную деятельность позволяет семьям, имеющим
детей с нарушением интеллекта, взглянуть по другому на
своего ребенка, организовать взаимодействие,
построить пути совместной деятельности, которая будет направлена на
социализацию и коррекцию обучающихся.
Формы
сотрудничества с родителями в рамках проектной деятельности: содействие
при выполнении практической части проекта, подборе иллюстративного
материала, художественной и познавательной литературы, анкетирование
членов семьи, помощь обучающимся в отборе информации для
проекта, участие в оформлении докладов, презентаций, фотоальбомов.
Значимо, чтобы учащемуся должен быть известен результат, то
есть, что будет продуктом его деятельности.
Метод проектов
можно представит как ШЕСТЬ «П»:
1. Проблема.
2.Планирование (т. е. проектирование).
3. Поиск информации.
4.Продукт конечной работы.
5.Презентация.
6.Портфолио проекта, т. е. папка, в которой собраны рабочие материалы,
отчеты, фото, и другие необходимые материалы.
По продолжительности выполнения проекты подразделяются на:
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Существуют типы проектов:
Практико - ориентированный проект нацелен на решение социальных задач,
которые отражают интересы участников проекта. Конечный
продукт: макеты, учебные пособия и модели,
инструкции, памятки, рекомендации.
Исследовательский проект напоминает научное исследование. Он
включает в себя обоснование актуальности выбранной темы,
постановку задач исследования, обязательно выдвижение
гипотезы, последующая ее проверка, анализ полученных результатов.
Рассмотрим кратко на практическом примере реализацию проектов с нашими
обучающимися. Например, обучающаяся 3-а класса Арина С. в 2023 году приняла
участие в региональном этапе сетевого проекта по сортоиспытанию «Малая
Тимирязевка», в котором заняла достойное 2 место. Тема проекта: «С интересом
выращиваем комнатное растение лимонного дерева».
Проблема-вопрос. А возможно ли вырастить в домашних условиях комнатное растение
лимонного дерева из косточек? Планирование: совместно с родителем и учителем
были определены цели, объемы работ, задачи работ, обоснование ее
актуальности, ресурсы, составление бюджета и установка сроков. Поиск
информации: был проведен краткий обзор литературных источников по проблеме
исследования: происхождение (Это были Китай или Индия.), сроки появления лимона
в России (В XV XVII веке.), биологические особенности (У лимона листовая
пластинка опадает отдельно от черешка, черешок опадает позже.), использование
(Кулинария, быт, красота и здоровье). Продукт конечной работы: выращенное
дерево лимонного дерева, его прививка. Презентация: написание исследовательской
работы. Портфолио проекта - это папка, в которой собраны рабочие материалы,
отчеты, фото, и разные материалы. Финальный итог этого проекта - участие
в региональном этапе сетевого проекта по сортоиспытанию «Малая Тимирязевка».
Информационный проект представляет собой сбор информации о каком
либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления
информации. Например, в ходе реализации проекта «Какие бывают
породы собак» обучающиеся 2 класса дома совместно с родителями подготовили
рассказ о своей собаке, а затем рассказали о ней на открытом уроке по предмету
«Мир природы и человека». Финальный итог этого проекта - участие обучаюшегося 2
класса Азата Б. в Региональном этапе Всероссийского конкурса юных
исследователей окружающей среды «Открытия 2030».
Творческий проект это нетрадиционный подход к выполнению и
презентации результатов. Проектными продуктами могут быть театрализации,
альманахи, произведения изобразительного искусства, видеофильмы. Например,
обучающаяся 3 класса Майя С. и Азалия Ш. приняли участие в: Региональном этапе
Международного детского экологического форума «Изменение климата глазами детей
2024», заняв 2 место.
Таким образом, следует отметить, что метод учебного проекта при взаимодействии с родителями реален и очень эффективен в развитии детей с интеллектуальными нарушениями. Он дает ребенку возможность практически применить полученные знания, развивая творческие способности, навыки коммуникации, И именно это позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме, выполняя разные социальные роли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Солодянкина О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе : - М.: Изд. Юрайт, 2025. — 206 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.